Авторское пособие « 1,2,3,4,5 – будем с мячиком играть»
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ланина Светлана Геннадьевна

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.
К. Д. Ушинский

 

Педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе? Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, считать до поступления в школу, но это еще не гарантирует успешное обучение.

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

 В практике работы с детьми на логопедическом пункте в дошкольном учреждении прослеживаю прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка. Детям логопедического пункта мною были предложены разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.

  Сделаны следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с нарушениями в речи:

·                      Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

·                      Освобождают ребенка от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

·                      Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.

·                     Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

·                     Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

·                     Регулируют силу и точность движения.

·                     Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

·                     Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для  гипервозбудимых  детей.

 Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Вашему вниманию предлагаю  авторское пособие, «1.2.3.4.5 – будем с мячиком играть», для развития мелкой моторики рук, которое также используется на различных этапах коррекционной работы, способствует  развитию связной речи, развитию звукопроизносительной стороны речи.

В своей работе я  опираюсь  на рекомендации ,изложенные в книге «Мяч и речь» Воробьевой Т.А. и Крупенчук О.И.

 Пособие выполнено в виде книги. Каждая страница-это панно из ткани различной фактуры с использованием остатков ткани, синтепона, флиса, фетра, атласных ленточек, аппликаций и маленьких мячей (резиновых, каучуковых, деревянных, теннисных), что позволяет ребенку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно.

 

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторское пособие

« 1,2,3,4,5 – будем с мячиком играть»

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.
К. Д. Ушинский

Педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе? Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, считать до поступления в школу, но это еще не гарантирует успешное обучение.

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

 В практике работы с детьми на логопедическом пункте в дошкольном учреждении прослеживаю прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка. Детям логопедического пункта мною были предложены разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.

  Сделаны следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с нарушениями в речи:

  •  Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  •  Освобождают ребенка от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  •  Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.
  • Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  • Регулируют силу и точность движения.
  • Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
  • Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для  гипервозбудимых  детей.

 Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Вашему вниманию предлагаю  авторское пособие, «1.2.3.4.5 – будем с мячиком играть», для развития мелкой моторики рук, которое также используется на различных этапах коррекционной работы, способствует  развитию связной речи, развитию звукопроизносительной стороны речи.

В своей работе я  опираюсь  на рекомендации ,изложенные в книге «Мяч и речь» Воробьевой Т.А. и Крупенчук О.И.

 Пособие выполнено в виде книги. Каждая страница-это панно из ткани различной фактуры с использованием остатков ткани, синтепона, флиса, фетра, атласных ленточек, аппликаций и маленьких мячей (резиновых, каучуковых, деревянных, теннисных), что позволяет ребенку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно.

  

 Методика описания игры, варианты игры:

 1. Данное пособие может выступать как отдельным этапом в каком – либо занятии. Это может быть занятие и по знакомству с окружающим миром (Например, тема «Насекомые» или «Цветы»), это может также быть занятие по развитию связной речи в рамках этой же тематики.

 2. А также занятие по развитию звуковой культуры слова. На самом деле пособие имеет характер универсальной игры. Вместо бабочки приклеиваем жука, и на занятии по звуковой культуре речи или на занятии по обучению грамоте, используем на этапе выделения и закрепления изолированного звука. (Например, какую песенку поет жук, произнеси… Ребенок изолированно и утрированно произносит звук ЖЖЖЖЖ…)

 3. Основная цель этого пособия, как уже говорилось выше, это развитие мелкой моторики. Поэтому в процессе прокатывания мячика по лабиринту, ребенок прижимает мячик ладошкой (пальчиками) и старается пройти по лабиринту,  проговаривая заученные стишки.

 Не ползет и не бежит –

 Над цветком она кружит.

 За витком идет виток –

 Вот и села на цветок.

4. Пособие-книгу  можно использовать при составлении и анализе предложений по демонстрируемым картинкам.

 (Например: машина подъехала к дому. Стрекоза села на цветок ) 

 

1. «Разноцветные шары»

 Цель:

 - развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;

- закрепление основных цветов;

 - закрепление гласных звуков.

Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки. Движения пальцев можно сопровождать словами.

Шарик, шарик не грусти,

Что тебя я отпустил.

Но ты так хотел на небо-

Ты ж еще на небе не был.

 2. «Дождик»

Цель:

- Закрепление лексики по теме «Весна,

- Совершенствование грамматического строя речи,

- Развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенку предлагается прокатить мяч поочередно пальцами правой и левой руки, имитируя дождик. Движения сопровождаются стихотворением.

Дождик капал, капал, лил

И по улице бродил.

Намочил он всех прохожих, Друг на друга не похожих.

Лишь под зонтик не попал:

Капнул в лужу - и пропал!

3. « Парашютисты»

 

Цель:

-закрепление гласных звуков,

- Развитие мелкой моторики

Ход. Ребенок прокатывает шарик (мячик) и пропевает обозначенные гласные звуки.

Мы летим на парашюте.

Мы серьезны и не шутим.

Вместе с ветром мы вдвоем

Звуки гласные поем: А – У …

До земли тут метров триста,

И поют парашютисты:

А –У,

И –О,

Э – И.

