Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи детей дошкольного возраста
презентация по развитию речи

Стаценко Татьяна Петровна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priemov_triz_v_razvitii_svyaznoy_rechi.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи детей дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Стаценко Татьяна Петровна

Слайд 2

Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Слайд 3

Достижению этих целей способствует решение следующих задач: Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром; Формирование системного мышления; Придание занятиям комплексного характера; Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность; Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.

Слайд 4

В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа: 1. Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам; 2. Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия; 3. Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют свои особенности. Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами

Слайд 5

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: 1. Сообщение необходимых знаний; 2. Формирование умений на репродуктивном уровне: – демонстрация деятельности в целом и по элементам; – организация отработки умений в упрощенных условиях; – организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом; 3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе: – организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач; – обязательный анализ своей деятельности.

Слайд 6

При решении триз-задач используются следующие приемы: – графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки; – эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо; – мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи; – морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные; – каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия; – приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом; – метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.

Слайд 7

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Слайд 8

Этапы работы На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Можно применить следующие игры: Игра “ Да-Нетки ” или “Угадай, что я загадала” Игра “ Черное-белое ” Игра “Наоборот” или “перевертыши” Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов “Помоги Золушке”

Слайд 9

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?» Пример: «Идёт дождь. Какие положительные и отрицательные стороны этого явления» Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Педагог должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Слайд 10

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах Метод фокальных объектов (МФО) Метод “Системный анализ”

Слайд 11

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик Метод “Каталог” Коллаж из сказок Знакомые герои в новых обстоятельствах Спасательные ситуации в сказках Сказки, по-новому Сказки от “живых” капель и клякс Моделирование сказок

Слайд 12

Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа: “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”, “ Сочиняй загадки”

Слайд 13

Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: “Что лишнее?”, “Что вначале, что потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”, “Логический поезд”, “Большое Лу – Лу”.

Слайд 14

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

Слайд 15

Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются: повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое; повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи; формирование навыков связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия); развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса; положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации; активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант) (МФО); снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами ( эмпатия ).

Слайд 16

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л.С.Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого, – «искусство запоминания». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывает...

Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...

Использование приема мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов по применению метода мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников....