Перспективное планирование. Приложение № 4 практический материал Авторы составители: Баева О.Н. Пузырева Д.Н
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Баева Ольга Николаевна

Практический материал на развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie.docx94.1 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 4

У ЛАРИСКИ - ДВЕ РЕДИСКИ

У Лариски —

Две редиски.

У Алешки —

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из

кулачка, начиная с большого, на

одной или обеих руках.)

Компот

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.

Вот:

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ

(Опять «варят» и «мешают».)

КАП, КАП, КАП

Кап, кап, кап — звенит капель.

Приближается апрель

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.)

УТОЧКА

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому

(«Идут» двумя пальчиками по столу,

переваливаясь.)

И малого, и большого,

(Загибают безымянный палец; боль-

шой палец.)

И среднего, и меньшого,

(Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого

(Загибают указательный палец.)

ПЧЕЛА

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(Машут ладошками.)

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

(На каждое название насекомого

загибают один пальчик.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(Делают кружочки из пальчиков

и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали,

(Машут ладошками.)

От усталости упали

(Роняют ладони на стол.)

ЛАСТОЧКА

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла? —

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну- красну.

(На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,— сначала на правой, потом на левой руке.)

ЖИЛ ДА БЫЛ ОДИН НАЛИМ

Жил да был один налим,

(Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.)

Два ерша дружили с ним.

(Ладони раздвинуты; движения ладонями порознь.)

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

(Руки сложены накрест, взмахи ладонями.)

И учили их считать:

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибать пальчики, начиная с большого.)

БУРЕНУШКА

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку — на донышке.

(Дети показывают, как доят корову.)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

(Делают «мордочки» из пальчиков.)

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Всем дает здоровье.

Молоко коровье.

(Снова «доят).

ДУДОЧКА

Ой, ду-ду, ду-ду, Ду-ДУ,

Потерял пастух дуду.

(Пальцы обеих рук сложены в колечко и поднесены ко рту; дети выполняют круговые движения — «играют на дудочке».)

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

(Ритмичные удары в ладоши и кулач-

ками друг о друга попеременно.)

— Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

(«Идут» указательным и средним пальцами по столу.)

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

(Ритмичные удары в ладоши и кулач-

ками друг о друга попеременно.)

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить

(Указательным пальцем правой руки «варят кашу» на левой ладошке.)

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Раз, два, три,

четыре, пять

(«Шагают» по столу средним и указа

тельным пальчиками.)

Будем листья собирать.

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Маме осенний букет отнесем.

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Машина каша

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

(Указательным пальцем правой руки

дети мешают в левой ладошке.)

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

(Загибают по одному пальчику на левой руке.)

Всю посуду заняла,

(Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала.

(Сдувают «крошку» с ладошки.)

Каша

Каша в поле росла,

(Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.

(«Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим

(В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки.)

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,.

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Всем дадим по ложке!

(Разжимают кулачки.)

ПОМОЩНИКИ

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают пальчики по одному, начи-

ная с большого.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(Загибают пальчики по одному, начи-

ная с большого.)

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

ИГРУШКИ

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(Загибают поочередно все пальчики.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(Попеременно хлопают в ладоши стучат кулачками.)

ПИРОГ

Падал снег на порог.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

(Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.)

Ручейком пирог утек.

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки.

(Опять показывают, как пекут пирог.)

АЛЕНКА

Аленка-маленка

Шустра, быстра:

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза.)

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Везде поспела.

В охотку ей дело.

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза.)

ГНОМИКИ-ПРАЧКИ

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

(Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(Загибают пальчики, начинаяс больших.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.)

Стали гномики стирать:

(Трут кулачки друг о друга.)

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – насочки.

Микки умнича был, всем водичку носил.

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

КОРМУШКА

Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

(На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек

(Опять сжимают и разжимают кулачки

ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла

(«Шагают» пальчиками по столу.)

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу.

(Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.)

Ох!

(Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле,

(Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Картошка? капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла?

(Загибают пальчики на обеих руках.)

Ох!

(Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(Стучат ребром каждой ладони по столу.)

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу.

(Загибают пальчики.)

Ох!

(Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Ладони складывают крест накрест на столе.)

Картошка, Капуста,

Морковка, Горох,

Петрушка и свекла,

(Загибают пальчики.)

Ох!

(Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох!

(Показывают, как едят суп.)

СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.)

НАПЕРСТОК

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

(Левая ладошка раскрыта, в правой

руке — воображаемая иголка; иголка

«шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

(Дети делают правой рукой такое дви жение, как будто надевают на указа

тельный палец левой руки наперсток.)

Говорит иголке.

(«Шьют».)

— Шей,

А колоться ты не смей!

(Грозят указательным пальчиком левой руки.)

ПОВАР

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

(Ребром ладони дети стучат по столу.)

Повар леща берет

И опускает в компот.

(Загибают большой палец на левой руке.)

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

(Загибают указательный палец.)

Мешает суп кочерыжкой,

(Загибают средний палец.)

Угли бьет поварешкой.

(Загибают безымянный палец.)

Сахар сыплет в бульон.

(Загибают мизинец.)

И очень доволен он!

(Разводят руками.)

ЕЛОЧКА

Перед нами елочка:

(Пальцы рук переплетены, из большихпальцев — верхушка «елочки».)

Шишечки, иголочки.

Кулачки, указательные пальчики выс-

тавлены.)

Шарики, фонарики,

(«Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки,

Ушки» из указательного и среднего

пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты.)

Звезды, человечки.

(Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.)

«НА ЕЛКЕ

Мы на елке веселились,

(Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились.

(Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты,

(«Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы:

(Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша,

Яблоко, один Золотистый мандарин.

(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

ПОДАРКИ

Дед Мороз принес подарки:

Буквари, альбомы, марки,

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке.)

Гав! Гав!

(Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики — «ушки».)

ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ

Есть игрушки у меня:

(Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

ками друг о друга попеременно.),

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

(Загибают пальчики на обеих руках.)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

(Хлопают попеременно в ладоши

и ударяют кулачками друг о друга.)

МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с боль-

шого, на обеих руках.)

Много мебели в квартире.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(Загибают пальчики, начиная с большого).

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

НАША ГРУППА

В нашей группе все друзья.

(Дети ритмично стучат кулачками по столу.)

Самый младший — это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН?

Что принес нам почтальон?

(Сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он.

(«Шагают» пальчиками по столу.)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли — две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

(На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

НАША КВАРТИРА

В нашей комнате — столовой —

Есть отличный СТОЛ дубовый, СТУЛЬЯ — спинки все резные, Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых — спальне — Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ — центр музыкальный.

(На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику. К концу стихотворения должны быть загнуты все десять пальцев.)

ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

(Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.)

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

(Удары ладонями и кулачками поочередно.)

БОТИНКИ

Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем

(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам.

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Будем там тихонько спать.

(Укладывают ладони на стол.)




НОВЫЕ КРОССОВКИ

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

(Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.)

Вот так,

Вот так,

Новые кроссовки.

(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)

ЛЮБЛЮ ПО ГОРОДУ ГУЛЯТЬ

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

(Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу.)

Невский — раз, Зимний — два,

Три — красавица Нева

А четыре — мост Дворцовый,

Пять — гуляю по Садовой,

Шесть — к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь — конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь — крепость у Невы,

Были там, наверно, вы.

Девять — повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять — из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

(На каждое название загиба ют по одному пальцу.)

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять,

(Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая — с большого пальца.)

Вышел дождик погулять.

(Беспорядочные удары по столу паль-

чиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:

(Часто и ритмично бьют в ладоши.)

— Ох!

(Один хлопок.)

И ушел

Газон засох.

(Ритмичные хлопки по столу.)

ПТИЧКИ

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей

Эта птичка — совушка,

сонная головушка

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель.

(Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Эта птичка — злой орлан

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам

(Машут обеими руками, как крыльями.)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили.

(«Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим.

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

Два — поймаем.

(Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним

(Встают, роняют воображаемый снежок.)

И... сломаем.

(Топают.)

МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,

(«Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,

(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхивают ладошки.)

Съели суп, и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ

Как у нас семья большая

Да веселая.

(Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.)

Два у лавки стоят,

(Загнуть большие пальцы на обеих

руках.)

Два учиться хотят,

(Загнуть указательные пальцы на

обеих руках.)

Два Степана у сметаны

Объедаются.

(Загнуть средние пальцы.)

Две Дашки у кашки

Питаются.

(Загнуть безымянные пальцы.)

Две Ульки в люльке

Качаются.

(Загнуть мизинцы.)

РЫБКА

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,

(Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.

Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

Кошка и горшок с молоком

В кухне нашей под столом

стоит крынка с молоком

(складываем из пальцев левой руки кружок)

К крынке кошка подошла

("идем" указательным

и средним пальцами правой руки)

Сверху сливки попила

(указательным пальцем делаем "лакающие" движения в кружке, изображающем горшок)

Глубже сунулась в горшок:

- Молочка напьюсь я впрок!

(засовываем палец глубже в кружок-горшок)

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой

(крутим головой)

Налакалась молочка -

не уйти ей из горшка!

(пытаемся вытянуть палец из кружка)

С головы горшок не слез. С ним и убежала в лес!

(топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала)

Погода

Холодно. Осень. Пальцы мои Дружно ругают холодны дни.

Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием.

Пальчик-малыш жалуется:

«Ой-ой-ой!

Холод-то какой!»

Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец (на обеих руках).

Указательный палец шепчет

тихонько:

«Эх-эх-эх!

А вдруг пойдет снег!»

Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец.

Средний палец ворчит:

«Ох-ох-ох!

От ветра я оглох!»

Сгибать и разгибать средний палец.

Безымянный палец кричит:

«Ай-ай-ай!

Солнце вылезай!»

Сгибать и разгибать безымянный палец.

Здоровяк большой палец

восклицает:

«Ах-ах-ах!

Жаль, я не в сапогах!

Ух-ух-ух!

Дайте мне кожух!»

Сгибать и разгибать большой палец.

Эти упражнения можно выполнять сначала правой, а потом левой рукой.

Помиримся

Раз мизинчик после ссоры

помириться можно скоро.

Два,побольше-безымянный-

он мизинчику родня,

Для колечка он у мамы

и для счета у меня.

Три соседний - палец средний.

Четыре - указательный, а иногда -

лизательный-

Лизать с него варенье ну просто объедение.

Пять - большой. Он чем хорош?

Если спросят: "как живешь?"

Он нам нужен для того,

чтоб ответить людям: "ВО!"

А у нашего Алешки друг на друга все похожи.

Удивляюсь, что за брат-все мизинчики подряд.

Игра с ежиком

Ежик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил.

(гладим ежика, жалеем)

Мы потрем ему бока –

Надо их размять слегка.

(трем, похлопываем по бокам)

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко,

(гладим ножки)

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

(по тексту)

Еж в лесочек убежал,

Нам «спасибо» пропищал.

(давим на игрушку, чтоб запищал)

О левой и правой руке

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая!

(вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая!

(хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая!

(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть –И правая, и левая!

(прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая!