4. «Едет, плывет, скачет»

Цель:

- закрепление по теме «Игрушки»;

 - совершенствование глагольного словаря;

 - закрепление употребления в речи предлогов (-к,-от,-по);

- развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенок прокатывает мяч по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая действия стихами.

Машина

Как у нашей у машины,

Об асфальт шуршали шины.

Едет-едет по дорожке

И пыхтит четвероножка.

На ногах – четыре шины,

А зовут ее машина.

Лодочка

 Вот плывет моя ладья,

 А на ней плыву и я.

Мы по синим по волнам

Приплывем в гости к вам.

Я  - отважный мореход,

Ловкий и умелый.

В море парусник плывет

С капитаном смелым.

Мяч

 Скачет мячик, как живой.

 Мячик, мячик, что с тобой?

 Ничего он не сказал,

 Лишь быстрее поскакал.

5. «Спираль»

 Цель: развитие мелкой моторики рук.

 Ход. Ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.

Не ползет и не бежит –

Над цветком она кружит,

За витком идет виток –

Вот и села на цветок.

6. « Кто быстрее»

Цель:

 -развитие мелкой моторики рук;

- закрепление гласных звуков;

- автоматизация поставленных звуков в открытых и закрытых слогах.

Кто быстрее всех придет,

Тот нектар в цветке найдет.

Упражнение с пособием « Кто быстрее ?» носит соревновательный характер и выполняются одновременно двумя и более детьми. Прокатывание шариков сопровождается  пропеванием  гласных звуков ,при автоматизации поставленных звуков в  открытых и закрытых слогах (о-и, а-и, э-ы; лы. лу, ри и т.д.)

 7. « Падают, падают листья…»

Цель:

 - развитие мелкой моторики рук;

- закрепить лексику по теме « Осень»;

 - развитие связной речи.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

по ветру вьются, летят.

8. « Снежинки»

Цель:

 - развитие мелкой моторики рук;

- закрепить лексику по теме « Зима»;

 - развитие связной речи.

С холодного неба снежинки слетают,

Летят и на солнышке зимнем сверкают.

9. «Времена года»

 Цель:

 - развитие мелкой моторики рук;

 - закрепление лексики по теме «Календарь», «Времена года;

- развитие связной речи.

 Ход. Ребенок прокатывая мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев.

За зимой идет весна,

Снова будет не до сна.

За весною будет лето-

Не забудем мы про это.

10. «Путешествие Колобка»

 Цель:

- закрепление изученных грамматических форм;

- правильное конструирование фразы;

 - умение ориентироваться в пространстве;

 - развитие мелкой моторики рук.

 Ход. Дети составляют веселые рассказы о приключениях Колобка, сопровождая речь движениями. На панно можно выставить различные фигурки животных, мелкие игрушки и сочинять диалоги между собой.

11. «Жилище», « Забавные совы»

 Цель:

- научить ребенка правильно употреблять предлоги;

 - закрепление лексики по теме «Дикие животные»;

- закрепление употребления грамматической формы предложного падежа с предлогом -В;

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики рук.

Ход.1. Перед ребенком раскладывают картинки животных, в другую сторону - домики этих животных. Ребенок выбирает картинку, называет ее и находит домик, где это животное живет.

2.Предложить ребенку разложить карточки по порядку и составить рассказ о приключениях совенка в лесу. Сюжет рассказа легко изменить, меняя карточки местами на панно.

12. «Угощение»

 Цель:

 - закрепление лексики по теме «Домашние и дикие животные»;

 - совершенствование глагольного словаря;

- развитие мелкой моторики рук.

Ход. Перед ребенком раскладываются картинки на панно. В одну сторону - животных, в другую -  то, что они любят. Ребенок выбирает животного, называет его, затем находит картинку, что это животное любит. Прокатывает мяч по дорожке составляя предложение.

13. «Машина» и « Стрекоза»

 Цель:

 - совершенствование глагольного словаря;

- развитие мелкой моторики рук.

Ход.  Прокатывает  мяч по дорожке составляя предложение. (Машина едет к дому. Стрекоза летит к цветку.)

Шла машина торопилась-

Прямо к дому подкатилась.

Стрекоза к цветку летела,

Посидеть на нем хотела.

Ланина Светлана Геннадьевна,
учитель-логопед;

Учреждение   МБДОУ  « Детский сад №1 «Звездочка»

г. Рассказово Тамбовской области

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское пособие "Пальчиковые игры"

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игр...

Авторское пособие "Дидактическая игра "Путешествие со звездочётом в космический зоопарк"

Заинтересовать детей воображаемым путешествием в просторы космоса...

Авторское пособие. Обучение игре на инструментах

Методика обучения навыкам и способам игры на детских музыкальных инструментах...

Конспект совместной деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Будем в мячики играть»

Конспект совместной деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Будем в мячики играть»...

Методическая разработка "Всей семьёй идём гулять, будем с мячиком играть"

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Тема: «Фестиваль авторских пособий. Игры под ключ. Патриотическое направление воспитания. Ценность – Родина и природа». Тема выступления: «Игра, как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания ...