Календарный план по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме

Москалец Лариса Фёдоровна

Этот методический материал адресован логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Данная программа предназначена  для подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и легкую степень дизартрии. Это речевое нарушение является на сегодняшний день самым распространенным, недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам, в затруднении звукового анализа. У детей наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи, которые проявляются смазанности артикуляции, интонационной бедности. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, несформированность мыслительных операций, недостаточное развитие моторной сферы (общая, мелкая, артикуляционная).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalenarnyy_plan_po_obucheniyu_gramote_v_podgot._gruppe.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 «Ивушка» города Туапсе

Муниципального образования Туапсинский район

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ

Детский сад к/в № 41 «Ивушка»

__________Н.Н. Выборнова

«__»____________________

Календарный  план

обучение грамоте в подготовительной к школе группе

для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи

Кружок «Буратино»

                                                 Составитель: учитель-логопед

                                                                                                                               Москалец Лариса Фёдоровна

Ме

сяц

№ № заня

тия

Звуки и буквы

Индиви

дуальная работа по орфографии

Дидактические

игры

 

Звуко-сло

говой анализ

Кол-во ча

сов

CЕНТЯБРЬ

1

Знакомство с буквой «У»  

«Прописывание» буквы в воздухе,написа

ние буквы

Изобра

жение буквы из ниток, письмо  в тетрадях

Д/и «Слоговое лото», «Угадай слово», «цепочки изменений»

Выделение начального ударного гласного

1

2

Знакомство с буквой «А».

«Прописыва

ние» буквы в возду

хе, «написа-ние» буквы  из пробок, письмо в тетра

дях

Д/и «Буква потерялась», «Доскажи словечко»

«Сломанный телевизор», «Хлопочки»

Анализ звукового ряда из двух гласных

1

3

Закрепление знаний о буквах «А», «У».

«Пропи

сыва

ние» букв в возду

хе, «написание» букв из прово

локи,

письмо в тетра

дях

Д/и «Что изменилось?», «Отгадай картинку»,

«Ловушка»

Анализ звукового ряда из двух гласных

1

4

Знакомство с буквой «И».

«Пропи

сыва

ние» буквы в воздухевыкла

дыва

ние из

ленто

чек, письмо

 в тетра

дях

Д/и «Определить место звука «И» в слове», «Прошагай слово», «Кто первый?»

Анализ звукового ряда из трёх гласных

1

5

Закрепление знаний о буквах «А», «У», «И».

Выкла

дывава

ние букв из кату шек, письмо в тетра

дях

Д/и «Сосчитай и назови все звуки», «Отгадай слово», «Пальцы – альпинисты»

Анализ звукового ряда из трёх гласных

1

6

Знакомство с буквой «О».

Выкладывание буквы из тесьмы,

письмо

буквы в

тетра

дях

Д/и «Много – один», «Кто больше?», «Отыщи картинку»,

«Дирижёр»

Анализ звукового ряда

      1

7

Знакомство с буквой «М».

 

Выкла

дывние буквы из карандашей, письмо буквы в тетра

дях

Д/и «Хлопни в ладоши, когда услышишь

 звук «М»,

«Чистоговорки», «Посели слово»

Выделение последнего согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа АМ.

1

8

Знакомство с буквой «Н»

Выкладывание буквы из кашта-

нов, письмо буквы в тетра

дях

Д/и «Ната и Нина», «Любопытный», «Техники», «Ластик»

Звуковой анализ обратного слога  типа УН.

1

Месяц

№ № занятия

Звуки и буквы

Индиви

дуальная работа по орфографии

Дидактические игры

Звуко-слоговой анализ

Кол-во часов

ОКТЯБРЬ

1

Знакомство с буквой «П»

Выкла

дывание буквы камеш

ками.

Д/и «Слоговое лото», «Подбери пару», «Отыщи картинку»,

«Одинаковое-разное»

Выделе

ние последне

го глухого согласно

го.

1

2

Закрепление знаний о букве «П»

Написа

ние  буквы в тетрадях

Д/и «Мягкие - твёрдые», « Скажи наоборот», «Сравни на ощупь»( буквы из ткани)

Звуковой анализ и синтез обратного слога

1

3

Знакомство с буквой «Т»

Выкладывание буквы из косто

чек

Д/и «Найди картинки», «Закончи слово»,

«Узнай букву», «Распутай буквы»

Звуковой анализ  обратногослога типа УТ

1

4

Закрепление знаний о букве «Т»

Печата

ние буквы в тетрадях

Д/и «Камень – вата», «Что изменилось?», «Разгляди буквы»

Воспроиз

ведение слоговых рядов (обратные слоги)

1

5

Дифференци

ация звуков «П», «Т».