(показываем направление то правой, толевой рукой)

В носу умеют ковырять –

И правая, и левая!

(хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой)

А если кто-то завопит,

И правая, и левая

Помогут уши мне заткнуть!

(затыкаем уши)

С руками я всегда дружу-

И с правою, и с левою!

(дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая!

(обхватываем себя руками -"обнимаем")

АКУЛА

Приплывали две севрюги,

(Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.)

У них спины словно дуги.

(Выгибают ладони тыльной стороной вверх.)

Налетали с двух сторон,

(Изображают, как севрюги плывут

навстречу друг другу.)

Ты, акула, выйди вон.

(Делают толчок ладонями от груди.)

Шла кукушка

Шла кукушка мимо рынка,

(идем по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальцы поджаты)

У неё была корзинка,

(ладони соединяются «ковшом» - корзинка)

А корзинка на пол – бух!

(ударяем сомкнутыми ладонями по коленям, разъединяем руки)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

(разводим руки в стороны, шевеля пальцами, количество разогнутых пальцев соответствует тексту)

Птички и ветер

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают.

(машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел

(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло

Там не тронет их никто

(приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Как на горке

Как на горке снег, снег

(шевелить пальчиками обеих рук)

И под горкой

(мягкое постукивание кулачками

по столу

И на елке

(соединяем одноименные пальцы, изображая елочку)

И под елкой

(обхватываем себя руками)

А под елкой спит медведь

(пальчики к губам)

Тише, тише, не шуметь.

(поочередно соединяем одноименные пальцы обеих рук, повторяя несколько раз)

Мой домик

Пусть мой домик кос и крив, Посмотри, как он красив!

Видишь - из окошка

Выглянула кошка!

Сложить ладони, образовав «крышу». Посмотреть на «домик» со всех сторон.

Ветер воет: «У-у-у!

В клочья домик разорву!»

Сильно подуть на «домик».

Но он крепкий, домик мой,

Хоть косой он и кривой!

Сблизить ладони, покачать соединенными ладонями влево – вправо.

Пусть неделю ветер воет –

Домик мой меня укроет!

Поднять «крышу» над головой.

Пять маленьких братцев

Пять пальцев на руке своей

Поочередно разгибать сжатые

Назвать по имени сумей.

в кулак пальцы в

Первый палец - боковой -

соответствии с текстом.

Называется большой.

Палец второй - указчик

старательный,

Не зря называют его

указательным.

Третий твой палец как раз

посредине,

Поэтому средний дано ему

имя.

Палец четвертый зовут

безымянный,

Неповоротливый он и

упрямый.

Совсем как в семье, братец

младший - любимец.

По счету он пятый.

Зовется мизинец.

Дружные пальчики

Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький.

Сжатые в кулаки пальчики разгибать по одному, в соответствии с текстом.

Безымянный кольцо носит, Никогда его не бросит.

Ну, а этот - средний, длинный. Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не

длинный,

Среди братьев самый

сильный.

Пальчики не ссорятся. Вместе дело спорится.

Сжать пальцы в кулак и разжать их.

Замок

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили 

И открыли!

(на первую строчку-пальцы в"замочек", затем стучать о стол"замочком", затем круговыедвижения "замочком", и показали ладошки)

Цветок

Вырос высокий цветок

на поляне

(руки вверх, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, слегка округлить их)

Утром весенним раскрыл

лепестки.

(развести пальчики)

Всем лепесткам красоту

и питанье

(ритмичное движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землей

корешки.

(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

Дом на горе

На горе мы видим дом

(сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками)

Много зелени кругом

(волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты

(по тексту)

Вот душистые цветы.

Окружает все забор,

За забором – чистый двор.

(поглаживание ладонями по воздуху)

Мы ворота открываем,

(по тексту)

К дому быстро подбегаем,

(пальцы «побежали» по столу)

В дверь стучимся: тук, тук, тук.

(кулаками по столу0

Кто–то к нам идет на стук?

(по тексту)

В гости к другу мы пришли

и гостинцы принесли.

(вытянуть руки вперед)

Дадим пальцам имена

Раз, два, три, четыре, пять, Выполнять движения по тексту

Будем пальцы мы считать,

Пять на правой, пять на левой,

Знают это Таня Севой.

Вместе будет их десяток,

Дружных, крепеньких ребяток.

Дел у каждого - сполна!

Мы дадим им имена.

Вот- большой, или Большак.

Помогать он всем мастак!

Живет отдельно от других.

Работать может за троих!

За ним стоит Указка.

Его конёк - подсказка.

Он нам без промедленья

Укажет путь к варенью.

Вот - Середняк, или средний,

Он третий, не последний.

Спокойный, очень сильный,

Как богатырь былинный.

Четвертый - Сиротинка,

Без имени детинка,

С наперстком оловянным

Зовется безымянным.

А пятый - Коротышка,

Проказливый мальчишка,

Шалун и привереда,

Мизинчик-непоседа!

Яблонька

У дороги яблонька стоит,

(руки сплести над головой, пальцы разжаты)

На ветке яблоко висит.

(сложить запястья вместе)

Сильно ветку я потряс,

(руки над головой, движения вперед – назад)

Вот и яблочко у нас.

(ладони перед грудью, имитируя, что держим яблоко)

В сладко яблоко вопьюсь,

Ах, какой приятный вкус.

(соединить запястья, ладони развести)

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучков на землю смыл.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Солнце стало пригревать,

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Паучок ползёт опять,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Действия аналогичны первоначальным

"Паучки" ползают по голове.

