Использование эффективных методов и приёмов на занятиях по ФЭМП у детей с нарушением зрения
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме

Новосельская Татьяна Николаевна

Работа по этой теме помогает организовать процесс коррекции обучения и воспитания более эффективно, а главное интересно и разнообразно. Так, играя на занятии, дошкольники овладевают действительно сложными мыслительными операциями, познают новое, а самое главное у них возрастает интерес к учёбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

                                                 

                                       

                                                                                                                                        НОВОСЕЛЬСКАЯ

ТАТЬЯНА  НИКОЛАЕВНА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

СНЕЖИНСК

 

Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функциональ ного характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечеб но-восстановительной поддержки привели к тому, что за относительно небольшой промежуток времени сеть дошкольных коррекционно-образовательных учреждений для детей с амблиопией и косоглазием разрослась по всей стране.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от ка чества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и по знавательной активности ребенка. Школа постоянно повы шает требования к интеллектуальному, в частности мате матическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический про гресс, увеличение потока информации, изменения, проис ходящие в нашем обществе, особенно в экономической жизни, совершенствование содержания и повышение зна чимости математического образования.

Отличительные особенности в развитии элементарных математических представлении указывают на необходимость тщательного и эффективного подбора методов и приёмов учения, которые давали бы ребёнку возможность чувствовать себя успешным и одновременно развивали и корректировали его.

Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны и выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающийся процесс.

                                                                                        

В современных исследованиях психологов и педагогов (В.В.Давыдов, В.В.Данилова, А.Я Савченко, Л.А.Таратонова, Н.И.Непомнящая,  Г.А. Корнеева и др.) все больше подчеркивается  необходимость обучать детей обобщенным приемам и способам деятельности. Исследования ведущих психологов и тифлопедагогов (Л. И. Плаксиной, Л. В. Рудаковой) показывают наличие определённых трудностей в развитии математических представлений у детей с нарушением зрения.

Одной из актуальных проблем методики формирования элементарных математических представлений является проблема преемственности в работе детского сада и школы, а в связи с этим – дальнейшая разработка эффективных методов и приемов обучения. Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного их понимания. Одна из причин такого уровня знаний – недостаточная разработка отдельных методических вопросов. Так, современное обучение математике в детском саду во многом ориентируется на вербальные (словесные) методы, которые  дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, способствующие развитию у детей познавательных интересов и способностей, логического мышления.

В настоящее время не только для нашей страны, но и для всего мира характер ным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения разви тия. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению.

Ребёнку с нарушением зрительных функций трудно определить форму, цвет, осложнено восприятие величины, пространственного расположения предметов.

Дети затрудняются в описании своих практических действий, в умозаключениях.

Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте вызывают трудности общения с окружающим, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития “ребёнок-подросток-взрослый”. То есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Главной задачей дошкольных учреждений данного типа является подготовка детей с нарушением зрения к обучению в школе путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий.

Поэтому мы взяли тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Разные науки используют понятие метода в связи со  своей спецификой.

Так, философская наука трактует метод (греч. metodos -  буквально “путь к чему-то”) в самом общем значении как способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.

В педагогике метод характеризуется как целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности  предмета, уровню умственного развития ребёнка.

В теории и методике математического развития детей термин метод употребляется в широком и узком значениях.

Ф. Фребель и М. Монтессори большое внимание уделили наглядным и практическим методам. Разработанные специальные пособия («Дары»  Ф. Фребеля  и дидактические наборы М. Монтессори) обеспечивали усвоение достаточно осознанных знаний у детей.

В методике Ф. Фребеля в качестве основного метода использовалась игра, в которой ребёнок получал полную свободу. Роль педагога сводилась к сознанию благоприятных условий.

Я.А.Коменский наряду со словесными стал использовать другой метод, основанный на приобретении информации не со слов, а «с земли, с дубов и с буков», т.е. через познание самих предметов. Главным в этой методике была опора на практическую деятельность детей. В начале XX века классификация методов в основном осуществля лась по источнику получения знаний: словесные, нагляд ные, практические.

Однако исследователи понимали, что классификацию методов обучения нельзя проводить по одному измерению, а следует осуществлять в соответствии с целями, средствами и приемами (М.М.Шульман)

Кроме того, Ю.К. Бабанский вьделял методы, которые относятся к так называемым отдельным:  игры, учебные дискуссии, методы поощрения и др.

  Однако форсирование какого-либо одного метода обучения не получило должного подтверждения на практике. Наиболее рационально, как показывает опыт, сочетание разнообразных методов.