Печата

ние под диктовку

Д/и «Угадай слово», «Подбери нужную схему», «Зеркало»

Выделе

ние последнее

го глухого согласного в слове

1

6

Знакомство с буквой «К»

Выкладывание буквы из шишек

Д/и «Раздели слова на слоги», «Помоги

 Буратино», « У кого память лучше»

Преобразование обратных слогов в прямые

1

7

Закрепление знаний о букве «К»

Письмо буквы  в тетрадях

Д/и «Найди картинки со звуком «К», « Телефон»,

«Волшебники», «Отыщи картинку»

Воспроиз

ведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги)

1

8

Знакомство с буквой «Э»

Индивидуальная работа по орфографии.

Выкла

дывание буквы из тесьмы

Д/и «Найди слоги», «Четвёртый лишний»

Воспроизведение слоговых рядов типа ЭТ,ЭП,ЭК

1

Месяц

№ № занятия

Звуки и буквы

Индиви

дуальная работа по орфографии

Дидактические игры

Звуко-слоговой анализ

Кол-во часов

НОЯБРЬ

     1

Знакомство с буквой «Х»

Печата

ние буквы в тетра

дях

Д/и «Камень – вата», «Наоборот»

Определе

ние места звука в слове.

     1

2

Закрепление знаний о букве  «Х»

Печата

ние слогов

Д/и «Объясни значение слов, назови место

 звука в слове», «Телеграф»

Деление слов на слоги

1

3

Дифференцирование звуков «К», «Х».

Вставь нужную букву (работа с тетрадями)

Логические задачи

Д/и «Наоборот»

Звуко-слоговой анализ слов типа КОТ,МОХ

1

4

Знакомство с буквой «Ы».

Печата

ние буквы,

слогов

Д/и «Добавь звук»,  «Волшебная цепочка»

Место звука в слове. Выделение ударного гласного после согласного

1

5

Дифференциация звуков «Ы», «И».

Вставь нужную букву (работа в  тетра

дях)

Д/и «Измени слово», «Камень-вата».

Звуко-слоговой анализ слов ПЫХ, КИТ

1

6

Знакомство с буквой «С».

Печата

ние буквы в тетра

дях

Д/и «Скажи наоборот», Игра в мяч

Определение места звука в слове. Деление слов на слоги

1

     7

Закрепление знаний о букве «С».

Знакомство с буквой «П»

Печатание слов типа СОК, СУК

Д/и «Подари подарки Соне и Симе»,

 «загадка-ребус».

Звуко-слоговой анализ слов СИМА, САМ

      1

     8

Повторение пройденного.

Печата

ние корот

ких слов типа ПАУК, ТУК,

КОТ

Д/и «Измени звук в слове», «Замени и назови слова».

 

Звуко-слоговой анализ слов типа ТОК, МОХ, ТИ

МА, ТИК

      1

Месяц

 № занятия

Звуки и буквы

Индивидуаль

ная работа по орфографии

Дидактические игры

Звуко-слоговой анализ

Кол-во часов

ДЕКАБРЬ

    1

Знакомство с буквой «З»

Печата

ние буквы в тетра

дях

Д/и «Назови первый слог в словах»,

«Подбери родственные слова»

Звуко-слоговой анализ слов типа КОЗЫ,ЗИМА, ЗОНТ, ЗИНА

     1

     2

Закрепление знаний о букве «З»

Печата

ние корот

ких слов

типа КОЗЫ,

ЗОНА

Д/и Путаница»,

Один-много»

Схемы слов

     1

3

Дифференцирование звуков «З», «С».

 

Вставь нужную букву (работа в тетра

дях)

Д/и «Четвёртый лишний», «Запомни и повтори» Д/и «Добавь слог», «Угадай слово»

Звонкие и глухие согласные

1

4

Знакомство с буквой «Б».

Печата

ние буквы в тетра

дях

Д/и «Собери слово», «Какой первый звук?»

Звуко-слоговой анализ, схемы слов БИНТ, БАНТ

1

5

Закрепление знаний о букве «Б».

Печатание слов типа БАК, БУК

Д/и «Составь предложение», «Школа» ( чтение слогов по карточкам)

Место звука в слове

1

6

Дифференциация звуков «Б», «П».

Вставь нужную букву

Д/и «Назови согласные в словах», «Небылицы»

Мягкие и твёрдые согласные

1

7

Знакомство с  буквой «В»

Печата

ние буквы в тетра

дях

Д/и «Узнай букву, написанную на ладони»,

 «Сломались буквы».

Работа с разрезной азбукой: составле

ние и преобразо

вание слогов и слов

1

8

Закрепление знаний о букве «В»

Печатание слогов и слов в тетра

дях

Д/и «Угадай слово», «Лото»

Деление слов на слоги. Место звука в слове

      1

Месяц

№ занятия

Звуки и буквы

Индивидуаль

ная работа по орфографии

Дидактические игры

Звуко-слоговой анализ

Кол-во часов

ЯНВАРЬ

1

Закрепление знаний о твердых и мягких

 согласных.

