Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: «ЗВУК И БУКВА Ч»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Флейшман Ольга Владимировна

конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_no1.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы:

«ЗВУК И БУКВА Ч»

Подготовила

Учитель – логопед

Гайдукова О.В.

Троицк 2011


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • Знакомство со звуком [ч] (уточнение артикуляции, звуковой анализ, автоматизация в словах, дифференциация);
  • Знакомство с буквой Ч, прописывание буквы в тетради;
  • беседа об именах: разных национальностей, старинных именах;
  • разучивание  скороговорок;
  • разучивание пальчиковой игры, логоритмических упражнений;
  • разучивание слов сценки «Внучек»;
  • знакомство со схематическим обозначением слова (схема);
  • отработка слоговой структуры слова с использованием элементов пескотерапии.


ЦЕЛИ:

  •  расширять знания об именах людей, их значении и употреблении;
  • закреплять произношение звука «ч» в речи, учить внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;
  • закреплять навыки  слогового анализа и синтеза на материале слов со звуком [ч], умения различать буквы и звуки;
  • упражнять в словообразовании: уменьшительно-ласкательной формы  существительных (отчеств от имен собственных), притяжательных  прилагательных от существительных;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • упражнять в употреблении основных языковых понятий и категорий (имя, отчество, фамилия);
  • оптимизировать фонематические процессы средствами театрализации;
  • стимулировать речевую активность;
  • воспитывать языковое чутье, чувство любви к родному языку;
  • обогащать эмоциональную сферу;
  • приучать детей к самостоятельности суждений;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим.

ОБОРУДОВАНИЕ:


Демонстрационное: план города «Звукоград»; карточка-символ звука [ч], буква  « ч» (вырезанная из зеленого картона); картинки с изображением животных; наборы карточек для игры «Предмет уменьшается, а слово увеличивается  ; карточки схемы для слова «лисичка»; реквизит для инсценировки; мяч; клок шерсти; карточки(«глаз», «ухо», «рот», «ручка»).  

Раздаточное: наборы слов из разрезных слогов, буква Ч (по количеству детей); пластилиновые карточки для выкладывания букв; схемы слогов (по 6 на каждого ребёнка), наборные полотна.

Организационный момент

Дети стоят около стульчиков, поставленных по кругу.
Логопед: « Здравствуйте, дети. Здравствуй, Юлечка. Здравствуй, Димочка…»
(
Дети по цепочке называют друг друга ласковыми именами и садятся).

Логопед: «Дети, вам было приятно, когда ваш товарищ называл ласково ваше имя? Почему?

- Каким голосом называли вы друг друга?

- С какой интонацией?

- Какой звук помог вам ласково произнести имя?

- Сегодня мы с вами будем играть в разные игры со звуком [ч] и поговорим об именах.»

О чем нам может рассказать имя человека? Что мы можем узнать о человеке, даже не видя его, а только зная его имя?
Мальчик или девочка (Юля - Юра).
Мужчина или женщина.

Логопед:  Бывают одинаковые женские и мужские имена, которые заканчиваются по-разному. Какие это имена? (Валентин и Валентина, Александр и Александра, Валерий и Валерия, Антон и Атонина, Василий и Василиса).  

• Национальность.

- Назовите русские имена.

- Какие вы знаете имена людей других национальностей?

 У человека любой национальности в любой стране мира есть имя. На разных языках имена звучат по-разному. Например, русское имя Иван по-английски звучит Джон, по-немецки Иоганн, по-итальянски Джованни, по-французски Жан, по-испански Хуан, по-польски Ян.


• Имена бывают
современные и старинные. Старинные русские имена   обычно встречаются в русских народных песнях и сказках.

- А какие старинные имена вы знаете?

Имена - не просто слова, а слова, называющие человека.

Но люди имеют не только имена, а ещё и отчество и фамилию. Отчество и фамилию дети получают от отца. Слово «отчество» произошло от слова «отечество», а «отечество» от слова «отец», т.е. отчество - как бы второе имя по отцу. Назовите свое полное имя, отчество и фамилию.

