Индивидуальный маршрут развития по коррекции речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Индивидуальный маршрут развития разработан для ребенка имеющего нарушения речи и обучающегося в группе компенсирующей направленности. Данный маршрут разрабатывается учителем-логопедом в начале учебного года для дальнейшей коррекцинной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_marshrut_razvitiya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут развития ребенка

______________________________________

на 20… - 20… учебный год

Учитель-логопед

Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры:

  • Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
  • Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
  • Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
  • Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.
  • Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.
  • Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений.
  • Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.
  • Развивать мышечную силу и подвижность губ.
  • Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.
  • Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
  • Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.
  • Расслаблять мышцы языка путём самомассажа  (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.
  • Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.
  • Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо).
  • артикуляционная гимнастика языка, губ 

для свистящих                                                для  шипящих                                                       для сонорных звуков ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просодика:

  • Речевое дыхание
  • Развивать силу воздушной струи:
  • Воспитание длительного  ротового выдоха.
  • Надувание игрушек;
  • Упражнение «Как пахнет?»;
  • Длительное и плавное произнесение отдельных звуков, слогов и слов;
  • Слитное произнесение ряда слов с нарастанием их количества за один выдох;
  • Постепенное наращивание фразы произносимой на 1 выдохе.
  • Формирование силы голоса: голосовые функции, темп речи, интонация
  • Работа над модуляцией голоса. Учить изменять силу и высоту голоса; Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.
  • Развивать силу голоса при логическом ударении;
  • Развивать умения удерживать голос на определенной высоте.
  • Воспитание правильного темпа и ритма речи.
  • Воспитание интонационной выразительности речи.

Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей 

Развивать фонематический слух:

  • Формировать восприятие слухового внимания и памяти;
  • Выделение заданного звука из ряда;
  • Выделение звуков в ударных позициях;
  • Выделение слогов в цепочках;
  • Определение наличия звука или отсутствия звука в слове;
  • Выделение звука в начале, в конце в середине слова.
  • Формирование умения выделять слова из предложения.

Коррекция звукопроизношения

  • Формирование правильного артикуляционного уклада
  • Постановка звуков_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • автоматизация и дифференциация поставленных звуков на различном речевом материале 

_____________________________________________________________________________

Работа над овладением слоговой структурой слов:

  • односложные слова;
  • двусложные слова с открытым слогом;
  • двусложные слова с одним закрытым слогом;
  • трехсложные слова с открытыми слогами;
  • трехсложные  слова с закрытым последним слогом;
  • двусложные слова со стечением согласных
  • трехсложные слова со стечением согласных
  • слова сложной слоговой  структуры
  • правильное запоминание и повторение слоговых цепочек от 1 до 4,5 слогов со стечением согласных;
  • образование сложных слов из двух корней.

Работа над общим развитием:

  • расширять интерес к окружающему и на этой основе расширять и углублять речевой запас и навыки обобщения. Работать над семантическими полями по следующим темам:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • формировать представления о величине предметов (длине, высоте, ширине, толщине);
  • ознакомление с формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
  • ориентировка в пространстве (слева, справа, впереди сзади вверх, вниз);
  • ориентировка во времени (дни недели, часы суток, времена года, вчера, сегодня, завтра)
  • развитие познавательных процессов (внимания памяти, мышления, восприятия, творческих способностей)

Работа над грамматическим строем речи:

  • понимание и правильное употребление грамматических категорий и форм слов.
  • Существительное:
  • название детенышей животных;
  • склоняемые формы;
  • винительный падеж им сущест –х;
  • им падеж мн число с окончанием  -ы, -и;
  • предложный падеж  -ик;
  • уменьшительно-ласкательные суффиксы;
  • дательный падеж  и творительный падеж;
  • суффиксы увеличенности и принадлежности;
  • категории одушевленности;
  • согласование с числительными.
  • Глагол:
  • повелительного наклонения;
  • 3 лицо мн. числа наст времени;
  • Повелительное наклонение с приставкой;
  • 3 лицо ед. и мн.  число прошедшего времени;
  • словоизменение глаголов.
  • Прилагательные:
  • согласование с им. существительным в им пад. ед. числа;
  • ед. число всех падежей;
  • мн. число всех падежей;
  • согласование со всеми частями речи;
  • образование относительных прилагательных;
  • образование притяжательных прилагательных;
  • степени сравнения (более, менее) ;
  • краткие причастия.
  • Наречия:
  • Образование от прилагательных (хороший – хорошо)
  • сравнительные степени (хорошо - лучше)
  • Местоимения:
  • указательные
  • личные
  • притяжательные
  • изменения по падежам
  •  Служебные части речи:
  • Предлоги (В, НА, У, С, ПО, ДО, ВМЕСТО, ПОСЛЕ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ);
  • Союзы (И, НО, А, ТО, ПОТОМУ ЧТО, ТОГДА, КОГДА, ЕСЛИ, ЧТОБЫ)
  • Частицы (К, ДА, ТО, НЕ)

Работа над связной речью.

  • Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
  • Простые предложения
  • составления простых предложений по вопросам.
  • составление предложения по предметной,  сюжетной картинке и схеме.
  •  составление по опорным словам
  • составление предложения по демонстрации действия.
  • распространение предложения второстепенным членами предложения определениями, дополнениями, обстоятельствами.
  • употребление предлогов в простых предложениях.
  • Сложные предложения
  • Сложноподчиненные предложения союзом И
  • Сложносочиненные предложения союзами А, НО
  • Сложноподчиненные предложения времени, места, причин, цели, условия образа действия

Работа по обучению грамоте. Работа над звуковым анализом и синтезом    слов.

  • Знакомство с буквами и звуками русского языка.
  • Характеристика звуков
  • Количество звуков в слове (сколько гласных, сколько согласных)
  • Составление цепочек из 1- 4 заданных на слух звуков
  • Деление слов на слоги.
  • Составить слова из заданного количества звуков
  • Подобрать слово на заданный звук:
  • Определенной тематики
  • Твердый или мягкий звук
  • С указанием места в слове

Развитие мелкой моторики

  • Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и  удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).
  • Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).
  • Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.
  • Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой  и  конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.)
  • Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.
  • Формирование графомоторных навыков.
  • Формирование различного вида захвата.

Инструктор по физической культуре 

Развитие общей моторики

  •  Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и  удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).
  • Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).
  • Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).
  • Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений.
  • Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку.
  • Статические упражнения с функциональными нагрузками.
  • Совершенствование пространственной организации движений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатель группы компенсирующей направленности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструктор по плаванию

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-дополнительного образования (ИЗО)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Музыкальный руководитель  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройством экспрессивной речи.

Индивидуальный  маршрут развития выстраивается  с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании комплексной диагностики (структура нарушений речи и анализ причин отклонений)....

Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»

Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...

Индивидуальный маршрут развития по коррекции речи

Идивидуальный маршрут развития для ребенка компенсирующей группы, имеющего тяжелое нарушениой  речи (ОНР). Индивидуальный маршрут составляется после комплексной диагностики для дальнейшей коррекц...

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями речи по разделу программы "Развитие речи" и приложение "Игры и игровые упражнения"

Приложение к Индивидуальным маршрутам  развития детей  по разделу программы «Развитие речи»...

Индивидуальный маршрут развития и коррекции речи ребенка с фонетико-фонематическим развитием

Методическая разработка индивидуального маршрута для детей дошкольного возраста с ФФНР....

Индивидуальный маршрут развития и коррекции речи ребенка с Общим недоразвитием речи 3 уровня

Методическая разработка индивидуального маршрута коррекции речи ребенка с ОНР 3 уровня....