конспект логочаса по лексической теме "Семья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Никифорова Лариса Валерьевна

Конспект логочаса по теме "семья" включает в себя артикуляционную гимнастику, лесико-грамматические игры, упражнения на развитие фонематического слуха, объединенные одной сюжетной тематикой. В приложении наглядный материал к теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logochas_semya_otpravit.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 155

«Центр развития ребенка – детский сад»

Конспект коррекционного логопедического часа в старшей группе

тема: «Семья»

Выполнила:

учитель-логопед

 Никифорова Л. В.

Кемерово 2017

Цель  занятия: 
 - закрепление  знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья»; упражнение в правильном произнесении звука - П-

Коррекционно-развивающие задачи:

 - продолжать  развивать общие речевые навыки, связную речь;

 - продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;

 - развивать речемыслительную деятельность;

 - развивать речевое внимание и восприятие;  логическое мышление;

 - развивать фонематический слух

Коррекционно-образовательные задачи:

- учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

- упражнять в  употреблении существительных Дательного, Творительного  падежа с предлогом С;

-  продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных;

- закреплять умение правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;

- продолжать учить  выделять звук из звукового, слогового, словесного ряда;

- отрабатывать правильное произношение звука  – П –

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

- воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях)

Оборудование: зеркала на каждого ребенка, бумажные салфетки, конверт с письмом,  картинки сельского дома, дедушки, бабушки и др членов семьи, сюжетная картина «Семья», на столах у детей предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи, картинка-символ звука  -П -, опорная схема для характеристики звуков, картинки для обведения по точкам.

Ход занятия:

1.Организационный момент

    -  Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их? (на доску выставляется картинки сельского дома, дедушки и бабушки)

2.Развитие артикуляционной моторики

-Вот дедушка и бабушка нас встречают .              

             Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)

              С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

              Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны

                                                                                    верхние  и нижние зубы.)        

              Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

-Угостила бабушка нас сладким, вкусным вареньем и горячим чаем.

- упражнение  «Вкусное варенье»  

 улыбнуться, открыть рот; широким языком облизывать верхнюю губу движением сверху вниз - 10 раз 


 - упражнение  "Чашечка"
улыбнуться, широко открыть рот,  высунуть широкий язык и загнуть  кверху кончик и боковые края  (придать ему форму «чашечки") - 3 раза по 10 сек.

- Помогли дедушке красить потолок в доме, показали дедушке фокус.

 - упражнение  "Маляр"

губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо – 10 раз


- упражнение «Фокус»

открыть рот,  высунуть широкий язык и загнуть  его на верхнюю губу. На нос положить ватку – дуть на кончик языка, направляя воздушную струю на ватку на носу – 3 раза

3. Дыхательная гимнастика

-Бабушка рассказала, как она устаёт. А дедушка погрозил озорникам пальцем.

- «Бабушка устала»

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза

- «Дедушка сердится»

Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза

4. Пальчиковая гимнастика:

- расскажем про нашу большую семью

Этот пальчик - дедушка,                   поочерёдное загибание пальцев

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

                Вот и вся моя семья.                           сжимание-разжимание кулачка

5. Лексико-грамматические упражнения

   - Ребята! Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Конечно, это семья. (выставляется картинка «Семья») В большой, дружной семье, – как на этой картинке,- всех называют ласково. Давайте и мы с вами назовем ласково всех тех, кто изображен на этой картинке: (за ответ ребенок получает фишку)

А) д/и « Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька

Баба- бабушка,  бабуля, бабулечка, бабуленька

Мама- мамочка, мамуля, мамулечка

Папа- папочка, папулечка, папуля

Дочь- дочка, доченька,  дочурочка

Сын - сынок, сынуля, сынулечка

Внук- внучок, внучек

Внучка-внученька, внучечка

Б) - д/и  «Кто кому кто?» - развитие речевого внимания и логического мышления

-Давайте послушаем разговор одной девочки с бабушкой.

Кто кому кто?              Я. Аким

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой,

а совсем не сыночек!

— Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были? У тети!

— Тетю твою я в люльке качала...

— Бабушка, стой, объясни сначала:

Кто мне Наташа и два ее братца?

— Ладно, попробуем разобраться.

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься... Хитрое дело...

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало!

-Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.

-Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка?

- Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика?

- Кто девочка для мамы? Для папы?

- А мальчик для папы и мамы?

- Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?

- А мама и папа для дедушки и бабушки?

-Кто для дедушки папа?

-Кто для бабушки мама?

6. Физминутка

  Дети выполняют движения по тексту, стоя возле своих стульчиков.

