Изотоническая гимнастика для языка с элементами сопротивления
статья по логопедии (старшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Изотоническая гимнастика для языка с элементами сопротивления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izotonicheskaya_gimnastika.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Изотоническая гимнастика для языка  с элементами сопротивления.

   В своей работе мы очень часто сталкиваемся с детьми, у которых наблюдаются нарушения иннервации мимической  и артикуляционной мускулатуры, проявляющиеся в  трудности переключения с одного движения на другое, снижении объема движений губ и языка. При выполнении упражнений для языка отмечаются: избирательная слабость некоторых мышц языка, движения языком выполняются не  в полном объёме, движения неточные, приблизительные, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы,  подъема и удержания языка наверху или наоборот внизу, тремор кончика языка.  У некоторых  детей наблюдается  замедление темпа движений  вплоть до прекращения движения при повторном выполнении задания.           

Понятно, что коррекционная работа с такими детьми по постановке звуков, их автоматизации и дифференциации растягивается на длительные сроки. Поставленные в такие сложные условия, мы вынуждены, находить наиболее эффективные пути коррекции звукопроизношения у детей. Применение логопедического массажа в таком случае будет очень эффективным и результативным инструментом в коррекционной работе логопеда, но, что делать если по какой-то причине применение данного метода невозможно или затруднительно. Мы знаем, что   залогом успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: тесного эмоционального контакта между логопедом и ребенком, интересной формой организации занятий и разнообразного сочетания специальных приемов работы, позволяющих избежать утомления у ребёнка.

        Логопедическое воздействие при коррекции произношения осуществляется поэтапно. На каждом этапе решается определенная педагогическая задача.  В подготовительном этапе, наряду с логопедическим массажем, развитием мелкой моторики,  речевого дыхания воспитываются навыки правильной артикуляции  в соответствующих упражнениях.  Четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений, отработанных последовательно с ребенком, а затем включенных в ежедневную 3-5 минутную артикуляционную гимнастику, является непременным условием формирования качественной артикуляционной моторики, а следовательно фонетически чистого, правильного произношения звуков.  Эти упражнения могут быть как традиционными (наши классические артикуляционные упражнения), так и  нетрадиционными (с использованием специальных логопедических зондов, логопедических тренажёров, приспособлений, разнообразных подручных средств). Логопед подбирает упражнения для каждого ребенка индивидуально, учитывая его индивидуальные особенности и возможности.

   Для того, чтобы артикуляция осуществлялась плавно, точно, ритмично, мышцы должны быть достаточно гибкими, эластичными и сильными. Формированию этих качеств способствует  изотоническая гимнастика (от греч. isos tonos – тонус, напряжение) или гимнастика с сопротивлением, которая активно тренирует сокращение мышц языка и губ. Изотонические  упражнения  применяются  при гипотонусе или паретичности мышц артикуляционного аппарата. При помощи  таких  упражнений ребенок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что тоже способствует быстрейшей постановке звуков. В этих упражнениях логопеду, удерживающему язык ребёнка, важно почувствовать степень и качество активного сопротивления, постоянно привлекая кинестетический контроль к этому ощущению самого ребёнка. Вслед за включением дифференцированного сопротивления мышц переходят  к формированию темпа, амплитуды, интенсивности, скорости выполнения движений при той же нагрузке на мышцы.

Изотонические упражнения выполняются с применением массажных и постановочных зондов («Катушка», «Крестовина», «Топорик», «Саночки»). Также для изотонической гимнастики можно использовать индивидуальные логопедические тренажёры, например, шарик на резинке. Регулируя натяжении резинки можно увеличивать или ослаблять степень сопротивления.

Рассмотрим некоторые виды таких упражнений, направленных на  развитие подвижности и укрепление мышц языка, развитие подвижности  кончика языка.  

Варианты изотонических упражнений для мышц языка

1. Упражнение «Прятки». Язык ребенка высунут. Просим ребенка спрятать (убрать) язык в рот. Стерильным бинтом стараемся удержать язык в исходном положении. Разжимаем  пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка.

