Интеллектуальная подготовка детей к школе
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Стоцкая Лариса Васильевна.

Это первая публикация на сайте, поэтому фотографии и картинки в предварительном просмотре не отражаются. При скачивании всё отображается нормально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intelletualnaya_podgotovka.doc1010 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Интеллетуальная подготовка  

          детей к школе».

 

                           

   

«Интеллектуальная подготовка детей к школе»

 Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от учащихся напряжённого умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности.

     Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов.

Это  запас знаний об окружающем мире, развитость восприятия, наблюдательность, внимание, память, мышление, воображение.

     Достаточно развитый уровень мыслительной деятельности помогает ребёнку анализировать, обобщать, проводить сравнение предметов на основе выделения признаков сходства и различия.

     Иногда родители думают, что если ребёнок перед школой умеет читать, писать, считать, то успех ему обеспечен на протяжении всей школьной жизни. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребёнок, с лёгкостью приступив к учёбе, совершенно неожиданно для родителей, начинает снижать свои успехи. Почему?

    Это происходит потому, что к моменту поступления ребёнка в школу у него не  были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение.

    У шестилетнего ребёнка наглядно – действенное мышление переростает в наглядно – образное, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребёнком в русле представлений без применения практических действий. Конец  дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического мышления (т.е. умение использовать при решении задач схематические изображения). Эта форма мышления является основной для образования логического мышления.

    Т.о. к  6-7 годам ребёнок может подходить к решению проблемы тремя способами, используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

    Особую роль в жизни ребёнка играет творческое мышление. Это мышление относится к числу безусловных ценностей, признаваемых в мировой культуре.

     Развитие творческого мышления (критического, рационального) – одна из самых популярных идей в зарубежной педагогике, особенно в последние десятилетия. Среди наиболее известных концептуальных моделей «структура интеллекта» Гилфорда.

    В последние годы это направление стало активно развиваться в отечественной педагогике. Традиционная образовательная система большое внимание уделяет развитию конвергентного мышления (т.е. линейного мышления). Данный вид мышления проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Практически это все задачи из типового учебника.  Мышление интуитивное, ассоциативное, которое, как считал Ж. Пиаже, наиболее естественно для ребёнка- дошкольника и необходимо в творческой деятельности, ранними интенсивными занятиями подобного рода  может подавляться.

   Очень мало внимания у нас в обучении уделяется развитию дивергентного мышления (альтернативного). Данный тип мышления тесно связан с воображением и служит средством большого количества оригинальных разнообразных идей.

   Дивергентная задача – это задача, предполагающая, что на один поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно этот вид мышления квалифицируется как творческий.

    Дивергентное мышление наиболее свойственно одарённым дошкольникам. Они с большим интересом относятся к заданиям подобного рода и довольно быстро добиваются в их решении значительных успехов.

                    Пример дивергентной задачи.

Детям даётся задание разделить данные фигуры на две группы.

.

Ребёнок должен найти три правильных варианта ответов.

Первый вариант ответа.

 Фигуры делятся на две группы по цвету.

   Второй вариант ответа.

 Фигуры делятся на две группы по форме.

Третий вариант ответа

 Фигуры делятся на две группы по размеру.

   Все три варианта ответов верны.

Однако нельзя пренебрегать ни одним из этих видов мышления т.к. развитие первого вида мышления – конвергентного ведёт детей к умению анализировать, синтезировать, делать обобщения, классифицировать, давать определения понятиям.

   Решение задач дивергентного типа развивает такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, лёгкость ассоциирования.

    Поэтому необходим баланс в использовании заданий, направленных на оба вида мышления. Только такой подход обеспечит полноценное развитие творческого (продуктивного) мышления.

    Успешному формированию операций мышления способствует постоянная установка на познавательную активность.

           Мышление начинается там, где у ребёнка появляется потребность ответить на вопрос. К пяти годам дети становятся «почемучками». Наша задача помочь им приводить в определённую систему полученные сведения об окружающем, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным, предоставить возможность логически мыслить, обобщать. Вот почему не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ. Наши объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысль. Например, озадачить ребёнка вопросом на вопрос. «А как ты думаешь?», «Почему?», «Как ты узнал?».