Две сороконожки

Две

Сороконожки

Бежали по дорожке,

пальцы взрослого «бегут» навстречу друг другу по руке ребенка (или по ногам, или вдоль позвоночника)

Так друг-дружечку обняли,

Что с трудом мы их разняли.

и затем соединяются

посередине.

Божьи коровки

Божьей коровки папа идет.

пальцами правой руки «шагать» по столу.

Следом за папой мама идет.

пальцами левой руки «шагать» по столу.

За мамой следом детишки

идут.

Вслед за ними самые

малышки бредут.

«Шагать» обеими руками вместе.

Красные юбочки носят они,

пожать самому себе ладонями, пальцы прижать друг к другу.

Юбочки с точками черненькими.

постучать указательными пальцами по столу.

Папа семью в детский садик

ведет,

После занятий домой заберет.

всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.

Дом

-Молоточком я стучу,

постукивать кулачками друг о друга.

-Дом построить я хочу.

соединить кончики пальцев обеих рук.

-Строю я высокий дом,

поднять выпрямленные ладони вверх

-Буду жить я в доме том.

похлопать в ладоши.

Мышка

Маленькая мышка по городу бежит.

шевелить пальцами обеих рук

Глядит во все окошки

сделать бинокль

И пальчиком грозит

погрозить пальцем

А кто не лег в кроватку?

руки сложить под одну щеку

А кто не хочет спать?

руки под другую щеку

Того непослушного я буду щекотать.

пощекотать себя

Паучок

Паучок все вверх ползет

пройтись пальцами одной руки по другой

Паутину он плетет.

поводить по животику, как бы шевеля лапками

Паутина хоть тонка

Крепко держит мотылька.

взяться за плечики

Паутина рвется

поднять руки вверх

Мотылек смеется

сделать «фонарики»

Улитка

Руки на уровне груди: одна сжата в кулачок,

другая ее накрывает – это раковина улитки.

-Улитка-улитка,

Отвори калитку,

Выходи из дома,

Будем знакомы.

быстро протолкнуть кулачок «наружу» - теперь он не спрятан, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

-Улитка-улитка,

Высуни рога,

Дам пирога!

разжать два пальца кулачка (мизинец и безымянный)

-Улитка-улитка,

Пошли гулять.

-Ползи, ползи, ползи…..

«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу.»Ракушка постепенно исчезает.

-Ой! Щекотно!

Пойду к другой улитке!

Мама

Ладони сложены вместе, пальцы слегка расставлены и смотрят вверх.

-Мама, мама!

Мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза.

-Что, что, что?

Большие пальцы отрываются и соединяются три раза.

-Гости едут.

Тоже делают безымянные пальцы

-Ну и что.

Затем указательные

-Здравствуй, здравствуй.

Чмок, чмок, чмок.

Средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

Веселый цирк

Веселый цирк у нас в гостях,

Жонглер бросает шарики,

Подбрасывают воображаемые шарики.

И клоун зрителей смешит,

Дразнятся — большой палец у носа

Смешит больших и маленьких

Вот на канате акробат

Показывают рукой выше и ниже

Раскинул руки в стороны.

Силач старается поднять

Стальные гири новые.

Наездники на лошадях

Руки в стороны, балансируют ими.

Поднимают воображаемые гири.

По кругу мчатся весело

Бегут с высоко поднятыми коленями, одна рука вверху

А мы мороженое едим

И хлопаем под песенку.

Лижут воображаемое мороженое

Хлопают в ладоши.

,

Дождевые червячки

Дождевые червячки

Вылезли наружу.

Расставляют пальцы одной руки

и между ними просовывают расставленные пальцы другой руки.

После теплого дождя

Щелкают пальцами сверху вниз.

Им погреться нужно.

Обхватывают туловище руками.

Лежебоки-червячки

Подкладывают ладони под щеку. 

Нежатся на солнце —

Поднимают руки вверх, раскрывают пальцы, разводят руки в стороны.

То сжимаются они,

Делаются толще,

То становятся они

Пальцы сжимают в кулак.

Соединяют два сжатых кулака.

Длинными, как палка.

Наступать на червячков

Всем ребятам жалко.

Вытягивают указательные пальцы. Поднимают ногу

Медленно опускают ногу

Веселый оркестр

Дружно наш оркестр играет,

Все о музыке он знает.

Дирижируют.

Нежно скрипочка поет,

За собой она зовет.

Имитируют игру на скрипке

Трубы громко затрубили,

Изображают трубу с помощью

рук и кулачков

И тарелки в такт забили.

Хлопают ладонями с раскрытыми

пальцами.

Следом дудочка дудит,

И струна гитар звенит.

Барабан вступил, как гром,

Имитируют игру на дудочке.

Имитируют игру на гитаре.

Имитируют игру палочками на барабане.

Всех перекрывает он.

Делают покрывающее движение обеими руками.

Лето знойное в разгаре

Лето знойное в разгаре,

Все на пляже загорают

Проводят рукой по лбу, изображая жару.

Руки солнцу подставляют,

Носик кверху задирают

Руки перед собой, ладони раскрыть Поднимают голову, крутят ею

И бегут к реке скорей,

Бегут по столу пальчиками.

Охладиться, чтоб быстрей

Изображают зябкость, холод по телу

Плавают туда-сюда,

Делают руками плавательные движения

Не утонут никогда

Руки складывают шалашиком, опускают

вниз, отрицательно качают головой

Брызги в стороны летят

Делают резкое движение рукой вперед

И на всех попасть хотят

Всплескивают руками.

Надоедливые мухи

Чай душистый пьем, пыхтим:

Уф-уф-уф, уф-уф-уф

Ритмично подносят ладонь корту

Отгоняем веткой мух.

Мух-мух-мух, мух-мух-мух

Ритмично помахивают рукой.

. А они в варенье сели,

Ели-ели, ели-ели.

Ритмично постукивают пальцами по ладони.

Так нам мухи надоели!

Мы варенье быстро съели.

Ритмично изображают движение ложкой, «облизывание пальцев».

Паучок-ткач

Сетку паучок плетет,

Пальцами изображают решетку

Словно ткач проворный.

Изображают движение на ткацком станке

Нитку липкую по кругу

Намотал задорно.

В воздухе пальцем очерчивают круг

А потом ее пустил,

Чтоб круги связались.

Делают диагональное движение рукой.

И в красивой паутине

Раздвигают пальцы обеих рук, соединяют большие пальцы

Мухи все остались.

Скрещивают пальцы, сжимают

Вывел нитку, натянул

Указательным пальцем проводят в воздухе горизонтальную линию

И засел в засаде.

Приседают, руку козырьком приставляют ко лбу.

Только мухи не летят.

Соединяют больше пальцы, остальными пальцами изображают полет мухи, качают отрицательно головой.

Паучку досадно!

Машут рукой

Такой разный дождь

Рассердилась туча злая,

И закапал мелкий дождь.

Постукивают кулаком о кулак. Ритмично быстро постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой.

Капля падает за каплей,

Сколько набежало слез!

Ритмично щелкают пальцами.

Собирают воображаемые слезы в ладонь

Дождь сильнее стал,

И ветер сделал вдруг его косым.

Двигают ребром ладони сверху

вниз по диагонали.

Вправо капли, влево капли,

Словно всех косой косил.

Ливень туча посылает,

То же самое в разные стороны.

Имитируют косьбу.

Делают резкое движение рукой

вперед.

И стеной вода течет.

Вытягивают руки перед собой, ладонями к себе, делают резкое движение сверху вниз.

Где бы спрятаться от ливня?

Пожимают плечами, смотрят по сторонам.

Зонтик нас раскрытый ждет

Над головой руками изображают купол.

Осень листья золотит

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

Шур-шур-шур, шур-шур-шур.

Ритмично потирают ладонью о ладонь.

И с деревьев их разносит.

Поиграет, снова бросит:

У-у-у, у-у-у-

Ритмично скрещивают поднятые вверх руки.

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит:

У-у-у, у-у-у-

Делают круговые движения указательными пальцами.

То к земле прижмет, погладит, Вдруг на веточку посадит: Так-так-так, так-так-так.

Ритмично похлопывают ладонями со сменой положения рук

Соберет большую кучу,

Убежит и сядет в тучу.

Ритмично сжимают и разжимают руки.

У Зимы в лесу изба

У Зимы в лесу изба,

Руки перед собой, пальцы обеих рук сомкнуты шалашиком, острием вверх.

Во все стороны резьба.

Указательными пальцами обеих рук в воздухе делают вращательные движения.

Два столба хрустальных врыты,

Сторожить поставлены.

Ставят кулачок на кулачок попеременно.

Ледяные окна скрыты

Руки перед собой, ладони раскрыты, прижаты друг к другу ребром, пальцы сомкнуты.

Ледяными ставнями.

Руки поворачивают к себе ладонями, затем тыльной стороной.

На шесте, на ледяном

Указательный палец правой руки

прикрывают ладонью левой.

Ходит ворон ходуном.

Указательным пальцем правой руки пересчитывают пальцы левой

Вьюга

Воет вьюга: У-у-у,

Завертеть я вас могу.

Делают круговые движения руками над головой ритмично

Замести в большой сугроб

Хоп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп.

Руки внизу, ритмично двигают ими с боков к центру, «подгребая» снег.

Вас от дома уведу,

В чисто поле приведу.

Ритмично хлопают ладонями по телу

А потом улягусь спать

В свою снежную кровать.

Ритмично покачивают скрещенными руками перед собой.

Мои руки

Мои руки — это волны,

Руками изображают волну, движение вперед.

Ветер гонит их вперед.

Делают резкое движение руками вперед.

Мои руки — крылья чаек,

Поднимают и опускают руки через стороны, плавно, кисти расслаблены

Небо их к себе зовет.

Поднимают руки перед собой, вверх.

Мои руки — рыбки в море,

Соединяют пальцы рук треугольником перед собой.

Плавают туда-сюда

Делают плавные движения руками то в одну, то в другую сторону

Мои руки — это крабы,

Разбежались кто куда.

Руки перед собой, пальцы сгибают и опускают вниз; пошевеливают ими.

Спустимся на дно морское

Там кораллы, словно ветки,

Приседают.

Раскрытые ладони поднимают вверх.

Водоросли, как деревья,

Трогают пальцами ухо, поднимают руки вверх.

Раскачалися без ветра.

Вот проплыл конек игривый,

Плавно покачивают руками.

Ходят на месте, высоко поднимая согнутые ноги, опуская и поднимая голову.

Как змея, ползет мурена,

Делают волнообразные движения рукой.

И акула проплывает

На ходу заснула, верно

Делают из рук большой рот

Кладут руки под щеку.

Летят качели

Кач-кач-кач — летят качели

Ритмично покачивают руками внизу из стороны в сторону

Так захватывает дух.

Все сильнее бьется сердце:

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Поднимают руки резко вверх. Ритмично постукивают кулачками друг о друга

Вверх и вниз и снова к солнцу.

Ритмично поднимают руки вверх,

вниз, снова вверх.

Словно птица ты летишь.

Ритмично взмахивают руками

или кистями рук.

Выше, выше, выше, выше! —

Вновь товарищам кричишь.

