конспект логочаса по лексической теме "Семья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект логочаса по теме "семья" включает в себя артикуляционную гимнастику, лесико-грамматические игры, упражнения на развитие фонематического слуха, объединенные одной сюжетной тематикой. В приложении наглядный материал к теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logochas_semya_otpravit.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 155
«Центр развития ребенка – детский сад»
Конспект коррекционного логопедического часа в старшей группе
тема: «Семья»
Выполнила:
учитель-логопед
Никифорова Л. В.
Кемерово 2017
Цель занятия:
- закрепление знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья»; упражнение в правильном произнесении звука - П-
Коррекционно-развивающие задачи:
- продолжать развивать общие речевые навыки, связную речь;
- продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;
- развивать речемыслительную деятельность;
- развивать речевое внимание и восприятие; логическое мышление;
- развивать фонематический слух
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- упражнять в употреблении существительных Дательного, Творительного падежа с предлогом С;
- продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных;
- закреплять умение правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;
- продолжать учить выделять звук из звукового, слогового, словесного ряда;
- отрабатывать правильное произношение звука – П –
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;
- воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях)
Оборудование: зеркала на каждого ребенка, бумажные салфетки, конверт с письмом, картинки сельского дома, дедушки, бабушки и др членов семьи, сюжетная картина «Семья», на столах у детей предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи, картинка-символ звука -П -, опорная схема для характеристики звуков, картинки для обведения по точкам.
Ход занятия:
1.Организационный момент
- Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их? (на доску выставляется картинки сельского дома, дедушки и бабушки)
2.Развитие артикуляционной моторики
-Вот дедушка и бабушка нас встречают .
Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)
С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны
верхние и нижние зубы.)
Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)
-Угостила бабушка нас сладким, вкусным вареньем и горячим чаем.
- упражнение «Вкусное варенье»
улыбнуться, открыть рот; широким языком облизывать верхнюю губу движением сверху вниз - 10 раз
- упражнение "Чашечка"
улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть кверху кончик и боковые края (придать ему форму «чашечки") - 3 раза по 10 сек.
- Помогли дедушке красить потолок в доме, показали дедушке фокус.
- упражнение "Маляр"
губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо – 10 раз
- упражнение «Фокус»
открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его на верхнюю губу. На нос положить ватку – дуть на кончик языка, направляя воздушную струю на ватку на носу – 3 раза
3. Дыхательная гимнастика
-Бабушка рассказала, как она устаёт. А дедушка погрозил озорникам пальцем.
- «Бабушка устала»
Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза
- «Дедушка сердится»
Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза
4. Пальчиковая гимнастика:
- расскажем про нашу большую семью
Этот пальчик - дедушка, поочерёдное загибание пальцев
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья. сжимание-разжимание кулачка
5. Лексико-грамматические упражнения
- Ребята! Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Конечно, это семья. (выставляется картинка «Семья») В большой, дружной семье, – как на этой картинке,- всех называют ласково. Давайте и мы с вами назовем ласково всех тех, кто изображен на этой картинке: (за ответ ребенок получает фишку)
А) д/и « Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька
Баба- бабушка, бабуля, бабулечка, бабуленька
Мама- мамочка, мамуля, мамулечка
Папа- папочка, папулечка, папуля
Дочь- дочка, доченька, дочурочка
Сын - сынок, сынуля, сынулечка
Внук- внучок, внучек
Внучка-внученька, внучечка
Б) - д/и «Кто кому кто?» - развитие речевого внимания и логического мышления
-Давайте послушаем разговор одной девочки с бабушкой.
Кто кому кто? Я. Аким
— Бабушка, бабушка, я чья дочка?
— Ты Федина дочь, моего сыночка.
— Мой папа большой,
а совсем не сыночек!
— Сыночек. Брат четырех моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
— Да разве у дочки мы были? У тети!
— Тетю твою я в люльке качала...
— Бабушка, стой, объясни сначала:
Кто мне Наташа и два ее братца?
— Ладно, попробуем разобраться.
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься... Хитрое дело...
— Бабушка, что-то у нас пригорело!
— Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало!
-Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.
-Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка?
- Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика?
- Кто девочка для мамы? Для папы?
- А мальчик для папы и мамы?
- Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?
- А мама и папа для дедушки и бабушки?
-Кто для дедушки папа?
-Кто для бабушки мама?