Маленький «почемучка» должен сам добраться до истины.

     Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал: «Любознательность, любопытство – это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности – нет школы».

     Развитию мышления способствуют задания такого типа:

  1. Задание на обобщение предметов или явлений природы.
  2. Задания на исключение лишнего предмета
  3. Задания на установление логических связей по заданному образцу.
  4. Установление последовательности событий.
  5. Задания на классификацию предметов.
  6. Задания на нахождение недостающего предмета.

(Демонстрация наглядного материала).

С дивергентным мышлением тесно связано воображение ребёнка. Воображение играет в жизни ребёнка большую роль, чем в жизни взрослого. Шестилетний ребёнок в своём воображении может создавать разнообразные ситуации. Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании, в сочинении ребёнком стихов, сказок, рассказов. Специальным интересом ребёнка может стать фантастический, пугающий и привлекающий мир сказок. Черти, водяные, лешие, русалки, колдуны, феи, принцессы и многие другие персонажи народного творчества существуют в воображении ребёнка наряду с совершенно реальными людьми.

     Очень полезно давать детям такие задания:
 1/.  – Подумай, что было бы, если бы…

         а/.  – Люди умели летать?

         б/  - Если бы из крана тёк лимонад?

         в/. – Собаки начали разговаривать?

         г/. -  Ожили все игрушки или сказочные герои?

 2/.  – Дорисуй картинку, начатую художником.

 3/. – Закончи рассказ, начатый воспитателем.

                                                             

     При выполнении таких заданий даже молчуны стараются высказаться. Такие задания заставляют детей думать, фантазировать, мыслить.

     Неустанная работа воображения – это важнейший путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, это способ выйти за границы узкого личного опыта.

 (примеры заданий на развитие воображения).

    Для успешного обучения ребёнка в школе уже в дошкольный период необходимо развивать внимание и память ребёнка. Память и внимание  - необходимое условие  любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребёнка, ни выполнение им заданий взрослого.

    Память и внимание в дошкольном возрасте носят непроизвольный характер. Дети запоминают лишь то, что им интересно или то, что произвело на них впечатление. Но к шести годам у детей развивается новая форма  мышления и внимания – произвольная. Переломный момент связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определённых предметах. Это проявляется при рассматривании картинок, слушании рассказа. Несмотря на существенные сдвиги в развитии произвольного внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остаётся непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам ещё трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности. Напротив, в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

     Аналогичные изменения происходят и с памятью ребёнка. К шести годам роль произвольного запоминания снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребёнком шести лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определённого материала.

   Таким образом, к шести годам структура памяти претерпевает существенные изменения. Непроизвольная память становится менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение. Многие взрослые считают, что хорошая память дана ребёнку от рождения. Но это вовсе не так. Ребёнок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребёнок. Дети со слабой памятью – это чаще всего дети, которым взрослые не уделяют никакого внимания и которым внушают, что у них плохая память. На практике взрослые, как правило, не руководят процессом развития детской памяти, хотя многие их задания опираются именно на память дошкольников.

    Многие взрослые ошибочно считают, что память ребёнка можно развить механическим зазубриванием стихов и правил. Но такие занятия не дают желаемых результатов в развитии памяти.

     Как же развивать память ребёнка? Для развития памяти ребёнка существует ряд специальных приёмов и упражнений. Важнейшим условием развития памяти ребёнка является специальное усилие ребёнка запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Например, в игре «Переполох» педагог предлагает детям запомнить, в каком домике живёт каждое животное, чтобы потом в конце дня помочь животным найти свои домики. В начале игры взрослый обращает внимание детей на характерные особенности каждого домика, т.е. даёт необходимые опоры запоминания. Например:

 1. «У хомячка маленький жёлтый домик с оранжевой крышей и красным  окошком».

 2. «У  медвежонка красный домик с голубой крышей и жёлтыми окошками».

 3. «У котёнка голубой домик с красной крышей, на стенах домика ромашки, на окошках розовые занавески».

4. «У лисички голубой домик с жёлтой треугольной крышей и с красным окошком».

 

   

   

   

Животные выходят на прогулку и меняются местами. В конце дня дети, используя опоры запоминания, должны помочь животным найти свои домики.

