Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Бородулина Елена Викторовна

Цель:

Коррекционно-образовательная:

·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.

Коррекционно-развивающая:

·         Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

·         Развивать общую моторику, мелкую, координацию движений;

·         Развивать внимание слуховое и зрительное, память.

Коррекционно-воспитательная:

·         Воспитывать у детей умение слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_borodulina.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель:

Коррекционно-образовательная:

  • Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.

Коррекционно-развивающая:

  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
  • Развивать общую моторику, мелкую, координацию движений;
  • Развивать внимание слуховое и зрительное, память.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать у детей умение слушать друг друга.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал:  изображение книжного героя Югорки; слайды с изображениями героев сказки О. Лебедевой «Буровичок Югорка»;   зашумленные изображения букв;  грибы с картинками; корзинки с местом звука в слове; серединки цветов с гласными буквами.
  • Раздаточный материал: пластмассовые буквы А, О, У, И; ягоды с картинками; лепестки цветов с картинками; ребусы на березовых листочках; карточки с картинками и звуковыми схемами.  

Ход:

№ п/п

Название этапа

Содержание этапа

Организация и ответы детей

1.

Организационный момент

- Ребята, у меня сейчас очень хорошее настроение. Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением. А кому еще сейчас радостно, хорошо? Поделитесь с нами.

- Встаньте в круг и возьмитесь за руки. По очереди пожмем друг другу руки и передадим свое хорошее настроение. Всем будет хорошо и весело!

Дети стоят в плоскастном кругу.

2.

Образовательная ситуация

- Ребята, как называется край, в котором мы живем? Правильно. Только на нашей югорской земле есть удивительный веселый герой из книжки буровичок Югорка. Чтобы было нам всем весело, давайте оживим  нашего Югорку. Но как и в сказке, для того, чтобы ожил Югорка и превратился в настоящего мальчика, нужно узнать его семь необычных друзей и выполнить их задания. Поможем Югорке?

- Югра.

- Да.

3.

Основной этап

- Смотрите, а вот и первый друг Югорки – Белый Олень. Он приготовил вот такое задание: на деревьях наших прекрасных лесов – родины Белого Оленя - спрятались буквы. Скажите, какая буква спрятана на первом дереве, на втором, на следующем, на последнем дереве?

- Правильно вы узнали буквы. А теперь придумайте слова, начинающиеся с этих звуков: со звука А, У, И, О.

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием первого друга Югорки.

Дети стоят полукругом у доски.

- Буква А, У, И, О.

- Аист, арбуз.

Утка, удочка.

Иголка, индюк.

Облако, осы.

4.

Развитие фонематических процессов

- Еще один друг и помощница – Хозяйка Озер Красавица Аннэ и ее задание:  нужно собрать грибы в нашем лесу. Перед вами буквы, поднимите ту букву, которой заканчивается слово на грибочке: зебра, ведро, двери, кенгуру, пальто, гуси, груша.

Правильно, ребята. Вот и еще одно задание позади.

Дети собирают грибы в корзинку, садятся за столы. Поднимают нужную букву (А, О, И, У, О, И, А)

5.

Развитие фонематических процессов

- Это Говорящие Камни – их задание:  надо разложить эти полезные ягоды с наших болот в корзинки, но так, чтобы слова со звуком О в начале слова лежали в первой корзине, со звуком О в середине слова во второй корзине, в конце слова – в третьей корзине. Будьте внимательны, не ошибайтесь.    

     Хорошо, ребята, вы не ошиблись.

Дети сидят за столами, выходят к доске, прикрепляют ягоды к корзинкам.

- В слове обруч звук О находится в начале слова и т.д.

6.

Физкультурная пауза

- А вот еще один сказочный герой – Черная Куропатка. Слушайте: она предлагает вам немного отдохнуть. Давайте прогуляемся по лесу:

    Мы пошли по ягоды в дальний лес.

    Видимо невидимо там чудес:

    Мы видали рыжего муравья,

    Повстречали белочку у ручья.

    Отыскали беленький мы грибок,

    Положили бережно в кузовок.

    Ну а спелой ягоды нам не счесть,

    Как домой воротимся – будем есть.

    Мы в лесу гуляли бы до утра,

    Но вот вечер близится – спать пора!

Разомнем пальчики:

    Этот пальчик в лес пошел.

    Этот пальчик гриб нашел.

    Этот пальчик чистить стал.

    Этот пальчик жарить стал.

    А этот пальчик сел и съел,

    Потому и потолстел!

- Как хорошо мы отдохнули, но надо прощаться с Куропаткой.

Дети идут по кругу.

Руки в стороны.

Присели.

Руки вверх.

«Сорвали грибок»

Положили в  корзину

«Собирают ягоды»

«Едят»

По кругу.

Руки под щеку.

Дети разгибают пальчики на обеих руках.

7.

Развитие фонематических процессов

- А это друг – Певчая Рыба. Она вот какое задание приготовила: соберите правильно лепестки у цветочков. К середине цветка с буквой А подберите лепестки-слова, в которых в середине звук А, с буквой О – слова со звуком О, с буквой У – слова с буквой У.

Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание.

Дети выходят к доске, собирают цветы.

- В слове мак звук А и т.д.

8.

Развитие фонематических процессов

- Смотрите – это Двойная Береза. Вот ее задание: на своих листочках она загадала слова, вы должны их отгадать по первым звукам картинок.

Молодцы, мы почти у цели.

Дети стоят у стола, прикрепляют к доске ребусы, говорят слова, загаданные в ребусах.

9.

Развитие навыков звукового анализа

- Узнаете этого героя? Это Старик Север.

Нужно на карточках определить звуковые схемы, соответствующие картинкам.

Очень хорошо.

Дети сидят за столами, выполняют задание.

10.

Рефлексивное осмысление

- Ребята, посмотрите, кто устроил хоровод Югорке?

- А сколько их? Почему?

- Справились с задачей?

- Ребята, вы - молодцы, помогли Югорке, нашли всех друзей и выполнили их задания.

Чем вы помогли, что делали сегодня?

- Его друзья.

- Семь. Нам нужно было узнать его семь необычных друзей и выполнить их задания.

- Да.

Дети стоят полукругом, перечисляют задания героев.

11.

Оценка

- Ребята, вы оживили веселого Буровичка Югорку, и он на лыжах едет к нам в гости, чтобы поблагодарить вас за помощь, передать вам на память и удачу свои веселые медальки!

Дети стоят полукругом перед экраном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...