ОПЫТ РАБОТЫ «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР» старшая группа
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya_gimstarshaya_gruppa.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «Улыбка»

ОПЫТ РАБОТЫ

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»

старшая группа

Учитель-логопед: Гурьева Л.И.

п.г.т. Малиновский

2013г.

        Логопедическая гимнастика к теме «Осень».

1.Упражнение на развитие плавного выдоха  «Ветер и листья».

Вдох - руки вверх, покачивая руками, произносим Ф-Ф-Ф; руки плавно опускаем П-П-П

2. Массаж биологически активных точек  лица «Осенью».

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

3. Упражнения для развития  язычка:

 Подуй на кончик язычка;  Часики;   Горка; Болтушка

4.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».

Раз-два-три-четыре-пять – сжимают и разжимают кулачки

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины, – загибают пальцы, начиная с большого пальца

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме  осенний букет принесем - хлопают в ладоши.

5.Подвижная игра «Листья».

Листья осенние тихо кружатся – кружатся, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся - приседают.

И под ногами шуршат, шелестят – движения руками влево - вправо.

Будто опять закружиться хотят – кружатся на месте.

Логопедическая  гимнастика к теме «Овощи. Огород».

1.Упражнение для развития дыхания «Ежик Федя».

Ежик Федя в лес пошел и огромный гриб нашел,

На иголки нацепил, запыхтел и потащил.

Вдох. На выдохе резко – ФУ. Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек лица «Горох».

В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.

Закричал горох: «Ох – Ох!» - массируем уши движениями сверху вниз

Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз

Ну, скорей меня купите – нажимаем на  крылья носа  указательными пальцами.

От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ

Я нужней, чем сто конфет! -  прижимаем ладони к щекам.

3.Упражнения для развития язычка:

Непослушный язычок;

Вкусное варенье;

Кошечка умывается.

4. Пальчиковая гимнастика «Овощи».

Вырастала репка желтая и крепкая – стучим кулачок о кулачок.

Перед домом свекла – поочередно сжимаем руки в кулачки

Смотрит прямо в окна – соединить кончики пальцев с большими  пальцами обеих рук «бинокль».

И морковки урожай – потереть ладонь о ладонь

Сладкой,  сочной – собирай! – выполнить движение «фонарики».

5.Подвижная игра «В огороде».

В огород пойдем, хоровод заведем – идут по кругу, взявшись за руки.

В хоровод возьмем редиску

С ней присядем низко – низко – приседают, держатся за руки.

В хоровод возьмем морковку

И с морковкой спляшем ловко – пляшут, руки на поясе.

И поскачем по дорожке,

Как зеленые горошки – бегут по кругу.

Логопедическая гимнастика к теме « Сад. Фрукты».

1.Упражнение на развитие  продолжительного  выдоха «Прибежали дети в сад».

Дети делают несколько коротких вдохов через нос; задерживают дыхание; продолжительный плавный выдох – «Чудесный запах». Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек  лица«Труба».

Ба-ба-ба – на крыше труба - провести всеми пальцами по лбу от середины к ушам.

Бу-бу-бу - надо чистить трубу - кулачками массировать крылья носа.

Бы-бы-бы - валит дым из трубы - растереть ладонями ушки сверху – вниз.

Всех зовем на новоселье - кончиками пальцев массируем щеки

Начинается веселье – хлопаем в ладоши.

3.Упражнение для развития  язычка.

Непослушный язычок;  В гости к Аленушке и Иванушке; Маляры; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин – покрутить сжатым кулачком левой руки

Много нас, а он один – поднять указательный палец, остальные сжаты

Эта долька для ежа – отогнуть мизинец левой руки,

Эта долька для чижа – отогнуть безымянный палец.

Эта долька для утят – отогнуть средний палец,

Эта долька для котят – отогнуть указательный палец,

эта долька для бобра – отогнуть большой палец.

А для волка – кожура!- похлопать в ладоши.

Он сердит на нас – беда!- соединить ладошки- лодочкой( пасть волка), постучать кончиками пальцев друг о друга

5.Подвижная игра  «Яблочки».

Яблони в печали ветками качали - дети идут по кругу, взявшись за руки и покачивая ими.

Наши яблочки, как мед и никто их не берет – руки, сжатые в кулачки поднять вверх, выполнить движение фонарики.

Тут одно висеть устало,

На зеленый луг упало – присесть на корточки.

Покатилось по дорожке,

Прямо Машеньке под ножки - бегут друг за другом.

Логопедическая гимнастика к теме  «Лес. Грибы. Ягоды.

В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключений  нам, ребята, не найти.

1.Упражнение на развитие дыхания «Ветер и листья».

Осенние листочки детям говорят:  Вдо х- выдох.

осиновый – ааааа; рябиновый –ииии; березовый –ооооо; дубовый- уууууу.

2. Массаж биологически активных точек лица «Прогулка».

Раз-два-три по дорожке мы пошли – растирают ладонями щеки вверх-вниз

Ти-ти-ти – куда же нам пойти? – поглаживают лоб от середины к центру.

Ать-ать-ать- в лес отправимся гулять – оттягивают мочки ушей вниз.

Ать-ать-ать- будем прыгать и скакать – постукивают согнутыми пальцами по лицу.

3.Упражнения для развития язычка:

                 Качели. Грибок. Дятел.

4.Пальчиковая гимнастика  «Ладошки».

Постучим ладошкой по ручкам немножко – стучат по рукам ладошкой.

А потом, потом, потом грудку мы чуть-чуть побьем – поколачивают грудь кулачками.

Хлоп, хлоп тут и там и немного по бокам - хлопают по бокам ладошками.

Хлопают ладошки нас уже по ножкам – хлопают по ногам ладошками

Погладили ладошки ручки и ножки – гладят руки и ноги.

5. Подвижная игра «По ягоды».

Мы шли-шли-шли – маршируют по кругу, руки на поясе.

Много клюквы нашли – наклоняются, касаются правой рукой носка левой ноги.

Раз- два - три-четыре-пять - опять маршируют по кругу.

Мы опять идем искать – наклоняются, левой рукой касаются  носка правой ноги.

Логопедическая  гимнастика к теме «Одежда».

1.Упражнение на дыхание: «Веселый лоскуток».

Вдох, продолжительный выдох на  лоскуток, полюбоваться, как он колышется. Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек  лица «Если бы….».

Ах, если бы слоны носили бы штаны – указательными пальцами массируем основание бровей.

Какие бы материи были им нужны? – указательным и безымянным пальцами массируем виски.

Никак не маркизет – трем кулачками крылья носа.

И не батист, нет-нет! – поглаживаем уголки губ к ушам

Толстая  кожа, рогожа и вельвет –легонько хлопаем себя по щекам.