Игра «Назови отчество сына»
(дети перебрасывают мяч друг другу, образовывая отчество  от имени)

Дети. У Ивана - Иванович, у Петра - Петрович, у Ильи - Ильич и т.д.
Логопед. На какой звук оканчиваются все отчества сыновей?
Дети. На [ч].
Логопед. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч… Вам, наверное, хочется побольше узнать об этом звуке, не правда ли? А кто хочет превратиться в этот звук?


 Игра «Раз-два повернись и в звук [ч] превратись»


Дети произносят несколько раз звук [ч].
Логопед. Послушайте, на что похоже звучание звука [ч]:
(упражнение на звуковое подражание)
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- чибис встречает: чьи вы? чьи вы?;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
- ножницы чикают: чик, чик, чик.

                         (Пальчиковая игра «ПАРИКМАХЕРЫ».

Чик! Чик! Чик! Чик!

Челку я себе подстриг!    (С радостью)

Чик! Чик! Чик! Ча!

Чудо челка у меня!      (С гордостью)

ЧИк-чик! чИк-чик! чИк-чик! чОк!

Отхватил волос клочок!   (С испугом)

Чик! Чик! Чик! Ха!

Что за челка?

Чепуха!     (С досадой)


Логопед. Дети, как вы думаете, какой характер у звука [ч]? Твердый или мягкий? Нежный или грубый?    Какое время суток предпочитает звук [ч] - утро, день, вечер или ночь?  
- Давайте подумаем, звук ч, гласный или согласный, твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

 Логопед. Как стоит язычок, когда произносят звук [ч]? (Использование жеста, дети показывают ладошкой положение и движение языка.) Посмотрим на план города «Звукоград» и найдем домик, где живет звук [ч]. Как вы думаете, на какой улице живет звук [ч], - тихой или громкой?

Дети – на тихой.
-Почему на тихой?
Дети. -Потому что звук [ч] глухой.

Логопед. –Как вы думаете, а в каком домике живёт звук [ч]?

Дети. – В зелёном.
Логопед. Почему у него зеленый домик?
Дети. Потому что звук [ч] мягкий.
Логопед. У каких еще звуков зеленые домики?
Дети. У [сь], [зь].
 Логопед. Сравните букву ч и звук [ч] с помощью карточек («глаз», «ухо», «рот», «ручка»). Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.
Дети определяют свойство звука и буквы и подбирают подходящую карточку.

Выкладывание на пластилиновой дощечке буквы Ч  из фасоли.

Игра «Как меняет слово буква ч»


Логопед. Как меняется слово, когда в нем появляется буква ч? Название предмета звучит более ласково,  или он уменьшается в размерах. Чтобы убедиться в этом, давайте поиграем.
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.
Дети, по карточкам со слогами составьте слово и прочитайте. Затем надо поставить буковку ч в нужное место в слове и прочитать слово еще раз. Что изменилось?
Дети. Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко - моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко, строка – стро(ч)ка, собака – соба(ч)ка, брюки – брюч(ч)ки, крюки – крю(ч)ки.

Игра «Предмет уменьшается,
а слово увеличивается»


Логопед. Дети, у меня для вас есть еще одна очень интересная игра. Но прежде ответьте мне на один вопрос. Мы с вами заметили, что звук [ч] как бы уменьшает предмет, а вот само слово увеличивается или уменьшается? Например, берем клок  ваты (демонстрация). Сколько слогов в слове клок?
Дети (считают хлопками). Один.
Логопед. Теперь отрываем клочок. Он стал меньше, а слово? Кло-чок. Сколько слогов?
Дети. Два. Слово стало длиннее.
Логопед. А теперь возьмем маленький клочочек. Сколько слогов в слове кло-чо-чек?
Дети. Три.
Логопед. Слово стало еще длиннее, а предмет клочочек стал совсем маленький, т.е. предмет уменьшается, а слово увеличивается. А теперь выполним задание со своими карточками и сделаем слоговые модели слов.
Дети. Лук - лучок - лучочек, жук - жучок - жучочек, паук - паучок - паучочек ..

                                                    Игра «Чей хвост?»


