Конспект логопедического занятия на тему: "Поздняя осень.Ягоды.Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах, предложениях".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Данный конспект поможет учителям -логопедам спланировать логопедическое занятие по теме: "Поздняя осень. Ягоды. Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах и предложениях".

При планировании занятия я поставила перед собой цель и задачи.

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Ягоды»;

- закрепление умения отвечать на вопросы полным распространенным предложением;

- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

- умение согласовывать относительные прилагательные с существительными;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- закрепление правильного произношения звуков [с], [ш];

- формирование умения различать  звуки [с], [ш]  на слух;      

- развитие умения дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах и словах;

- развитие навыка звукового анализа слов;

- закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами;

- закрепление умения составлять описательный рассказ;

- формирование умения выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемой ягоды;

- расширение и активизация словарного запаса.

 

Коррекционно-развивающие:

- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук;

 - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти, мышления;

- развитие навыка связной речи;

- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

 

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание  навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozdnyaya_osen.yagody.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема:  «Поздняя осень. Ягоды.

Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и предложениях».

                                                                                 Подготовила:

                                                                                      учитель-логопед

                                                                                               МКДОУ«Детский сад

                                                                                              «Улыбка» г. Жиздры

                                                                                    Абрамова Л.В.

Жиздра - 2016

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Ягоды»;

- закрепление умения отвечать на вопросы полным распространенным предложением;

- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

- умение согласовывать относительные прилагательные с существительными;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- закрепление правильного произношения звуков [с], [ш];

- формирование умения различать  звуки [с], [ш]  на слух;        

- развитие умения дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах и словах;

- развитие навыка звукового анализа слов;

- закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами;

- закрепление умения составлять описательный рассказ;

- формирование умения выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемой ягоды;

- расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук;

 - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти, мышления;

- развитие навыка связной речи;

- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание  навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

для обучающихся: наглядный материал по теме “Ягоды”; картинки: уши, усы, мишка, миска, крыска, крышка, каска, кашка, смурфики; Букварь Н.С. Жуковой;

для учителя-логопеда: предметные картинки по теме «Ягоды», Букварь Н.С. Жуковой, маркер.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Обучающиеся: Здравствуйте!

Логопед: Посмотрите в окно, какое сейчас время года?

Обучающиеся: Осень.

Логопед: Правильно.  А какая это осень, ранняя или поздняя.

Обучающиеся: Поздняя.

Логопед: Правильно. Несмотря на то, что уже выпал снег, на улице третий месяц осени, поздней осени, а как называется этот месяц?

Обучающиеся: Ноябрь.

Логопед: Верно.

II. Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами совершим путешествие в лес. Лес - это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Давайте представим, что мы с вами увидим в лесу. Кого вы увидите в лесу?

1-й обучающийся: Я увижу птиц.

2-ой обучающийся: Я увижу зверей.

3-й обучающийся: Я увижу деревья.

4-й обучающийся: Я увижу кусты.

1-й обучающийся: Я увижу цветы.

2-ой обучающийся: Я увижу грибы.

3-й обучающийся: Я увижу ягоды.

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о ягодах.

III. Беседа о ягодах по вопросам.

Логопед: Ребята, а какие ягоды вы знаете?

(Обучающиеся рассматривают картинки ягод и называют их).

- Малина.

- Клубника.

- Вишня.

- Земляника.

- Черника и т.д.

Логопед: А как называются ягоды, которые растут в лесу?

- Лесные.

Логопед: Правильно. Какие ягоды растут в лесу?

- Черника, голубика, земляника.

Логопед: А еще где растут ягоды?

- В саду.

Логопед: А они как называются?

- Садовые.

Логопед: Посмотрите на картинки и назовите садовые ягоды.

- Малина, клубника, крыжовник, смородина.

Логопед: Как называется место, где продают ягоды?

- Рынок, базар.

Логопед: Что делают из ягод?

Обучающиеся: Варят компот, напиток, кисель, повидло, сироп, желе, варенье, джем, сок, делают начинку для пирожков.

Логопед: А знали ли вы, что арбуз – это тоже ягода?

 Обучающиеся: Да, знали, он тоже растет на земле.

Логопед:  Какие вы молодцы! Все уже знаете о ягодах.

IV. Загадки о ягодах.

Логопед: Сейчас я раздам вам картинки с изображением ягод, затем загадаю вам загадки, а тот, у кого окажется отгадка, поднимет руку и скажет правильный ответ.

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

1-й обучающийся: Земляника.

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка,

Что за ягодка?

2-ой обучающийся: Калина.

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет.

3-й обучающийся: Красная и чёрная смородины.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют.

4-й обучающийся: Рябина.

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

1-й обучающийся: Малина.

Низок, да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягоды сорвешь –

Всю руку обдерешь.

2-ой обучающийся: Крыжовник.

- Длинноножка хвалится —

Я ли не красавица,

А сама-то — косточка

Да красненькая кофточка.

3-й обучающийся: Вишня.

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

4-й обучающийся: Арбуз.

И красна, и кисла

На болоте росла.

1-й обучающийся: Клюква.

Логопед: Молодцы! С легкостью отгадали все загадки.

V. Совершенствование грамматического строя речи.

Упражнение «Скажи, какая ягода».

Логопед: Ответьте на вопросы, посмотрев на картинки.

- Брусника какая?

1-й обучающийся: Красная, кислая, мелкая.

Логопед: Малина какая?

2-й обучающийся: Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Логопед: Черника какая?

3-й обучающийся:Синяя, сладкая, мелкая.

Логопед: Земляника какая?

4-й обучающийся: душистая, мелкая, сладкая.

VI. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять,             Пальчики обеих рук  здороваются.

В лес идем мы погулять.                Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной,               и средними пальчиками по столу.

За брусникой, за калиной.              Загибают пальчики, начиная с большого.

Землянику мы найдем,

И братишке отнесем.

VII. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Логопед: Кисель из вишни, какой?

1-й обучающийся: Вишнёвый.

Логопед: Пирог из малины, какой?

2-ой обучающийся: Малиновый.

Логопед: Сок из смородины, какой?

3-й обучающийся: Смородиновый.

Логопед: Компот из земляники, какой?

4-й обучающийся: Земляничный.

Логопед: Морс из клюквы?

Обучающиеся: Клюквенный.

VIII. Упражнение «Скажи наоборот».

Логопед: Какие вы молодцы! А теперь поиграем в игру «Скажи наоборот».

Клубника крупная, а малина ...

1-й обучающийся: Мелкая.

Логопед: Крыжовник твёрдый, а черника ...

2-й обучающийся: Мягкая.

Логопед: Ежевика сладкая, а смородина ...

3-й обучающийся:  Кислая.

Логопед: Рябина горькая, а клубника ...

4-й обучающийся: Сладкая.

Логопед: Молодцы, вы отлично справились с упражнением.

IX. Дифференциация звуков [с] и [ш]. Совершенствование навыка чтения слогов и слов. Развитие фонематического восприятия и связной речи.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, с какими звуками мы уже с вами познакомились?

- [А].

- [У].

- [О].

- [М].

- [С].

- [Х].

-[Ш].

- [Р].

Логопед: Какие бывают звуки?

Обучающиеся: Гласные и согласные.

Логопед: Чем они отличаются друг от друга?

1-й обучающийся: Гласные можно пропеть.

2-й обучающийся: Согласные произносятся отрывисто.

Логопед: Назовите гласные звуки.

Обучающиеся: [А],[у],[о].

Логопед: Назовите согласные звуки.

Обучающиеся: [М],[с],[х],[ш], [р].

Логопед: Сегодня к нам в гости пришли два смурфика. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник. Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.

Логопед: С какого звука начинается имя первого героя?

1-й обучающийся:  Со звука [с].

Логопед: С какого звука начинается имя второго героя?

 2-й обучающийся: Со звука [ш].

Логопед: Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

X. Анализ органов артикуляции при произнесении звуков [с], [ш] .

Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

1-й обучающийся: Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед: А как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?

2-ой обучающийся: При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.

Логопед: Эти звуки гласные или согласные?

Обучающиеся: Эти звуки согласные. Их нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Логопед: Эти звуки глухие или звонкие?

Обучающиеся: Эти звуки глухие.

Логопед: Докажите, что это звуки глухие.

(Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]).

Логопед: Мы с вами сейчас учимся различать звуки: один из них - свистит [с], другой - шипит [ш].

XI. Произношение изолированных звуков.

Логопед: Покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, язык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.

- С-С-С-с-с-с (сначала громко, а потом тихо, и наоборот).

Логопед: Теперь, «пошипим» для Шутника. Губы «трубочкой», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.

- Ш-Ш-Ш-ш-ш-ш (сначала громко, а потом тихо, и наоборот).