3.Упражнение для язычка:

 Горячий чай – чашечка, дуем на нее;  Дятел; Болтушка.

4.Упражнение для пальцев «У  Матрёшкиной сестрицы».

У Матрёшкиной сестрицы - начиная с указательного пальца, поочередно всеми пальцами постукиваем по ладони левой руки.

По деревне небылицы – теперь наоборот.

Ходит утка в юбке, в теплом полушубке – загибаем каждый  палец, начиная  с большого.

Курочка -  в жилете

Петушок - в берете.

Коза – в сарафане

Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже  - корова в рогоже.

5. Подвижная игра  « Прыжки с остановкой».

Раз-два-три – прыжки на месте

Ноги врозь и ноги вместе. Остановиться – прислушаться.

Прыг-скок, прыг-скок! И вокруг себя прыжок.

Раз-два-три – прыжки на месте,

Доживем мы лет до двести.

Прыг да скок, прыг да скок!

Если что – наутек!

Бегут по кругу.

Логопедическая гимнастика к теме «Обувь».

1. Упражнение на развитие дыхания «Да, да наступили холода».

Вдох, подуть на сложенные лодочкой ладони. Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек лица «Заинька в валенках».

Под высокой  под сосной -  поднять руки вверх.

Скачет заинька босой,- гладим шею  ладонями сверху – вниз.

А Зайчишка  маленький, топает в валенках - поглаживаем уши сверху вниз

Каблучками он стучит,- постукиваем кончиками пальцев по лицу.

На друзей своих глядит - массируем внешние уголки глаз.

3.Упражнение  для развития язычка:

 Горка – зайка с горки покатился; Заборчик – вдоль заборчика скакал; Качели – на качелях покачался; Футбол – и в футбол он поиграл.

4.Пальчиковая гимнастика  «Новые кроссовки».

Как у нашей кошки на ногах сапожки - начиная с большого пальца, загибаем пальцы на обеих руках.

Как у нашей свинки на ногах ботинки

Как у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький надевает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так. Вот так. Новые кроссовки – ритмично выполняем хлопки ладонями и удары кулачками.

5.Подвижная игра «Маринкины ботинки».

Вот ботинки для Маринки - показывают, выставляя ногу

Не ботинки, а картинки,

Чтобы в них гулять ходить, бегать, прыгать и шалить – топают ногами.

Под звуки бубна дети разбегаются по группе. Бубен  замолкает  и дети возвращаются в указанное место.

   Логопедическая  гимнастика к теме «Игрушки».

1. Упражнение на развитие дыхания  «Шарик мой воздушный….»

 Надуваем шарик. Руки на груди. Вдох –три коротких  выдоха. На каждый выдох разводим руки в стороны. Полюбовались. Лопнул – шшш. Повторить 4-5 раз

2. Массаж биологически активных точек  лица«Городок игрушек».

Возле двух лесных дорог – поглаживаем лоб от середины к вискам.

Прямо на опушке – массируем указательными пальцами крылья носа.

Есть волшебный городок – растираем  ладонями уши вверх – вниз.

Где живут игрушки – гладим уголки губ по направлению к ушам.

3.Упражнение для  развития язычка:

 Покусаем язычок; Вкусное варенье; Горка; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Магазин игрушек».

Посмотрите в магазине все игрушки на витрине – хлопают в ладоши.

Заводные зайчики - поочередно загибают пальцы рук, начиная с большого пальца

Куколки и мячики-

Пушистые котята-

Матрешки, медвежата –

Все на полочках сидят – сжимают и разжимают пальцы рук

С нами поиграть хотят – хлопки в ладоши.

5.Подвижная игра «Волчок».  

У  детей руки  на поясе.

Вертится волчок, кружится,

Ему на месте не сидится – кружатся медленно.

Покружился, пожужжал – кружатся быстро

Притомился …и упал – замедляют кружение.

  Логопедическая  гимнастика к теме «Посуда».

1.Упражнение на развитие дыхания «Подуй на кашу».

Дети складывают ладошку  ковшичком. У Маши в тарелке горячая  каша.

Поможем Маше остудить кашу.

Вдох.  Плавный выдох. Повторить4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «Чайник».

Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд  - массируем крылья носа указательными пальцами.

Я вам на показ выставляю живот - надуть щеки и массировать их круговыми движениями.

Я чай кипячу, клокочу и кричу – массируем уши движениями к вискам и обратно.

Эй, люди, я с вами попить  чай хочу! – гладим  лоб от середины к вискам.

3. Упражнения для язычка:

Подуй на язычок;

Вкусное варенье;

Маляры.

4.Пальчиковая гимнастика «Не зевай».

У нашего Вовки на блюде морковка – загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца.

У нашей Акульки картошка в кастрюльке,

У нашей Наташки смородина в чашке,

А у Валерки грибочки в тарелке,

А теперь не зевай

И посуду называй! – хлопаем в ладоши.

5. Подвижная игра «Мы умеем веселиться».

Дети стоят в кругу и произносят слова, выполняют соответствующие движения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем бегом. 3

    Логопедическая гимнастика к теме «Семья».

1. Упражнение на развитие дыхания  «Грустный мамонтенок».

Покажите, как мамонтенок  грустит о маме.

Вдох, продолжительный выдох. Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек лица «Апельсины».

На базаре папа с сыном  покупали апельсины – гладим кончиками пальцев лоб от середины к вискам,

И решили в парке сесть  апельсины эти съесть - массируем круговыми движениями щеки.

Сын довольный и счастливый – потягиваем  мочки ушей вниз

И с улыбкой на лице – гладим кончиками пальцев уголки губ по направлению  к  ушам.

Потому что в апельсинах, витамины  А, В, С  – массируем виски круговыми движениями.

3. Упражнение для язычка:

Качели;  Вкусное варенье; Змейка.

4. Пальчиковая гимнастика «Мамин помощник».

Мамин труд я берегу – массируем каждый палец правой руки левой рукой

Помогаю, чем могу.

Нынче мама на обед - массируем каждый палец левой руки, правой рукой

Наготовила котлет.

И сказала: - сжимаем и разжимаем кулачки

«Слушай, выручи, покушай!»

Я поел немного, - хлопаем в ладоши

Разве не подмога?

5.Подвижная игра «Ровным кругом».

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за  шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так!

Водящий показывает фигуру, дети повторяют ее.

Логопедическая  гимнастика к теме «Зимующие птицы».

1. Упражнение на развитие дыхания  «Подуй на снежинку».

Дети «сдувают» снежинку с ладошки. Вдох – продолжительный выдох.

Повторить 3-4 раза.

2.Массаж биологически активных точек  «Воробей».

Гей, гей, гей - скачет бойкий воробей – массажируем виски указательным и средним пальцем.

Гей, гей, гей - возле маленьких детей – растираем кулачками крылья носа.

Эй,эй,эй, - бросьте крошек поскорей – постукивают кончиками пальцев по щекам.

Лю,лю,лю - помогите воробью –м ассируем  ушные  раковины.

Лю, лю, лю – я вам песенку спою – указательными пальцами массируем уголки губ.

3.Упражнения для язычка.

         Маляры; Качели; Болтушка.

4. Пальчиковая гимнастика  «Кормушка».

Возле леса на опушке мы повесили кормушки – сжимают и  разжимают пальцы

Для щеглов и для синичек – загибают пальцы, начиная с большого пальца

И для всех голодных птичек –

Не едите вы с ладошки? – разжимают ладошки, показывают их,

Зерна, семечки и крошки – загибают пальцы, начиная с большого пальца

Прилетайте на опушку – разжимают и сжимают ладони

Угощенье ждет в кормушке – разжимают и сжимают ладони.

5. Подвижная игра  «Снеговик».

Давай дружок, смелей дружок – идут по кругу, изображая, будто катят снежный ком.

Кати по снегу свой снежок

Он превратиться в толстый ком – рисуют руками  большой круг

И станет ком снеговиком – рисуют три круга

Его улыбка так светла – широко улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла – показывают глаза, прикрывают голову ладошкой.

Показывают нос, показывают, как держат метлу в руках.

Логопедическая гимнастика к теме »Домашние животные зимой».

1.Упражнение на развитие дыхания  «Где бывали, чьи голоса слыхали?

Взрослый показывает картинки животных, дети имитируют голоса этих животных. Вдох – выдох - мяууууу; вдох- выдох - муууу; вдох- выдох -иииго-го; вдох –выдох –беее;   вдох – выдох - меееее.

2.Массаж биологически активных точек лица «Кто кем доволен?»

Довольна корова своими телятами – поглаживаем лоб от середины к вискам

Овечка довольна своими ягнятами – массируем основание бровей

Кошка довольна своими котятами – поглаживаем уголки губ к ушам

Кем же довольна свинья? Поросятами – пощипываем щеки

А я довольна своими ребятами – поглаживаем шею движением сверху – вниз

3.Упражнения для язычка:

Кошка лакает молоко; Кошечка умывается;  Лошадка весело скачет.

4. Упражнения для пальцев  «Играет кот на скрипочке».

Играет кот на скрипочке - показывают игру на скрипке

Тили-ли, тили-ли – хлопают в ладоши

На блюде пляшут рыбки  - волнообразные движения кистями рук

Хлюп ли-ли, хлюп ли-ли – два хлопка по коленям.

Танцуют чашки, ложки – «фонарики»

Дзинь хо-хо, дзинь хо-хо – скользящие удары ладонью о ладонь

А лошади смеются -   постучивают пяткой о пол

Иии-го-го, иии-го-го –  на «И»-руки вверх, сжаты в кулаки, «Го-Го» вниз.

5. Подвижная игра  «Кот и мыши».

Кот сидит на стуле в углу комнаты. Дети говорят слова.

Мышки в  норочках  сидят, мышки в щелочки глядят – мыши закрывают ладонями лицо и подсматривают, выглядывая.

Ой, как много мышек тут, коготками пол скребут - «скребут» пол.

Тише мыши, серый кот, он вас всех подстережет! – грозят пальцем друг другу

Серый кот гулять пошел и мышат он не нашел - кот ходит по группе, мышки не шевелятся.

Только котик засыпает, мышки сразу выбегают  - кот садиться на место, мышки на носочках бегают по группе.

«Кот идет!»  - выбегает

Логопедическая  гимнастика к теме «Дикие животные зимой».

1.Упражнение  на развитие дыхания « Ох, как холодно в лесу».

Вдох. На выдохе дети громко произносят «Ох, как холодно в лесу!» Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек лица «Звери».

Серый волк бежит по лесу – гладим лоб от середины к вискам всей ладонью,

А за ним бежит лиса – массируем щеки круговыми движениями,

Поднялись у них трубой два пушистеньких хвоста – массируем уши движениями сверху вниз.

А у елки на пригорке – массируем крылья носа указательными пальцами

Спрятался зайчишка в норке – потягиваем вниз мочки ушей.

3.Упражнения для развития язычка:

Горка; Кошка умывается; Качели.

4. Пальчиковая гимнастика «Зайчонок».

Зайка звуки учил, зайка звуки позабыл –  потирают ладони друг о друга

Тут заплакал наш зайчонок -  массируют каждый палец на левой руке, начиная с мизинца, нажимая на первую фалангу.

Подошел к нему котенок – массируют пальцы правой руки.

Говорит: «Не плачь, косой! Звуки выучим с тобой» - выполняем движение «замок».

Звук услышишь – громко хлопай – хлопают,

Да еще и ножкой топай – топают.

5.Подвижная игра «У медведя во бору».

Дети стоят в конце комнаты. Медведь «спит» на другом конце комнаты.

Идут к нему: У медведя во бору  грибы, ягоды беру,

                        А медведь не спит и на нас ворчит.

Медведь произносит «РРР», дети убегают, он их ловит

Логопедическая  гимнастика к теме «Новый год».

1. Упражнение на развитие дыхания  «Скоро ёлка к нам придет».

  Ладошки соединены вместе – это елочка. Вдох  на  выдох -  «Ах!».

  Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «Елочка».

Ашу-ашу-ашу - нарядим елку нашу - поглаживают лоб от середины к вискам

Ишки-ишки-ишки – вот золотые шишки - руки сжаты в кулачки, массируем  крылья носа.

Ош-ош-ош – шар большой хорош - потираем виски круговыми движениями

Ша-ша-ша – елка тоже хороша - потираем ушки сверху - вниз.

3. Упражнение для язычка:

К нам сегодня собирался дед Мороз прийти, но без нас ему дороги не найти.              На звук барабана он точно придет – Барабан

Поиграй моя гармошка, помоги Морозу дорогу найти - Гармошка

Как у нашей,  у лошадки,  звонко цокают  копыта – Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Мороз».

Вышел на просторы- 3 хлопка в ладоши

 Погулять мороз – 3 хлопка по коленям

Белые узоры – «фонарики»

В косах у берез –сжимают пальцы в кулачки.

Снежные тропинки – потирают ладони,

Голые кусты – скользящие ладони друг о друга

Падают снежинки – движения кистями рук вверх- вниз

 Тихо с высоты – приседают

5. Подвижная игра  «Звери  идут на елку».

Лесом по проселку мы идем на елку – маршируют

Вот бегут зайчишки, заиньки трусишки - подскоки.