Логопед. Имена есть не только у людей, есть они и у животных. А называются они кличками, т.е. животных с помощью них зовут, кличут. Если у вас есть домашнее животное, назовите его кличку.
Дети называют.
-А теперь посмотрите на мои картинки, где изображены животные. Как называются хвосты разных животных, вы мне скажете сами. Слушайте мое стихотворение и добавляйте нужное слово. Будьте внимательны.
Хвост у собаки, конечно, … собачий,
У кошки он просто … кошачий,
Хвост у теленка жалкий, … телячий,
У жеребенка какой? … жеребячий.
У волка хвостище … волчий,
А у зайца маленький, … заячий,

А у лисы шикарный, … лисий (ловушка).
Выбор правильной модели слова «лисичка»
Конечно, у лисы самый красивый хвост. Как ласково можно назвать лису? Правильно, лисичка. Давайте подарим лисичке (картинка) подходящую модель. Посмотрите на модели слов и выберете ту, которая подходит к слову лисичка.

Подвижная игра «Бабушка кисель варила»


Логопед. Дети, мы знаем с вами интересную игру, она вам очень нравится. В ней есть очень много ласковых слов со звуком [ч]. Давайте-ка в неё поиграем и вспомним эти слова.

Бабушка кисель варила в домушечке на горушечке в черепушечке.
Летел, летел соколок через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил, бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька в домушечке на горушечке в черепушечке.
Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» «Не плачь бабка, не рыдай.
Чтоб ты стала весела, мы наварим киселя. Вот сколько!

Логопед. Каждому человеку приятно, когда его имя называют не грубо (Петька, Танька), а ласково, так, как вы называли друг друга в начале занятия. Я знаю, что вы выучили поговорки про детей, и все дети названы у вас ласковыми именами. Произнесите свою поговорку выразительно, играя голосочком.
Дети произносят поговорки, логопед задает вопросы по содержанию.
Димочка Ниночке чинит ботиночки.
Танечка - у печки, Ванечка на печке.
У мамочки Надечки чудная дочка!



Инсценировка стихотворения «Внучек»


Логопед. Конечно, приятно, когда вас называют ласково, но бывает и так, что внук называет бабушку и дедушку ласково, а сам ведет себя грубо, невежливо, неуважительно. Посмотрите инсценировку про такого мальчика и скажите, правильно ли он себя вел. (Инсценировка заранее разучивается, «артисты» - дети).

Вот пришел из сада мальчик, поднимает кверху пальчик,
Манит дедушку: «Дедульчик! Принеси-ка быстро стульчик!
Расстегни-ка мне замочек, опусти воротничочек!
Ой! Запутался шнурочек, развяжи-ка узелочек!
И поправь-ка мне носочек».
Бабушка спешит: «Ах, внучек! Хочешь есть? Покушай супчик!
Съешь бульончик, вот батончик!
Вот огурчик, баклажанчик, апельсинчик и бананчик!»
«Я наелся! Ну, бабульчик, отодвинь-ка быстро стульчик!
Я возьму еще бананчик и улягусь на диванчик.
Эй, дедульчик! - крикнул мальчик, - принеси-ка мне журнальчик!
Да не шаркай так, дедульчик! Воду выключи, бабульчик!
Не шумите! И молчок! Отдыхает ваш внучок!!!»


Логопед: - Ребята, как вы считаете, мальчик, разговаривая с бабушкой и дедушкой, произносил ласковые или грубые слова?

- А вёл он себя при этом вежливо или грубо?  По каким моментам это видно?  (разговаривает громко или тихо, какой у него тон - повелительный)

- Как вам кажется, этот мальчик из стихотворения -  положительный герой или отрицательный? Почему?

А можно ли его как – то изменить? (научить вежливо и уважительно разговаривать с окружающими)

Логопед: - Наше занятие заканчивается. Что нового вы узнали об именах?

- Мы очень много играли со звуком [ч]. Какие игры вам больше всего понравились?

- Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на логопедическом занятии?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»

Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Звук "р".

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы.  Звук "р"....

Конспект по обучению грамоте детей подготовительной группы Звук и буква И

Конспект по обучению грамоте детей подготовительной группы Звук и буква И...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: автоматизация звука-Ш, "В гостях у змейки Шуши"

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы "В гостях у змейки Шуши"Цель: автоматизация звука –ШЗадачи:Закрепить артикуляцию звука –Ш.Продолжить развивать ...