ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Затруднения в общении с  окружающими препятствуют правильному  формированию  познавательных процессов, влияют на эмоционально – волевую сферу. Речевая деятельность  формируется  и  функционирует  в тесной связи со всей психикой ребёнка, с различными её процессами, протекающими в  сенсорной, интеллектуальной, аффективно - волевой сферах. Эти связи проявляются  не только в  нормальном, но и в аномальном развитии. В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми надо начинать в раннем возрасте. Речь возникает при наличии определённых  биологических предпосылок  и прежде всего  нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития  одних биологических предпосылок недостаточно. Она возникает только при условии общения ребёнка со взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребёнка с эмоционально близким для него взрослым. Изоляция ребёнка от  стимулирующей  среды человеческого окружения рассматривается  как  депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние  на его психическое  развитие. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает  эмоциональная  депривация, при которой с самого рождения ребёнка имеет место недостаточное  удовлетворение его  аффективных потребностей, и прежде всего потребностей в  тепле, ласке, любви.

Механизмы  речи связаны с деятельностью мозга. Только благодаря развитию мозга и обучению ребёнок превращается  в социальное, эмоциональное и интеллектуальное создание. В связи с пластичностью мозга, утраченные способности могут  формироваться  в разных  случаях в  различной степени,  за счёт того, что  остальные  отделы мозга берут на себя функции утраченных или повреждённых. Ранние  впечатления, слушание музыки,  например,  стимулируют  клетки мозга и способствуют образованию связей  с другими клетками. Стимуляция одной области  мозга  приводит к  стимуляции другой, на  первый взгляд совершенно с нею не связанной.

Большинство вспышек раздражения, которые мы наблюдаем у детей раннего возраста – результат недостаточного общения. Единственный способ выразить своё  недовольство для них – это заплакать или  закричать ещё громче .

Чтобы помочь ребёнку рассказать о своих  желаниях, когда он ещё не умеет говорить, выразить свои чувства, развиваться интеллектуально, лучшим способом для этого будет использование знаков. Выражая отказ, или кивать, выражая согласие. Эти жесты – простые легко запоминающиеся знаки,  которыми дети учатся пользоваться задолго до того как начинают  произносить  слова. В детях  сильна тяга к общению , они часто  спонтанно находят способ  говорить, выражая знаками то, что их сильно интересует: «пыхтя» - изображают собаку, «нюхая» - показывают цветы , «махая ручками» - имитируют полёт птиц. Дети, знакомые с ними (знаками),  быстрее учатся говорить  и у них больше словарный запас.

Каждый раз, когда ребёнок использует знак, чтобы добиться какой-то определённой цели, и достигает этого, его мозг функционирует активнее, создаётся больше связей, и структура языка становится понятней.     

Так как знаки – мостик к умению говорить, делая знак всегда необходимо произносить слово. Соединение знака и слова усиливает воздействие  того и другого. Чем чаще ребёнок видит знак, тем легче ему его выучить. Ребёнок осознаёт связь между словом, знаком и объектом. (Собака дома, собака на улице, собака на картине).

Знаки необходимо вводить постепенно, чтобы не запутать ребёнка и прибавлять новые по мере необходимости. Чем  проще будет знак, тем лучше. Одним из самых эффективных способов помочь ребёнку освоить знаки, является включение этого процесса в повседневную жизнь. Почитать книжку – складывая и разворачивая ладони – знак книга; больно – подуть; «шшшш» – когда кто-то уснул. Положить руку на голову - знак шляпа.

При обучении знакам необходимо учитывать индивидуальные склонности и  особенности каждого ребёнка. Чем младше ребёнок, тем труднее ему задействовать одновременно память, моторику и концентрацию внимания для того, чтобы усвоить и повторить первые простые знаки.

Для предупреждения тяжёлых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасте, важное значение имеет своевременно оказанная медико–педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых 2-х лет жизни. Своевременное проведение соответствующих мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.

Задачами коррекционной работы являются развитие подражательной деятельности, формирование  предметно – действенного общения ребёнка со взрослым, начальное понимание обращённой речи.

