Картотека игр на развитие голоса и интонационной выразительности
картотека по логопедии

Картотека будет полезна педагогам детких садов, учителям - логопедам и родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kartoteka_1.ppt2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 Составители: учитель – логопед Смирнова Т.В. воспитатель Киселева Е.А.

Слайд 2

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 Составители: Смирнова Т.В. Киселева Е.А.

Слайд 3

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, закрепить правильную артикуляцию гласных звуков. Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу. Педагог декламирует стихотворение, дети одновременно выполняют соответствующие движения и проговаривают гласные звуки Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх) И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором) В этот солнечный денек (руки опустить вниз) Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам) Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

Слайд 4

Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на стульчиуах, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

Слайд 5

Цель игры: развить у детей силу голоса. Ход игры. Дети вместе с педагогом становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

Слайд 6

Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: бубен или барабан. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова: Мы идем и топаем: «Та — та — та». Мы идем и хлопаем: «Хо — хо— хо».

Слайд 7

Цель игры: учить детей изменять силу голоса. Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос. Речь детей с пальцами ведущей руки (методика Л.З. Арутюнян)

Слайд 8

Цель игры: развить у детей силу голоса. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изобразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в стороны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел. Можно предложить детям немного покружиться.

Слайд 9

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса, развивать фонационный выдох Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начи­нают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Дети поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

Слайд 10

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса, развивать фонационный выдох Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд. Поезд мчится во весь дух: — Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз: «У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

Слайд 11

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса, совершенствовать Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изображать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик и вороны, кукушки и т. д.

Слайд 12

Цель игры: развить у детей силу и плавность голосоведения Оборудование: пальчиковый театр, маски, шапочки по сказкам Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать известную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Следует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.

Слайд 13

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, нормализовать процесс паузирования. Ход игры. Дети становятся по кругу вместе с педагогом и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения: Дождик, дождик, лей, скорей! / (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их внутренней стороной ладоней вверх) Хорошо меня полей!/ Хочется мне вырасти! /(встать на носочки и поднять руки вверх) И не страшно сырости!/ Речь детей с пальцами ведущей руки)

Слайд 14

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения: Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу) Все дрожит от страха (обнять себя за плечи). Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу). Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола). (Речь детей с пальцами ведущей руки)

Слайд 15

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, совершенствовать умение управлять темпом речи, Ход игры. Дети сидят на стульчиках и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять постепенно замедляется до медленного: Сели и поехали/ все быстрей,/ Быстрей,/ быстрей,/ Быстро съехали с горы./ Снова в гору едем мы,/ Вот на гору поднялись,/ И довольно смотрим вниз./ (Речь детей с пальцами ведущей руки)

Слайд 16

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, нормализовать процесс паузирования, совершенствовать умение управлять темпом речи Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют стихотворение, а затем выполняют соответствующие движения постепенно ускоряя темп речи: Мы по кругу идем,/ (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение) Дружно песню поем./ Поскакали по дорожке,/ (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимали ножки./ Скачем, скачем: скок да скок/ (говорить очень быстро). А потом встали/ и молчок! (встать и замолчать)

Слайд 17

Цель игры: развивать фонационное дыхание, мягкую атаку голоса, правильную артикуляцию гласных звуков Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха. Игра проводится на расслабленных мышцах артикуляционного аппарата.

Слайд 18

Цель игры: развивать умение передавать при помощи интонации, мимики различное эмоциональное состояние. Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, или разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

Слайд 19

Цель игры: развивать навык плавной голосоподачи (мягкую атаку голоса) Оборудование: куклы и мягкие игрушки Ход игры. Дети стоят и держат на руках игрушки. Взрослый объясняет: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а.», а уже затем эти действия выполняет ребенок.

Слайд 20

Цель игры: развить слитное голосоведение, силу голоса, формировать мягкую атаку звука Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга произносит сочетания гласных звуков на одном выдохе. Например, «ау», «ао», «аэ», «аи», а вторая тихо их повторяет.

Слайд 21

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко. Оборудование: рисунок парохода. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко. Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.

Слайд 22

Цель игры: развить у детей интонационную выразительность, силу и плавность голоса, закрепить навык правильного паузирования. Оборудование: рисунок вездехода. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход: Вы сегодня что, проспали?/ И на поезд опоздали!/ Вы садитесь в вездеход./ Самый лучший вездеход./ Всюду он вас довезет./ Стихотворение следует произносить, синхронизируя речи с пальцами ведущей руки. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети произносили текст с соответствующей интонацией и маркировали конец синтагмы паузой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр на развитие голоса

игры на развитие голоса...

Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников.

Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств, для передачи мыслей и чувс...

Семинар – практикум для педагогов «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников».

Семинар – практикум для педагогов «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников».Цель:1.     Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого ра...

Картотека игр на развитие голоса

Развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки....

Картотека игр на развитие голоса и дыхания

Игры на развитие голоса и дыхания для индивидуальной работы...