Сотрудничество логопеда и воспитателя с родителями в процессе исправления недостатков речи у детей.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Именно к родителям будут обращены эти слова:
«Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают речевыми расстройствами, не таили на Вас обид в течение их дальнейшей жизни. Сделайте всё от Вас зависящее, чтобы своевременно привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно жить, учиться и работать. Основная цель работы логопеда и воспитателя и состоит в том, чтобы в меру своих сил Вам в этом помочь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество логопеда и воспитателя с родителями в процессе исправления недостатков речи у детей.


Речь не является врождённой функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, на основе подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития подчинён определённым законам и протекает в определённых временных рамках.
В основе всего речевого развития ребёнка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребёнок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. С помощью речи ребёнок не только получает информацию, но и усваивает её. Нарушение речи может повлечь за собой задержку развития познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и пр.

Вопрос о причинах возникновения речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учёта многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии. Это и неблагоприятная наследственность, и внутриутробные патологии, и осложнённое протекание родов, и социальные факторы, и многое другое. В практике логопедической работы ответ на этот вопрос искать необходимо, т.к. от правильности этого ответа во многом зависит эффективность преодоления речевых расстройств.

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако для развития речи одних только биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребёнка со взрослыми! При этом 
ведущее значение имеет общение ребёнка с эмоционально близкими для него взрослыми – родителями!

Установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. На этом принципе и основывается коррекционно- логопедическая работа с детьми, имеющими речевую патологию. Это следует учитывать и родителям детей, посещающих речевую группу.

Совместная работа специалистов с родителями, чьи дети имеют речевой дефект, сводится к возможному смягчению уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. Очень важно обратить особое внимание родителей именно на эту сторону вопроса: надо приложить все усилия к тому, чтобы своевременно выровнять положение дел и уж во всяком случае его не усугубить. Таким образом, в тесном сотрудничестве логопеда и воспитателей с родителями решается задача профилактики вторичных и третичных нарушений речи.

Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого очень многие его повреждения могут  сглаживаться. Огромная роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально- бытовым условиям, в которых растёт и развивается ребёнок. Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно- профилактических мер, рекомендуемых по линии консультации логопеда и других специалистов. В настоящее время существует множество медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определённых мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. В подавляющем большинстве случаев всё это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имевшихся вредностей на весь ход дальнейшего развития ребёнка.

Нередко родители, обратившиеся за логопедической помощью, категорически отказываются посетить рекомендуемых им логопедом специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога и пр.): «Зачем идти к невропатологу (психиатру, психологу), если у ребёнка нарушена только речь?». Чтобы у 
родителей не возникало подобных вопросов и сомнений, необходимо провести разъяснительную работу о принятом в логопедии общем подходе к преодолению речевых расстройств: 
Наш мозг работает как единое целое и поэтому, даже при повреждении сравнительно небольших его участков имеется « как бы дымка на все полушария» (И.П. Павлов).
В каждом конкретном случае следует выяснить, не пострадали ли у ребёнка другие психические функции (память, внимание, мыслительные способности, эмоционально-волевая сфера), поскольку их нарушение затрудняет работу по преодолению речевого дефекта или даже делает её невозможной. К тому же эти функции могут страдать и вторично, вследствие уже имеющегося нарушения речи.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном виде профилактики – о профилактике рецидивов речевых расстройств. Такие рецидивы могут иметь место в случае недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или, при особо неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Важно понимать, что вновь воспитанный навык правильной речи является ещё очень непрочным, и поэтому для его полной автоматизации необходимо определённое время и 
непрерывная работа по закреплению! В противном случае может произойти возврат к дефектной артикуляции, являющейся более упрочнённой, чем вновь воспитанная. По этой причине и после прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени продолжать проводить с ребёнком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью. К сожалению, многие родители недооценивают важность рекомендаций логопеда.

Таким образом, успех возможно ранней коррекции речевого дефекта у ребёнка во многом зависит от слаженной работы логопеда и воспитателя и в тесном сотрудничестве с родителями, т.к. родителям, как эмоционально близким своему ребёнку взрослым, принадлежит ведущая роль при общении с ребёнком.

Поэтому именно к родителям будут обращены эти слова:
«Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают речевыми расстройствами, не таили на Вас обид в течение их дальнейшей жизни. Сделайте всё от Вас зависящее, чтобы своевременно привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно жить, учиться и работать. Основная цель работы логопеда и воспитателя и состоит в том, чтобы в меру своих сил Вам в этом помочь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей, в работе над развитием всех компонентов речи, в процессе проектно-исследовательской деятельности по теме:"Обыкновенная соль".

Качественное развитие всех компонентов детской речи возможно только при тесном контакте и взаимодействии всех специалистов, работающих в дошкольном учреждении. Речевое общение должно пронизывать жизнь...

Требования к работе по исправлению недостатков произношения у детей

Независимо от причин и характера дислалии у детей при формировании правильного звукопроизношения должны соблюдаться определённые требования. В данной публикации вы найдёте чёткую последовательнос...

Консультация для родителей «Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

В консультации даются рекомендации родителям  по исправлению звукопроизношения у детей, а так же рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков....

Практические формы и методы работы и сотрудничества учителя-логопеда с воспитателями и родителями обучающихся с ОВЗ.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой ...

«Исправление недостатков в поведении детей является - одна из основных задач в процессе обучения и воспитания детей»

Произвольное, т.е. осмысленное, целенаправленное, инициативное  поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении  сдерживают становление произвольности – ...

Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста с помощью автоских мнемотаблиц

В статье даются рекомендации по развитию памяти и речи у дошкольников с нарушениями речи....