Вот шагают петушки, золотые гребешки  - идут, высоко поднимая колени

Ну-ка, выходи-ка, серый кот - мурлыка– пружинистый  шаг, сжимают и разжимают пальцы рук.

Подошел к дороге мишка из берлоги – перетопы с ноги на ногу

Ой, спасибо, дед Мороз, много  ты друзей привез – хлопают в ладоши.

Логопедическая  гимнастика  к теме «Мебель».

1.Упражнение  для  развития дыхания «Снежинки».

                     Как подул Дед Мороз -  

                     в воздухе морозном полетели,

                     закружились ледяные звезды.

                    Дети дуют на снежинки.

2.Массаж биологически активных точек лица «Снежинки».

Кружатся снежинки в воздухе  морозном -  поглаживают щеки круговыми движениями.

Падают на землю кружевные звезды  - массируют уши движениями сверху - вниз

Вот одна упала на мою ладошку - кончиками пальцев массируют все лицо (птички клюют)

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко - поглаживают лоб от середины к вискам.

3. Упражнение для язычка:

    Горка;  Вкусное варенье; Лошадка.

4.Пальчиковая гтмнастика                                                                                                                                                                                                                  «Мебель».

На эту кушетку, на эту тахту - пальцем  правой руки загибают пальцы левой руки, начиная с мизинца.

На эту кровать или даже на ту,

На этот диван или даже на тот – переходят на правую руку

Где целыми днями валяется кот.

Ложитесь и спите - сжимают пальцы и разжимают пальцы

 Пожалуйста, сами! – ладони под щеку.

Игра: «День – ночь».

«День» дети бегут по залу в разные стороны.

На слова «Ночь» - замирают.

Водящий обходит детей и забирает тех, кто пошевелился.

         

Логопедическая гимнастика к теме «Транспорт».

1. Упражнение на развитие дыхания  «Машина».

В руках воображаемый руль.

Машина, машина идет, гудит –  вдох - би-би-би;  вдох - би-би-би; вдох –би-би-би. Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек  лица «Грузовик».

Нет, напрасно мы решили – поглаживаем лоб от середины к вискам

Прокатить кота в машине – указательными пальцами массируем  крылья носа.

Кот кататься не привык – тянем вниз за мочки ушей

Опрокинул грузовик – указательным, средним и безымянным пальцами пощипываем щеки.

3. Упражнения для развития язычка :

Заведем мотор - напряженным  кончиком язычка ударяем в верхние альвеолы, произносим  много раз звук «Т».

Машина спускается с горы -  широкий язычок упирается в нижние зубы (горка). Самолет - пропевание  гласных звуков А-Э-И-О-У  для укрепления мышц зева и глотки.

4.Пальчиковая гимнастика «Теплоход».

От зеленого причала – хлопаем в ладоши

Оттолкнулся теплоход – сжимаем пальцы в кулачки

Он назад шагнул сначала - шаг назад и поочередные хлопки  руками по коленям

А потом шагнул вперед – шаг вперед, хлопки по бокам туловища

И поплыл, поплыл по речке – руки вытянуть вперед и взмахи кистями рук вверх – вниз.

Набирая полный ход – вращательные движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулаки.

5. Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль».

«Воробушки» прыгают по дороге, клюют зернышки.

Из-за поворота выезжает автомобиль,

«Воробушки» улетают от него.

Логопедическая гимнастика к теме «Профессии на транспорте».

1.Упражнение  на развитие  дыхания «Самолетики».

У детей в руках бумажные самолетики. Вы сейчас будете летчиками. Глубоко вдохните и подуйте на самолетик. Повторить 4-5 раз.

2. Массаж биологически активных точек лица «Шофер».

Целый день шофер трудился – поглаживаем лоб от середины к вискам

Он устал и запылился – круговыми движениями поглаживаем виски

Он возил кирпич на стойку – прямыми движениями сверху –вниз поглаживаем щеки.

Дом он строить помогал – закидываем руки за шею и поглаживаем

А теперь ведет на мойку – массируем уголки губ указательными пальцами.

Свой огромный самосвал – крутим воображаемый руль.

3.Упражнения для  развития язычка:

«Самолет летит» - ЛЛЛЛЛЛ;

 «Заведем  мотоцикла» - ТЖ-ТЖ-Тж

 Лошадка.

4. Пальчиковая гимнастика«Гонки».

Раз, два, три, четыре, пять – поочередно потирают пальцы о большой палец

Можно гонки начинать –сжимают и разжимают пальцы рук

По кругу, по кругу, вперед и назад – большой палец одновременно поглаживает все пальцы.

Но пальцы машинку мою тормозят – сжимаем и разжимаем пальцы.

Закрылись. Машинка стоит в гараже – сжимают кулак.

И фары погасли,  не светят уже – заглядывают в маленькую щелку в кулаке.

5.Подвижная игра «Летчик».

Быть шофером хорошо – бегут по кругу, крутят воображаемый руль

А летчиком лучше – бегут, расставив руки в стороны.

Я бы летчиком пошел пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин – останавливаются, наклоняют воображаемый сосуд

Завожу пропеллер – круговые движения руками

В небеса, мотор, веди

Чтобы птицы пели.

Логопедическая  гимнастика к теме «Профессии на стройке».

1.Упражнение для развития  короткого  выдоха «Топор».

Дети стоят прямо, руки соединены в замок. Вдох – руки вверх, выдох – руки вниз «УХ!»

2.Массаж биологически активных точек  лица «Каменщик».

В переулке дом растет – кончиками пальцев гладим лоб от середины к вискам

Стены каменщик кладет – массируем кончиками пальцев  круговыми движениями виски.

С ним помощник мастерок – массируем крылья носа кулачками

Будет дом построен в срок – массируем уголки губ по направлению к ушам.

3.Упражнения для развития  язычка:

          Змейка; Горка; Болтушка.

4.Пальчиковая гимнастика  «Маляры».

Маляры известку носят – потираем ладонь о ладонь.

Стены кистью купоросят – выполняют движения кистями рук вверх – вниз, справа – налево.

Не спеша разводят мел – пальцы сложить в щепоть и потереть о большой палец

Я бы тоже так сумел – хлопают в ладоши.

5.Подвижная игра «Займи домик».

На полу разложены кружки. Это домики. Их должно быть на один меньше.

На счет раз, два, три дети бегают по группе в разном направлении.

На счет раз, два, три  «Домик свой займи!»

Дети стараются ногами встать в кружок.

Кто не успел занять домик, танцует.

Логопедическая гимнастика к теме «Комнатные растения».

1.Упражнение на  развитие дыхания «Лепесток».

Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг возвращайся, сделав круг.

Дети легонько дуют на лепесток от фиалки. Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица « Цветы».