     

   

В таких играх возникает необходимость в преднамеренном запоминании.   Это побуждает ребёнка приложить определённые умственные усилия для того, чтобы запомнить и припомнить в определённый момент нужные ему сведения.

   Игра «Мамины помощники» направлена на развитие слуховой  памяти. В этой игре дети учатся выполнять словесное поручение взрослого. Как известно запоминание слов затрудняет ребёнка больше, чем запоминание предметов. Ведущую роль на себя берёт взрослый. Он перечисляет не отдельные разрозненные предметы, а предметы, объединённые общим игровым смыслом.  Педагог – это мама. Он даёт ребёнку задания: «Сынок, принеси мне картошку, морковку, капусту, лук, помидор. Я сварю борщ». Эти слова объединены общим замыслом – это продукты для борща. Количество слов увеличивается постепенно.

   

      Положительное влияние на развитие памяти оказывают зрительные и слуховые диктанты, задания на запоминание нескольких предметов, объединённых общими признаками, пар фигур, запоминание пар слов, связанных логически между собой  (капуста-салат, малина–сок, мука-хлеб, картофель-пюре),  игры «Чего не стало?», «Что изменилось?».

Хорошие результаты в работе по развитию зрительного и слухового внимания детей можно получить, используя картинки – нелепицы или художественные произведения, содержащие различные небылицы, а также картинки – экспозиции, одна из которых верная, а другая (похожая на первую) изображает нелепую ситуацию.

а/.  Картинки-экспозиции:

Ребёнку даётся задание найти правильную и неправильную картинку, обосновать свой ответ.

     Картинки – экспозиции развивают переключаемость внимания с одного объекта на другой. Такие задания развивают операции сравнения и вывода, остроту ума, критичность мышления, смекалку, наблюдательность. Задания эти вызывают у детей большой интерес.

 

Живой интерес вызывают у детей произведения, содержащие небылицы. В работе с такими произведениями опора идёт на слуховой анализатор. Очень нравятся детям игры в небылицы. Педагог подбирает произведение, содержащее небылицы, например произведение К. Чуковского «Путаница», читает его. Дети внимательно слушают, находят небылицы и откладывают фишки, после каждой услышанной небылицы. Побеждает тот, кто заметит больше небылиц. Произведения подбираются с постепенным увеличением числа небылиц

 б/.   В работе с картинками, которые можно объединить под названием «Что перепутал художник?» идёт опора на зрительный анализатор. Дети учатся сосредотачивать своё внимание на картинке, внимательно её рассматривать,находить, различные нелепицы т.е. то, чего не бывает в жизни.

 

 

   С целью развития внимания можно использовать и такие задания как:

 1. Нахождение нужного предмета по описанию. (Например, задание выбрать из нескольких матрёшек ту, у которой красный платочек, синий фартук с желтыми кармашками).

 2. Нахождение двух одинаковых предметов из группы подобных.

                   

                      Найти двух одинаковых кукол.

         

     

       

                               Найти двух одинаковых воробьёв

     

              3. Нахождение отличий в двух подобных картинках.

 

 4. Нахождение предметов по наложенным контурам.

 

5. Закрыть фишками в тексте заданную букву.

     

 Вывод.

   Работа по развитию мышления, памяти, внимания, воображения детей не даёт быстрого результата. Это долгий и кропотливый труд, результаты которого скажутся на учёбе ребёнка в школе.

                                            Литература.

  1. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников.

                                         Журнал « Дошкольное воспитание».

  2. «Шестилетний ребёнок в школе» В.С. Мухина.

  3. «Умственное воспитание дошкольников» В.В. Кондратова.

  4 . «Поможем почемучкам»  Дошкольное воспитание.

  5.  «Настольная книга практического психолога» Е.И. Рогов.

  6. «Педагогические знания родителям» Л.Ф. Островская.

  7.  «Развивающие игры»  З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.

  8.»Методика диагностики отклонений в интеллектуальном развитии»

       Стадненко Н.М., Илляшенко Т.Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...

Интеллектуальная подготовка детей к школе

Специфика дошкольного образования в наше время такова, что его результативность определяется не суммарным набором конкретных знаний, умений и навыков, а некоторым множеством личностных качеств, вырабо...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития....