Конспект занятия по развитию речи "Осень"
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему

Петровская Ольга Александровна

Занятие разработано в соответствии требованиями ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовили: Петровская Ольга Александровна

Лозовская Юлия Александровна

Конспект-занятия по развитию речи

«Осень. Признаки осени. Животный и растительный мир осенью»

Возраст: 6-7 лет

Цель занятия:

  • Совершенствовать психологическую базу языка.
  • Увеличивать объем кратковременной линейной памяти до пяти элементов.
  • Формировать наблюдательностью
  • Развивать мелкую моторику.
  • Формировать навык  составлять описательный рассказ на тему «Осень» (с опорой на схемы), навыков связности. Развернутости. Непрерывности рассказывания.
  • Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Осень», «Признаки осени», «Поведение птиц и животных осенью».
  • Формировать правильное отношение к объектам природы.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость.

Оборудование:

  • Наборное полотно.
  • Схемы для составления описательных рассказов (небо, солнце, деревья, земля, птицы, животные).
  • Схемы для объяснения образования слов: листопад,
  • Разноцветные листья.
  • Оборудование для воспроизводства музыки (магнитофон, ноутбук, и тп).
  • Кассета или СD c записью музыки.

Лексический материал:

      - имена существительные: осень, время года, букет, листья, приметы, птицы, животные, спячка, листопад, небо, погода;

      - имена прилагательные: осенняя, разноцветные, пасмурная, холодная,  яркое, красивое, опавшие, зеленые, красные, желтые, кленовый.

     - глаголы: приходит, падают, летят, греет, заготавливают.

     - наречие: грустно.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель. Послушайте внимательно загадку:

Вот она пришла.

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Закройте глаза. (Надевает венок из цветов и в руки берет заранее заготовленный букет из осенних листьев). Открывайте глаза. Как вы думаете, кто в гостях у вас?

Дети. Осень.

Воспитатель. Осень? Почему вы так думаете?

Дети.  Похожи на осень, на голове венок из цветов, букет из листьев и т.п.)

Воспитатель. Правильно – осень. А что такое –осень?

Дети. Осень – это время года.

Воспитатель. А что вы знаете об осени, как о времени года?

Дети. Становится прохладно. Солнце светит не ярко и не греет. Часто идут дожди. Деревья стоят голые, без листьев. Птицы улетают на юг.

Воспитатель. Вы назвали приметы осени (карточка со словом ПРИМЕТЫ крепится на наборное полотно). Ребята, а вы знаете что такое приметы? (выслушивает ответы детей). 

Приметы – это признак, отличительное свойство, благодаря которому можно узнать что-нибудь, или кого-нибудь.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Составление предложений по схемам.

Воспитатель. Сегодня  я к вам пришла с букетиком из осенних листьев. Эти листья не простые, а помощники. Листья-схемы. Они помогут нам составить рассказ об осени. Вот первый листик (из букета достает дубовый листик).

Какой листик я достала  из букета? С какого он дерева?

Дети.  Дубовый . Он растет на дубе.

Воспитатель. Молодцы. Правильно. И первая схема.  

(На наборном полотне воспитатель выставляет схему «солнца».).

 О чем мы будет составлять предложение?

Дети. О солнце.

Воспитатель. Как вы думаете, какое бывает солнце?

Дети. Круглое, желтое, яркое, веселое, красивое.

Воспитатель. А как оно светит и греет осенью?

Дети. Осенью солнце  мало светит, а греет слабо.

Воспитатель. А где наше солнце находится?

Дети. Солнце мы видим на небе.

Воспитатель. Правильно. А теперь достанем из букета осиновый листик. (Воспитатель предлагает одному из детей достать нужный листик и показать схему.)

А теперь посмотрим на схему. Что увидели? (Выставляет условное обозначение «неба».)

Дети. Небо.

Воспитатель. Что  можно сказать про осеннее небо?

Дети. Небо осенью пасмурное, хмурое, серое.

Воспитатель. Кто может объяснить значение словосочетания «пасмурное небо»?

Дети. Серое, грустное, печальное. Это когда тучи закрывают небо и идет дождь.

Воспитатель. Какими деревья становятся в начале осени? (На наборное полотно помещаем схему «дерева»)

Что мы можем сказать о растениях, их нарядах. (Воспитатель достает из букета э

Дети. Листья на деревьях становятся желтыми, красными,  оранжевыми. Некоторые деревья так и остаются зелеными.

Воспитатель. Какие вы наблюдательные! Как можно одним словом назвать желтые, красные, оранжевые листья? Какие листья?

Дети. Листья разноцветные.

Воспитатель на наборное полотно вешает карточку со словом РАЗНОЦВЕТНЫЕ  и просит произнести это слово хором, а затем индивидуально  3-4 детей.

  1. Проведение динамической паузы.

Тихо звучит музыка.

Воспитатель. Ребята давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Осень, мы гулять идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И шуршат,  шуршат, шуршат.

Ветерок – дружок крылатый,

Дождь принес, и он закапал.

Капли по земле стучат,

Поиграть  они хотят.