На окне в горшочках поднялись цветочки – пальцы «грабельками», проводят по лбу от середины к вискам

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись – массируем уголки губ по направлению к ушам.

К солнышку листочки повернут цветочки – сгибаем и разгибаем ушные раковины.

Развернут бутоны, в солнышке утонут – массируем щеки круговыми движениями пальцев рук.

 

3.Упражнения для развития язычка.

Непослушный язычок,

 Болтушка,

 Лошадка,

4.Пальчиковая гимнастика «В нашей группе».

  В нашей группе на окне во зеленой, во стране – потираем ладони друг о друга.

В расписных горшочках подросли цветочки – сжимаем и разжимаем руки.

Вот розан, герань, толстянка – загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца.

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку – раскрываем кулачки

Я - выставляем указательный палец правой руки

и все мои друзья -  переплетаем пальцы в «замок».

.

5. Подвижная игра «Веселый бубен».

Дети стоят в кругу и быстро передают мяч друг другу.

У кого, по окончанию слов, мяч окажется в руках, тот выполняет танцевальное движение.

Ты катись веселый мячик быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик, тот сейчас станцует нам.

Логопедическая гимнастика к теме «Почта».

1.Упражнение на развитие дыхания «Почтальон поднимается по лестнице».

 Вдох. На выдохе резко  произносят:  «Ух!». Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек «Хмурилка».

Здесь живет Хмурилка  - поглаживаем лоб от середины к вискам

Здесь живет Дразнилка – гладим от крыльев носа к ушным раковинам

Здесь живет Смешилка – гладим от верхней губы к ушным раковинам

Здесь живет Страшилка – гладим от середины подбородка к ушным раковинам

Это носик  Бибка! – указательный палец  приставляем к кончику  носа

А где твоя улыбка? – проводим  от  уголков губ к ушам.

3. Упражнения для язычка:

Маляры; Катушка; Лошадка.

4. Пальчиковая гимнастика «Почтальон».

Что принес нам почтальон? – сжимают и разжимают кулачки.

С толстой сумкой ходит он – приседают и «идут» пальчиками по ковру.

Перевод, журнал, газету – на каждое название загибаем по одному пальцу

В бандероли две кассеты,

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали – хлопаем в ладоши.

5.Подвижная игра «Вокруг домика хожу».

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова.

Водящий ходит за кругом и «заглядывает»  в окна.

Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу.

К одному я подойду и тихонько постучу:

- Тук – тук!

- Кто там? – спрашивает  ребенок, около которого остановился водящий.

- Это я, Никита, догони меня.

Ребенок из круга догоняет водящего.

Логопедическая гимнастика к теме «Наша армия».

1. Упражнение на развитие короткого выдоха «Пылинки».

На ладони у детей воображаемые  пылинки

Короткий вдох через нос и резкий выдох через рот.

Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица  «Защитники».

На горах высоких, на степном просторе – круговыми движениями массируем виски.

Охраняет нашу Родину солдат – массируем козелки ушных раковин.

Он взлетает в небо, он уходит в море – ребром ладоней движениями вперед – назад растираем лоб.

Не страшны защитнику дождь и снегопад – кулачками массируем крылья носа.

3. Упражнения для развития язычка:

            Грибок; Вкусное варенье; Лошадка.

4. Пальчиковая гимнастика «Пограничник».

Ночью, в полдень, на рассвете – пальцы встречаются с большим пальцем, начиная с мизинца.

Службу он несет в секрете – сжимаем и разжимаем пальцы рук.

На тропе, на берегу – хлопают в ладоши

Преграждает путь врагу – стучат кулачок о кулачок.

5.Подвижная игра «Капитан».

Матросская шапка веревка в руке – маршируют по кругу

Тяну я кораблик по быстрой реке – маршируют в обратном направлении.

И скачут лягушки за мной по пятам – выполняют прыжки, сидя на корточках.

И просят меня «Прокати, капитан!» - встают и отдают честь.

      Логопедическая  гимнастика  к  теме   «Рыбы».

1. Упражнение  для  развития  дыхания «Ныряльщики».

Глубоко вдохнули, задержали дыхание, присели на корточки (нырнули), встали выдох через рот. Повт. 3-4 раза

2. Массаж биологически активных точек  лица «Ерш».

Ерш колючий, конопатый – кончиками пальцев массируют щеки (птички клюют)

Некрасивый и горбатый – массируем виски круговыми движениями.

Но ушица без ерша – массируем ушные раковины.

Вряд ли будет хороша – массируем уголки губ по направлению  к  ушам.

3. Упражнения  для язычка:

Змейка; Кошечка умывается; Лошадка.

4.Пальчиковая  гимнастика «Рыбка».

Рыбка плавает в водице – ладони сложить вместе

Рыбке весело играть – показывают, как плывет рыбка.

Рыбка, рыбка озорница – погрозить пальцем

Мы хотим тебя поймать – медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула – показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла – сделать хватательное движение руками,

Рыбка хвостиком махнула – показать, как плавает рыбка,

Рыбка быстро уплыла.

5.Подвижная игра «Удочка».

Дети стоят в кругу. Водящий с « удочкой» стоит в середине круга. Он вращает «удочку» по кругу, стараясь задеть ноги детей. Дети подпрыгивают, чтобы «удочка» их не задела. Кого коснулась удочка, выходит из круга.

      Логопедическая  гимнастика к теме «Мамин праздник».

1.Упражнение для  развития  дыхания «Споем для мамочки».

           Рисунок губами на гласные звуки -  А – Э – И – О – У  - Ы.

2.Массаж биологически активных точек лица «Маме надо отдыхать».

Маме надо отдыхать – массируем круговыми движениями виски

     Маме  хочется поспать – поглаживаем  лоб от середины к вискам.

Я на цыпочках хожу – кончиками пальцев массажируем щеки

Маму я не разбужу – массируем кончики ушей.

3.Упражнения для развития язычка.

   Маляры.   Катушка.    Змейка.    Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика «Мамин день».

Мама, мамочка моя  - сжимают руки в кулачки

Как же я люблю тебя – хлопают в ладоши

Буду я белье стирать – загибают  мизинец  на левой руке правой рукой

Мыть посуду, вытирать – загибают безымянный палец, средний

Подметать и мыть полы -  загибают  указательный палец, большой

Вовсе не для похвалы  - хлопают в ладоши.

Уберу свои игрушки – загибают мизинец на правой руке левой рукой

Сам помою руки, ушки – загибают  безымянный палей, средний

 И чтоб радовалась ты – загибают указательный палец,

Подарю тебе цветы  - загибают большой.

5.Подвижная  игра  « Посмотри, какой я ловкий». (Замри!)

            Дети идут по кругу и говорят слова.