XII. Дифференциация звуков в слогах.

Логопед: Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Соней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку.

Логопед: Шутник очень любит клубнику. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.

XIII. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру и покажем Соне и Шутнику, как у нас хорошо слышат ушки. Если я скажу слово со звуком [c], вы должны опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], вы поднимите ручки вверх. Поднимаем и опускаем ручки так же, как поднимается и опускается язычок, произнося эти звуки.

Слова: СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ; СУП, ШИНА.

XIV. Работа по букварю Н.С. Жуковой.

Логопед: Давайте откроем букварь, прочитаем слоги по цепочке.

1-й обучающийся: Са, со, су.

2-ой обучающийся: Ша, шо, шу.

3-й обучающийся: Ша, шо, шу.

4-й обучающийся: Са, со, су.

1-й обучающийся: Ар, ор, ур.

2-ой обучающийся: Арш, орш, урш.

3-й обучающийся: Ар, ор, ур.

4-й обучающийся: Арс, орс, урс.

1-й обучающийся: Са, Са-ша.

2-й обучающийся: Су, су-ша.

 3-й обучающийся: Ма, Ма-ша.

4-й обучающийся: Ма, марш.

1-й обучающийся: Хо-ро-шо, хорош.

2-й обучающийся: Хо-рош марш!

3-й обучающийся: Марш хо-рош.

4-й обучающийся: Са-ша хо-рош.

1-й обучающийся: Ма-ша хо-ро-ша.

2-й обучающийся: Шар хо-рош.

Логопед: Молодцы!

XV. Дифференциация звуков в словах и предложениях.

Логопед: Посмотрите на картинки. Их названия очень похожи, будьте внимательны. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.

Логопед: Придумайте предложения с каждой картинкой. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].

1-й обучающийся: Мама попросила подать ей крышку.

2-й обучающийся: В подвале мы увидели маленькую крыску.

3-й обучающийся: У зайца длинные уши.

4-й обучающийся: Папа отрастил усы.

1-й обучающийся: Мне подарили плюшевого мишку.

2-й обучающийся: Брат съел целую миску клубники.

3-й обучающийся: На стройке мне выдали каску.

4-й обучающийся: Я очень люблю манную кашку.

Логопед: Отлично! Ребята, какие звуки мы с вами сегодня учились различать?

Обучающиеся: Звуки [с] и [ш].

XVI. Составление описательного рассказа.

Упражнение «Забывчивый покупатель».

- На прошлом занятии мы с вами играли в интересную игру «Забывчивый покупатель». Покупатель пришел в магазин, но забыл название ягоды, которую он хочет купить. Он должен рассказать, какая это ягода. Мы выберем сейчас одного покупателя, а все остальные ребята будут продавцами и постараются догадаться, какую ягоду хочет купить покупатель.

(Обучающийся описывает ягоду малину по плану: Где растет?  Внешний вид.

Какая на вкус? Что из неё готовят?)

- Эта ягода растет как в лесу, так и в саду. Ягоды небольшие по размеру, на одном кустике может вырасти сразу несколько ягод. Она красного цвета, в желтую крапинку.  На вкус она сладкая. Из нее готовят варенье.

XVII. Итоги занятия.

- Ребята, какую тему мы с вами сегодня изучали?

- Ягоды.

- А какие звуки учились различать?

 - Звуки [с] и [ш].

XVIII. Домашнее задание.

- Выполнить задания в альбоме №1 (Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР), стр. 20- 22 № 9-12.

XIX. Рефлексия.

- Вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки. А вам понравилось сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали? До свидания.

- До свидания.

Литература.

1. Жукова Н.С. – Букварь. – Екатеринбург, 2014.-112с.

2. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. М.: ТЦ Сфера, 2015.

3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-Пресс», 2016.

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., «Детство-Пресс», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»...

Конспект открытого НОД по развитию речи Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Старый пират Весельчак предлагает ребятам пройти испытания чтобы получить ключи от замка, где лежит клад...

2021. Технологическая карта подгруппового логопедического занятия в ДОУ Тема: «Дифференциация звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, во фразе»

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия в ДОУТема: «Дифференциация звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, во фразе»...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звука Ш в словах

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звука Ш в словах...

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков С и Ш в словах»

Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.Упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционны...

КОНСПЕКТ логопедического занятия в старшей группе: «Дифференциация звуков С и Ш в словах».

Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Дифференциация звуков С и Ш в словах». Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.Упражнят...