Приседают, ритмично встают, поднимая руки.

Звенит капель

Кап-кап-кап», — капель звенит,

Словно с нами говорит.

Ритмично хлопают в ладоши

Ритмично хлопают ладонями по ногам.

Плачут от тепла сосульки, 

И на крышах талый снег.

А у всех людей весною

Собирают «слезы» в ладошку.

Ритмично гладят себя по голове.

Это вызывает смех

Поворачиваются вокруг себя

Едем, едем на машине

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Имитируют движения рулем

Ногу сгибают, вытягивают

Воображаемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя.

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Приставляют ладонь ко лбу.

Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы — шоферы хоть куда!

Наклоняют руки влево, вправо.

Над головой шевелят пальцами.

Поднимают вверх большой палец руки.

Золотая рыбка

Золотая рыбка чешуей сверкает:

Ах-ах-ах, ах-ах-ах

Хвост, как из вуали,

Ритмично похлопывают руками по телу сверху вниз.

Нежно распускает

Так-так-так, так-так-так

Ритмично покачивают руками за спиной

Машет плавниками,

еле шевелит.

Не спит, не спит, не спит.

В водорослях спрятаться

Руки вытягивают по бокам, ими тируют движения плавниками

Поскорей спешит

Спешит, спешит, спешит

Руки поднимают вверх, покачивают ими.

Цветик-колокольчик

Травка стелется к земле—

Дети сгибают руки в локтях и делают перед собой плавные движения кистями

Ветер с ней играет.

Стебельки чуть-чуть колышет,

Устали не знает.

А в траве растет цветок —

Пошевеливают пальцами. Легко покачивают туловищем. Делают отрицательный жест.

Вот его бутончик.

Соединяют кончики пальцев

Раскрывает лепестки

Цветик-колокольчик.

Раскрывают пальцы

К солнцу тянет лепестки,

Поднимают руки вверх.

Головой качает,

Пчелок он к себе зовет,

Покачивают головой. Пошевеливают руками, как маленькими крылышками.

Запахом их манит

Нюхают цветок

Воробьи

Пять воробьев на заборе сидели,

Дети показывают пять пальцев.

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила

усталость,

Загибают один палец.

Один улетел — и их трое

осталось.

Сидели втроем и немного

скучали,

Загибают еще один палец.

Один улетел, а двое остались.

Загибают еще один палец.

Птенцы

Птенцы в гнездышке сидят,

Птенцы кушать хотят.

Дети собирают пальцы левой руки в мягкий кулак и в него поочередно опускают пальцы правой руки. Затем руки меняются.

Ротик открывают,

Маму ожидают.

Энергично смыкают и размыкают большой палец с остальными сомкнутыми пальцами на обеих руках.

Мама прилетела,

Взмахивают скрещенными кистями перед грудью, изображая полет птицы.

И пошло тут дело!

От червяков, жуков и мошек

Быстро перебирают разомкнутыми пальцами обеих рук, поднятых вверх.

Не осталось даже крошек

Ритмично хлопают в ладоши перед грудью, разводят ладоши в стороны.

Непослушная дочка

Куклу нежно я качаю,

А она кричит: «Уа!»

Дети ставят руки перед собой, качают ими

Руки, ноги поднимает,

Поднимают руки, ноги

Спать не будет до утра.

Кладут ладони под щеку, отрицательно покачивают головой.

Кашку я сварю ей лучше

Делают помешивающее движение рукой.

И в тарелку положу.

Раскрывают ладонь одной руки — тарелка, другой показывают движение ложки в руке.

Вся испачкалась, грязнуля!

Дай, я кашку остужу.

Дочку я свою умыла:

Обтирают пальцами лицо

Делают обмахивающее движение рукой.

Руки, шею и лицо.

Кашу всю водою смыла.

Наигралась с куклой. Все!

Поглаживают руки, шею и лицо.

Стряхивают «воду» с рук.

Разводят руки в стороны.

Любимые куклы

Куклам платья дружно шили,

Дети изображают качание куклы на руках.

Кукол очень мы любили.

Долго нитку продевали,

Прижимают ладони к груди.

Изображают продевание нитки в иголку.

Узелок потом вязали,

Делают вращательные движения указательными пальцами вокруг друг друга.

Отрезали лоскуток,

Разъединяют указательный и средний пальцы, остальные сжаты.

Прошивали вдоль стежок.

Зажимают между большим, указательным и средним пальцами «иголку», делают волнообразные движения справа налево

Утюгом горячим шов

Распрямили, чтобы лег.

Отдергивают руку.

Проводят кулаком по ладони горизонтально

Кукол поскорей позвали,

Нарядили. Не узнали!

Машут рукой к себе.

Делают движения руками вдоль тела сверху вниз. Выставляют большой палец руки вперед

Сколько у меня игрушек?

Там, в углу, лежат игрушки,

Дети попарно соединяют шалашиком пальцы рук.

Отдыхает в тишине...

Пять игрушек в день рожденья

Подарили гости мне.

Раз — ушастый серый зайка.

Сжимают пальцы в кулачки. Разжимают пальцы левой руки ладонью к себе.

Большой палец, мизинец и безымянный собирают в щепотку, а указательный и средний поднимают вверх, как ушки.

Два — есть дудка у меня.

Три — сейчас я покажу вам

Изображают пальцами игру на дудочке, чуть согнув их и пошевеливая ими.

Черногривого коня.

Вытягивают средние и указательные пальцы обеих рук, остальные подбирают, изображают скачку.

Бурый мишка мой — четыре,

Показывают на правой руке четыре пальца, прижав к ладони большой

Белка рыженькая — пять.