 Разбежались по лужайке   Поли, Анечки, Андрюшки

Стали весело кружиться,   стали дети веселиться

Раз – прыжок, два – прыжок.

Замирай скорей, дружок! – дети стоят неподвижно.

Водящий обходит детей и смотрит,

Кто пошевелился, выводит из игры.  

 Отомри!

 Логопедическая гимнастика к теме «Тело человека».

1.Упражнение на развитие  длительного выдоха.

Вдох – ма-ма-ма-ма; вдох - мы-мы-мы-мы;  вдох –мо-мо-мо-мо.

2. Массаж биологически активных точек  лица «Мое тело».

Ручки растираем-трем ладонь о ладонь

И разогреваем – хлопки в ладоши,

И лицо теплом своим нежно согреваем-гладим щеки сверху - вниз,

Грабельки сгребают все плохие мысли - пальцы полусогнуты, гладим лоб от середины  к ушам,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро – растираем уши

Тянем вниз за мочки – тянут

А потом уходим пальцами на щечки – пальчиками бег по щекам

3.Упражнение для развития  язычка:

Вкусное варенье; Качели; Лошадка.

4. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику…»

В гости к пальчику  большому – руки сжаты в кулачки, большой вытянут  вверх

Постучались прямо к дому - стучим кулачок о кулачок

Указательный и средний, – каждым пальцем касаются большого пальца

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок,- показывают мизинчик

Постучался на порог – стучат кулачок о кулачок

Все мы пальчики друзья, - соединив ладони, сжимаем пальцы (обнимаются)

Друг без друга нам нельзя.

5. Подвижная игра;  «Вокруг домика хожу».

Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу – идут по кругу, водящий за кругом

К одному я подойду и тихонько постучу – останавливаются, стучат.

Тук-тук, кто в домике живет?

Это я, Влада, догони меня!

Догоняет.

Логопедическая гимнастика к теме «Наш поселок». 

1. Упражнение для развития  короткого выдоха «Новая игрушка».

Пете подарили надувного резинового зайчика. Поможем его надуть?

Дети складывают  правую (левую) руку в кулачок, указательный и средний палец - ушки. Короткий вдох через нос – короткий выдох через рот. Повторить по 2 раза.

2.Массаж биологически активных точек   лица «Мой рисунок».

На моём рисунке  выросли ромашки – указательным и средним пальцем массируем за ушами.

Вдоль по тропке скачет  всадник на коняшке, - ладонями гладим лоб от середины к ушам

На моём рисунке  радуга и я,- массируем уголки губ по направлению к ушам

На моём рисунке  Родина моя.- указательными пальцами массируем крылья носа.

3. Упражнения для язычка:

 Непослушный язычок;  Горка; Маляры.

4.Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

В гости к пальчику большому – пальцы сжаты в кулачки, большой палец поднят вверх.

Постучали прямо к дому – стучат кулачок о кулачок, соединяют кончики всех пальцев (крыша домика).

Указательный и средний – каждый палец касается большого пальца

Безымянный  

И последний – показывают мизинчик

Сам мизинчик малышок постучался на порог – стучат кулачок о кулачок

Все мы пальчики друзья,  друг без друга нам нельзя – пальчики «обнимаются».

5.Подвижная игра «Галя по садочку ходила».

Дети идут по кругу, ребенок стоит в кругу, у него в руках платочек.

Галя по садочку ходила, там платочек свой уронила.

Обошла тут Галя садочек, ищет голубой  свой платочек.

Не горюй, подруженька Галя,

Мы платочек твой отыскали - гладят Галю по голове

Под  малиновым, под кусточком, под зелененьким, под листочком.

Вот он, вот он твой платочек, догони

Логопедическая гимнастика к теме «Весна».

1. Упражнение на дыхание «Подуй на подснежник».

Пальцы в щепоть – это бутон. Вдох. Плавно дуем на пальцы, бутон раскрывается, подснежник раскрывается.  (руки менять) Повторить 4раза.

2.Массаж биологически активных точек  лица  «Гуси возвращаются».

Га-га-г а - дома стаяли снега – легко  касаясь пальцами, провести по лбу по направлению к  ушам.

Га-га-га - облетаем облака – круговые движения  пальцами  по щекам.

Выше, ниже. Вижу, вижу! Развернись гусиный клин -.приставить ладони ко    

 лбу и растереть лоб.

Мы вернулись, мы вернулись, мы родной земли коснулись – кулачками растереть крылья носа.

 3.Упражнения для язычка

.

 Непослушный язычок; Гармошка; Почистим зубки.

 4.Пальчиковая гимнастика «Мы умеем лепить».

  Все, что только захотим мы из снега смастерим - хлопки в ладоши.

 Тема лепит колобок - круговые движения ладонями.

 А  Полина - теремок - прямые ладони над головой,домик.

 Люба лепит разных рыб - ладони соединить и двигать ими вправо – влево

 Ну, а Витя – белый гриб - одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть ее ладонью

          другой  руки.

   

 5.Подвижная игра  «Клен».

За окном сосулька тает – дети в кругу, руки на поясе, выполняют 4 прыжка.

Ветер тучи рвет в клочки – руки вверх, наклоны туловища вправо – влево.

Разжимает, разжимает клен тугие кулачки – руки перед грудью, локти опущены, разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку – 4 прыжка

И едва растает снег – наклоны вправо – влево

Мне зеленую ладошку клен протянет раньше всех – протягивают руки друг другу.

Логопедическая гимнастика к теме «Хлеб».

1.Упражнение на развитие дыхания «Вкусный хлеб».

Над селом дымки плывут – пироги в домах пекут. Вдох; на выдох е- «вкусный хлебушко».

2.Массаж биологически активных точек лица «Каравай».

В землю зернышко посадим – гладим лоб кончиками пальцев по направлению к вискам.

Очень малое оно – погладить шею сверху - вниз

Но, как солнышко засветит – массируем уголки губ указательными пальцами

Прорастет мое зерно  и  сожнет косарь его  – поглаживаем щеки сверху – вниз

Он размелет зерно  – оттягиваем мочки ушей вниз

А хозяйка из муки испечет нам пироги – показать «пирожки» руками.

3.Упражнения для развития язычка:

Болтушка; Кошечка умывается; Маляры.

4.Пальчиковая гимнастика «Каша».

Каша в поле росла – поднимают руки вверх,  шевелят пальцами

К нам в тарелку пришла – приседают и «шагают» пальцами то по одной руке, то по другой.

Всех гостей угостим-«мешают» указательным пальцем по ладони правой руки

По тарелке дадим - «мешают» указательным пальцем по ладони левой руки

Птичке – невеличке, зайцу и лисичке – загибают по одному пальцу на каждой руке

Кошке и матрешке – всем дадим по ложке.