При выборе методов учитываются: цели, задачи обучения; содержание формируемых знаний на данном этапе; возраст ные и индивидуальные особенности детей; наличие необхо димых дидактических средств; личное отношение воспитате ля к тем или иным методам; конкретные условия, в которых протекает процесс обучения, и др.

Составные части метода называются методическими приемами. Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнение, указания, вопросы к детям,  обследование и т.д.

В методики обучения приёмами называют также некоторые специальные практические или умственные действия на основе которых у детей формируются элементарные математические представления.

Между методами и методическими приемами, как извест но, возможны взаимопереходы.

Для эффективного усвоения учебной задачи мы используем методы и приёмы, включая различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, вкусовой).

Многочисленные экспериментальные исследования доказали, что при выборе метода важен учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения. При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.

        Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введение их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами)   на основе использования специальной серии «обучающих» игр (А.А. Столяр).  Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые  интеллектуальные  возможности  детей, развивают их (Б.П. Никитин).

        Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен.

Свою работу с детьми я начала с ноября 2005 -2006 уч.г.  (это была II мл. гр.). Я ознакомилась с диагнозами детей:

- Врождённая близорукость 1 реб.

- Амблиопия, гиперпетропия 5 детей.

- Гиперметропия, остигматизм 2 реб.

- Расходящиеся косоглазие 1 реб.

- Сходящиеся косоглазие 6 детей.

Острота зрения: у одного ребёнка составило

0,09 – 0,1

от 0,2 – 0,3 наблюдалось у 5 детей

от 0,4 – и выше 5 детей.

В январе провела диагностику знаний и умений приобретенных детьми на занятиях  по разделу  «Формирование математических представлений», за I полугодие учебного года и составила диагностическую карту.

Чтобы полнее влиять на развитие детских способностей, изучила персональные особенности каждого ребенка и оценила уровень его развития.

Диагностические карты прилагаются.

Анализ результатов диагностики позволил сделать ряд выводов, из которых  перед собой были поставлены следующие задачи:

- создание развивающей среды условий для обучения;

- адаптировать имеющиеся наглядные пособия для детей с нарушением зрения;

- сравнивать группы предметов, используя приёмы наложения и приложения;

- узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

- сравнивать два предмета, разные по величине, длине, ширине, высоте;

- обучать ориентировки на себе;

- уточнять представления о некоторых промежутках времени (частей суток) с опорой на жизнь и занятия детей.

Для решения задач, после каждой проведённой темы, рекомендую для родителей продолжить разговор дома, например, предлагаю закрепить следующие понятия:

много - мало, далеко - близко, длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, одинаковые - равные,  вправо - влево,  внизу - наверху,  вчера - сегодня -

завтра.

Для реализации поставленных задач был разработан перспективный план.

        Преследуя решение основных задач,  в группе проводилась большая работа по созданию развивающей среды. Тщательно обдумывалось планирование зон. Так встречают детей сказочные персонажи из сказки «Три  поросенка». У них для ребят каждую неделю готовы новые интересные задания и игры.

  1. “Заниматика” – где находятся игры и увлекательные задания на развитие математических категорий.
  2. “Умелые ручки” – где находятся игры по мелкой моторики рук.
  3.  “Почемучка” – детские игры на развитие психических процессов.
  4.   “Сказочные домики”- в которых расположены игры на коррекцию зрительного восприятия.
  5. Создан уголок “Конструирования” и “Экспериментирования”, где происходит увлекательное знакомство с миром естественно-научных представлений.
  6. Любимым местом детей является “Игровая”, где собраны сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры.

Создавая развивающую среду, мы помним, что вся коррекционная работа нашей группы построена на основе требований комплексного подхода и направлена на преодоления не только зрительных, но и психофизических нарушений.

Используя игровые мотивы занятия, провожу в игровой форме. Разработала ряд занятий по разным разделам в математике.

«Цветные автомобили» - где дети учились различать и называть круг и квадрат, классифицировать предметы по признаку формы;

«Бабочки и цветы» - где дети сравнивали одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой, учились различать равенство и неравенство по количеству входящих в группу предметов.

Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами вверху, внизу, на  -  учились на занятии «Куда спряталась мышка».

Интересными получились занятия:  «Путешествие»,  «Куда пойдешь, то и найдешь»,  «Построим мост».

Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и воспитанием мыслительных процессов. Малыш постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия. Полученные умения он имеет возможность закреплять и в повседневной жизни как в детском саду, так и в семье.

