Логоритмические упражнения в работе со старшими дошкольниками.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

Конькова Ольга Анатольевна

Для развития координации речи и движения,  а так же для развития выразительности речи и расширения словаря в работе со детьми старшего дошкольного возраста, имеющими диагноз ЗПР, ОНР, при изучении лексических тем на занятиях я использую  логоритмические упражнения по темам.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмические упражнения в работе с дошкольниками.

        Для развития координации речи и движения,  а так же для развития выразительности речи и расширения словаря в работе с детьми, имеющими диагноз ЗПР, ОНР, при изучении лексических тем   использую  логоритмические упражнения по темам.  Например:  

Лексическая тема: «Домашние птицы».

  Упражнение: «По деревне мы шагаем».

По деревне мы шагаем,                               Дети идут друг за другом по кругу.

Птиц домашних мы встречаем:                 

Все по своему кричат,                         Дети останавливаются, поворачиваются лицом в

«Здравствуйте» нам говорят!                круг  и выполняют поклон.

«Кря-кря-кря-кря!                                 Дети руками делают «клювики»,

«Га-га-га!»                                        «крылышки».

«Ко-ко-ко-ко!»                                 Дети поворачивают голову на право и налево.

«Ку-ка-ре-ку!»                                    Дети  имитируют  хлопанье крыльями.

Инсценировка песни «Где был, Иванушка?»

  Где был, Иванушка?                               Дети выполняют наклон вперед.

 На ярмарке!

 Что купил, Иванушка?                              Дети выполняют наклон вперед.

  Курочку!

 Курочка по сенечкам зернышки клюет.              Клюют пальцем по ладошке.

Иванушка в горенке песенки поет.               Руки на поясе,  дети выполняют полуприседания.

 Где был, Иванушка?                               Дети выполняют наклон вперед.

 На ярмарке!

 Что купил, Иванушка?                              Дети выполняют наклон вперед.

 Уточку!

 Курочка по сенечкам зернышки клюет.               Клюют пальцем по ладошке.

Уточка по лужице взад- вперед плывет.              Дети имитируют ладошками плывущую уточку.

Иванушка в горенке песенки поет.             Руки на поясе, дети выполняют полуприседания.

 Где был, Иванушка?                              Дети выполняют наклон вперед.

 На ярмарке!

 Что купил, Иванушка?                                Дети выполняют наклон вперед.

 Барашека!

 Курочка по сенечкам зернышки клюет.             Клюют пальцем по ладошке.

Уточка по лужице взад- вперед плывет.            Дети имитируют ладошками плывущую уточку.

Барашек в садике травушку жует.                 Дети приставляют кулачки ко лбу наклоняясь влево и вправо..                                  

Иванушка в горенке песенки поет.                Руки на поясе,  дети выполняют полуприседания.,  

Где был, Иванушка?                             Дети выполняют наклон вперед.

Что купил, Иванушка?                            Дети выполняют наклон вперед.

Коровушку!

 Курочка по сенечкам зернышки клюет.             Клюют пальцем по ладошке.

Уточка по лужице взад- вперед плывет.           Дети  имитируют ладошками плывущую  уточку.

Барашек в садике травушку жует.                        Дети приставляют кулачки ко лбу, наклоняясь влево и вправо.

Коровушка детям молоко дает.                     Показывают рожки,

Иванушка в горенке песенки поет!            Руки на поясе, полуприседания.

Лексическая тема: «Транспорт».

Упражнение «Путешествие».

Мы в машину сядем,                  

Заведем мотор, р-р-р-р                 Дети произносят звук «р, одновременно с движением рук.

Повезет машина нас

За ближний косогор                         Дети произносят вместе с   логопедом слово «ко-со-гор».

Проезжая косогор,

У нее заглох мотор!                          Дети произносят звук р-р-р с замедлением темпа и динамики.

А сейчас пусть самолет,                 Дети тянут гласный звук «у» с выдуванием воздуха через

К облакам нас унесет,                 сомкнутые трубочкой губы, изменяя высоту звука.

С ветерком там поиграет,

И на землю всех вернет!

Поезд подает сигнал,                 Дети тянут «ту-у-у», после произносят «чух-чух» с

Он стоять уже устал,                 ускорением и замедлением темпа.

Набирает поезд ход,                

Свою песенку поет!                            Дети имитируют остановку поезда, звуком  «пш-пш-пш».

 

Лексическая тема: «Деревья ».

Упражнение: «Ветер и листья».

