Авторская программа по разделу: развитие слухового восприятия и произношения, посредством введения в коррекционно-развивающий процесс технологии: «Сухой бассейн».
методическая разработка по логопедии по теме

Татьяна Юрьевна Панова

В программе представлена разработанная система игр по развитию слухового восприятия и произношения посредством введения в коррекционно-развивающий процесс технологии: «Сухой бассейн». Большое внимание в программе уделено организации взаимодействия с родителями: представлен план работы с родителями на младший дошкольный и старший дошкольный возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://kem.sibnovosti.ru/pictures/0405/1908/v_kemerove_detey_budut_lechit_peskom.jpg              Программа

по разделу: развитие слухового восприятия и произношения,

посредством введения в коррекционно-развивающий процесс

технологии: «Сухой бассейн».

                                                                          http://ahdetki.ru/uploads/images/00/00/01/2012/04/27/6080a3f68d.jpg

                                                                                   Исполнитель:

                                                                                              учитель-дефектолог

                                                                                     I кв. категории

                                                                                   Панова Т. Ю.

Екатеринбург – 2013 г.

Пояснительная записка.

Нарушение слуха, существенное его снижение делает ощутимыми для ребенка преимущественно те воздействия, которые оказываются в поле его зрения или возникают от вибрационных воздействий; нарушение слуха затрудняет становление полисенсорного  восприятия окружающего мира.

Принципиальное значение для формирования речи у дошкольников с нарушением слуха имеет включение в коррекционную работу опоры на сохранный слух детей.

У дошкольников с нарушением слуха отмечаются следующие особенности, влияющие на формирование и развитие связной речи: низкая мотивация к разговорной речи, невозможность организации слухоречевой среды в домашних условиях, т. к. большинство воспитанников имеют глухих родителей, скудность языковых средств, затрудненность коммуникативного общениями со сверстниками и взрослыми. Все это - ведет к снижению волевых качеств, трудностям в общении, низкой организованности, невозможности удержать познавательный интерес.

Поэтому, включение в непосредственно образовательную деятельность игровых моментов с использованием нетрадиционной технологии «Сухого бассейна», является актуальным. Позволяет удерживать познавательный интерес ребенка, мотивирует его на речевую активность; способствует развитию мелкой моторики и таких психических процессов, как: восприятие, внимание, память, мышление, воображение; помогает родителям быстрее и легче осваивать программный материал и устанавливать эмоциональный контакт с ребенком.

Цель – создание условий для развития остаточного слуха, формирования произносительной стороны речи неслышащих дошкольников и потребности в устном общении,

Задачи:

  1. Целенаправленно обучать восприятию на слух речевого материала.
  2. Формировать первичные навыки звукопроизношения, устранять дефекты голоса,  речевого дыхания, нарушений воспроизведения слова, развивать внятную, максимально приближенную к естественной устную речь.
  3. Развивать моторную сферу.
  4. Корректировать познавательные процессы в соответствии с возрастом.

Система упражнений для работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха с использованием нетрадиционной технологии «Сухой бассейн» предполагает использование следующих организационных форм работы: индивидуальная и подгрупповая непосредственно образовательная деятельность  по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Программа рассчитана на пять лет обучения. Игры-упражнения распределены на две возрастные группы; а) Младший дошкольный возраст (3-5 лет), б) Старший дошкольный возраст (5-7 лет). В группе младшего дошкольного возраста программой запланировано проведение 16 индивидуальных НОД с использованием нетрадиционной технологии «Сухой бассейн» в год, в группе старшего дошкольного возраста – 32 индивидуальных НОД в год.

«Сухой бассейн» представляет собой специально организованную среду для реализации поставленных задач и используется на одном из этапов индивидуальной НОД: а) работе по развитию слухового восприятия; б) формированию произносительной стороны речи.

Особое внимание отведено разделам упражнений по формированию моторной сферы и коррекции познавательных процессов. Так как в младшем школьном возрасте игры по развитию моторных познавательных процессов наиболее доступны неслышащим дошкольникам, вызывают интерес к совместной деятельности, эмоциональную отзывчивость.

«Сухой бассейн» может наполняться любым сыпучим материалом, различным по структуре: песок, крупы, горох. Наполнение зависит от целей и задач занятия. Емкость и размер «Сухого бассейна» могут быть разными и, также как наполнитель, зависят от целей и задач занятия. Исходя из санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к «Сухому бассейну», каждый месяц наполнение сухого бассейна необходимо либо менять, либо обрабатывать в жарочном шкафу.

Программа предусматривает проведение работы по реализации поставленных задач в тесном контакте с семьей. Работе с родителями отведен раздел программы.

Тематический план индивидуальной НОД по развитию

слухового восприятия и обучению произношению с использованием инновационной технологии: «Сухого бассейна»

(младший дошкольный возраст).

Игры-упражнения.

Задачи.

Методические приемы.

Словарь.

I. По формированию слухового восприятия.

1.Формировать условно-двигательную реакцию на речевые звучания.

2. Учить соотносить и дифференцировать основные цвета.

3. Различать речевой материал.

4. Различать длительность и краткость речевого звучания.

5. Опознавать речевой материал.

Слушание: на слух, слухо-зрительно. Различение: на слух, слухо-зрительно, опознавание. По подражанию, совместно, соотнесение.

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Посмотри, сколько тут красивых шариков.

Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! … Звуки разной высоты (подбираются индивидуально). Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Делай так. Так-так Что это? Заборчик. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! Названия и звукоподражания игрушек (речевой материал подбирается индивидуально). Верно. Послушай еще. Спрячь …  Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа). Что это? Солнышко. Солнышко круглое. Вот такое. Будем рисовать солнышко. Что это? Круг. Делай так. Так-так. Посмотри! У солнышка есть лучики: длинные, короткие. А у нас нет. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! Слушал(а) хорошо. Посмотри, какое у нас получилось красивое солнышко. Молодец! Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа, горох). Там что-то есть. Что там? Не знаешь? Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! Верно. Послушай еще. спит (танцует, прыгает и т.д.) как?  Вот так. Слушал(а) хорошо. Молодец!

  1. «Радуга звуков».
  2. «Заборчики».
  3. «Звучащее солнышко».
  4. «Послушай, и найди».

II. По развитию речи и произносительных навыков.

1. Учить длительному и краткому произнесению звуков.

2. Работать над высотой голоса.

3. Узнавать знакомые игрушки по их изображениям и называть эти игрушки.

4. Составлять подписи к игрушкам и их изображениям, путем выбора слов на табличках.

.

По подражанию, фонетическая ритмика, сопряженное, отраженное, самостоятельное проговаривание. Соотнесение, совместно. Работа с табличкой.

