Открытое логопедическое занятие со старшими дошкольниками в ДОУ на тему "Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Омельчук Марина Николаевна

Открытое логопедическое занятие для старших дошкольников с использованием ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_logopedicheskoe_zanyatie_v_dou.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое логопедическое занятие в ДОУ

«Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах.

По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

(с использованием ИКТ)

Учитель-логопед: Омельчук М.Н.

Задачи: автоматизировать и дифференцировать звуки Ш-Ж в слогах и сло-вах; развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата; развивать общую и мелкую моторику;  фонематический слух, фонематичес-кое и зрительное восприятие, память, воображение, учить определять место звука в слове, формировать грамматический строй речи: согласовывать при-лагательное с существительным, в соответствии с родом имени существи-тельного, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: волшебная палочка, картонный цветок, маленькая кукла (Дюймовочка), игрушки: лягушка, мышка, картонная ласточка; разрезная картинка «Жук»; дидактические игры «Большой—маленький», презентация к игре «Загадочные картинки», «Живое—неживое», презентация картинок с изображением пушки, машины, шарфа, жабы, пружины, волшебника, шахматов, ежа, шмеля, моржа, шапки, жука, жирафа, лошади, кошки.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

--Дети, я знаю, что вы любите сказки. Я приглашаю вас в очень интересную сказку Г.-Х. Андерсена. Для этого у меня есть специальная волшебная палочка. Сейчас я взмахну волшебной палочкой «раз-два-три» и ...

2.Основная часть.

--Сказка начинается. В одной волшебной стране распустился необыкновен-ный цветок, на котором сидела маленькая девочка, которую назвали… (Дюймовочка). Что с ней приключилось? (Логопед достает жабу). Её унесла жаба. Она согласна отпустить Дюймовочку, если мы научим её делать зарядку для язычка, чтобы жаба могла лучше ловить комаров.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Язычок знаком нам, дети,                        (Широко открыть рот)

Мы его улыбкой встретим.                       Он окно не закрывает,

(Широко улыбнуться,                               Кверху кончик поднимает,

Растянуть губы)                                      (Кончик языка тянется к носу)

Это язычок пришел.                                  Он окно не закрывает,

(Высунуть язык)                                        Книзу кончик опускает.

Вправо он сейчас пошел.                          (К подбородку)

(Тянуться кончиком языка вправо)         Ротик свой не закрывает,

Все, что нужно, увидал                             Индюков он приглашает.

И налево зашагал.                                     («Индюки»)

(Тянуться кончиком языка влево)            Поиграл наш язычок,

Погулял совсем немножко,                      Лег поспать он—и молчок.

Широко открыл окошко.                          (Закрыть рот)

--Жаба отпустила девочку. Отправилась Дюймовочка дальше.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОГАХ

--Ей навстречу летело какое-то насекомое и по дороге оно рассыпалось. Соберите его и мы узнаем кто это. Дети собирают жука.

--Да, Дюймовочка встретила жука. Давайте назовем части тела жука.

(Дети перечисляют: головка, туловище, спинка, крылья, усики, 6 лапок).

--Если жук умеет летать, значит это какое насекомое? (Летающее). Послушаем, как разговаривают жуки, и повторим, сначала все вместе:

ша—ши—шо              жи—жу—жа             жи—ши—жи

ши—шу—ша              жо—жа—жу             ша—жа—ша

а теперь по одному:

жа—ши—жа               жи—шо—жу            ша—ши—жа

--Майский жук пригласил Дюймовочку к столу. Давайте посмотрим, какая посуда. Я буду называть большую посуду, а вы—маленькую для девочки.

чашка—чашечка           кружка—кружечка              ковш—ковшичек

ложка—ложечка           нож—ножичек                     дуршлаг—дуршлачок

--Все верно. Жук остался очень доволен. Приглашает нас размяться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Имитация движений с речью

На лужайке, на ромашке                                 На большой ромашке.

Жук летал в цветной рубашке.                       Не хочу держать в руках—

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,                                     Пусть лежит в кармашке.

Я с ромашками дружу.                                    Ой, упал, упал мой жук

Тихо по ветру качаюсь,                                   Нос испачкал пылью.

Низко-низко наклоняюсь.                               Улетел зеленый жук,

Я нашла себе жука                                           Улетел на крыльях.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОВАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКОВ В СЛОВЕ.

Презентация (использование ПК): дидактическая игра «Загадочные картинки».

--Дюймовочка нарисовала в подарок майскому жуку рисунки, но прошел дождь и смыл часть этих рисунков. Догадайтесь, что она нарисовала? Какой шипящий звук в слове? Определите место звука в слове. Картинки: шуба, желудь, чашка, шапка, ежик, жук.

--Дюймовочке пора отправляться дальше. А наши пальчики потренируются на колючках. (Детям раздаются аппликаторы).

                                                 «Насекомые»

Жук жужжит, жужжит, жужжит           (Подушечками пальцев правой руки по-

И по веточке бежит.                                очередно нажимать на аппликатор).                 

Вот комар к нему летит                         (Подушечками пальцев левой руки по-

И звенит, звенит, звенит.                       очередно нажимать на аппликатор).                     

А трудяга муравей                                  (Подушечками пальцев обеих рук по-

Груз несет для всех друзей.                   очередно нажимать на аппликатор).

Прилетела к нам вчера                           (Подушечками пальцев обеих рук хао-

Полосатая пчела.                                     тичные нажимы на аппликаторе).

А за нею шмель-шмелек                        («Бегут» пальчики правой руки).

И веселый мотылек,                               («Бегут» пальчики левой руки).

Два жука и стрекоза,                              (Подушечками пальцев обеих рук хао-

Как фонарики глаза.                               тичные нажимы на аппликаторе).

Пожужжали, полетали,                          («Бегут» пальчики обеих рук).

От усталости упали.                               (Уронить пальчики на аппликатор).                               

--Пока наши пальчики тренировались, Дюймовочка кого-то встретила. Кого она встретила вы узнаете, отгадав загадки:

Пшенная каша—в ложке,                       На плошке железная крышка.

Ложка—в широкой плошке,                  На крышке—голодная…

                                                   (мышка).

--Правильно, Дюймовочка встретила мышку. (Логопед показывает мышку).

И еще одна загадка:

Угадайте, что за птичка:                          Беленькая с живота,

Темненькая невеличка,                            Хвост раздвинут в два хвоста.

                                                  (ласточка)

Презентация (использование ПК): дидактическая игра «Живое—неживое».

--Мышка и ласточка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано: живое или неживое. Они совсем запутались. Давайте поможем им, распределим картинки в нужные кармашки. Определим место шипящих звуков в словах.   Дети выполняют задание.

3.Заключительная часть.

--Скажите, кого встретила сегодня Дюймовочка? Дети перечисляют: жабу, жука, мышку и ласточку.

--В каких из этих слов есть звук Ш. Определите место звука в слове? А в каких словах есть звук Ж? Определите место звука в слове. А в слове ласточка есть шипящие звуки? Нет.

--Ласточке пора улетать в жаркие страны. Дюймовочка забирается ей на спину и они улетают. Нам тоже пора. Возвращаемся из волшебной страны с помощью волшебной палочки: «раз—два—три».

4.Домашнее задание.

Работа по карточкам. (Детям раздаются карточки). Назвать предметы, в названиях которых есть шипящие звуки и определить место звука в слове.