Комплекс физминуток
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Марина Игоревна Лутай

***

Приплыли тучи дождевые

Лей дождик - лей! (руки вытянуты, ладоши вниз)

 Дождинки пляшут, (потрясти руками, потопать ногами)

 Как живые,

 Пей, рожь, пей!

 И рожь, склоняясь к земле зелёной,

 Пьёт, пьёт, пьёт

 А тёплый дождик неугомонный

 Льёт, льёт, льёт! (наклониться, присесть)

 

 ***

 Зайки, где вы пропадали?

 Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха)

 А капусту вы не ели?

 Только носиком задели.

 Вас бы надо наказать.

 Так попробуй нас догнать!

 

 ***

 Сначала буду маленьким, (присесть)

 К коленочкам прижмусь. (обнять колени руками)

 Потом я вырасту большим, (встать)

 До неба дотянусь. (поднять руки вверх, встать на носочки)

 

***

 Мы листики осенние,

 На ветках мы сидим. (присесть)

 Дунул ветер - полетели,

 Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

 И на землю тихо сели. (присесть)

 Ветер снова набежал

 И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

 Закружились, полетели

 И на землю тихо сели. (присесть)

 

 ***

(ходьба высоко поднимая колени)

 Мы к лесной лужайке вышли,

 Поднимая ноги выше,

 Через кустики и кочки,

 Через ветви и пенёчки.

 Кто высоко так шагал ─

 Не споткнулся, не упал.

 

 ***

 Птички в гнёздышке сидят (присесть)

 И на улицу глядят.

 Погулять они хотят (подняться на носочки)

 И тихонько все летят. (помахать руками)

 

 ***

(стоя на одной ноге)

 Очень трудно так стоять,

 Ножку на пол не спускать (поменять ногу)

 И не падать, не качаться,

 За соседа не держаться.

 

 ***

 Мы играли, мы играли, (круговые движения кистями рук)

 Наши пальчики устали. (движения кисти вверх-вниз)

 А теперь мы отдохнём (имитация движения волны)

 И опять играть начнём (круговые движения кистями рук)

 

 ***

(повороты вокруг своей оси)

 Мы снежинки, мы пушинки,

 Покружиться мы не прочь.

 Мы снежинки - балеринки,

 Мы танцуем день и ночь.

 Встанем вместе все в кружок ─

 Получается снежок.

 

 ***

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Начал заинька скакать. (подскоки на месте)

 Прыгать заинька горазд,

 Он подпрыгнул десять раз (прыжки)

 

 ***

 Вот помощники мои,

 Их как хочешь поверни.

 Хочешь эдак, хочешь так ─

 Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

 

 ***

 Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

 Раз - нагнулся,

 Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)

 Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)

 Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

 

 ***

(и.п. сидя)

 Спал цветок и вдруг проснулся, (встать, руки на поясе)

 Больше спать не захотел.

 Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

 Взвился вверх и полетел.  (бег)

 Солнце утром лишь проснется,

 Бабочка кружит и вьется.

 

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Заинька

Заинька - серенький,

 Заинька - беленький,

 Туда глянь,

 Сюда глянь,

 Прыг, прыг, прыг, прыг.

 Малыш берет обеими ручками ваши или свои ушки и поворачивает голову при каждой строчке вправо и влево. На последней строчке, он как бы прыгает.

 

Расскажи и покажи

Плачет, плачет, плачет.

 Безымянный не поймет:

 Что все это значит?

 Средний пальчик очень важный,

 Hе желает слушать.

 Указательный спросил:

 - Может, хочешь кушать?

 А большой бежит за рисом,

 Тащит рису ложку,

 Говорит:

 - Hе надо плакать,

 Hа, поешь немножко!

 Пальчики ребенок показывает сам, по мере того как взрослый читает стихотворение, раскрывая их из кулачка.

 

Моя семья

Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно.

Этот пальчик - мамочка,

 Этот пальчик - папочка,

 Этот пальчик - бабушка,

 Этот пальчик - дедушка,

 Ну, а этот пальчик - я,

 Вот и вся моя семья.

 На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.

 

Пять утят

Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой.

 

 Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

 Пять утят плывут вперёд,

 На берегу их мама ждёт,

 "Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")

 Но только четверо утят

 Вернулись к мамочке назад.

 Четверо утят плывут...

 Трое утят плывут...

 Двое утят плывут...

 Вот один плывёт вперёд,

 На берегу его мама ждёт,

 И сразу пятеро утят

 Вернулись к мамочке назад.

 

Первый пальчик в глине

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным)

 Второй в пластилине (большой со средним)

 Третий в шоколаде (большой с безымянным)

 Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)

 Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть)

 Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку)

 

Жил-был царь

Жил-был царь

 (обе руки приставляются к вискам основаниями ладоней, ладони выпрямлены — изображаем «корону»)

 У царя был двор.  (руки разводятся на уровне груди — изображаем «двор»)

 На дворе был кол,

 (одна рука ставится на локоть, пальцы вверх, сжаты, ладонь прямая)

 На колу — мочало, (развести пальцы поднятой руки)

 Его ветром качало. (покачать кистью)

 Не начать ли сначала?

 

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик - прыг в кровать,

 Этот пальчик прикорнул,

 Этот пальчик уж заснул.

 Встали пальчики - "Ура!"

 В детский сад идти пора!

 Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - "будить". Одновременно с восклицанием "Ура!" кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

 

Как тебя называть?

Читайте стишок, показывая свои пальцы, чтобы малыш запомнил их названия:

Палец Толстый и Большой

 В сад за сливами пошел.

 Указательный с порога

 Показал ему дорогу.

 Палец Средний - самый меткий,

 Он снимает сливы с ветки.

 Безымянный поедает,

 А мизинчик-господинчик

 В землю косточки сажает.

 Повторяя стишок, перебирайте пальчики малыша. Предложите малышу показывать пальчики, когда вы расскажете потешку еще раз. Игра развивает мелкую моторику, память и речь.

 

Кошка на ладошке

Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.

По ладошке по дорожке,

 Ходит маленькая кошка.

 В маленькие лапки

 Спрятала царапки.

 Если вдруг захочет

 Коготки поточит.

 Цап-царап (пощекотать ладошку)

 

Капуста

Есть у нас капуста,

Больша-ая капуста.  Изображаем размер капусты

Мы капусту режем, режем,  Ребром ладони постучать по столу

Мы капусту солим, солим,  Показать как солим

Мы капусту трем, трем,  Потереть ладошки друг об друга

Мы капусту мнем, мнем.  Показать как мнем капусту

 

Меж еловых мягких лап

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучёк давно засох,

Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)

Это я, я, я!

 

Замок

На двери висит замок, (взрослый складывает ручки ребенка в «замок» и придерживает их)

Кто его открыть бы мог?

Покачали, (взрослый качает ручки ребенка из стороны в сторону)

Покрутили, (взрослый совершает круговое движение ручками малыша)

Постучали, (взрослый стучит руками малыша о коленки)

И открыли! («замочек» открывается, ручки ребенка разводятся в стороны)

 

Уж я Танечке пирог испеку

Учите малыша смотреть на вас и тоже хлопать в ладоши.

 (Хлопая в ладоши перед собой.)

 Уж я Танюшке пирог испеку.

Уж я внученьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая.

 

Кот на печку пошел

(Придерживая малыша за руки и размахивая его руками.)

 Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

 (Хлопать в ладоши.)

 На печи калачи,

Как огонь горячи.

 (Хлопать в ладоши.)

 Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

 (Ладошки показать и спрятать за спину.)

 

Раз-два-три-четыре-пять!

Возьмите ручку малыша и загибайте пальчики своей рукой, начиная с мизинца, заканчивая большим пальцем, и приговаривайте:

  Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать -

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке пять:

Раз-два-три-четыре-пять!

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые!

Много  пальчикам хлопот:

То играют в ладушки,

То зачем-то лезут в рот,

Книжки рвут у бабушки...

Переделав все дела,

Тянут скатерть со стола.

Лезут в соль или в компот,

А потом наоборот.

Пальчики дружные,

Все такие нужные!

 

Этот пальчик в лес ходил       

Возьмите ручку малыша и загибайте пальчики своей рукой, начиная с мизинца, заканчивая большим пальцем, и приговаривайте:

 Этот пальчик в лес ходил,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик встал и съел,

Потому и потолстел!

 

Этот пальчик хочет спать

Возьмите ручку малыша и загибайте пальчики своей рукой:

 Этот пальчик хочет спать (загнуть мизинец),

 Этот пальчик лег в кровать (загнуть безымянный пальчик),  

 Этот пальчик уж вздремнул (Загнуть средний пальчик),

 Этот пальчик уж уснул (Загнуть указательный пальчик),

 Этот крепко-крепко спит,

И тебе он спать велит (Держать за большой палец).

 

Этот пальчик - дедушка     

Возьмите ручку ребенка и перебирайте каждый пальчик:

 Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот - деточка моя,

Вот и вся моя семья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс физминуток

Комплекс физминуток разработан по всем возрастам для детских садов присмотра и оздоровления....

комплекс физминуток

комплекс физминутокСредняя группаСтаршая группаПодготовительная к школе группа...

Комплексы физминуток.

Физминутки для детей дошкольного возраста...

Комплекс физминуток

Комплекс физминуток...

Комплексы физминуток

Снятие мышечного, эмоционального напряжения....

Комплекс физминуток для детей с нарушениями зрения

Физминутки  можно проводить с детьми разных возрастных групп. Возможны варианты проведения: полностью, по частям, с различными атрибутами. Во время проведения необходима полная раскованность дете...

Комплекс физминуток для старших дошкольников, проводимых в разных видах деятельности

Комплекс физминуток для старших дошкольников, проводимых в разных видах деятельности...