Часто провожу математические игры на свежем воздухе. Вместе с детьми на прогулке слепили снежки. Затем предлагала подбросить их вверх. Кто бросил выше? Ниже? Следила за тем, чтобы дети в речи отражали высоту полета. Если снег нелипкий, снежки заменяла тряпичными мешочками.

Так же на прогулке дети одной группы нарисовали дорожки разной длины, дети другой группы рядом с этими тропинками  рисуют свои,  которые должны быть короче, чем те, что уже нарисованы. Этим заданием закреплялось понятие длиннее – короче.

Движение времени учу детей понимать с опорой на жизнь и занятия детей в течение суток: «Что делали утром?»,  «Что будем делать днем?»,  «Когда все спят?»

Учитывая рекомендации Л.И. Плаксиной,  что дети с нарушением зрения испытывают затруднения в определении формы, величины, пространственного расположения предметов,  использую метод наглядно-действенного показа в сочетании со словесными пояснениями. Указания, пояснения и показ стараюсь делать четкими и точными, чтобы вызвать у детей непроизвольный интерес.

Так,  к концу  II мл. гр.  Заметила динамику в развитии у детей математических представлений. Дети легко находили много предметов и один в окружающей обстановке, знали геометрические фигуры.

Важно подчеркнуть, что в процессе обучения все названные выше методы применяются в тесной взаимосвязи, что способствует решению задач. Особое значение при этом приобретают поиски новых эффективных методов, положительно влияющих на развитие умственной активности.

Можно утверждать, что учеба - это труд, основанный на воле, дисциплине и чувстве долга и стоит приучать ребенка только к раз влечениям, все это так, но что делать, если у дошкольников еще не сформировалось чувство долга  и как этого добиться, когда рядом столько увлекательных игрушек. Как заставить читать, считать, зани маться? Призывом “надо учиться!”  Нет!  Противопоставить игре, мож но только игру.

Детям интересно пока они играют, и это я взяла за основу в своей работе.

Опираясь на результаты диагностики воспитателей и тифлопедагога в средней группе, все дети были поделены на две подгруппы с целью дифференцированного подхода в обучении (“винипухи” - дети посильные и “пяточки” - более слабые дети).

Начиная работу на начальном этапе обучения детей математическим представлениям с учетом их особенностей, тщательно подбирала методы и приемы, которые отличались бы эффективным воздействием коррекционной направленности, т. е. осуществляли коррекцию уже имеющихся откло нений и самое главное, предупреждали возникновение как новых, так и вторичных дефектов развития. Составила перспективный план с учетом, что каждый вид занятия  имеет помимо образовательных задач коррекционную направленность.

Начальный этап обучения элемент. матем. представлениям является базой для усвоения детьми более сложного материала, связанного с аналитико-синтетической деятельностью ребенка. Поэтому все обучение строилось на классической аксиоме: от простого   к более сложному.

Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, самоутверждения, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время  интересным . Например: при знакомстве с длиной я предлагала оказать помощь Красной Шапочке найти нужную дорогу к бабушке;  учили Незнайку различать геометрические фигуры;  в гостях у Колобка и Кубика.

Для самостоятельности в работе и поддержке интереса  использую такой прием, как встреча с неожиданным.  Детей удивляют веселые человечки, или «сундучок-лесовичок», даже  музыкальное сопровождение придают занятию радость встреч. Так же детям интересны загадки, считалки, задачки, звучащие на магнитофоне.

С целью развития тактильных ощущений, рецепторов пальцев рук  упражняемся в узнавании цифр на ощупь с помощью игр «Шерстяные цифры» (показ видеозаписи), «Сухой бассейн», в котором дети находят цифры и геометрические фигуры.

Очень нравится детям конструировать цифры  и геометрические фигуры из палочек, проволочек, теста и даже из крупы (показ видеозаписи).

«Что у ёжика в мешке», из которого на ощупь можно достать различные предметы разной формы из разного материала.

Наши дети пишут цифры с помощью шнурка или резинок «Шнуровка» (показ видеозаписи).  Сами договариваются  и выбирают пути решения и способы действия на ряду с основной задачей:  учить правильно воспроизводить цифру;  идет и развитие мелкой моторики.

Развивая мышление, зрительное восприятие в игре  «Собери цифру»,  дети учатся работать коллективно, договариваться.

Развиваем зрительное восприятие, образное мышление и внимание у детей на занятиях по математике, используя  «Изографы»,  д/и  «На что похожа цифра».

