Словоизменение существительных, глаголов, прилагательный. «Играем с Незнайкой»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Словоизменение существительных

«Играем с Незнайкой»

Цели: Учить детей изменять слова.
Формировать умения употреблять предложно – падежные конструкции единственного   числа.
Развивать мелкую моторику рук, внимание, память.
Оборудование: кукла или картинка Незнайки, предметные картинки, раздаточный материал (контурных изображений)

Словоизменение глаголов

«Птицы»

Цель: Учить детей изменять слова — «действия».
Развивать связную речь.
Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: фонограмма птичьих голосов, магнитофон, прищепки, картинки птиц, сюжетная картинка к рассказу «Скворец»

Словоизменение прилагательных

«Подводное царство»

Цель: Учить детей изменять слова-прилагательные.
Развивать мелкую моторику рук, ориентация в пространстве
Оборудование: картинки рыб, морских животных, гранёные карандаши, картинки кораллов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoizmenenie.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словоизменение существительных

Играем с Незнайкой

Цели: Учить детей изменять слова.
Формировать умения употреблять предложно – падежные конструкции единственного   числа.
Развивать мелкую моторику рук, внимание, память.
Оборудование: кукла или картинка Незнайки, предметные картинки, раздаточный материал (контурных изображений)
Ход занятия

1.Организационный момент
Развитие моторики. Штриховка  контурных изображений в разных направлениях. -Ребята к нам на занятие пришёл Незнайка. (демонстрация куклы)
Он принёс для вас подарки,
Кто захочет, тот возьмёт.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Вот  волчок и самолёт.
- Покажите Незнайке, как правильно выполнять штриховку.

2. Сообщение темы
Сегодня мы будем учиться изменять слова и  этому научим Незнайку

3. Дифференциация существительных единственного и множественного числа
- Незнайка  нарисовал много картинок с разными предметами
У него нарисовано – яблоко, а у вас — яблоки.
У  него вишня, а у вас  ……
Груша…… Дыня……Дом……Цветок……Огурец…… Помидор……Стол… Ведро…… Рыба…. .Конь……..Мальчик….

4. Словоизменение существительных
Закрепление форм творительного падежа
- Наш Незнайка  решил построить дом для своих друзей .
Помогите ему узнать чем  он будет выполнять  работу. ( Демонстрация  предметных картинок)
Пилить (пилой);
Стучать…., строгать…., сверлить….., резать….., копать…., подметать….,
- А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
- Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем?)
- Пончик намазывает( что? чем?)
- Винтик грозит (кому чем?)
- Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?)
- Поэт Цветик пишет(кому? что? чем?)
- Синеглазка стирает(кому? что? чем?)
- Мы подбирали слова и дополняли ими предложения.
- А сейчас отдохнём.

5.Физминутка
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт:
Правое крыло вперёд.
Левое крыло вперёд

1.2.3.4 -полетел наш самолёт!

6. Словоизменение существительных
Закрепление форм родительного падежа
- Помогите Незнайке починить сломанные игрушки. назовите без чего не может быть предмет? Что починим?» ( картинки  предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла)

(демонстрация тех же картинок с дополненными частями)
- А когда все игрушки были починены, Незнайка решил поиграть с ними в прятки


Игра «Кто спрятался? Кого не стало?»
Дети закрывают глаза,  в это время логопед  убирает одну картинку. Логопед спрашивает:
-  Кто спрятался? Кого не стало?
Открыв глаза, дети должны сказать какой  картинки не стало.
Измените  слова, называя их ласково
Машина – машинка, медведь-…, цыплёнок-…, самолёт-…, лошадь-…

7. Словоизменение существительных
Закрепление форм дательного  падежа
- Незнайка приглашает нас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?
(Демонстрация двух видов картинок:  1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных.
Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

Логопед обращает внимание детей на изменения в окончаниях слов)
Зебре – траву.  Или: Трава- зебре. И т.д.

Б) -В зоопарке  мы встретили иностранца, который захотел поговорить с Незнайкой, но Незнайка его не понимает. Ребята, помогите иностранцу правильно составить предложения, изменяя слова по смыслу.
Дай ……(морковка, кролик)
Отнеси …(трава, зебра)
Принеси…(медведь, мёд)
Сделай….(клетка, кролики)
Отдай …. (собака, кость)
Расскажи … (друг, история)
Нарисуй …. (картинка, ребята)

8. Итог
- Ребята нам пора возвращаться  с прогулки. Наше занятие подошло к концу.
- Чему учились на занятии?
(Мы учились изменять слова, правильно употреблять их в речи.)

Словоизменение глаголов

«Птицы»

Цель: Учить детей изменять слова — «действия».
Развивать связную речь.
Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: фонограмма птичьих голосов, магнитофон, прищепки, картинки птиц, сюжетная картинка к рассказу «Скворец»


                                                                     Ход занятия

1. Организационный момент
(звучит фонограмма птичьих голосов)
- Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Послушайте, как поют птицы, а вот слышен стук дятла.
Развитие моторики рук .Игра с прищепками (прищипываем каждый палец на слово)
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.

2.Сообщение темы
Будем  учиться  изменять слова — «действия» и правильно  употреблять их в речи.

3. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица
А) - Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? (демонстрация картинок ласточки и скворцов)
- Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

                                       

Б) - Давайте построим скворечник для скворцов . Какие инструменты нам понадобятся? (ответы детей, демонстрация картинок: линейка, пила, молоток, верёвка).
- Что мы будем делать линейкой? (измерять)
- Что делает мальчик (измеряет)
- Что делают мальчики (измеряют)
- Что мы будем делать пилой? (пилить)
- Что делает мальчик (пилит)
- Что делают мальчики (пилят) и т.д.

