МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
презентация по логопедии на тему

МАРЧЕНКО ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_marchenko.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              МАСТЕР – КЛАСС   «Артикуляционная гимнастика»

с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики                                                   по средствам показа мультимедийной презентации.


   Я рада приветствовать вас на мастер – классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика». Вся работа по исправлению звукопроизношения у дошкольников проводится не только учителем – логопедом, но и другими педагогами. Поэтому, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики используются так же музыкальными руководителями, воспитателями, психологом, инструктором по физвоспитанию.  В своей работе  логопеда уделяю артикуляционной гимнастике  особое внимание, так как развитие артикуляционного аппарата,  является одним из первых этапов моего опыта работы  «Развитие интонационной выразительности речи детей с речевой патологией». Именно артикуляционная гимнастика становится отправным пунктом в формировании интонационной выразительности речи.
    Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
      Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
   Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
  Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

   
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Выполняя артикуляционную гимнастику с утра, мы тем самым  подготавливаем артикуляционный аппарат к работе на целый день, создаем благоприятные условия для усвоения правильного звукопроизношения и улучшения дикции.
  2. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  3. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  4. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  5. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.


     
Поэтому целью артикуляционной гимнастики является - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.


     
Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации: 

1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.


2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Артикуляционную гимнастику рекомендуется проводить с утра перед завтраком, во время прогулки, после сна.
 

3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, так как именно взрослый является образцом для детей при показе упражнения  и соответственно осуществлять контроль правильности  выполнения упражнений.
    На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится при непосредственном контакте педагог  – ребёнок, где педагог  рассказывает и показывает выполнение упражнения, а затем ребёнок выполняет упражнение, а педагог контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.

   Упражнения в начале выполняются, медленно, т.к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, темп ускоряется. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?

   Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

    В дальнейшем, когда дети усвоят элементы гимнастики, применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, стихокомплексы, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «Сказки о весёлом язычке».

   Таким образом,
артикуляционные  упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

     Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий

    Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

      А теперь предлагаю к вашему вниманию мастер-класс по обучению детей артикуляционным упражнениям с применением мультимедийной презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класса для родителей детей младшего дошкольного возраста «Развиваем пальчики»использованием мультимедийной презентации.

Цель: создать условия для совместного взаимодействия  детей и родителей с целью оптимизации детско-родительских отношений, построения эмоционально-доверительных отношений детского сада и се...

Мастер-класс "Использование Монтессори - материалов при обучении детей дошкольного возраста математике"

Программное содержание: введение понятий «большой-маленький», «больше чем – меньше чем», «легкий- тяжелый, легче тяжелее», «толстый-тонкий», &laqu...

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения» + презентация

Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.Задачи: - Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми.- Практическое обучение воспитателей артикуляционным упраж...

Выступление из опыта работа с элементами мастер-класса: «Игра как ведущий метод обучения детей ПДД в детском саду»

Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок становится участником дорожного движения с самого юного возраста, ког...

Мастер - класс «Использование ТРИЗ – технологии в обучении детей дошкольного возраста чувашскому языку»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учрежд...

Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»

Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.Физическая культура занимает о...

Мастер - класс "Развитие звуко - буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий"

Мастер - класс "Развитие звуко - буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий"...