Ветер шутку не стерпел,

Ветер листья поднимает

И под ноги опускает.

Гонит ветер нас долой-

Отправляемся домой.

Дети попеременно топают носками ног, пятки на месте.

Поднимают и опускают руки.

Трут ладонями друг о друга, сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Вытягивают губы вперед трубочкой, дуют на одном выдохе, не надувая щек.

Щелкают пальцами рук.

Ритмично потирают ладонь о ладонь.

Поднимают и опускают руки.

Попеременно топают носками ног, пятки на месте.

Воспитатель. Но вот ветер подул, деревья  наклонились и листья с них стали падать. Начался…..

Дети. Листопад.

Воспитатель. Молодцы! Явление природы, когда падают листья называется – листопад. (Выставляет на панно  на  осиновом листочке – схему для объяснения образования этого слова.)

Посмотрите на схему, обратите внимание, как образовалось слово ЛИСТОПАД.

Дети. Это слово появилось от двух слов: листья и падают.

Воспитатель. Какими становятся деревья к концу осени?

Дети. К концу осени деревья становятся голыми, некрасивыми. Им грустно.

Воспитатель. А теперь давайте вспомним все, что мы говорили о деревьях.

Дети. С деревьев падают  листья. Люди наблюдают листопад. К концу осени деревья стоят голые.

Воспитатель. Как вы думаете, почему деревья наклоняются, но не падают.

Дети. Их держат корни. А корни в земле.

Воспитатель. Молодцы. (На панно выставляет условное обозначение «земли».)

Чем покрыта земля осенью?

Дети. Земля покрыта листьями (ребенок может выйти и показать и назвать листья на панно), сухими ветками и шишками которые падают с деревьев.

Воспитатель. Листья  кружатся, кружатся глядя на птиц, которые собираются улетать.

(На наборном полотне выставляется листок (на выбор воспитателя) со схемой «птицы»)

О ком мы сейчас будем говорить?

Дети. О птицах.

Воспитатель. Как вы думаете, почему многие птицы покидают свои края и улетают?

Дети. Многие птицы боятся холодов и им нечего есть, потому что мошки и букашки не летают и не ползают.

Воспитатель. Все ли птицы улетают?

Дети. нет зимующие птицы остаются, а перелетные улетают.

Воспитатель. Легко ли в пути перелетным птицам?

Дети. Нет, многие не долетают до жарких стран. Они погибают, или их съедают хищные птицы.

Воспитатель. Назови птиц, которые отправились в непростое путешествие – перелетных птиц.

Дети. Аисты, утки, лебеди, и т.п.

Воспитатель. Но остались и птицы которые не боятся морозов – зимующие птицы. Как помочь им перезимовать.

Дети. Нужно сделать кормушки и насыпать туда корм для птиц.

Воспитатель. Молодцы! К птицам нужно относиться бережно.

А как вы думаете, что делают животные осенью?

(На наборное полотно помещается листок с условным обозначением «животные»)

Дети. Животные готовятся к зиме.

Воспитатель. Как они готовятся?

Дети. Медведь, еж впадают в спячку на целую зиму. Белка, заяц поменяли окраску. Белка еще сделала запасы на зиму и спрятала все свои запасы в дупло.

Воспитатель. Нужна ли зверями помощь от человека?

Дети. Да, нужна.

Воспитатель. Как помогает человек лесным жителям?

Дети. Лесники заготавливают корм для отдельных животных.

 

  1. Развитие психологической базы речи.

Включается вентилятор и листья  со схемами, и листья из букета разлетаются и перемешиваются.

Воспитатель. Ой, какой сильный ветер. Нахулиганил он, разбросал наши листья. Помогите собрать только те листья, на которых нарисованы схемы.

Дети собирают листья.

А теперь расположите их на наборном полотне в том порядке, в котором я вам их показала.

Дети выполняют задания.

  1. Составление описательного рассказа по схемам.

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на схемы и расскажите про осень, т.е составьте рассказ.

Дети составляют рассказ.

Образец рассказа: Осенью солнце хоть и светит, но греет мало. Небо пасмурное. Иногда идет дождь. Листья на деревьях становятся разноцветными. Но сильный ветер срывает листья. Начинается листопад. они кружатся, перестав кружится в воздухе листья ложатся на землю. К концу осени деревья стоит голые. Перелетные птицы, такие как аисты, утки, скворцы улетают в теплые края, а с нами остаются зимующие птицы. Они не боятся холода, но люди им помогают – подкармливают. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску. Еж и медведь впадают в спячку.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Дети, что вам, запомнилось, понравилось на занятии?

Дети. Что вы неожиданно стали осенью. Как под музыку выполняли движения. Отгадали загадку. Как мы составляли предложения по схемам.

Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Вы все молодцы. Все хорошо отвечали на вопросы, красиво рассказывали, были активными.

На прощание я хочу подарить вам по осеннему листочку. Вы дома раскрасьте их, еще раз вспомните, о чем мы с вами говорили. Расскажите родителям о прекрасном времени года, ее приметах. До свидания.

Использованная литература:

  1. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно». М., 2001.
  2. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. М., 2007.
  3.  Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...