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа). На песке можно рисовать. Вот так. Так-так. Будем говорить. Как? Вот так: ля-ля-ля. Делайте так. А_, О_, У_, Э_, И_; а, о, у, э, и. Делай так: А_, а; О_, о; У_, у; Э_, э; И_, и. Говорил(а) хорошо. Молодец! Будем играть. У меня что-то есть. Что там? Кто это? Топ-топ (медведь). Медведь идет. Как? Вот так: ТОП-ТОП (низким голосом). Кто это?  Оп-оп (заяц). Заяц прыгает. Как? Вот так: оп-оп-оп (низким голосом). Кто это? Мама (папа). Мама (папа) идет. Как? Вот так: ЛЯ-ЛЯ, ЛЯ-ЛЯ (низким голосом). Кто это? Ляля (пупс). Ляля идет. Как? Вот так: ля-ля, ля-ля (высоким голосом). Посмотри! Что это? Песок (крупа). Будем ходить по песку. Вот так. Говорил(а) хорошо. Молодец! Будем играть. У меня что-то есть. Что там? Кто это? … Названия и звукоподражания игрушек (речевой материал подбирается индивидуально). Посмотри! Что это? Песок. Делай так. Посмотри! Кто это? Где …? Вот! Говорил(а) хорошо. Молодец! Будем играть. Посмотри, что это? Песок. Там что-то есть. Что там? … Возьми … Делай так. Посмотри, кто (что) это? … Выбери табличку. Верно. Кто (что) это? Говорил(а) хорошо. Молодец!

  1. «Говорю-рисую».
  2. «Топчем дорожки».
  3. «Угадай, чей отпечаток?»
  4. «Назови и нарисуй, выложи».

III. По формированию познавательных процессов.

1. Развивать внимание, знакомить с основными цветами.

2. Развивать зрительную память.

3. Развивать пространственную ориентировку, зрительное восприятие, обобщение.

4. Развивать зрительное и пространственное восприятие, внимание.

 

Рассматривание, соотнесение, классификация, по подражанию, совместно.

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Там что-то есть. Давай посмотрим! Посмотри, сколько тут цветных палочек. Что это? Палочка. Какая по цвету? Красная (синяя, желтая, зеленая). Будем строить заборчик. Так-так-так. Посмотри, какой красивый заборчик получился! Выложи такой же. Так-так-так. Что это? Заборчик. Тут заборчик, тут заборчик. Одинаковые. Играл(а) хорошо. Молодец! Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа, горох). Там что-то есть. Давай посмотрим! Кто (что) это? … Названия и звукоподражания игрушек (речевой материал подбирается индивидуально). Посмотри! Повернись! Кого (чего) не стало? Верно. Играл(а) хорошо. Молодец! Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Там что-то есть. Давай посмотрим! Что это? Круг (квадрат, треугольник).  Посмотри! Кто (что) это? Дом, елка, мяч, машина. Вот такой(ая). Будем выкладывать дом (елку, мяч, машину). Где такой? Что это? Дом (елка, мяч, машина). Верно! Тут дом (елка, мяч, машина) и тут дом (елка, мяч, машина). Играл(а) хорошо. Молодец!  Будем играть. Посмотри! Кто (что) это?  Дом, кукла, юла. Это все игрушки. Игрушками играют. Лук, капуста, помидор. Это овощи. Овощи едят. Посмотри! Что это? Песок (крупа, горох). Там что-то есть. Давай посмотрим! Кто (что) это? Дом (кукла, юла, лук, капуста, помидор). Где такой(ая)? Вот! Верно. Подумай. Куда положить? Сюда или сюда? Верно. Дом (кукла, юла) – это игрушки. Лук (капуста, помидор) – это овощи. Играл(а) хорошо. Молодец!  

  1. «Цветной заборчик».
  2. «Подбери форму-вкладыш».
  3. «Чудо-формы».
  4. «Кого не стало?».

IV. По развитию мелкой моторики.

1. Учить выполнять специальные движения по подражанию.

2. Развивать внимание, связанное с координацией движений.

3. Учить манипулировать с песком.

4. Развивать тонкие тактильные ощущения.

5. Формировать математические представления.

Рассматривание, по подражанию, совместно.

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа, горох). Посмотри. Кто это? Мишка, кукла, заяц, собака. Мишка идет как? Вот так: Топ-топ, топ-топ. Будем ходить как мишка: Топ-топ, топ-топ. . Кто это? Кукла. Кукла идет как? Вот так: ля-ля-ля-ля. Будем ходить как кукла: ля-ля-ля-ля. Кто это? Заяц. Заяц прыгает как? Вот так: оп-оп, оп-оп. Будем прыгать как заяц: оп-оп, оп-оп. Кто это? Собака. Собака бежит как? Вот так: ав-ав, ав-ав. Будем бегать как собака: ав-ав, ав-ав. Играл(а) хорошо. Молодец! Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Будем играть на пианино. Делай так. Ля-ля, ля-ля. Ля_ля_ля_ля_. Ляляляляля. ЛЯля. ляЛЯ. ЛЯляля, ляЛЯля, ляляЛЯ. Играл(а) хорошо. Молодец! Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Давай погладим песочек! Ма_, ма_, А теперь, так:. Ш_, Ш_  Поверни ладошки! Ля-ля, ля-ля. Сожмем песочек в кулачок, и отпустим. Та-та, та-та. Спрячь ручки. Оп! Где ручки? Нет! Где ручки? Вот! Играл(а) хорошо. Молодец! Будем играть. Посмотри! Кто это? Еж. Еж хочет кушать. Что это?  Гриб. Еж ест грибы. Посмотри. Что это? Песок. Что там? Не знаю. Еж говорит: «Там спрятано много грибов». Будем собирать грибы. Так, так, так. Сколько? Столько. Много! Еж, на! Еж ест грибы: ам-ам. Еж говорит: «Вкусно! Спасибо». Играл(а) хорошо. Молодец.

  1. «Пальчики гуляют».
  2. «Играем на пианино».
  3. «Собери грибы».
  4. «Где ручки?».

Тема:

«Радуга звуков».

Цель:

Формирование условно-двигательную реакцию на речевые звучания.

Задачи:

  1. Формировать условно-двигательную реакцию на речевые звучания
  2. Учить соотносить и дифференцировать основные цвета.
  3. Формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

Емкость для песка (крупы). Песок (крупа). 3 коробочки. Шарики, мозаика 3-х основных цветов.

Методические приемы:

Слушание: на слух, слухо-зрительно. Подражание. Соотнесение.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение условия игры.
  3. Реагирование на речевые звучания (слухо-зрительно).
  4. Реагирование на речевые звучания (на слух).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Посмотри, сколько тут красивых шариков (педагог опускает руки ребенка в емкость с песком, совместно перебирают шарики). Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! … Звуки разной высоты (подбираются индивидуально). Педагог достает из емкости с песком цветной шарик и произносит звук, кладет шарик в коробочку. Слушай! … педагог достает из емкости с песком шарик другого цвета и произносит другой звук, кладет шарик в коробочку. Слушай! … педагог достает из емкости с песком шарик другого цвета и произносит следующий звук, кладет шарик в коробочку. Слушай! … ребенок ищет и достает из емкости цветной шарик, соответствующий названному звуку, кладет его в соответствующую коробочку. Слушал(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Заборчики».

Цель:

Различение речевого материала.

Задачи:

  1. Различать речевой материал.
  2. Учить подражать движениям и артикуляции взрослого.
  3. Вызывать положительные эмоции.

Оборудование:

Емкость для песка. Песок. Игрушки.

Методические приемы:

Различение на слух, слухо-зрительно. Совместные действия. Подражание.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Построение заборчика.
  3. Различение речевого материала (слухо-зрительно).
  4. Различение речевого материала (на слух).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Делай так. Так-так Что это? Заборчик. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! Названия и звукоподражания игрушек (речевой материал подбирается индивидуально). Ребенок показывает услышанные игрушки. Верно. Послушай еще. Спрячь …  Названия и звукоподражания игрушек (речевой материал подбирается индивидуально). Ребенок произносит услышанный речевой материал и прячет услышанную игрушку за построенный заборчик. Слушал(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Звучащее солнышко»

Цель:

Различение длительности и краткости речевого звучания.

Задачи:

  1. Различать длительность и краткость речевого звучания.
  2. Учить обводить трафареты и проводить пальчиком прямые линии.
  3. Формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

Емкость для песка (крупы). Песок (крупа). Трафарет (круг), картинка с изображением солнышка.

Методические приемы:

Различение на слух, слухо-зрительно. Подражание. Совместные действия. Соотнесение.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Обведение трафарета.
  3. Различение длительности и краткости речевого звучания (слухо-зрительно).
  4. Различение длительности и краткости речевого звучания (на слух).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа). Что это? Солнышко. Солнышко круглое. Вот такое. Будем рисовать солнышко. Что это? Круг. Делай так. Так-так. Посмотри! У солнышка есть лучики: длинные, короткие. А у нас нет. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! … педагог произносит звук длительно (длительные и краткие речевые звучания подбираются индивидуально). Совместно с ребенком рисуют длинный лучик. Слушай! … педагог произносит звук кратко (длительные и краткие речевые звучания подбираются индивидуально). Совместно с ребенком рисуют короткий лучик. Слушай! … ребенок произносит услышанное звучание, затем рисует длинный или короткий лучик, в соответствии с услышанным звучанием. Слушал(а) хорошо. Посмотри, какое у нас получилось красивое солнышко. Молодец!

Тема:

«Послушай и найди».

Цель:

Опознавание речевого материала.

Задачи:

  1. Опознавать речевой материал.
  2. Учить на ощупь находить услышанный предмет среди других в емкостях с разным наполнителем.
  3. Вызывать положительные эмоции.

Оборудование:

3 емкости для песка (крупы, гороха). Песок (крупа, горох). Игрушки.

Методические приемы:

Опознавание. Совместные действия. Подражание.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Опознавание речевого материала.
  3. Нахождение услышанного предмета в емкостях с разным наполнителем.
  4. Обыгрывание игрушек.
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа, горох). Там что-то есть. Педагог показывает емкость с песком. Что там? Не знаешь? Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! … Названия и звукоподражания игрушек (речевой материал подбирается индивидуально). Ребенок произносит услышанный речевой материал. Верно. Послушай еще. Ребенок ищет услышанную игрушку среди других в емкости с песком.  … (название услышанной игрушки) спит (танцует, прыгает и т.д.) как?  Вот так. Совместно обыгрывают игрушку. Педагог показывает емкость с крупой. Что там? Слушай! … Ребенок произносит услышанный речевой материал. Верно. Послушай еще. Ребенок ищет услышанную игрушку среди других в емкости с крупой. … (название услышанной игрушки) спит (танцует, прыгает и т.д.) как?  Вот так. Совместно обыгрывают игрушку. Педагог показывает емкость с горохом. Что там? Слушай! … Ребенок произносит услышанный речевой материал. Верно. Послушай еще. Ребенок ищет услышанную игрушку среди других в емкости с горохом. … (название услышанной игрушки) спит (танцует, прыгает и т.д.) как?  Вот так. Совместно обыгрывают игрушку. Слушал(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Говорю-рисую».

Цель:

Работа над дыханием.

Задачи:

  1. Учить длительному и краткому произнесению гласных звуков.
  2. Учить проводить пальчиком прямые линии.
  3. Вызывать положительные эмоции.

Оборудование:

Емкость для песка (крупы). Песок (крупа).

Методические приемы:

По подражанию, фонетическая ритмика, сопряженное, отраженное проговаривание. Совместно.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Произнесение гласных звуков с помощью фонетической ритмики.
  3. Совместное проведение длинных и коротких линий с сопряженным проговариванием гласных звуков (длительно и кратко).
  4. Отраженное проговаривание гласных звуков (длительное и краткое).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа). На песке можно рисовать. Вот так. Так-так. Будем говорить. Как? Вот так: ля-ля-ля. Делайте так. А_, О_, У_, Э_, И_; а, о, у, э, и. Делай так: А_, а; О_, о; У_, у; Э_, э; И_, и (педагог совместно с ребенком проводит длинные и короткие линии и сопряженно произносит гласные длительно и кратко). Делай так: А_, О_, У_, Э_, И_; а, о, у, э, и. Делай так: А_, а; О_, о; У_, у; Э_, э; И_, и (ребенок проводит пальцем по длинным и коротким линиям и отраженно произносит гласные длительно и кратко). Говорил(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Топчем дорожки».

Цель:

Работа над высотой голоса.

Задачи:

  1. Учить произносить слогосочетания разным по высоте голосом.
  2. Подражать крупным движениям и артикуляции взрослого.
  3. Формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

Емкость для песка (крупы). Песок (крупа). Красивая коробка. Игрушки: мишка, заяц, куклы (мама, папа, пупс).