4. Глаголы настоящего и прошедшего  времени + существительные
Придумайте словосочетания, предложения о том, как дети заботятся о птицах зимой.
Кормят; Строят; Вешают кормушки; Насыпают корм.
Как дети заботились о птицах зимой?

5. Физминутка
Лебеди летели,
На воду сели.
Качают головой,
Летят домой.
(имитация движений)

6. Дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода
- На лесной полянке много разных птиц. Весь день они проводят в заботах.(демонстрация картинок: дятел, кукушка, стайка птиц)
- Я назову слово- действие, а вы скажите кто из птиц дятел, кукушка, или птицы мог это сделать. Назовите словосочетания, придумайте предложения.

7. Развитие связной речи.  Пересказ рассказа «Скворец»
- Послушайте рассказ. Назовите последовательность происходящих в них действий. Перескажите рассказ, используя слова, данные на доске.


Скворец
В комнату вбежал кот. В зубах у кота был скворец. Скворец жалобно
пищал и хотел вырваться из зубов кота. Коля отнял у него птичку,
подлечил раненое крылышко. Потом мальчик выпустил скворца на волю.


Слова-действия: вбежал, пищал, хотел вырваться, отнял, подлечил, выпусти

8. Итог
- Наше занятие подошло к концу.
- Ребята, о ком мы говорили на занятии?
- Чему учились на занятии?
(Мы учились изменять слова-действия, правильно употреблять их в речи)

Словоизменение прилагательных

«Подводное царство»

Цель: Учить детей изменять слова-прилагательные.
Развивать мелкую моторику рук, ориентация в пространстве
Оборудование: картинки рыб, морских животных, гранёные карандаши, картинки кораллов


                                                       Ход занятия

1. Организационный момент
-Покажите рыбок, плывущих налево, назовите  какого они цвета, сколько их  Покажите рыбок в аквариуме, плывущих  направо, назовите  какого они цвета, сколько их. (Картинка: плавающие рыбки в разном направлении )

2. Моторика
-У рыбок очень  подвижные плавники, а мы потренируем свои пальчики.


Рыбке рак – ни друг  ни враг.         Сжимание и разжимание пальцев
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,             Перекатывание карандаша в ладонях.
Что насажен на крючок.

3. Сообщение темы
-Сегодня мы будем изменять слова – «признаки» и употреблять новые слова.
-Узнаем о жизни морских обитателей .

4. Словоизменение прилагательных
А) -В подводном царстве жил царь Осьминог с царицей Каракатицей. Они  любили, когда  их  хвалили. Я буду говорить об осьминоге, а вы, измените слово и скажете о каракатице. Повторите  предложение, используя союз и.

В) - На морском дне лежит  много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету;  по форме; по размеру. Ответьте на вопрос:
– Какие предметы?  (демонстрация картинки)

- Составьте словосочетания предмет + признак. Какие были сокровища?

5. Физминутка
- Морские рыбки очень любят играть и резвиться среди морских растений. Мы тоже поиграем и отдохнём. (имитация движений)
Рыбки весело плескались.
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

6. Подбор прилагательных в предложениях
- Вдруг  акулы решили напасть на подводное царство. Спастись от зубастых хищниц можно,  спрятавшись за кораллами. Тот, кто подберёт слово – «признак» и правильно повторит предложение, тот сможет спрятаться за кораллами. (при ответе ребёнок получает картинку коралла)
- Пилить (какой?) пилой – острой.
- Умываться (какой?)водой
- Вытирать (каким?) полотенцем
-  Рисовать (какими?) красками
-  Писать(какой?)  ручкой
- Вытирать (какой?) тряпкой
- Есть (какой?) ложкой
- Копать  (какой?) лопатой
- Рубить(каким?)  топором
- Расчёсывать (какой?) расчёской
- Упаковывать (какой?) бумагой
- Играть (какими?) кубиками

7. Составление предложений


- Подводное царство спасено. Все его жители рады. Но вот  к морским обитателям подплыла морская черепаха. Она хочет рассказать какая жизнь на суше. Помогите ей правильно составить предложения, подобрав слова –« признаки.»
-  Где что растёт? Какие? (На поле, на земле, в лесу, в болоте, на дереве)
-  Где живут люди, животные? Какие? (В городе, в деревне, в горах, в  лесу, в поле, в болоте)
- Что ГДЕ  покупают? Какое? (В магазине, в аптеке, в книжном   магазине, в мебельном магазине, на почте и т.д.)

8. Итог
- Сегодня мы учились  изменять слова – «признаки».
- Какие задания вам понравились больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизмене...

Город.Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных

Вводное занятие по теме "Город.Транспорт" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Цель занятия - формирование у детей лексико-грамматических категорий путем расшир...

Консультация для воспитателей "Развитие словоизменения существительных"

Дидактические игры и задания для старших дошкольников на развитие словоизменения существительных....

Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном...

ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Предлагаемые задания и игры, помогают детям с ОНР в закреплении навыка словоизменения....

Флеш-игра для развития грамматического строя речи на согласование существительных с прилагательными "Милашки-модняшки".

Речевой и наглядный материал подобран в соответствии с темой «Одежда, головные уборы, обувь».Возраст детей: презентация предназначена для дошкольников 5 - 7 лет (старшая и подготовительная...