Печата

ние слогов и слов с мягким и твёрдыми звуками

Д/и «Измени слово с помощью одной буквы», «Отбери картинки с мягкими согласными в начале слова»

Мягкие и твёрдые согласные

1

2

Знакомство с буквой «Д».

Печата

ние буквы в тетра

дях

Д/и «Найди свое место», «Преобразуй слово»

Работа с разрезной азбукой, преобразование слогов и слов: ДУБОК, ДОМИК, ДЫМИТ, ДЫМОК

1

3

Закрепление знаний о букве «Д».

Печата

ние слогов и слов в тетра

дях

Д/и «Отведи каждую букву в свой домик», «Эхо»

Место звука в слове

1

4

Дифференциация  звуков «Д», «Т».

Перепиши с доски только слова с буквой «Д»

Д/и «Кто лучше слушает?», «Чего не стало?»

Звуко-слоговой анализ слов типа: Тома, дымит, домик, Тима

1

5

Дифференциация звуков  «ДЬ», «ТЬ».

Печата

ние слов с мягким и звуками

Д/и «Подскажи Незнайке», «Что изменилось?»

Звуко-слоговой анализ слов. Звонкие и глухие согласные

1

6

Знакомство с буквой «Г»

Печата

ние буквы в тетра

дях

Д/и «Вставь букву «Г», «Телефон»

Звуко-слоговой анализ слов ГОЛУБИ, БУМАГА

      1

     7

Закрепление знаний о букве «Г»

Печата

ние слов

типа:НОГА, ГУБЫ

Д/и «Измени слово», «Придумай слово,

 используя слоги «ГА», «ГО», «ГУ».

Чтение слов и предложений. Деление предложений на слова

      1

8

Дифференциация звуков «К», «Г».

Вставь нужную букву

Д/и «Составь букву», « Из одного слова несколько»

 

Звуко-слоговой анализ. Схемы слов УТЮГИ, КНИГА, КОФТА

      1

Месяц

№ занятия

Звуки и буквы

Индиви

дуальная работа по орфографии

Дидактические игры

Звуко-слоговой анализ

Кол-во часов

ФЕВРАЛЬ

Март

1

Знакомство с буквой «Ш».

Печата

ние буквы в тетрадях

Д/и «Слово рассыпалось», «Добавь нужный слог»

Преобразование слов (МЫШКА-МИШКА)

1

2

Повторение пройденных букв.

Закрепление знаний о букве «Ш».

Печата

ние слов только с буквой «Ш»

Д/и «Большой-маленький», «Сосчитай и назови гласные в слове»

Преобразование слов (МИСКА-МЫШКА)

1

    3

Дифференциация звуков «Ш», «С».

Размес

ти слова в два столби

ка

(С-Ш)

Д/и «Занимательные вопросы», «Запомни, повтори, положи»

Составле

ние схем слов  по индивиду

альным каточкам

     4

Знакомство со звуком «Й»

Печата

ние буквы в тетрадях

Д/и «Измени слово, чтобы появилась буква «Й», «Светофор».

 

Упражне

ние с разрезной азбукой

      1

5

Знакомство с буквой «Л»

Печата

ние буквы в тетра

дях

Д/и «Скажи ласковое слово», «Назови

 правильно»

Работа над схемой предложения

1

6

Закрепление знаний о букве «Л».

Печата

ние слогов и слов в тетра

дях

Д/и «Закончи предложение», «Назови картинку»

Преобразование слов.

1

     7

Знакомство с буквой «Е»

Печата

ние буквы в тетра

дях

Д/и «Реши ребус»,

«Наоборот»

Упражне

ние с разрезной азбукой

      1

     8

Знакомство с буквой «Ж»

Печата

ние буквы в тетра

дях

Д/и «Доскажи словечко», «Вставь

 пропущенную букву».

Схема предложе

ния.Чтение.

      1

Месяц

№ занятия

Звуки и буквы

Индиви

дуальная работа по орфогра

фии

Дидактические игры

Звуко-слоговой анализ

Кол-во часов

МАРТ

1

Дифференциация звуков

 «Ж-З»  

Печата

ние слов

Д/и «Измени слог»

Схема предложения. Чтение

1

2

Дифференциация звуков «Ш-Ж».

Печата

ние слов

Д/и «Составь предложение», «Волшебные

 шары»

Слова сложной звуко-слоговой структуры.Ударение

1

3

Знакомство с буквой «Р».

Печата

ние буквы в тетрадях

Д/и «Что кому?», «Вставь пропущенную

 букву».

Самостоя

тельное составле

ние схем слов

1

4

Закрепление знаний о букве «Р».