Методические приемы:

По подражанию, фонетическая ритмика, сопряженное, отраженное проговаривание. Совместно.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Называние игрушек, подражание крупным движениям и артикуляции взрослого.
  3. Совместное «топтание дорожек» большими и маленькими следами с сопряженным проговариванием слогосочетаний (высоким и низким голосом).
  4. Отраженное проговаривание слогосочетаний (высоким и низким голосом).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. У меня что-то есть. Что там? Кто это? Топ-топ (медведь). Медведь идет. Как? Вот так: ТОП-ТОП (низким голосом). Кто это?  Оп-оп (заяц). Заяц прыгает. Как? Вот так: оп-оп-оп (низким голосом). Кто это? Мама (папа). Мама (папа) идет. Как? Вот так: ЛЯ-ЛЯ, ЛЯ-ЛЯ (низким голосом). Кто это? Ляля (пупс). Ляля идет. Как? Вот так: ля-ля, ля-ля (высоким голосом). Посмотри! Что это? Песок (крупа). Будем ходить по песку. Вот так. Медведь идет. Как? Вот так: ТОП-ТОП (низким голосом). Педагог совместно с ребенком проводит дорожку, оставляя следы от ладошек. Заяц прыгает. Как? Вот так: оп-оп-оп (высоким голосом). Педагог совместно с ребенком проводит дорожку, оставляя следы от пальцев. Мама (папа) идет. Как? Вот так: ЛЯ-ЛЯ, ЛЯ-ЛЯ (низким голосом). Педагог совместно с ребенком проводит дорожку, оставляя следы от ладошек. Ляля идет. Как? Вот так: ля-ля, ля-ля (высоким голосом). Педагог совместно с ребенком проводит дорожку, оставляя следы от пальцев. Медведь (мама, папа) идет. Как? ТОП-ТОП (ЛЯ-ЛЯ, ЛЯ-ЛЯ) низким голосом. Ребенок ставит ладошки на отпечатки ладошек и отраженно произносит слогосочетания низким голосом). Заяц прыгает (ляля идет). Как? оп-оп-оп (ля-ля, ля-ля) высоким голосом. Ребенок ставит пальцы на отпечатки пальцев и отраженно произносит слогосочетания высоким голосом. Говорил(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Угадай, чей отпечаток?».

Цель:

Называние знакомых игрушек.

Задачи:

  1. Называть знакомые игрушки.
  2. Узнавать знакомые игрушки по их изображениям.
  3. Вызывать положительные эмоции.

Оборудование:

Емкость для песка. Песок. Формы для песка с изображением знакомых игрушек. Игрушки. «Волшебный мешочек».

Методические приемы:

По подражанию, фонетическая ритмика, сопряженное, отраженное проговаривание. Совместно. Соотнесение.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Сопряженное и отраженное называние игрушек.
  3. Работа с формами.
  4. Соотнесение изображения с игрушкой.
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. У меня что-то есть. Что там? Кто это? … Названия и звукоподражания игрушек (речевой материал подбирается индивидуально). Сопряженное и отраженное называние игрушек. Посмотри! Что это? Песок. Делай так. Педагог совместно с ребенком выкладывает отпечаток формы. Посмотри! Кто это? … Ребенок называет изображение. Где …? Ребенок соотносит изображение с игрушкой. Вот! Говорил(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Назови и нарисуй, выложи».

Цель:

Называние знакомых предметов.

Задачи:

  1. Называть знакомые игрушки.
  2. Составлять подписи к игрушкам и их изображениям, путем выбора слов на табличках.
  3. Формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

Емкость для песка. Песок. Игрушки. Мелкие камушки, пуговицы, крупные бусины.

Методические приемы:

По подражанию, фонетическая ритмика, сопряженное, отраженное проговаривание. Совместно.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Сопряженное и отраженное называние игрушек.
  3. Обведение и выкладывание контура знакомых предметов.
  4. Составление подписи к игрушкам и их изображениям, путем выбора слов на табличках.
  5. Завершение занятия.

Словарь:

Будем играть. Посмотри, что это? Песок. Там что-то есть. Что там? … Названия и звукоподражания игрушек (речевой материал подбирается индивидуально). Ребенок достает из песка игрушки, сопряженно и отраженно называет их. Возьми …название игрушки. Делай так. Совместно с педагогом обводят игрушку по контуру. Делай так. Совместно с педагогом выкладывают контур игрушки мелким материалом. Посмотри, кто (что) это? … название игрушки. Выбери табличку. Ребенок выбирает табличку (из 3-х). Верно. Кто (что) это? Говорил(а) хорошо. Молодец!

Тема:

Цветной заборчик.

Цель:

Развитие внимания.

Задачи:

  1. Развивать внимание.
  2. Знакомить с основными цветами.
  3. Формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

Емкость для песка (крупы). Песок (крупа). Цветные счетные палочки 4-х основных цветов.

Методические приемы:

Рассматривание, соотнесение, совместно, по подражанию.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с основными цветами.
  3. Выкладывание заборчика совестно с педагогом.
  4. Выкладывание заборчика самостоятельно ребенком.
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Там что-то есть. Давай посмотрим! Посмотри, сколько тут цветных палочек (педагог опускает руки ребенка в емкость с песком, совместно достают палочки). Что это? Палочка. Какая по цвету? Красная (синяя, желтая, зеленая). Будем строить заборчик. Так-так-так. Посмотри, какой красивый заборчик получился! Выложи такой же. Так-так-так. Что это? Заборчик. Тут заборчик, тут заборчик. Одинаковые. Играл(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Кого не стало?»

Цель:

Развитие зрительной памяти.

Задачи:

  1. Развивать зрительную память.
  2. Называть знакомые игрушки.
  3. Вызывать положительные эмоции.

Оборудование:

Емкость для песка (крупы, гороха). Песок (крупа, горох). Игрушки.

Методические приемы:

Рассматривание, сопряженное, отраженное проговаривание, совместно, по подражанию, соотнесение.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Называние игрушек.
  3. Выстраивание последовательности игрушек.
  4. Называние убранной игрушки.
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа, горох). Там что-то есть. Давай посмотрим! Кто (что) это? … Названия и звукоподражания игрушек (речевой материал подбирается индивидуально). Посмотри! …(педагог ставит в емкость 4 игрушки, сопряженно называет их с ребенком). Повернись! (педагог прячет одну из 4-х игрушек). Повернись! Кого (чего) не стало? … (ребенок сопряженно и отраженно называет игрушку). Верно. Играл(а) хорошо. Молодец!  

Тема:

«Чудо формы».

Цель:

Развитие зрительного восприятия.

Задачи:

  1. Развивать зрительное и пространственное восприятие, внимание.
  2. Знакомить с плоскостными геометрическими фигурами.
  3. Формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

Емкость для песка (крупы). Песок (крупа). Плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного размера. Картинки с контурным изображением предметов из геометрических форм.

Методические приемы:

Рассматривание, соотнесение, по подражанию, совместно.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с плоскостными геометрическими фигурами.
  3. Рассматривание картинок с контурным изображением предметов из геометрических форм.
  4. Выкладывание в емкости предметов из геометрических форм.
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Там что-то есть. Давай посмотрим! Что это? Круг (квадрат, треугольник). Педагог обводит  пальчиком ребенка геометрические фигуры. Посмотри! Кто (что) это? Дом, елка, мяч, машина. Вот такой(ая). Педагог обводит пальчиком ребенка контур изображения. Будем выкладывать дом (елку, мяч, машину). Где такой? Ребенок соотносит изображенную на рисунке фигуру с реальной геометрической фигурой, берет, ее и выкладывает в соответствии с изображением. Что это? Дом (елка, мяч, машина). Верно! Тут дом (елка, мяч, машина) и тут дом (елка, мяч, машина). Играл(а) хорошо. Молодец!  