Для ребенка-дошкольника основной путь развития  -  эмпирическое обобщение, т.е. обобщение его собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности.  А для того чтобы этот обоюдный процесс «пошел»,  необходимо обеспечить ребенку условия для наблюдения и экспериментирования.  Иными словами,  для дошкольника содержание должно  чувственно  восприниматься и обеспечивать активное экспериментирование.  Результат последнего, сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз и будет воплощением развития ребенка на пути познания окружающего мира.

Использую метод  экспериментирования:  «Внутри и снаружи»,  «Что может катиться»,  «Длиннее – короче»,  «Что сначала, что потом».

Работа на группе строится с учётом специалистов детского учреждения. По рекомендации врача офтальмолога особенно уделением внимания детям имеющих низкую остроту зрения, используем яркие и увеличенные размеры пособий.

Так же учитываем рекомендации педагога-психолога по развитию психических процессов. Используем на каждом занятии игры направленные на развитие внимания, мыслительных процессов.

На занятие по изодеятельности дети учатся видеть прекрасное, обогащают словарный запас, развивается цветовое восприятие, закрепляются формы, размеры предметов.

По сколько в нашей группе в основном мальчики и много детей гиперактивных, преподаватель физкультуры подбирает игры для детей на снижение двигательной активности. А с пониженным тонусом предлагает детям эмоционально насыщенные игры.

 

 

Работа с родителями

Составляется диагностическая карта, где я ставлю перед родителями задачи:

  1. Выявление навыков счёта у своего ребёнка;
  2. Выявление знания цифр;
  3. Выявление  умений соотносить  количество  предметов  с
    цифрой;
  4. Выявление умений сравнивать две группы предметов, по- разному расположенных;
  5. Знание геометрических фигур;
  6. Умений ориентироваться во времени, называть части суток.
    После    каждой    проведённой   темы,    рекомендую   для родителей продолжать разговор дома.

        Родителей         просвещаем         через         наглядность, консультации, практические рекомендации.

Перспективный план прилагаю.

Основной моей задачей в работе с родителями является следующее - заинтересовать родителей работать с детьми дома с целью коррекции имеющихся у ребёнка нарушений и подготовки его к успешному обучению в школе.  

Проводила ряд индивидуальных консультаций для родителей.  На групповой  консультации в средней группе было показано занятие по математике, где родители становились участниками многих заданий и игр.  В совместной деятельности  была показана  деятельность воспитателя  с детьми.

К сожалению, не все родители добросовестно относятся к домашним заданиям, проявляют интерес к жизни ребёнка в детском учреждении, к его успехам или неудачам. Конечно же, если бы работа, которая проводится в детском учреждении закреплялась, а ещё лучше углублялась и расширялась дома, у 2/3 детей нашей группы результаты были бы гораздо выше.

Задачи на будущее:

Изучая материал и работая по теме, хочется продолжить работу с целью подбора эффективного сочетания методов и приёмов для более успешной организации коррекции воспитания и обучения наших детей. Необходимо углубить и расширить работу по подбору дидактических материалов и игр по разделам «Количество и счёт», «Дни недели», «Части суток». Ввести информационный стенд для родителей, где можно комплексно отразить работу всего педагогического состава группы.

Вывод. Считаю, что работа по этой теме помогает мне организовать процесс коррекции обучения и воспитания более эффективно, а главное интересно и разнообразно. Так, играя на занятии, дошкольники овладевают действительно сложными мыслительными операциями, познают новое, а самое главное у них возрастает интерес к учёбе.

Литература.

Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет. -  М., 2004.

Ерофеева Т.И.  и др.  Математика для дошкольников. – М., 1994.

Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.

Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении / Под ред. В.В. Даниловой. – М., 1988.

Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М., 1997.

Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.

Новикова В.П. Математика в детском саду. Мл., ср. дошк. возраст. – М., 2000.

Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. – из опыта работы / Под ред. М.И. Земцовой. – М., 1978.

Плаксина Л.и. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. – М., 1999.

Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) / под ред. Л.А. Венгера. – М.,1980.

Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  IV вида (для детей с нарушением зрения)  программы детского сада коррекционная работа в детском саду. / Под ред.  Л.И. Плаксиной.- М., 2003.

Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1980.

Солнцева Л.И. введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М., 1999.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М., 1980.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988.

Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Цель Мастер-класса:- способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»;- применение «метода  проблемного обучения» на практике....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ»

Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функциональ¬ного характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечеб¬но-восстановительной поддержки привели к тому, что за...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»; применение «метода  проблемного обучения» на практике...

Выступление на семинаре "Эффективные методы и приёмы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Эффективные методы и приёмымотивации и стимулирования трудовой деятельностидетей младшего дошкольного возраста...

Эффективные методы и приёмы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста

1. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.3. Формирование по...