Умение говорить, хотя и является врождённой человеческой характеристикой, во многом зависит от имитации речи, которую мы слышим вокруг. Врожденное стремление копировать других с самого начала приучает детей к решению проблем. Начинать с простых выражений лица – высунуть язык, сложить губы трубочкой, широко раскрыть рот – т. е. копировать простые движения доступные ребёнку.

Важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего  недоразвития речи у детей с ранним  органическим поражением центральной нервной системы. Для развития подражания движениям проводятся игры «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку». При этом взрослый, произнося слова, вначале сам производит необходимые действия, затем сопровождает свои слова действиями ребёнка (по типу, рука в руке), а потом побуждает ребёнка к самостоятельному выполнению движений. Важное значение для развития движений  имеют игры с пением, стихами, музыкальным  сопровождением. В этих играх дети учатся слушать песенки, понимать их содержание и выполнять соответствующие движения, т. е. разучивать соответствующие знаки. Главное, чтобы ребёнок понял, что значит этот знак. Песенки, стишки и игры нравятся детям. Их можно повторять с ними много раз. Именно речь, обращённая непосредственно к малышу, наиболее эффективна для формирования крепких связей, участвующих в формировании словарного запаса и языковых навыков. При этом телевидение не может заменить живого общения с ребёнком. Но есть специальные детские видеопрограммы, где показывают яркие мультфильмы, передачи о животных, где звучит весёлая музыка. Дети любят их смотреть.

Дети, в лучшем случае, воспроизводящие отдельные звуки, могут слушать и наблюдать за говорящим. Необходимо задавать ребёнку простые вопросы, делать паузу и самим же отвечать на него. (Кто это? пауза Это киса).

Когда взрослый читает сказку, также не следует придерживаться печатной буквы. Необходимо задавать вопросы, состоящие больше, чем из простых названий и выполнять соответствующие действия - знаки: «Что делает птичка?» - «Летит» (делать движения руками). «Что делает ёжик?» – «Идёт». (Движение пальцев, сопровождаемые речью: «Топ, топ, топ»).

Языковое окружение имеет решающее значение для формирования речи. Произнесение слов - довольно сложный процесс, который включает задействование тонких моторных мышц. Вводя простые жесты, вместо определённых слов, взрослые помогают ребёнку принять  участие в общении и снизить вероятность стресса. Есть знаки, которыми дети пользуются автоматически: пить - показывают на полку ,где стоит сок или подносят палец к губам. Есть -  забирается на стульчик, на котором обычно принимает пищу. Ложится на ковёр, когда устал или хочет спать. Берёт за руку, ведёт в комнату, где нет света и показывает на лампу.

Детские знаки - всего лишь временная замена словам, т. к. они стимулируют развитие мозга, особенно области, ответственной за язык, память и формирование понятий.

Знаки - это стартовая площадка для разговорной речи, как ползание для умения ходить. Самое главное - знак должен быть удобным и понятным ребёнку и взрослому. Использование знаков помогает начать говорить намного раньше как нормально развивающимся детям, так и детям с задержкой развития.

 

 

Примеры некоторых знаков:

«Телефон»- поднести руку к уху.

«Самолёт» - вытянуть прямые руки в стороны.

«Мяч» - сделать бросательное движение.

«Машина» - руками крутить руль.

«Корова» - сделать рога с помощью указательного пальца и мизинца.

«Коза» - сделать рога с помощью указательного и среднего пальца.

«Велосипед» - покрутить кулаками как педалями в воздухе.

«Где это?» - развести руки в стороны ладонями вверх.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Е. А. Мастюкова «Медико- психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой.»М. Просвещение, 1990г.

2.     А.Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи». М. Просвещение. 1961г.

3.     Л. Акредело «Здоровый и умный ребенок» Минск. 2007г.

4.     К.Г Ушаков «Детская психиатрия» М.1973г.

