"Особенности развития речи у детей с ЗПР"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Полякова Сусанна Сергеевна

 

Особенности развития речи у детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razvitiya_rechi.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи у детей с ЗПР

           Дети с задержкой психического развития характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от олигофрении, т.е. не являются умственно отсталыми, но в то же время не успевают в массовой школе. Причиной этого являются быстрая утомляемость, истощаемость, нарушенная работоспособность, плохая память из-за нарушенного внимания. У этих детей отмечается неспособность к длительному умственному напряжению, а так же могут проявляться гиперактивность, импульсивность, а также тревоги. Под термином «задержка развития» понимается синдромы временного отставания развития психики.

Причины:

67%- патология внутриутробного развития и тяжелые заболевания на 1 году жизни

39%- инфекционная внутриутробная этиология задержки

33%- родовые и постнатальные травмы

14%- стрессы во время беременности

14%- генетически

           Исследования показали, что дети 7-9 лет с ЗПР, обучающие в массовой школе, не усваивают знаний, предусмотренных программой: отстают все виды мышления, особенно вербально-логическое, значительно снижена интеллектуальная активность, встречаются существенные дефекты в развитии речи.

         Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: ребенок не в состоянии построить короткий связный пересказ,  рассказа, сказки, а строить лишь отдельные и нередко аграмматичные фразы. Недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и «р», обусловленная вялостью артикуляционного аппарата.

Таким детям свойственно неточное и неверное понимание и употребление многих общеупотребляемых слов: «стакан» вместо «кружка», «цветы» вместо «клумба»; смешение слов с разным лексическим значением, но близкими по звуковому составу (пояс-поезд); дети не улавливают разницы в значении слов («вышивает» - «шьет», «поливает» и «льет»), называют целый предмет вместо части и наоборот (посуда - тарелки, туфли - обувь, платье -одежда), наименование заменяют описанием ситуации или действия, связанных с обозначением предметов (конура-«тут собака живет», дворник-«улиц метет»). В основном они используют существительные и глаголы. Из прилагательных употребляют в основном качественные, обозначающие (цвет, форму и величину).

В связной речи встречаются аграмматизмы в виде ошибок в падежных окончаниях (мальчик наливает чай в чашке), ошибки  согласования (черный тень), неправильная последовательность слов в предложении.

  Степень проявления дефекта может быть разной. В зависимости от этого по-разному будут вырисовываться проблемы обучения,  следовательно, потребуется разнее меры дифференцированной помощи, предупреждения появления специфических трудностей.

Рекомендации по коррекционной работе устной речи.

  1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

  1.  Предотвращать наступление утомления (чередовать умственную и практическую деятельность).

  1. Уделять внимание развитию мелкой моторики руки ребенка. Движение стимулирует созревание ц.н.с.. А это положительно влияет на развитие речи, особенно в сензитивные периоды.

  1. Ребенку обязательно необходимо проговаривание того, что он должен и как он должен это делать (на занятиях продуктивной деятельностью, труд в быту, в уголке природы).

  1. На занятиях слово должно сопровождаться наглядностью, чтобы активизировать познавательную деятельность,
  2. Использовать картинки, сюжет рассказа, сюжет отдельных предложений, графические схемы и предметные картинки. Схемы помогают целенаправленно воспринимать, затем анализировать и воспроизводить рассказ.

  1. Весьма эффективно использовать упражнения в занимательной форме, например, такие:

     –«Найди ошибку». На наборном полотне выставлены в определенном порядке сюжетные картинки. Дети устанавливают правильность расположения картинок. Затем взрослый читает рассказ и «допускает ошибку» в изложении последовательности событий. Дети должны обнаружить эту «ошибку».

Учитель-логопед

МБДОУ №2  «Ладушки»:

 Полякова С.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых ...

Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с р...

особенности развития речи у детей третьего года жизни

статья об особенностях развития речи у детей третьего года жизни...

Особенности развития речи у детей раннего возраста

Второй год жизни - это время становления речевых функций....

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...