 

Ветер по лесу летал,                                Дети бегут на носочках и взмахивают руками.

Ветер листики считал.                                

Вот дубовый,                                           Встают лицом  к логопеду, загибают по одному

Вот кленовый,                                          пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вот рябиновый резной,        

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                    Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил,                           Снова бегают на носочках и взмахивают руками.

Ветер с листьями дружил.                      

Вот дубовый,                                           Встают лицом  к логопеду, загибают по одному

Вот кленовый,                                         пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вот рябиновый резной,        

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.                Кружатся на носочках на месте.

К ночи ветер-ветерок                              Приседают, опустив руки. 

Рядом с листьями прилег.                      Сидят лицом  к логопеду и загибают по одному

Вот дубовый,                                           пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вот кленовый,        

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки                      Ложатся на спину, расслабляются, закрывают

Тихо дремлет на тропинке.                       глаза.
И. Нищева

Лексическая тема: «Человек».

Упражнение: «Это я».         

Это глазки. Вот. Вот.                                 Проговариваем и показываем все части тела.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.                                    Хлопают в ладоши.

Это ножки. Топ, топ.                                        Топают ногами.

Ой, устали. Вытрем лоб.                                  Вытирают лоб ладошками.  

Лексическая тема: «Одежда».

Упражнение: «Платье».

Это платье для Наташки                                   Руки на поясе и ритмичные повороты в стороны.

красные горошки                                               четыре прыжка

А на платье два кармашка                                рисуем на животе кармашки

спрячем в них ладошки.                                   прикладываем ладони к животу.

Лексическая тема:  «Продукты».

  Упражнение: «Бурёнушка».

Дай молочка, Буренушка,                            Дети показывают, как доят корову.
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки
,                                      Делают «мордочки» из пальчиков.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку
,                             Загибают по одному пальцу на обеих руках.
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.                                        
   Снова «доят» молоко.

Чешская песенка из сборника Н.В. Нищевой.

Лексическая тема: «Домашние животные»

«Игра в стадо» (А. Барто).

Мы вчера играли в стадо,                             Дети ходят по кругу, взявшись за руки.
И рычать нам было надо.
Мы рычали: «Р-р-р-р-р»,                          
    Встали, сделали «коготки» из пальцев
И мычали: «Му!»,                                          Сделали «рожки».

По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!».                    Встали на «четвереньки»
Не слыхали замечаний                                 
Опять ходят по кругу.

Анны Николаевны.
А она сказала строго:                                    
Останавливаются.
— Что за шум такой у вас?
Я детей видала много –
Таких вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ:                                 
Стоят в круге.              
— Никаких детей тут нет!                          
 Поворачивают голову из стороны в сторону.
Мы не Пети и не Вовы –                             
Загибают пальцы.

Мы собаки                                                     Встают на «четвереньки».
И коровы!                                                      Делают «рожки».
А она в ответ:                                               
Встали.

— Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух.
И прошу иметь в виду:
                                Дети идут по кругу друг за другом.
Я коров домой веду.

Лексическая тема: «Грибы».

Знают Рома и Егор,                                     Дети    стучат кулачками друг  об друга.

Не съедобен мухомор.

Несмотря на красоту,                                  Руки над головой дети показывают «шляпку» гриба.

 Не годится он в еду!                                   Руки над головой показывают «шляпку» гриба.

Лексическая тема: « Дом и его части».

Упражнение: « Строим дом».

Раз, два, три, четыре, пять.                        Дети стоят лицом в круг, руки на поясе,

выполняют повороты влево-вправо.

Будем строить и играть.                            Ритмично выполняют приседания.

Дом большой, высокий строим.               Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Окна ставим, крышу кроем.                     Выполняют прыжки на месте.

Вот какой красивый дом !                        Указательным    жестом     вытягивают руки вперед.

Будет жить в нем старый гном.                Приседают.

 Н. Нищева

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с дизартрией

Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза...

"Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности" -мастер-класс и презентация в рамках областных курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Логоритмика - это методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.Логоритмика  полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления  речевой функции, двигательной активности, з...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми  старшего дошкольного возраста с ОНР...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность Использование логоритмических упражнений в нейропсихологической коррекции старших дошкольников «Космические приключения»

Интегрированная  непосредственно образовательная деятельность Использование логоритмических упражнений  в нейропсихологической коррекции  старших дошкольников  «Космические п...

Консультация для воспитателей "Использование логоритмических упражнений в работе с дошкольниками"

 Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.   Логоритмика – это систем...