5.     М. Зееман «Расстройства речи в детском возрасте» М., 1962г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ

 ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

 

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Затруднения в общении с  окружающими препятствуют правильному  формированию  познавательных процессов, влияют на эмоционально – волевую сферу. Речевая деятельность  формируется  и  функционирует  в тесной связи со всей психикой ребёнка, с различными её процессами, протекающими в  сенсорной, интеллектуальной, аффективно - волевой сферах. Эти связи проявляются  не только в  нормальном, но и в аномальном развитии. В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми надо начинать в раннем возрасте. Речь возникает при наличии определённых  биологических предпосылок  и прежде всего  нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития  одних биологических предпосылок недостаточно. Она возникает только при условии общения ребёнка со взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребёнка с эмоционально близким для него взрослым. Изоляция ребёнка от  стимулирующей  среды человеческого окружения рассматривается  как  депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние  на его психическое  развитие. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает  эмоциональная  депривация, при которой с самого рождения ребёнка имеет место недостаточное  удовлетворение его  аффективных потребностей, и прежде всего потребностей в  тепле, ласке, любви.

Механизмы  речи связаны с деятельностью мозга. Только благодаря развитию мозга и обучению ребёнок превращается  в социальное, эмоциональное и интеллектуальное создание. В связи с пластичностью мозга, утраченные способности могут  формироваться  в разных  случаях в  различной степени,  за счёт того, что  остальные  отделы мозга берут на себя функции утраченных или повреждённых. Ранние  впечатления, слушание музыки,  например,  стимулируют  клетки мозга и способствуют образованию связей  с другими клетками. Стимуляция одной области  мозга  приводит к  стимуляции другой, на  первый взгляд совершенно с нею не связанной.

Большинство вспышек раздражения, которые мы наблюдаем у детей раннего возраста – результат недостаточного общения. Единственный способ выразить своё  недовольство для них – это заплакать или  закричать ещё громче .

Чтобы помочь ребёнку рассказать о своих  желаниях, когда он ещё не умеет говорить, выразить свои чувства, развиваться интеллектуально, лучшим способом для этого будет использование знаков. Выражая отказ, или кивать, выражая согласие. Эти жесты – простые легко запоминающиеся знаки,  которыми дети учатся пользоваться задолго до того как начинают  произносить  слова. В детях  сильна тяга к общению , они часто  спонтанно находят способ  говорить, выражая знаками то, что их сильно интересует: «пыхтя» - изображают собаку, «нюхая» - показывают цветы , «махая ручками» - имитируют полёт птиц. Дети, знакомые с ними (знаками),  быстрее учатся говорить  и у них больше словарный запас.

Каждый раз, когда ребёнок использует знак, чтобы добиться какой-то определённой цели, и достигает этого, его мозг функционирует активнее, создаётся больше связей, и структура языка становится понятней.        

Так как знаки – мостик к умению говорить, делая знак всегда необходимо произносить слово. Соединение знака и слова усиливает воздействие  того и другого. Чем чаще ребёнок видит знак, тем легче ему его выучить. Ребёнок осознаёт связь между словом, знаком и объектом. (Собака дома, собака на улице, собака на картине).

Знаки необходимо вводить постепенно, чтобы не запутать ребёнка и прибавлять новые по мере необходимости. Чем  проще будет знак, тем лучше. Одним из самых эффективных способов помочь ребёнку освоить знаки, является включение этого процесса в повседневную жизнь. Почитать книжку – складывая и разворачивая ладони – знак книга; больно – подуть; «шшшш» – когда кто-то уснул. Положить руку на голову - знак шляпа.

При обучении знакам необходимо учитывать индивидуальные склонности и  особенности каждого ребёнка. Чем младше ребёнок, тем труднее ему задействовать одновременно память, моторику и концентрацию внимания для того, чтобы усвоить и повторить первые простые знаки.

Для предупреждения тяжёлых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасте, важное значение имеет своевременно оказанная медико–педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых 2-х лет жизни. Своевременное проведение соответствующих мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.

Задачами коррекционной работы являются развитие подражательной деятельности, формирование  предметно – действенного общения ребёнка со взрослым, начальное понимание обращённой речи.

Умение говорить, хотя и является врождённой человеческой характеристикой, во многом зависит от имитации речи, которую мы слышим вокруг. Врожденное стремление копировать других с самого начала приучает детей к решению проблем. Начинать с простых выражений лица – высунуть язык, сложить губы трубочкой, широко раскрыть рот – т. е. копировать простые движения доступные ребёнку.

Важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего  недоразвития речи у детей с ранним  органическим поражением центральной нервной системы. Для развития подражания движениям проводятся игры «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку». При этом взрослый, произнося слова, вначале сам производит необходимые действия, затем сопровождает свои слова действиями ребёнка (по типу, рука в руке), а потом побуждает ребёнка к самостоятельному выполнению движений. Важное значение для развития движений  имеют игры с пением, стихами, музыкальным  сопровождением. В этих играх дети учатся слушать песенки, понимать их содержание и выполнять соответствующие движения, т. е. разучивать соответствующие знаки. Главное, чтобы ребёнок понял, что значит этот знак. Песенки, стишки и игры нравятся детям. Их можно повторять с ними много раз. Именно речь, обращённая непосредственно к малышу, наиболее эффективна для формирования крепких связей, участвующих в формировании словарного запаса и языковых навыков. При этом телевидение не может заменить живого общения с ребёнком. Но есть специальные детские видеопрограммы, где показывают яркие мультфильмы, передачи о животных, где звучит весёлая музыка. Дети любят их смотреть.

Дети, в лучшем случае, воспроизводящие отдельные звуки, могут слушать и наблюдать за говорящим. Необходимо задавать ребёнку простые вопросы, делать паузу и самим же отвечать на него. (Кто это? пауза Это киса).

Когда взрослый читает сказку, также не следует придерживаться печатной буквы. Необходимо задавать вопросы, состоящие больше, чем из простых названий и выполнять соответствующие действия - знаки: «Что делает птичка?» - «Летит» (делать движения руками). «Что делает ёжик?» – «Идёт». (Движение пальцев, сопровождаемые речью: «Топ, топ, топ»).

Языковое окружение имеет решающее значение для формирования речи. Произнесение слов - довольно сложный процесс, который включает задействование тонких моторных мышц. Вводя простые жесты, вместо определённых слов, взрослые помогают ребёнку принять  участие в общении и снизить вероятность стресса. Есть знаки, которыми дети пользуются автоматически: пить - показывают на полку ,где стоит сок или подносят палец к губам. Есть -  забирается на стульчик, на котором обычно принимает пищу. Ложится на ковёр, когда устал или хочет спать. Берёт за руку, ведёт в комнату, где нет света и показывает на лампу.

Детские знаки - всего лишь временная замена словам, т. к. они стимулируют развитие мозга, особенно области, ответственной за язык, память и формирование понятий.

Знаки - это стартовая площадка для разговорной речи, как ползание для умения ходить. Самое главное - знак должен быть удобным и понятным ребёнку и взрослому. Использование знаков помогает начать говорить намного раньше как нормально развивающимся детям, так и детям с задержкой развития.

Примеры некоторых знаков:

«Телефон»- поднести руку к уху.

«Самолёт» - вытянуть прямые руки в стороны.

«Мяч» - сделать бросательное движение.

«Машина» - руками крутить руль.

«Корова» - сделать рога с помощью указательного пальца и мизинца.

«Коза» - сделать рога с помощью указательного и среднего пальца.

«Велосипед» - покрутить кулаками как педалями в воздухе.

«Где это?» - развести руки в стороны ладонями вверх.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Е. А. Мастюкова «Медико- психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой.»М. Просвещение, 1990г.
  2. А.Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи». М. Просвещение. 1961г.
  3. Л. Акредело «Здоровый и умный ребенок» Минск. 2007г.
  4. К.Г Ушаков «Детская психиатрия» М.1973г.
  5. М. Зееман «Расстройства речи в детском возрасте» М., 1962г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста....

Профилактика дисграфии, дислексии в системе коррекционной работа по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий в подготовке детей с общим недоразвитием речи  к школе является развитие речи.Формирование грамматически правильной устной речи и элементов грамоты в дошкольном возраст...

Современные подходы к профилактике нарушений речи у детей раннего возраста

В данной статье описаны направления прорфилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста....

Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Очень важна...

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...

Использование многофункционального дидактического пособия «Развивающее панно» в работе, направленной на преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Создать условия для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей среднего дошкольного возраста путем использования на логопедических занятиях многофункционального дидактического пособия &laq...

Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. 1.Нарушение речи – достаточно распространённое явление среди дете...