Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Зима" для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Иванова Алёна Михайловна

Тема: «Зима».

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - обогащать словарь детей по теме;

 - уточнять и расширять представления детей о зиме, ее приметах;

 - учить образовывать прилагательные от существительных;

 - упражнять в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать мышление;

 - развивать мелкую и общую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать любовь к природе.

Демонстрационный материал: предметная картинка зима, мяч, снеговики для задания «Найди отличия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_l-g_zanyatie.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий

Тема: «Зима».

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - обогащать словарь детей по теме;

 - уточнять и расширять представления детей о зиме, ее приметах;

 - учить образовывать прилагательные от существительных;

 - упражнять в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать мышление;

 - развивать мелкую и общую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать любовь к природе.

Демонстрационный материал: предметная картинка зима, мяч, снеговики для задания «Найди отличия».

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

Пальчиковая гимнастика.

 - Наше занятие начнем с пальчиковой гимнастики.

Раз, два, три, четыре, пять,        (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.       (“Идут” по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,               (Лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,      (“Крошат хлебушек” всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,     (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.           (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.      (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.          (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

 - А сейчас послушайте мою загадку и попробуйте ее отгадать.

После осени пришла.
И сугробы намела.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.   (
Зима)

 - Правильно. Это зима.

 - Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

2. Беседа о зиме.

 - Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.)

 - Назовите их, пожалуйста. (Декабрь, январь, февраль.)

 - Первый месяц зимы – декабрь. В старину его называли студень, лютень. Люди говорили: декабрь хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет.

 - А вы знаете, как называли январь (февраль)? Январь называли - крыша зимы (февраль - ветродуй).

 - Какой день зимой?

 - Какая ночь?

 - Отгадайте мою загадку:  Стали дни короче, ночью дождик лил,

А пришел стекольщик – лужи застеклил.

– Правильно, это мороз. Как вы думаете, почему говорят:

«Мороз не велик, да стоять не велит». (Когда мороз на улице, нельзя стоять, потому что замерзнешь, нужно ходить, бегать, прыгать.)

 - Вы обратили внимание, как часто говорят зимой: вьюга, пурга, метель. А что это такое? (Демонстрирует закодированные картинки: 1. Метла. 2. Воющий волк. 3. Стрелки в разные стороны. 4. Завитки внизу листа)

  • Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой (метла), ветер со снегом называется метель.
  • Иногда прислушаешься к вою ветра: вью-у-у…, как волк воет (волк). Ветер, который воет как волк – вьюга.
  • А иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит по земле (стрелки). Этот ветер называется пурга.
  • А бывает и так. Морозный, солнечный день ветер несет снег понизу, по самой земле (завитки). Такой ветер называется поземка.

 - Давайте повторим, какой бывает ветер зимой (с опорой на картинки).

3. Упражнение «Дополни слово».

 - Скажите, ребята, а какая она зима. Я начну слово, вы заканчивайте.

 - Холод, значит зима какая? Зима холодная.

 - Мороз – морозная.

 - Вьюга – вьюжная.

 - Снег – снежная.

 - Молодцы.

4. Физминутка.

Снеговик в снегу валялся,
Нос-морковка потерялся.
Ищет слева, ищет справа,
Ищет слева, ищет справа.
Наклонялся, приседал
До тех пор, пока устал.

На сугробе растянулся,
Потянулся, улыбнулся.
За морковкой в магазин
Он опять пошел один.

5. Дидактическая игра «Подбери слова».

 - Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. 

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково». Игра с мячом.

- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок                 Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец            Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка — горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки

7. Игра «Найди отличия»

 - Посмотрите на доску. Дети слепили снеговиков, но они получились разные. Давайте найдем отличия.

8. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

 - И последнее задание - я буду называть слова, а вы подбирать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы какой? какая?

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

III. Итог занятия.

 - Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? О каком времени года?

 - Назовите приметы зимы.

 - Я приготовила для вас небольшой сюрприз – задание. Но для начала отгадайте загадку:

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги –

И по большим снегам беги. (Лыжи)

 - Правильно. Вам нужно обвести лыжи по контуру и раскрасить любым цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей напрвленности 5-6 года жизни. Тема: Слова-признаки.Овощи.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий  в группе компенсирующей направленности 5-6 года жизни по теме: Слова-признаки. Овощи. Цель занятия: познакомить детей с понятием признак,...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме "Игрушки"

Тема: «Игрушки».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме «Игрушки».Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить образовывать сущес...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Одежда. Головные уборы"

Тема: «Одежда. Головные уборы».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - упражнять в образов...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Обувь"

Тема: «Обувь».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить называть обобщающее слово «обу...

Конспект фронтального занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Посуда".

Закрепить и обобщить знания детей о посуде через  составление описательных рассказов....

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»

уточнение и закрепление  знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многознач...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»

уточнение и закрепление знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многозначность ...