5. Хороводная игра «Каравай».

Дети водят хоровод и поют: Как на праздник,  на  веселый

                                                 Испекли мы каравай.

Вот такой узенький, вот такой низенький,

Вот такой  широконький, вот такой высоконький,

Вот такой  вкусненький! – погладить себя по животу.

Логопедическая  гимнастика к теме «Космос».  

1.Упражнение для развития  короткого выдоха «Строим звездолет».

Собираемся в полет, стоим новый звездолет.

Закручиваем гайки –  (вдох – выдох) - вж-вж-вж – делают вращательные движения кулачком одной руки по ладони другой.

Свариваем большие листы металла на обшивку ракеты – (вдох – выдох) - щ-щ-щ- скользящие движения ладоней друг о друга.

2.Массаж биологически активных точек лица «Летит корабль».

Летит в космической дали -  приставить ко лбу ладони ребром и потирать его

Стальной корабль вокруг земли – кончиками пальцев массируем круговыми движениями виски.

И хоть малы его окошки – указательными пальцами массируем внешнюю сторону глаз.

Все видно в них, как на ладошке – кулачками массируем крылья носа.

Степной простор, морской прибой – поглаживаем кончиками пальцев уголки губ по направлению к ушам,

А может быть и нас с тобой – растереть ладони и приложить к щекам.

3.Упражнения для развития язычка: Вкусное варенье; Индюк; Грибок;

4. Пальчиковая гимнастика «Планеты».

По порядку все планеты назовет любой из нас – хлопаем себя по коленкам,

Раз - Меркурий;  два - Венера; три - Земля; - называя  планеты,  загибают пальцы, начиная с  мизинца   на правой руке, левой рукой.

Четыре -  Марс; пять – Юпитер.

Шесть – Сатурн, семь – Уран,

Потом  Нептун - загибают пальцы на другой руке, начиная с мизинца  - правой рукой

.Он восьмым идет по счету – сжимают пальцы в кулачки.

А за ним уже потом

И девятая планета   под названием – Плутон – хлопают в ладоши.

5. Подвижная игра «Замри!».

Дети, стоя на месте, покачиваются с ноги на ногу под слова -

Корабль качается – раз!

Корабль качается – два! Корабль качается – три! В космическом танце – замри!  Все замирают.  Педагог выбирает лучшую фигуру.

Логопедическая  гимнастика к теме «Весенние

                        сельскохозяйственные    работы».

1.Упражнения для развития  короткого выдоха  «Комары».

Налетели комары З-з-З-З, хлоп рукой З-З-з-З, хлоп другой З-З-З-з комаров всех перебьем З-З-з-з-ззззз. Улетели!

2.Массаж биологически активных точек лица «Огород».

Од-од-од – мы вскопали огород – пощипываем легонько щеки.

Ода-ода-ода – стоит хорошая погода – массируем внешнюю сторону уголков глаз указательными пальцами.

Да-да-да – растениям нужна вода – потягиваем за мочки ушей вниз.

Ду-ду-ду – за водой я пойду – массируем уголки губ указательными пальцами.

3.Пальчиковая гимнастика «Грачи».

Мы лепили куличи – «лепят пирожки».

Прилетели к нам грачи – помахать крыльями – ладошками.

Первый грач испек пирог – поочередно массировать каждый палец. Начиная с большого.

А второй ему помог,

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал и пирог у них склевал – постучать пальцами по коленям.

Раз, два, три, четыре, пять  –загибают пальцы, начиная с большого пальца.

Выходи грачей считать – хлопают в ладоши.

5. Подвижная игра «Маленькая  Юленька».

Дети стоят в кругу. В центре девочка Юленька. Под пение детей она  «умывается», «прихорашивается» и выбирает себе партнера, двигаясь по кругу противоходом.

Маленькая Юленька, ты у нас чистюленька.

Мойся, одевайся в гости собирайся.

Ты пойди, пойди кружочком, выбери себе дружочка!

Дети хлопают в ладоши, а пара танцует в середине круга.

Логопедическая гимнастика к теме «Насекомые и пауки».

1.Упражнение на развитие короткого  выдоха «Бабочки».

Вдох. Короткий выдох. Бабочка качается на ромашки. Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «Паук».

Ук-ук-ук – появился вдруг паук – массируем лоб от середины к вискам, граблеобразными движениями.

Ка-ка-ка – все боятся паука – гладим щеки прямыми движениями сверху – вниз.

Ок-ок-ок – паук муху поволок – скользящие движения от уголков рта к ушам.

Ка-ка-ка – прогоните паука – кончиками пальцев массаж всего лица (клюют).

3.Упражнения для развития язычка:

 Почистим зубки (вверху – внизу),

 Качели,

 Болтушка.

4.Пальчиковая гимнастика  «Насекомые».

Будем пальчики считать – хлопаем в ладоши

Насекомых называть: – растираем ладони

Бабочка, кузнечик, муха – загибаем пальцы, начиная с большого пальца

Это жук с зеленым брюхом,

Это кто же тут звенит? – сжимаем и разжимаем пальцы рук

Ой, сюда комар летит! – хлопаем в ладоши

Прячьтесь! – закрываем лицо руками.

5.Подвижная игра «Ровным кругом».

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе сделаем -  вот так!

Ребенок, который стоит в круге показывает любое движение, дети повторяют.

Логопедическая гимнастика к теме «Наша Родина».

1.Упражнение на развитие дыхания «Ветерок».

   Дуй, дуй ветерок, развевай мой флажок.

   Вдох и продолжительный выдох  на флажок, который у детей в руках.

   Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек  лица  «Это тоже Родина».

  Зайчик солнечный в окошке - кончиками пальцев массируем лоб по направлению к вискам.

  Куст сирени за окошком – указательными и средними  пальцами (вилочкой) массируем за ушами

  И на щечке родинка – круговыми движениями поглаживаем щеки.

  Это тоже Родина – массируем уголки губ указательными пальцами.

3.Упражнения для  развития язычка.

Непослушный язычок. Вкусное варенье. Маляры. Лошадка.  

           

 4.Пальчиковая гимнастика  «Россия».

Небо синее в России - соединяем кончики большого и указательного пальцев                 

Реки синие в России – соединяем кончики среднего и большого пальцев

Васильки и незабудки – соединяем кончики безымянного и большого пальцев                                

Не растут нигде красивей – соединяем кончики мизинца и большого пальцев

Есть и клены, и дубы – сжимаем пальцы рук в кулаки

А еще пекут в печи – показывают как «пекут»

Вот такие калачи! – показываем руками большой круг.

5.Подвижная игра «Береза».

