Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
консультация по логопедии на тему

Важность проведения  артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_art._gimn.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике.

Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.

Проводился на базе ЦПМСС «Северо-Восток» (филиал – ул. Ленская, 4. Март 2006 года).

Прежде чем приступить к показу артикуляционных упражнений, следует рассмотреть, какие органы вовлекаются в процесс произнесения звуков. Какое положение они принимают в процессе работы. Давайте сделаем это на примере наиболее часто нарушаемых в произношении звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ (Приложение 1).

Как видно из примеров для произнесения каждого звука требуется слаженная, согласованная, тщательно координированная работа различных органов (диафрагмы, легких, гортани, мягкого неба, губ, щек, языка и др.)

Теперь можно познакомиться с артикуляционными упражнениями. Наиболее часто используются следующие: «Лягушечка-хоботок», «Заборчик»,  «Лопаточка (Блинчик)», «Иголочка (Змейка)», «Качели», «Футбол (Орешки)», «Часики», «Чистим зубки», «Киска злится (Горка)», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан (Дятел)», «Маляр» (Приложение 2). Описанные упражнения (следует предложить родителям попробовать выполнить каждое упражнение) традиционные, их названия стойко закрепились в специальной литературе, хотя в различных источниках могут быть некоторые расхождения.

Помимо традиционных, хорошие результаты в работе с детьми, страдающих сложными речевыми нарушениями (например, дизартрией), дают упражнения с элементами самомассажа: «Расческа», «Кусаем язычок», «Наказать непослушный язычок», «Месим тесто», «Почеши щечку о зубки».

Познакомившись с правильной артикуляционными укладами, становится понятным, какие упражнения необходимы для постановки того или иного звука, на что следует обратить внимание. Можно попросить родителей назвать упражнения, которые помогут ребенку научиться произносить звук Р или любой другой.

Необходимо выработать у ребенка сильную, направленную воздушную струю. Это важно не только для постановки звука, но и для профилактики простудных заболеваний.  Здесь помогут разнообразные пособия: вертушки, мыльные пузыри. Кроме того, дуть можно на листочки, снежинки, перышки, карандаш и многое другое (Приложение 3). При выполнении упражнений на дыхание следят, чтобы ребенок не поднимал плечи, не надувал щеки, помещение предварительно следует проветрить. Дыхательные упражнения достаточно выполнять 2-3 минуты.

После того, как ребенок научился хорошо и правильно выполнять артикуляционные упражнения, сильно дуть, можно приступать к постановке звука. Смысл этого этапа в том, что ребенок должен научиться одновременно удерживать необходимую позицию языка, губ, выдыхая при этом воздух и добавляя голос при необходимости. Большинство звуков можно поставить по подражанию. Трудности обычно возникают со звуком Р. Здесь используется шариковый зонд (или палец ребенка, который предварительно следует тщательно вымыть). Ребенка просят быстро произносить звук Д-Д-Д, при этом зондом производят движения вправо-влево. Постепенно необходимость в данном приспособлении отпадает.

Поскольку этап подготовительных упражнений может быть достаточно длительным, то рекомендуются различные игры и упражнения. Можно совместно с ребенком изготовить картинки-символы к упражнениям, которые помогут в организации и проведении игр. Интересно проводить гимнастику, имитируя при этом движения языка с помощью рук. К упражнениям можно подобрать стихи, загадки, придумать для них новые названия (Приложение 4).

Помните, что новое упражнение можно вводить только тогда, когда хорошо усвоены предыдущие, занятие не должно превышать 15-20 минут, проводиться на фоне положительных эмоций. Придумывайте, фантазируйте, сочиняйте и успех не заставит себя долго ждать!

 Приложение 1

Правильные артикуляционные уклады свистящих, шипящих и сонорных звуков

Звук [с]

При произнесении звука [с]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

е) посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

з) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [с']

Артикуляция звука [с'] (мягкого) такая же, как и [с] твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу. Звук [з].

При произнесении звука [з]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

з) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук [з']

Положение органов артикуляционного аппарата при произне­сении мягкого звука [з'] такое же, как и при произнесении [з] твер­дого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

Звук [ц]

При произнесении звука [ц]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;

д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

ж) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [j]

Звук [j] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характеризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сближаются с гласными, но отличаются от последних наличием преграды в ротовой полости.