6. Физминутка
Дети выполняют движения по тексту, стоя возле своих стульчиков.
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Саня.
А я сама бегу трусцой
И качаю головой.
В) - д/и «Чьи вещи?» - употребление существительных Дательного падежа;
- упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
(на столах у детей лежат изображением вниз предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи)
- Пока мы делали гимнастику, маленький Саша разбросал по комнате вещи. Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.
- Эти духи отдадим маме, это мамины духи.
Газету – папе, папина газета
Очки – дедушке, дедушкины очки
Фартук – бабушке, бабушкин фартук
Куклу – дочке Тане, Танина кукла
Кубики – сыну Саше, Сашины кубики
(так же проводится работа с др. картинками по числу детей)
Г) - д/и «Ещё больше» - образование качественных прилагательных сравнительной степени.
- Давайте расскажем обо всех в нашей семье. Сейчас я начну предложение, а вы помогите мне его закончить.
Мама добрая, а бабушка ещё … добрее.
Таня маленькая, а Саша ещё … меньше.
Папа сильный, а дедушка еще … сильнее.
Саша веселый, а Таня ещё … веселее.
Таня умная, а мама ещё …
Мама строгая, а папа ещё …
(красивый - красивее, быстрый – быстрее, седой - седее, кудрявый – кудрявее, …)
Д) д/и «Кто с кем?» - упражнение в употреблении существительных Творительного падежа с предлогом С.
- Вечером, кода вся семья собирается дома, можно заниматься разными домашними делами. Подскажите мне, какими? (читать сказки, рисовать, строить из конструктора, печь пирожки, чинить велосипед, готовить ужин, сажать цветы и т. д.)
- Составьте предложения по двум картинкам, которые я покажу. Скажите, кто с кем и чем занимаются? (логопед показывает пары картинок: мама и дочка, папа и сын, бабушка и внук и т. д.)
Мама с дочкой, дочка с мамой читают книжки.
Папа с сыном, сын с папой строят дом.
Бабушка с внуком, внук с бабушкой пекут пирожки.
Дедушка с внучкой, внучка с дедушкой смотрят мультики.
Саша с Таней, Таня с Сашей рисуют.
7. Развитие фонетико-фонематических процессов
А) повторение характеристики звука
-Сегодня вечером мама занялась уборкой. Мама поручила папе со старшей дочкой Таней выбить ковер. Зачем нужно выбивать ковер? (ответы детей) Вспомните с занятия, какой звук слышится, когда выбивают ковер?(вос-ль показывает картинку-символ звука -П -) Давайте расскажем, что мы знаем об этом звуке. (ставится опорная схема для характеристики звуков) (Звук -П- согласный, твердый, глухой)
Б) д/и «Поймай звук» - выделение звука из звукового, слогового, словесного ряда
- Сейчас я буду говорить разные звуки, слоги, слова. Когда вы услышите звук - П -, то хлопните в ладоши. Приготовили ладошки !Начали!
*** А М З П Ш У Г Р П Н В Р Б П И О М Б П Ч К О М К П ……
*** да му ох пы со бэ ку но пэ гы за шу ап ри ла пу ич то оп бо ун …….
*** парус тыква море розы пушка шапка сумка туфли повар шары поле кнопка стоп машина стол паста пончик пушок кошка дети хлоп павлин …..
-Так хлопали в ладоши, что помогли выхлопать ковер!
В) Проговаривание чистоговорок – произнесение звука - П – в слогах, словах, фразах
- Давайте поиграем со звуком -П- и поможем маме приготовить обед. Скажите, как я. Повторяйте за мной.
Па-па-па – на столе лежит крупа
Пу-пу-пу – промываем мы крупу
Пы-пы-пы – кашу варим из крупы
Пы-пы-пы - вкусна каша из крупы
Уп-уп-уп – мама варит суп
Оп-оп-оп –крошим в суп укроп
Уп-уп-уп – очень вкусный суп
Уп-уп-уп – дети едят суп
8. Итог занятия
- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! О чём мы с вами беседовали на занятии? А сейчас мы с вами по точкам будем рисовать фигуру. Каждый нарисует одного члена семьи, мы соберем их всех вместе, и у нас получится большая семья.
- Кого вы нарисовали? (Ответы детей)
У нас получилась настоящая большая семья.(Рисунки детей вывешиваются на доску)
Теперь наше занятие окончено, вы можете идти играть.