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Саня.

А я сама бегу трусцой

И качаю головой.

В) - д/и «Чьи вещи?» - употребление существительных Дательного падежа;

-  упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

(на столах у детей лежат изображением вниз предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи)

- Пока мы делали гимнастику, маленький Саша разбросал по комнате вещи. Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.

- Эти духи отдадим маме, это мамины духи.

Газету – папе, папина газета

Очки – дедушке, дедушкины очки

Фартук – бабушке, бабушкин фартук

Куклу – дочке Тане, Танина кукла

Кубики – сыну Саше, Сашины кубики

(так же проводится работа с др. картинками по числу детей)

Г) - д/и «Ещё больше» - образование качественных  прилагательных сравнительной степени.

   - Давайте расскажем обо всех в нашей семье. Сейчас я начну предложение, а вы помогите мне его закончить.

Мама добрая, а бабушка ещё … добрее.

Таня маленькая, а Саша ещё … меньше.

Папа сильный, а дедушка еще … сильнее.

Саша веселый, а Таня ещё … веселее.

Таня умная, а мама ещё …

Мама строгая, а папа ещё …

(красивый - красивее, быстрый – быстрее, седой - седее, кудрявый – кудрявее, …)

Д) д/и «Кто с кем?» - упражнение в употреблении существительных Творительного  падежа с предлогом С.

- Вечером, кода вся семья собирается дома, можно заниматься разными домашними делами. Подскажите мне, какими? (читать сказки, рисовать, строить из конструктора, печь пирожки, чинить велосипед, готовить ужин, сажать цветы и т. д.)

- Составьте предложения по двум картинкам, которые я покажу. Скажите, кто с кем и чем занимаются? (логопед показывает пары картинок: мама и дочка, папа и сын, бабушка и внук и т. д.)

Мама с дочкой, дочка с мамой читают книжки.

Папа с сыном, сын с папой строят дом.

Бабушка с внуком, внук с бабушкой пекут пирожки.

Дедушка с внучкой, внучка с дедушкой смотрят мультики.

Саша с Таней, Таня с Сашей рисуют.

7. Развитие фонетико-фонематических процессов

А) повторение характеристики звука

-Сегодня вечером мама занялась уборкой. Мама поручила папе со старшей дочкой Таней выбить  ковер. Зачем нужно выбивать ковер? (ответы детей) Вспомните с занятия, какой звук слышится, когда выбивают ковер?(вос-ль показывает картинку-символ звука  -П -) Давайте расскажем, что мы знаем об этом звуке. (ставится опорная схема для характеристики звуков) (Звук -П- согласный, твердый, глухой)

Б)   д/и «Поймай звук» - выделение звука из звукового, слогового, словесного ряда

- Сейчас я буду говорить разные звуки, слоги, слова. Когда вы услышите звук  - П -, то хлопните в ладоши. Приготовили ладошки !Начали!

*** А  М  З  П  Ш У  Г  Р  П  Н  В  Р  Б  П  И  О  М  Б  П  Ч  К О  М  К  П ……

*** да  му  ох  пы  со  бэ  ку  но  пэ  гы  за  шу  ап  ри  ла  пу  ич  то  оп  бо  ун …….

*** парус  тыква  море  розы  пушка  шапка  сумка туфли  повар  шары  поле  кнопка                                                                                    стоп  машина  стол  паста   пончик   пушок  кошка  дети  хлоп   павлин …..

   -Так хлопали в ладоши, что помогли выхлопать ковер!

В) Проговаривание чистоговорок – произнесение звука - П – в слогах, словах, фразах

   - Давайте поиграем со звуком -П- и поможем маме приготовить обед. Скажите, как я. Повторяйте за мной.

Па-па-па – на столе лежит крупа

Пу-пу-пу – промываем мы крупу

Пы-пы-пы – кашу варим из крупы 

Пы-пы-пы -  вкусна каша из крупы  

    Уп-уп-уп – мама варит суп

    Оп-оп-оп –крошим в суп укроп

    Уп-уп-уп – очень вкусный суп    

    Уп-уп-уп – дети едят суп  

8. Итог занятия

      - Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! О чём мы с вами беседовали на занятии? А сейчас мы с вами  по точкам будем рисовать фигуру. Каждый нарисует одного члена семьи,  мы соберем их всех вместе, и у нас получится большая семья.

      - Кого вы нарисовали? (Ответы детей)

У нас получилась настоящая большая семья.(Рисунки детей вывешиваются на доску)

Теперь наше занятие окончено, вы можете идти играть.