 Береза моя белая - идут хороводом

Береза кудрявая -   меняют направление

Стоишь ты, березонька, - остановились, поднялись на носочки, руки вверх,

Посередь  долинушки, - опустились, руки вниз,

На тебе, березонька  -  поднимаем руки вверх, «фонарики»

Листья зеленые - опустили руки, кружимся,

Под тобой, березонька -  движения руками вправо-влево (волны)

Трава шелковая  - опустились на пол.

Логопедическая  гимнастика к теме «Правила дорожного    движения.

1. Упражнение на развитие дыхания «Машина сигналит».

 Вдох.  На выдохе длительное –бииииии; биииии; биииии; биииии. 4 раза.

2. Массаж биологических активных точек лица «Ехали медведи».

Ехали медведи на велосипеде – поглаживаем кончиками пальцев лоб.

 А за ними кот задом наперед – массируем виски круговыми движениями.

 А за ним комарики на воздушном шарике – массируем  крылья носа указательными пальцами круговыми движениями.

А за ними раки на хромой собаке – оттягиваем мочки ушей вниз мочки ушей.

3. Упражнения для развития язычка: 

   Непослушный язычок; Змейка; Качели

4.Упражнение для  развития пальцев рук « Светофор».

 Слушай и запоминай

 И всегда их соблюдай - сжимают и разжимают пальцы рук

 Загорелся КРАСНЫЙ свет,- сжимают  в кулачок левую руку

 Стой, малыш, прохода нет – сжимают  в кулачок правую руку

 ЖЕЛТЫЙ свет,  смотри, горит – сжимают левую руку

 Приготовься,  говорит - сжимают правую руку

 А зажегся свет ЗЕЛЕНЫЙ – сжимают левую руку

 Проходи, мой друг ученый - сжимаем правую руку

 Помни правила движенья – хлопают  в ладоши.

 Как таблицу умноженья!

4.Подвижная игра «Машины». 

 Дети двигаются по группе в руках воображаемый руль.

 На улице нашей машины, машины,

 Машины -  малютки, - слегка приседают

 Машины – большие – поднимаются на носочки

 Спешат  грузовые - разворот в другую сторону

 Фырчат легковые,

 Торопятся, мчатся, как будто живые – двигаются в более быстром темпе.

              Логопедическая  гимнастика к теме «Швея».

1.Упражнение на  развитие плавного выдоха «Угадай звук».

Беззвучно артикулируется гласный звук, дети произносят его громко  и протяжно.

2. Массаж биологически активных точек  лица «Наперсток».

Вышивает, шьет иголка -  раздвинув,  указательный и средний пальцы, массируем точки за ушами.

Пальцу больно, пальцу колко - указательным пальцем массируем крылья носа

А наперсток в тот же миг - слегка касаясь пальцами, провести по лбу по направлению к ушам

К девочке на пальчик прыг! – массируем уголки губ

Говорит иголке «Шей!» - кончиками пальцев массируем щеки (клюют)

А колоться ты, не смей! – грозят пальчиком.

3.Упражнения для развития язычка:

Вкусное варенье; Покатай конфету; Лошадка.

4.Пальчиковая гимнастика  «Я умею шить…».

Я умею шить немножко – скользящие движения ладоней друг о друга

Сшила сарафан для кошки – похлопать себя по бокам

Для своей собачки  Жучки  - сжимаем руки в кулаки

Сшила тепленькие брючки – похлопать по коленям ладонями

А для куклы Кати курточку на вате – хлопаем в ладоши.

5.Игра – импровизация «Ровным кругом».

Дети, взявшись за руки идут  по кругу. Один ребенок - гномик движется внутри круга в противоположную сторону. С окончание слов, гномик выполняет любое движение, дети повторяют.

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за рядом ряд.

Все, что гномик нам покажет,

Будем дружно повторять!

Логопедическая гимнастика к теме «День Победы».

1.Упражнение для развития дыхания «Вдох – выдох».

Вдох через нос, продолжительный выдох через рот. Повторить 4-5 раз.

2.Массаж биологически активных точек «На парад».

Растаял утренний туман, красуется весна – указательный и средний пальцы «вилочкой», массажируем за ушами.

Сегодня дедушка Иван начистил ордена – массируем щеки круговыми движениями.

Мы вместе в парк идем встречать – гладим лоб от середины к вискам.

Седых солдат, как он – массируем виски круговыми движениями

Они там будут вспоминать  - массируем кончиками пальцев щеки

Свой храбрый батальон – массируем  внешние уголки глаз.

3.Упражнение для развития язычка:

Лошадка; Катушка; Вкусное варенье; Змейка.

4.Пальчиковая гимнастика «Нам нужен мир».

Пусть пулеметы не строчат – на каждую строку массируем поочередно пальцы, начиная с мизинца правой руки (с левой).

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему.

Не прилетают ни к кому – хлопают в ладоши

Не гибнут люди, города – сжимают руки в кулачки

Мир нужен на земле всегда – выполняют упражнение «замок». Повторить 2 раза.

5.Игра на внимание «Сигнальщики».

Педагог: Вот флажки четыре цвета.

Нам игра знакома эта.

Флажок желтый подниму – всех похлопать попрошу,

Флаг зеленый подниму – всех потопать попрошу.

Синий – будем мы молчать.

Красный – все «УРА!» кричать.

Логопедическая гимнастика к теме «Лето».

1. Упражнение на развитие дыхания «Я сорву цветок».

Вдох. Выдох – называют на выдохе  полевые цветы. Педагог показывает картинку цветка.

2. Массаж биологически активных точек  «Ромашка».

Мы красивые цветочки – поглаживаем щеки ладонями сверху - вниз

Нас так любят  мотылечки. – кончиками пальцев «бегаем» по лбу

Любят бабочки, букашки – массируем уголки губ по направлению к ушам

Детки нас зовут – ромашки – указательными пальцами массируем крылья носа.

3.Упражнения для развития язычка:

  Подуй на язычок,

  Ослик потерялся,

  Катушка.

4. Пальчиковая гимнастика «Божья коровка».

    Божья коровка – левая рука сжата в кулачок (коровка)

    Полети на небо. – машут рукам

    Принеси нам с неба – сжимают и разжимают пальцы рук

    В огороде – бобы – загибают пальцы, начиная с большого пальца

    В лесу ягоды, грибы,

    В роднике водица,

    Во  поле пшеница.

5.Подвижная игра «Жуки».

Дети бегу по группе в разном направлении. Педагог говорит слова:

Жук  упал,  и встать не может – ложатся на ковер, руки и ноги вверху.

Ждет он.  Кто ему поможет? – дети хаотично двигают руками и ногами поднятыми вверх.

Педагог поднимает одного «жука», затем дети помогают друг другу встать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме: «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Цель: • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...

Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором мо...