Тема:

«Подбери форму-вкладыш».

Цель:

Развитие пространственной ориентировки.

Задачи:

  1. Развивать пространственную ориентировку, зрительное восприятие.
  2. Называть знакомые предметы, знакомить с обобщающими понятиями.
  3. Вызывать положительные эмоции.

Оборудование:

Емкость для песка (крупы, гороха). Песок (крупа, горох). Формы-вкладыши с изображением знакомых предметов (2-х тематических групп), трафареты к ним. Картинки с изображение этих же предметов.

Методические приемы:

Рассматривание, соотнесение, классификация, по подражанию, совместно. Сопряженное, отраженное проговаривание.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с обобщающими понятиями.
  3. Называние изображений форм-вкладышей.
  4. Подбор рамки для формы вкладыша, классификация.
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Кто (что) это?  Дом, кукла, юла. Это все игрушки. Игрушками играют. Лук, капуста, помидор. Это овощи. Овощи едят. Посмотри! Что это? Песок (крупа, горох). Там что-то есть. Давай посмотрим! Кто (что) это? Дом (кукла, юла, лук, капуста, помидор). Где такой(ая)? Вот! Верно. Подумай. Куда положить? Сюда или сюда? Верно. Дом (кукла, юла) – это игрушки. Лук (капуста, помидор) – это овощи. Играл(а) хорошо. Молодец!  

Тема:

«Пальчики гуляют».

Цель:

Выполнение специальных движений по подражанию.

Задачи:

  1. Учить выполнять специальные движения по подражанию.
  2. Называть знакомые игрушки.
  3. Формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

Емкость для песка (крупы, гороха). Песок (крупа, горох). Игрушки.

Методические приемы:

Рассматривание, по подражанию, совместно. Сопряженное, отраженное проговаривание.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Называние игрушек.
  3. Подражание движениям взрослого.
  4. Обыгрывание игрушек.
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа, горох). Посмотри. Кто это? Мишка, кукла, заяц, собака. Мишка идет как? Вот так: Топ-топ, топ-топ. Будем ходить как мишка: Топ-топ, топ-топ. Ребенок по очереди кладет ладошки на песок. Кто это? Кукла. Кукла идет как? Вот так: ля-ля-ля-ля. Будем ходить как кукла: ля-ля-ля-ля. Ребенок идет указательными и средними пальцами по песку. Кто это? Заяц. Заяц прыгает как? Вот так: оп-оп, оп-оп. Будем прыгать как заяц: оп-оп, оп-оп. Ребенок прыгает указательными и средними пальцами по песку. Кто это? Собака. Собака бежит как? Вот так: ав-ав, ав-ав. Будем бегать как собака: ав-ав, ав-ав. Ребенок по очереди ставит пальцы ладошек на песок. Играл(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Играем на пианино».

Цель:

Развитие внимания, связанного с координацией движений.

Задачи:

  1. Учить выполнять специальные движения по подражанию.
  2. Развивать внимание, связанное с координацией движений.
  3. Вызывать положительные эмоции.

Оборудование:

Емкость для песка. Песок.

Методические приемы:

Рассматривание, по подражанию, совместно. Сопряженное, отраженное проговаривание.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Выполнение движений по подражанию.
  3. Выполнение движений в быстром и медленном темпе.
  4. Выполнение движений с соблюдением ритмической структуры.
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Будем играть на пианино. Делай так. Ля-ля, ля-ля. Ля_ля_ля_ля_. Ляляляляля. ЛЯля. ляЛЯ. ЛЯляля, ляЛЯля, ляляЛЯ. Слогосочетания подбираются индивидуально. Ребенок повторяет комбинацию пальцев, темп и ритм за педагогом. Играл(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Где ручки?»

Цель:

Развитие тонких тактильных ощущений.

Задачи:

  1. Развивать тонкие тактильные ощущения.
  2. Учить манипулировать с наполнителем «Сухого бассейна».
  3. Вызывать положительные эмоции.

Оборудование:

Три емкости для песка (крупы, гороха). Песок (крупа, горох).

Методические приемы:

Рассматривание, по подражанию, совместно. Сопряженное, отраженное проговаривание.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Манипулирование с песком.
  3. Манипулирование с горохом.
  4. Манипулирование с крупой.
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Давай погладим песочек! Ма_, ма_, А теперь, так:. Ш_, Ш_ (гладят песок волнообразными движениями). Поверни ладошки! Ля-ля, ля-ля. Сожмем песочек в кулачок, и отпустим. Та-та, та-та. Спрячь ручки. Оп! Где ручки? Нет! Где ручки? Вот! То же повторить в емкостях с горохом и крупой. Играл(а) хорошо. Молодец.

Тема:

«Собери грибы».

Цель:

Развитие умений манипулировать с песком.

Задачи:

  1. Учить манипулировать с песком.
  2. Формировать математические представления.
  3. Формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

Емкость для песка. Песок. Еж, грибочки.

Методические приемы:

Рассматривание, по подражанию, совместно. Сопряженное, отраженное проговаривание.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с ежом.
  3. Собирание грибов.
  4. Кормление ежа.
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Кто это? Еж. Еж хочет кушать. Что это?  Гриб. Еж ест грибы. Посмотри. Что это? Песок. Что там? Не знаю. Еж говорит: «Там спрятано много грибов». Будем собирать грибы. Так, так, так. Сколько? Столько. Много! Еж, на! Еж ест грибы: ам-ам. Еж говорит: «Вкусно! Спасибо». Играл(а) хорошо. Молодец.

Тематический план индивидуальной НОД по развитию

слухового восприятия и обучению произношению с использованием инновационной технологии: «Сухого бассейна»

(старший дошкольный возраст).

Игры-упражнения.

Задачи.

Методические приемы.

Словарь.

I. По формированию слухового восприятия.

1.Формировать условно-двигательную реакцию на речевые звучания.

2. Учить соотносить услышанный звук с письменным образом буквы.

3. Различать речевой материал.

4. Учить соотносить игрушку с местом жительства.

5. Различать высоту речевых звучаний.

6. Опознавать речевой материал.

Слушание: на слух, слухо-зрительно. Различение: на слух, слухо-зрительно, опознавание. По подражанию, совместно, соотнесение.

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Посмотри, сколько тут букв! Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! … Звуки разной высоты (подбираются индивидуально). Слушай! Слушал(а) хорошо. Молодец!

Кто это? Медведь. Медведь живет в берлоге. Делай так. Медведь поет: О_О_. Кто это? Птичка. Птичка летает высоко. Делай так. Птичка села. Птичка поет: пи-пи-пи. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! О_О_, пи-пи-пи. Что ты слышал(а)? Поставь медведя (птичку). Где медведь? Внизу. Где птичка? Наверху. Там что-то есть. Посмотри! Кто это? Собака (кошка, рыба, заяц, медведь). Где живет …? Там, там. Делай так. Что это? Дом (лес, вода). Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! Что ты слышал(а)?  Где живет …? Что это? Песок (крупа, горох). Посмотри. Кто (что) это? … (речевой материал подбирается индивидуально). Где …? Слева (справа, наверху, внизу, посредине). Будем слушать. Как? Вот так.  Слушай! Что ты слышал(а)?  Поставь (положи) … слева (справа, наверху, внизу, посредине). … стоит (лежит) слева (справа, наверху, внизу, посредине).

Посмотри. Там что-то есть. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай. Что ты слышал(а)? Посмотри. Верно? Кто (что) это? … (речевой материал подбирается индивидуально). Выбери табличку. Посмотри. Кто это? … (речевой материал подбирается индивидуально). Они проголодались. Будем печь пирожки. Как?  Вот так. Делай так. Ай! Какие красивые пирожки. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай. Что ты слышал(а)?  Верно. Выбери табличку. Угости … Вкусно! Делай так. Так-так Что это? Заборчик. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! … (речевой материал подбирается индивидуально). Спрячь …  (речевой материал подбирается индивидуально). Ребенок произносит услышанный речевой материал и прячет услышанную игрушку за построенный заборчик. Что ты спрятал(а)? Выбери табличку. Посмотри, кто (что) это? … (речевой материал подбирается индивидуально). Будем ловить рыбу. Посмотри, что там. Делай так. Положи таблички. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! … (речевой материал подбирается индивидуально). Что ты слышал(а). Верно, неверно. Слушал(а) хорошо. Молодец!

  1. «Поймай звук».
  2. «Испеки и угости».
  3. «Высоко низко».
  4.  «Где живет …?»
  5. «Где находится …?»
  6.  «Что за заборчиком?».
  7. «Рыбалка».
  8. «Послушай и сравни».

II. По развитию речи и произносительных навыков.

1. Автоматизация звука в слогах.

2. Автоматизация звука в слове.

3. Закрепление описательных понятий.

4. Перенос тактильных ощущений в знаки.

5. Составлять слово из букв.

6. Работать над ритмической структурой слова.

7. Автоматизация звука во фразах и стихах.

8. Закреплять письменный образ слова.

9. Учить кратким фразовым высказываниям.

По подражанию, фонетическая ритмика, сопряженное, отраженное, самостоятельное проговаривание. Соотнесение, совместно. Работа с табличкой и разрезной азбукой.

Будем говорить. Как? Вот так: ля-ля-ля. Посмотри! Что это? Песок (крупа).  Посмотри, там что-то есть. Чтобы узнать, нужно пройти по лабиринту. Вот так. Делай так. Посмотри, что там. Говори звук … хорошо. Там что-то есть.  Прочитай. Кто (что) это? Посмотри. Верно?

Будем ловить рыбу. Как? Вот так. Говори звук … хорошо. Там что-то есть. Угадай! Кто (что) это? Выбери табличку. Напиши. Посмотри и напиши так же. Отвернись. Напиши так же. Кто (что) это? Выбери табличку. Какой буквы нет? Напиши. Посмотри. Кто (что) это? Это …Отвернись. Повернись. Кого (что) поставить. Кто (что) это? Выбери табличку. Посмотри. Там много букв. Где такая. Прочитай. Послушай. Отхлопай. Делай так. Так так. Будем говорить. Делай так. Говорил(а) хорошо. Молодец! Умница!

  1. «Лабиринт».
  2. «Угадай по описанию».
  3. «Интересная рыбалка».
  4.  «Угадай на ощупь и напиши».
  5. «Сообщение».
  6.  «Вставь пропуск».
  7.  «Кого (что) поставить?»
  8.  «Сбежавшие буквы».
  9. «В одном ритме».

III. По формированию познавательных процессов.

1. Развивать пространственную ориентировку, зрительное восприятие, обобщение.

2. Развивать внимание, память.

3 Развивать зрительное восприятие, формировать понятие о форме предметов.

4. Развивать осязание, объем, форму, фактуру предмета.

5. Развивать пространственную ориентировку, закреплять понятия о величине, цвете, форме.

6. Учиться обобщать и классифицировать.

Рассматривание, соотнесение, сравнение, классификация, по подражанию, совместно.

Будем играть. Посмотри. Запомни. Так-так. Отвернись. Пвернись. Выложи как я. Что там? Посмотри, куда положить? Кто (что) это? Где такой (ая, ое). Посмотри. Так-так. Верно. Посмотри. Верно? Исправь ошибку. Угадай, что там? Кто (что) это? Выбери табличку. Посмотри. Делай так. Так-так. Посмотри какой красивый ковер. Выложи одинаково. Посмотри, кто (что) это? Куда поставить?  Опиши: какой(ая, ое). Думал(а) хорошо. Играл(а) хорошо. Молодец! Умница!

  1.  «Посмотри, запомни, выложи как я».
  2. «Вкладыши и рамки-трафареты».
  3. «Найди и сравни».
  4. «Исправь ошибку».
  5. «Умные ручки».
  6. «Выложи по рисунку».
  7. «Ковер из форм».
  8. «Разложи и опиши».

IV. По развитию мелкой моторики.

1. Учить выполнять специальные движения по подражанию.

2. Развивать внимание, связанное с координацией движений.

3. Учить манипулировать с песком.

4. Развивать тонкие тактильные ощущения.

5. Знакомить с глаголами- действиями.

6. Учить соотносить предметы по величине.

7. Готовить руку к письму.

Рассматривание, по подражанию, совместно, самостоятельно.

Привет! Будем кушать пирожки. … на! Ам, ам. Вкусно! Играл(а) хорошо. Кто (что) это? Будем рисовать. Вот так. Тут …, и тут … Посмотри. Кто это? Мишка, заяц, змея, птичка. Как ходит ...? Вот так. Топ-топ, оп-оп, ш_, пи-пи-пи. Посмотри. Кто это? Мишка, мышка. Будем строить дом. Так, так. Это норка большая! Тут живет мишка, топ-топ. Это норка маленькая. Тут живет мышка, пи-пи-пи. Кто это? Ляля, собака. Будем строить холмики. Так, так. Ляля идет: ля-ля-ля. Ляля стоит высоко-высоко! Собака бежит: ав-ав. Собака сидит высоко-высоко. Посмотр, там что-то есть. Не подглядывай. Кто (что) это? Играл(а) хорошо. Молодец! Умница!

  1. «Печем пирожки».
  2.  «Ладошка, кулачок, пальчик».
  3. «Трафареты».
  4. «Необычные следы».
  1. «Норки-холмики».
  2. «Что спрятано?»

Тема:

«Поймай звук».

Цель:

Формирование условно-двигательную реакцию на речевые звучания.

Задачи:

  1. Формировать условно-двигательную реакцию на речевые звучания.
  2. Учить соотносить услышанный звук с письменным образом буквы.
  3. Формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

Емкость для песка. Песок. Пластмассовые буквы.

Методические приемы:

Слушание: на слух, слухо-зрительно. Подражание. Сопряженное проговаривание. Соотнесение.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение условия игры.
  3. Реагирование на речевые звучания (слухо-зрительно).
  4. Реагирование на речевые звучания (на слух).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Посмотри, сколько тут букв! Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! … Звуки разной высоты (подбираются индивидуально). Педагог достает из емкости с песком буквы и произносит звук, ребенок сопряженно повторяет. Когда услышишь звук … обведи букву: вот так. Слушай! Слушал(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Высоко-низко».

Цель:

Различение высоту речевых звучаний.

Задачи:

  1. Различать высоту речевых звучаний.
  2. Продолжать формировать понятия: наверху, внизу.
  3. Формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

Емкость для песка. Песок. Емкость с водой. Игрушки. Салфетки.

Методические приемы:

Слушание: на слух, слухо-зрительно. Подражание. Сопряженное проговаривание. Соотнесение.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение условия игры.
  3. Различение высоты речевых звучаний (слухо-зрительно).
  4. Различение высоты речевых звучаний (на слух).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Кто это? Медведь. Медведь живет в берлоге. Делай так. Медведь поет: О_О_. Кто это? Птичка. Птичка летает высоко. Делай так. Птичка села. Птичка поет: пи-пи-пи. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! О_О_, пи-пи-пи. Что ты слышал(а)? Поставь медведя (птичку). Где медведь? Внизу. Где птичка? Наверху. Слушал(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Где живет …?».

Цель:

Различение речевого материала.

Задачи:

  1. Различать речевой материал.
  2. Учить соотносить игрушку с местом жительства.
  3. Вызывать положительные эмоции.

Оборудование:

Емкость для песка. Песок. Игрушки, картинки, таблички.

Методические приемы:

Различение: на слух, слухо-зрительно. Подражание, соотнесение.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение условия игры.
  3. Различение речевого материала (слухо-зрительно).
  4. Различение речевого материала (на слух).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Там что-то есть. Посмотри! Кто это? Собака (кошка, рыба, заяц, медведь). Где живет …? Там, там. Делай так. Что это? Дом (лес, вода). Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! Что ты слышал(а)?  Где живет …? Слушал(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Где находится …?».

Цель:

Различение речевого материала.

Задачи:

  1. Различать речевой материал.
  2. Формировать фразовую речь.
  3. Продолжать формировать пространственную ориентировку.

Оборудование:

Емкость для песка (крупы, гороха). Песок (крупа, горох). Игрушки, таблички.

Методические приемы:

Различение: на слух, слухо-зрительно. Совместно.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение условия игры.
  3. Различение речевого материала (слухо-зрительно).
  4. Различение речевого материала (на слух).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа, горох). Посмотри. Кто (что) это? … (речевой материал подбирается индивидуально). Где …? Слева (справа, наверху, внизу, посредине). Будем слушать. Как? Вот так.  Слушай! Что ты слышал(а)?  Поставь (положи) … слева (справа, наверху, внизу, посредине). … стоит (лежит) слева (справа, наверху, внизу, посредине). Слушал(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Послушай и сравни».

Цель:

Опознавание речевого материала.

Задачи:

  1. Опознавать речевой материал.
  2. Называть знакомые предметы путем подкладывания табличек.
  3. Формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

3-4 емкости для песка (крупы, гороха). Песок (крупа, горох). Игрушки, таблички.

Методические приемы:

Опознавание, различение: на слух, слухо-зрительно.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение условия игры.
  3. Опознавание речевого материала.
  4. Называние знакомых предметов путем подкладывания табличек.
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа, горох). Посмотри. Там что-то есть. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай. Что ты слышал(а)? Посмотри. Верно? Кто (что) это? … (речевой материал подбирается индивидуально). Выбери табличку. Слушал(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Испеки и угости».

Цель:

Различение речевого материала.

Задачи:

  1. Различать речевой материал.
  2. Называть знакомые предметы путем подкладывания табличек.
  3. Вызывать положительные эмоции.

Оборудование:

Емкость для песка. Песок. Детская посуда. Игрушки, таблички. Емкость с водой. Салфетки.

Методические приемы:

Различение: на слух, слухо-зрительно.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение условия игры.
  3. Различение речевого материала (слухо-зрительно).
  4. Различение речевого материала (на слух).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Посмотри. Кто это? … (речевой материал подбирается индивидуально). Они проголодались. Будем печь пирожки. Как?  Вот так. Делай так. Ай! Какие красивые пирожки. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай. Что ты слышал(а)?  Верно. Выбери табличку. Угости … Вкусно! Слушал(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Что за заборчиком?»

Цель:

Различение речевого материала.

Задачи:

  1. Различать речевой материал.
  2. Называть знакомые предметы путем подкладывания табличек.
  3. Продолжать формировать интерес к игре в «Сухом бассейне».

Оборудование:

Емкость для песка. Песок. Игрушки. Емкость с водой. Салфетки.

Методические приемы:

Различение на слух, слухо-зрительно. Совместные действия.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Построение заборчика.
  3. Различение речевого материала (слухо-зрительно).
  4. Различение речевого материала (на слух).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок. Делай так. Так-так Что это? Заборчик. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! … (речевой материал подбирается индивидуально). Спрячь …  (речевой материал подбирается индивидуально). Ребенок произносит услышанный речевой материал и прячет услышанную игрушку за построенный заборчик. Что ты спрятал(а)? Выбери табличку. Слушал(а) хорошо. Молодец!

Тема:

«Рыбалка»

Цель:

Различение речевого материала.

Задачи:

  1. Различать речевой материал.
  2. Называть знакомые предметы путем подкладывания табличек.
  3. Вызывать положительные эмоции..

Оборудование:

Емкость для песка (крупы, гороха). Песок (крупа, горох). Игрушки, конверты в виде рыбок, таблички, салфетки.

Методические приемы:

Различение на слух, слухо-зрительно. Совместные действия.

Ход игры:

  1. Организационный момент.
  2. Нахождение и подкладывание табличек..
  3. Различение речевого материала (слухо-зрительно).
  4. Различение речевого материала (на слух).
  5. Завершение игры.

Словарь:

Будем играть. Посмотри! Что это? Песок (крупа, горох). Посмотри, кто (что) это? … (речевой материал подбирается индивидуально). Будем ловить рыбу. Посмотри, что там. Делай так. Положи таблички. Будем слушать. Как? Вот так. Слушай! … (речевой материал подбирается индивидуально). Что ты слышал(а). Верно, неверно. Слушал(а) хорошо. Молодец!

Взаимодействие с родителями.