Печата

ние слов  и предложений

Д/и «Подбери слова по смыслу», «Слоги

 перепутались».

Упражне

ние с разрезной азбукой. Чтение

1

5

Дифференциация звуков «Р-Л»

Вставь пропу

щенную букву

Д/и «Исправь ошибку», «Составь новые слова»

Преобразо

вание слогов и слов. Слова сложные звуко-слоговой структуры

1

6

Повторение пройденного материала.

Печата

ние слов и коротких предложений

Д/и «Игра в мяч» (родственные слова)

«Составь предложение из рассыпанных слов»

Работа над схемой предложения

1

     7

Знакомство с буквой «Е».

Печата

ние буквы в тетрадях

Д/и «Буквы рассыпались», «Слоговой

 аттракцион».

Звуко-слоговой анализ слов типа: ДЕТИ,ВЕТКА

      1

8

Знакомство с буквой «Ё»

Печата

ние буквы в тетрадях

Д/и «Составь слова из букв», «Эхо»

Чтение. Ударение

      1

Месяц

№ № занятия

Звук и буква

Индиви

дуальная работа по орфографии

Дидактические игры

Звуко-слоговой анализ

Кол-во часов

АПРЕЛЬ

1

Знакомство с буквой  «Ч».

Печата

ние буквы в тетрадях

Д/и «Доскажи словечко», «Расселим знакомых

 ребят»

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение

1

2

Закрепление знаний о букве «Ч».

Печата

ние слов в тетрадях

Д/и «Из букв составь слова», «Реши ребус».

Упражне

ние с разрезной азбукой. Ударение

1

    3

Дифференцирование звуков

 «Ч-ТЬ»

Печата

ние слов и предло

жений

Д/и «Вставь пропущенную букву», «Путаница»

Преобразо

вание слогов и слов.

      1

4

Знакомство с «Ь».

Печата

ние  в тетрадях

Д/и «Измени слово», «Назови слова по заданной модели»

Упражне

ние с разрезной азбукой. Ударение

1

5

Закрепление знаний о «Ь».

Печата

ние слов в тетрадях

Д/и «Измени слог»,

«Кто внимательный?»

Схема предложе

ния. Ударение

1

6

Знакомство с буквой «Ц».

Печата

ние буквы в тетрадях

Д/и «Каждому предмету – свое место», «Цепочка слов»

Упражне

ние с разрезной азбукой. Чтение

1

7

Дифференциация звуков «Ц-С».

.

Печата

ние предложения в тетрадях

Д/и «Сравни слова»,  «Найди свои домики»

Схема

предложе

ния

       1

8

Закрепление знаний о написании предложения

Печата

ние предложений в тетрадях

Д/и «Добавь слово»

«Слово потерялось»

Звуко-слоговая схема

       1

Месяц

№ занятия

Звуки и буквы

Индиви

дуальная программа по орфографии

Дидактические игры

Звуко-слоговой анализ

Кол-во часов

МАЙ

1

Знакомство с буквой  «Щ»

Печата

ние буквы в тетрадях

Д/и «Подскажи словечко», «Телеграф»

Деление слов на слоги

1

2

Закрепление знаний о букве «Щ»

Печата

ние слов и предло

жений

Д/и «Буквы - путанки», «Запомни и повтори»

Схема предложе

ния

       1

3

Дифференциация звуков  «Щ-Ч»

Печата

ние слов в тетрадях

Д/и «Придумай слова»

Звуко-слоговой анализ слов типа: ЩИТ,

ЧАШКА

1

4

Знакомство с буквой «Ф».

Печата

ние буквы в тетрадях

Д/и «Измени слог».

Упражне

ние с разрезной азбукой. Чтение

1

5

Закрепление знаний о букве  «Ф»

Печата

ние предло

жений

Д/и «Найди букву»,

«Четвёртый лишний»

Работа со схемой предложе

ния

1

6

Знакомство с буквой «Ю».

Печата

ние буквы

Д/и «Камень-вата»

Работа с разрезной азбукой. Чтение

1

7

Закрепление знаний о букве «Ю».

Печата

ние слогов и слов

Д/и «Составь слоги с этой буквой», «Эхо»

Работа со схемой предложе

ния

       1

8

Знакомство с «Ъ».

Печата

ние в тетрадях

Д/и «Подбери нужную картинку»

Работа с разрезной азбукой. Чтение

       1

ИТОГО

72часа

Учитель-логопед:              Л.Ф. Москалец

 Используемая литература:

1.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа обучения и воспитания детей  

   с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», М.: МГОПИ, 1993 г.

2. Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985 г.

3. Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия», М.        

     Издательство «Гном», 2001 г.

4. Богомолова Т. В. «Нарушение произношения у детей», М. Просвещение,

    1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.

Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель:  Формирование  аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков  в си...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...