Артикуляция звука [j] почти такая же, как и [и]. Но [j] произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

При произнесении [j]:

а) губы приближены к зубам;

б) зубы сближены;

в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук [ш]

При произнесении звука [ш]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [ж]

При произнесении звука [ж]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос. Звук [ч].

При произнесении звука [ч]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются;

в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [щ]. При произнесении звука [щ]:

а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [л]. При произнесении звука [л]:

а) губы в легкой улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;

г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук [л] и называется боковым;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук [л']

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [л'] (мягкого) такое же, как и при произнесении [л] (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

Звук [р]

При произнесении звука [р]:

а) губы находятся в положении следующего гласного;

б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук [р']

Положение органов артикуляционного аппарата при произне­сении [р'] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

Приложение 2

Артикуляционные упражнения

1.«Лягушечка-хоботок»

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки, как при звуке И затем губы округлить и вытянуть вперед, как при звуке У.

2.«Заборчик»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

3.«Лопаточка (Блинчик)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Бо­ковые края языка должны касаться углов рта.

4.«Иголочка (Змейка)»

Улыбнуться, открыть рот; высунуть острый язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

5.«Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а)  широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б)  широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

6.«Футбол (Орешки)»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так,

чтобы под щекой надувались "мячики".

7.«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то

к правому. Повторить 5-10 раз.

8.«Чистим зубки»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла­дить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

9.«Киска злится (Горка)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

10.«Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз затем втянуть язык в рот. к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по корен­ным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

11.«Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

12.«Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подса­живала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

13.«Грибок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно при­жаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

14.«Гармошка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и. не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

15.«Барабан (Дятел)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо про­износя звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, посте­пенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

16.«Маляр»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла­дить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу И обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

17.«Расческа»

Закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

18.«Кусаем язычок»

Губы в улыбке. Покусывать зубами кончик языка, или от кончика до средней части спинки языка.

19.«Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

20.«Месим тесто»

Губы в улыбке. Покусать боковые края языка. Сначала с одной стороны, затем с другой.

21.«Почеши щечку о зубки»

Покусывать зубами то одну, то другую щеку.

Приложение 3

Дыхательные упражнения

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались: для этого их можно слегка прижать ладонями.

 «Кто дальше загонит мяч»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края ло­патообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

«Сдуть снежинку»

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон­чик языка опушен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натя­гивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

«Фокус»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

«Покатай карандаш»

Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки»

Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Мыльные пузыри»

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

«Новогодние трубочки-шутки»

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

«Одуванчик»

Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть и выдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Приложение 4

Стихи к артикуляционным упражнениям

«Лягушечка-хоботок»

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

«Заборчик»

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

«Лопаточка (Блинчик)»

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

«Иголочка (Змейка)»

Я иголку острую

Для шитья готовлю.

Крепко я ее держу,

Никого не уколю.

«Качели»

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

«Часики»

Влево-вправо, влево-вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Чистим зубки»

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они

«Киска злится (Горка)»

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

«Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

«Чашечка»

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче

«Лошадка»

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

«Грибок»

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

 «Гармошка»

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

«Барабан (Дятел)»

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук

Слышен звонкий стук.

«Маляр»

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем,

Поведем вперед-назад –

Наш маляр работе рад!

«Расческа»

Необычная расческа

У меня всегда с собой.

Если хочешь, я секретом

Поделюсь сейчас с тобой.

Зубы верхние причешут

Мою нижнюю губу,

Зубы нижние причешут

Мою верхнюю губу.

Вот и славно причесались:

Все довольные остались.

Список литературы

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб, 2003.

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб, 2007.

Косинова Е. Гимнастика для развтия речи. – М., 2003.

Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др. – М., 2000.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М., 1997.Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной мо...

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных учреждений «Роль артикуляционной гимнастики в звукопроизношении дошкольников»

В семинаре дана рекоммендация воспитателям дошкольных учреждений по работе с детьми раннего, среднего и старшего дошкольного возраста, ознакомление с основными органами речи, участвующих в артикуляцио...

Семинар-практикум «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Цель семинара-практикума: повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития артикуляционной моторики в домашних условиях.Участники семинара-практикума: родители детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум Вкусная Артикуляционная гимнастика дома.

Семинар-практикум  Вкусная Артикуляционная гимнастика дома....

Семинар-практикум для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Семинар-практикум состоит из 2х частей. В первой части раскрывается актуальность  артикуляционной гимнастики, правила проведения ее дома. Во второй части родителей знакомят с комплексами артикуля...

Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"

Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"...