  1. Анкетирование.
  • Анкета для родителей.
  1. Консультации.
  • «Делай как я: учимся слушать».
  • «Делай как я: ловкие пальчики».
  • «Делай как я: смотрю, запоминаю, верно выполняю».
  • «Делай как я: с мамой слушать интересно».
  • «Делай как я: говорим слова и фразы».
  • «Делай как я: играем, думаем, запоминаем».
  • «Делай как я: опознаем и различаем на занятии не скучаем»
  •  «Делай как я: учимся говорить красиво»
  • «Делай как я: будем играть – будем красиво писать».
  • «Делай как я: будем слушать хорошо».
  • «Делай как я: трудный звук нам не помеха»
  • «Делай как я: во что еще нам поиграть, чтобы все на свете знать?».
  • «По дороге к солнышку».
  • «У меня возник вопрос: игры с песком».
  • «Песочные фантазии – мы придумали игру».
  • «По дороге в школу – куда ведут дорожки из песка?»
  1. Игровые задания для домашнего общения.
  • «Это интересно: мы знакомимся с «сухим бассейном».
  • «Это интересно: дружим с солнцем и песком».
  • «Это интересно: в зимнюю стужу с песочком дружим».
  • «Это интересно: жарким деньком поиграем с песком».
  • «Это интересно: морозным деньком поиграем с песком».
  • «Это интересно: игры с песком».
  • «Это интересно: мы играем, не скучаем».
  1. Выставки поделок: «В песочке ручки были, чудо сотворили».

Тематический план работы с родителями

(младший дошкольный возраст).

Вид работы.

Название.

Сроки.

Анкетирование.

1. «Любимые игры нашей семьи».

2. «Как наша семья с песочком подружилась».

1 раз в год (сентябрь).

Тематические

Консультации.

1. «Это интересно: мы знакомимся с «сухим бассейном».

2. «Это интересно: дружим с солнцем и песком».

3. «Это интересно: в зимнюю стужу с песочком дружим».

4. «Это интересно: жарким деньком поиграем с песком».

2 раза в год (декабрь, июнь)

Методическая помощь: наблюдение за ходом занятия и конспектирование, проведение занятия в качестве педагога: с дальнейшим разъяснением и уточнением сложных моментов.

1. «Делай как я: учимся слушать»

2. «Делай как я: ловкие пальчики»

3. «Делай как я: смотрю, запоминаю, верно выполняю».

4. «Делай как я: с мамой слушать интересно».

5. «Делай как я: говорим слова и фразы»

6. «Делай как я: играем, думаем, запоминаем»

3 раза в год (ноябрь, февраль, май).

Выставка поделок: «В песочке ручки были, чудо сотворили».

1. «Удиви маму».

2. «Осенние картинки».

1 раз в год (март, октябрь).

Открытое занятие в активных формах.

1. «По дороге к солнышку».

2. «У меня возник вопрос: разговор с песком».

1 раз в год (июнь).

Тематический план работы с родителями

(старший дошкольный возраст).

Вид работы.

Название.

Сроки.

Анкетирование.

1. «Любимые игры нашей семьи с песком».

2. «Как умеем мы играть в «Сухом бассейне», и о чем хотим узнать?»

1 раз в год (сентябрь).

Тематические

Консультации.

1. «Это интересно: морозным деньком поиграем с песком».

2. «Это интересно: игры с песком».

3. «Это интересно: мы играем, не скучаем».

2 раза в год (декабрь, июнь)

Методическая помощь: наблюдение за ходом занятия и конспектирование, проведение занятия в качестве педагога: с дальнейшим разъяснением и уточнением сложных моментов.

1. «Делай как я: опознаем и различаем на занятии не скучаем»

2. «Делай как я: учимся говорить красиво»

3. «Делай как я: будем играть – будем красиво писать».

4. «Делай как я: будем слушать хорошо».

5. «Делай как я: трудный звук нам не помеха»

6. «Делай как я: во что еще нам поиграть, чтобы все на свете знать?»

3 раза в год (ноябрь, февраль, май).

Выставка поделок: «В песочке ручки были, чудо сотворили».

1. «Весеннее чудо».

2. «Оранжевое настроение».

1 раз в год (март, октябрь).

Открытое занятие в активных формах.

1. «Песочные фантазии – мы придумали игру».

2. «По дороге в школу – куда ведут дорожки из песка?»

1 раз в год (июнь, май).

Библиография.

  1. Аромштам, М. Игры на влажном песке/М.Аромштам//Дошкольное образование: газ. издательского  дома  "Первое сентября". 2006. № 12. С 6.  
  2. Бондарцева, С. Н.Домик развития можно строить и на песке/С. Н. Бондарцева. //Педагогический вестник. 2006. № 3. С 5.    
  3. Головчиц Л. А.  Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М: Владос, 2001.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс, 2002.  
  5. Докудовская, Е. С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий - //Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий.//Школьный логопед. 2006. № 5. С 24-27.
  6. Кичура В. В. «Путешествие в песочную страну». //Дошкольная педагогика. 2006. № 5. С 17-19.
  7. Кондратьева, С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию  пространственно-количественных представлений у  дошкольников с задержкой психического развития/С. Ю.  Кондратьева. //Дошкольная педагогика. 2005. № 4. С 39-41.    
  8. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., 1969.
  9. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М., 1991.
  10. Кузуб, Н.  В гостях у песочной феи: организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста/Н. Кузуб, Э. Осипук. //Школьный психолог: газ. издательского  дома  "Первое сентября". 2006. № 6. С 18-25.
  11. Леонгард Э. И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников.// Дефектология. 1977. № 6,
  12. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.
  13. Пелымская Т. В. Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: Владос, 2003.
  14. Рау Ф.Ф. Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школах глухих. М., 1981.
  15. Савельева Н. Песочная игротерапия в коррекционной работе с  детьми с нарушениями речи/Н. Савельева//Дошкольное образование: прил. к газ. "Первое  сентября". 2002. № 1. С 21.  
  16. Сафиуллина, Э. Игры с песком круглый год/Э. Сафиуллина.// Дошкольное образование. 2007. № 5. С 20.
  17. Соловьева, Н. Познавательные игры на песке/Н. Соловьева.//Школьный психолог: газ. издательского  дома  "Первое сентября". 2006. № 6. С 26-32 .
  18. Стебенева Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста./Н. Стебенева  //Школьный психолог: прил. к газ. "Первое  сентября". 2001. № 11. С 14.  
  19. Ульянова, Э. Приключения в песочном дворике/Э. Ульянова.//Дошкольное образование: газ. издательского  дома "Первое сентября". 2006. № 12. С 4-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией по теме: "Животные"

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией  Тема занятия:   "Животные"(различение звукоподража...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения ребенка старшей группы после кохлеарной имплантации на тему "Транспорт"..

Тема: «Транспорт».Цель: формировать у ребенка представление о различных видах транспорта.Задачи:Коррекционно-образовательные:- автоматизация звука «Р»;- уточнить знания ребенка...