2. Упражнение «Силач». Язык ребенка находится в полости рта у нижних зубов. Пальцем или зондом «Катушка» или «Крестовина» надавливаем на кончик языка (фиксируем его). Далее просим  ребенка с силой высунуть язык, вытолкнув  зонд. При наиболее сильном напряжении спинки языка зонд следует приподнять.

3. Упражнение «Силач» (используется  шарик (2-3 см)  и резинка, просунутая через  сквозное  отверстие в шарике). Рот ребёнка широко открыт, удерживаем шарик на резинке  посередине между зубами  и просим с силой упереться в шарик и вытолкнуть его изо рта. Повторять движение несколько раз. Логопед имеет возможность регулировать натяжения резинки, делая выполнение упражнения для ребёнка более лёгким или более сложным.

Варианты упражнений с ложкой:

1. Ребёнок держит ложку вертикально, направленную вогнутой стороной к языку, ребёнок водит кончиком языка по вогнутой поверхности ложки вверх-вниз.

2. Ребёнок держит ложку горизонтально, направленную вогнутой стороной к языку, ребёнок водит кончиком языка по вогнутой поверхности ложки вправо-влево.

3. Ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

4. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз или   подталкивать ложку в выпуклую часть.

  • Упражнения помогают избежать отрицательной реакции на зондовый массаж языка   и позволяют подготовить ребёнка к  его проведению;
  • Упражнения легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях;
  • Все действия с ложкой выполняются  в сопровождении стихотворений, которые задают ритм движения и  определяют последовательность действий, а также описывают сами движения;
  • Упражнения с ложкой вызывают положительные эмоции и воспринимаются как игра.

Упражнения с бинтом

1. Ребёнок языком,  поднятым вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика), прижимает  бинт к верхней губе. При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

2. В отличие от предыдущего упражнения, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно.

3. Ребёнок крепко прижимает бинт ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика"). Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление.

   Данные артикуляционные упражнения  имеют ряд  благоприятных эффектов:
• нормализуют тонус  мышц, участвующих в звукообразовании;
• развивают скорость и силу мышечных сокращений;
• учат переключаться с одного упражнения на другое;
• помогают ребёнку научиться выполнять сложные точные движения языком.

    В коррекционной  работе можно использовать нетрадиционные приспособления для выполнения изотонической гимнастики. Например, массажёр силиконовый, который изначально предназначен для массажа тела,  можно также применить в работе. Любой специалист, проявив свою креативность и находчивость может найти свои нестандартные решения в выполнении изотонической гимнастики. Главное о чём необходимо помнить, что  эти упражнения должны проводиться под четким контролем логопеда или взрослого. Все используемые предметы должны быть строго индивидуальны и безопасны.

      Хочется отметить, что применение этих упражнений  делают мою работу более интересной, разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей и их родителей к логопедическим занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по английскому языку с элементами Монтессори-педагогики

Данная статья  показывает, как можно использовать элементы Монтессори-педагогики в обучении дошкольников английскому языку....

Занятия по английскому языку с элементами Монтессори-педагогики

Эта статья показывает, как можно разнообразить занятия по английскому языку среди детей старшего дошкольного возраста, какие Монтессори-материалы при этом можно использовать....

Мастер - класс для родителей на тему: "Гимнастика для языка"

Данный материал позволит раскрыть родителям значимость проведения артикуляционной гимнастики - для профилактики и коррекции дефектно произносимых звуков речи у детей....

Артикулярная гимнастику для языка

Любые занятия должны сопровождаться помощью со стороны родителей ребенка. Никакой, самый замечательный специалист, не сможет помочь малышу научиться правильно выговаривать звуки и слова, если рядом...

Ритмическая гимнастика в сказках с элементами суставной, дыхательной гимнастики и упражнений для профилактики плоскостопия "По следам бременских музыкантов"

Ритмическая гимнастика в сказках с элементами суставной, дыхательной гимнастики и упражнений для профилактики плоскостопия...