Прижимают пальцы к ладони на левой руке, начиная с мизинца

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках

Десять цыплят

У меня десять цыплят —

Дети показывают пальцы обеих рук.

Все на бревнышке сидят.

Пальцы сжимают в кулаки, ставят кулак на кулак.

Только солнышко встает —

Пальцы скрещивают, поднимают вверх.

Мама их на луг ведет.

Указательным и средним пальцами обеих рук (остальные поджаты) изображают продвижение вперед.

Травку щиплют и пищат,

«Чиви-чиви» говорят.

Энергично смыкают и размыкают большие пальцы с остальными сомкнутыми пальцами.

Ищут в травке червячков,

Ищут маленьких жучков.

Пальцы обеих рук собирают в щепотку, потирают друг о друга подушечками пальцев.

Смело, их они глотают

И водичкой запивают.

Руки перед грудью. Постукивают попарно пальцами одной руки о пальцы другой.

Очень дружные ребята

Эти желтые цыплята.

Пальцы обеих рук скрещивают, сжимают и разжимают их.

Капуста

Мы капусту рубим,

Дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя

Мы капусту солим,

Имитируют посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Интенсивно сжимают и разжимают пальцы.

В кадку все утрамбовали,

Сверху грузиком прижали.

Потирают кулак о кулак.

Ставят кулак на кулак

Хочу быть птичкой

Я по улице гулял,

Дети делают движения указательным и средним пальцами рук, обозначающие ходьбу

Галок и ворон считал:

Раз, два, три, четыре, пять,

Скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет.

Буду я считать опять.

Загибают поочередно пальцы рук, начиная с большого, а затем с мизинца.

Рот открыл, смотрю я в небо,

Вправо, влево. Я там не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Поднимают голову вверх. Делают повороты головой. Часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены.

Крылья вверх и крылья вниз,

Только слышен ветра свист.

Плавно взмахивают руками. Вращают указательными пальцами рук, поднятых вверх.

Я подпрыгнул; чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

Подпрыгивают.

Приседают.

Котенок-шалун

Котенок мамочку зовет:

— Мяу-мяу, мяу-мяу.

Он не напился молока:

— Мало-мало, мало-мало.

Покормит мама молочком:

— Мур-мур-мур, мур-мур-мур.

Дети соединяют одноименные пальцы обеих рук. Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают палъцы Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой

Свернется маленьким клубком:

-Ур-ур-ур, ур-ур-ур-

Потирают кулачок о кулачок.

Потом с клубочком поиграет:

Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

Сжимают и разжимают пальцы рук

И нитку быстро размотает:

Ап-ап-ап, ап-ап-ап.

Делают круговые движения указательным пальцами относительно друг друга

Мышка и кошка

— Пи-пи-пи, —

Пищала мышка.

Кошка на охоту вышла!

Ритмично щелкают пальцами рук

Мне так страшно, трепещу.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу.

Норку я свою ищу.

Постукивают по плечам ладонями скрещенных на груди рук.

- Щу-щу-щу, щу-щу-щу.

Притопывают ногами.

- Кошка притворилась доброй.

- Мур-мур-мур, — она поет.

Поглаживают одной рукой другую

- Нет-нет-нет, — пищит мышонок.

К кошке в лапы не пойдет.

Покачивают головой

На блины

Стала Маша

гостей собирать:

Дети хлопают в ладоши — то правая, то

левая рука сверху.

- И Иван приди,

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

Кончиком полусогнутого указательного

пальца правой руки сгибают по очереди

кончики пальцев левой руки и мягко

покачивают.

А Митрошечка —

Ну, пожалуйста.

Указательным пальцем правой руки настойчиво покачивают мизинец левой руки (4 раза).

Стала Маша

гостей угощать:

— И Ивану блин,

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

Хлопают в ладоши — то правая, то левая рука сверху.

Большим пальцем правой руки поочередно, начиная с большого, нажимают на подушечки пальцев левой руки.

А Митрошечке —

Мятный пряничек!

Большим пальцем правой руки нажимают на мизинец левой руки (4 раза).

Стала Маша

гостей провожать:

— Прощевай, Иван!

Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей!

Прощевай, Матвей!

Хлопают в ладоши — то левая, то правая рука сверху.

Указательным пальцем правой руки поочередно, начиная с большого, загибают пальцы левой руки.

А ты, Мирошечка,

Моя крошечка,

Да ты побудь со мной

Еще немножечко!

Собирают в щепотку большой, указательный и средний пальцы правой руки, поглаживают мизинец левой руки сверху вниз.

Карманов много у меня

Карманов много у меня

У меня в кармане груша,

А в другом конфета есть.

Дети «достают» из правого кармана воображаемую грушу. Левой рукой «достают» из кармана щепоткой воображаемую конфету, облизывают губы.

В заднем брючном —

Злая кнопка

Показывают на задний карман,

делают вид, что «укололись»

указательным пальцем

Не могу я даже сесть.

Чуть приседают и быстро

выпрямляются.

А в рубашечном кармашке

Показывают пальцем на карман

рубашки.

Маленький лежит платок,

Обрисовывают пальцем в воздухе

контур платка.

Чтобы нос, лицо и руки

Вытирать им смело мог.

На ладошку я монетку

Из кармана положу.

Трут нос, лицо и руки ладонями.

Одной рукой достают воображаемую монетку и «кладут» ее на раскрытую ладонь другой руки.

- Где орел, а может решка? –

У монетки я спрошу.

Подбрасывают воображаемую монетку на внутренней и внешней стороне ладони.

Старый дом

В старом доме ночью темной

Как-то страшно одному.

У_У, У-У, дует ветер.

В трубах весело ему.

Дети пальцами обеих рук показывают трубу, затем ритмично отводят ее ото рта и подводят обратно

Шур-шур-шур —

мышонок юркий

Пробирается к зерну.

В темноте ему не страшно.

Как под шорох я усну?

Потирают ладонь о ладонь.

А за печкой, как нарочно,

Песенку запел сверчок.

Скрипочку свою настроил: —

Чок-чок, чок-чок, чок-чок чок.

Имитируют игру на скрипке.

Шорохи устал я слушать

И бояться не хочу!

Ритмично хлопают.

- Лучше я закрою глазки,

Сладкий сон к себе пущу.

Выполняют движения, как бы покачивая куклу.

Часы

Ходят часики — тик-так

И вот так, и вот так.

Слышен бой часов кругом:

Дети сгибают руки в локтях перед собой и покачивают их из стороны в сторону.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Хлопают.

Гирю потянули вниз:

— Скрип-скрип-скрип,

Скрип-скрип-скрип.

Похлопывают ладонями пот сверху вниз.

Вот так часовой сюрприз!

Гиря вверх опять ползет,

Чтобы вновь начался ход.

Похлопывают ладонями not снизу вверх.

Чтобы стрелки в путь пошли,

Молоточки есть внутри.

Тук-тук-тук — они стучат,

— Тук-тук-тук, — все говорят

Постукивают кулачком о кулачок.

Завертелось колесо.

Вот другое в ход пошло.

Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра,

Закрутилось до утра.

Выполняют вращательные движение руками — «заводят мотор».

Список использованной и рекомендованной литературы:

1. Аверин И. Е. Физминутки и динамические паузы в детском саду. – М.,2005.

2. Аветисов Э. С. Упражнения для глаз. – М., 1998.

3. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. – М., 2006 - 2007.

4. Ананьева В. А. Основы безопасности дошкольника. – Томск, 2000.

5. Бойко Е. А. Энциклопедия дыхательной гимнастики. – Ростов-на-Дону, 1996.

6. Бондарева Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе. – Воронеж, 2005.

7. Васичкина Л.Н. Руководство по самомассажу. – Воронеж, 2005.

8. Волина В. Занимательная математика для детей. – СПб.,1994.

9. Гольдин Э. А., Мойсюк Л. М., Закидышева Ю. Э. Здоровье и хорошее

самочувствие своими руками, – М. 2005.

10.Исаева С.А. Гимнастика для глаз. Наглядное пособие. – Айрис-Пресс, 2004.

11. Золотова Е. И., Виноградова Н. Ф. Знакомим дошкольников с миром

животных. – М., 1982.

12. Йохум И. Лечебная гимнастика Цугун для глаз. – Попурри, 2009.

13. Каменев Ю. Я. Дыхательная гимнастика. – М.,2004.

14. Капранова Е.Г. Практическое пособие. Массаж. – Астрель, 2008.

15. Кильпио Н. Н. 80 игр для детского сада. – М., 1973.

16. Мерк Л.О. индивидуальный тренажёр. Гимнастика для глаз. – М., 2007.

17. Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М., 1980.

18. Маркевич В. В. Игры на свежем воздухе. – Минск, 2004.

19. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе

для детей с ОНР. – Санкт-Петербург. 2003.

20. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. Растём и не болеем. Аст Сова. 2005.

21. Онучин Н.А. Физическое и психомоторное развитие ребёнка (закаливание, массаж, гимнастика). Харвест. 2005.

22. Останко Л. В. Оздоровительная гимнастика для дошкольников. – М., 2006.

23. Поваляева М. А. Развитие речи при ознакомлении с природой. – Ростов-на-Дону,2002.

24. Полтавцева Н. В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М., 2005.

25. Потапчук А.А., Матвеев С.В. Массаж в детском возрасте. – Сфера, Речь, 2007.

26. Преображенский В. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. – Бара-Пресс, 2004.

27. Синельникова И.А. Гимнастика для глаз. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. – Детство-Пресс, 2007.

28. Ситникова И. К. Организация творческой группы педагогов в дошкольном учреждении. Справочник старшего воспитателя ДОУ № 5. – М., 2008.

29. Соколова А. Н. Гимнастика для глаз. – Санкт-Петербург, 2007.

30. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду. – М.. 1970.

31. Степанова О.В. Современный взгляд на лечение и профилактику близорукости. – Весь, 2005.

32. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду. – М. 2004.

33. Швайко Г. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1988.

34. Шолохов В.А. Гимнастика здоровья доктора Шолохова (на основе упражнений Куцудзо Ниши). – М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Матери. (автор-составитель Андреева О.В.)

Сценарий праздника в старшей группе. В сценарии включены описания игр и конкурсов с детьми и родителями....

Приложение практического материала к творческой разработке "Оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения"

Представленный материал является приложением к творческой разработке "Оздоровительная работа с детьми старшего дошколного возраста с нарушениями зрения"...

Перспективное планирование по новой технологии. Автор А.Буренина

Тематическое  перспективное  планирование  для  детей  средней  группы.  Этот  материал  поможет  спланировать  свою  работу  по ...

Перспективное планирование. Второе полугодие Авторы: Баева Ольга Николаевна,Пузырева Дарья Николаевна

В пособии отмечены особенности организации наблюдений, подобраны подвижные игры на свежем воздухе, а так же оздоровительные мероприятия. Материал удобен в использовании, так как состоит из персп...

Перспективное планирование. Приложение № 2 практический материал Авторы составители: Баева О.Н Пузырева Д.Н

Общий массаж, релаксация, гимнастика для глаз, работа над речевым дыханием....