Образовательная область познание (развитие элементарных математических представлений) в старшей группе по программе «Развитие» под редакцией О.М.Дьяченко.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми, направленная на развитие представлений у детей о различных количественных отношениях, образующихся при измерении условной меркой, происходит на основе построения и ипользования предметных моделей в виде фишек заместителей,представляющих эти отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ

« Центр развития ребенка-

Детский сад №89»

Образовательная область познание

(развитие элементарных математических

представлений)

 в старшей группе по программе

«Развитие» под редакцией О.М.Дьяченко.

                                                   Воспитатель:

Козлова Александра Николаевна

2012 год.

                                           

Задачи:

             1. Освоение детьми действий построения моделей количественных отношений, образующихся при измерении одной и той же полоски мерками разной величины.

              2. Развитие внимания.

             3. Воспитание умения слушать воспитателя и друг друга.

Материал.

Демонстрационный. 1.Полоска для измерения 5х40см, цветная полоска-мерка 5х10см.

Раздаточный. 1.Белая полоска 3х16см, желтая полоска-мерка 3х4см, синяя полоска-мерка3х8см, простой карандаш, фишки, трафареты  для раскладывания фишек.

                           2.Мольберты, трафареты рубашек и платьев с нарисованными на них геометрическими фигурами, цветные фломастеры.

Организационный момент

Мы сплетением наших рук,

Образуем дружбы круг.

Руку дай и улыбнись,

Вправо, влево повернись.

Доброе утро, птицы запели,

Добрые дети, улыбнитесь скорее.

Спряталась вся темнота по углам,

День наступил нам пора по делам.

Воспитатель (В.)-Какие у нас могут быть дела?

(Версии детей)

В.- Давайте сегодня поиграем в «Ателье»?

-Согласны?

В.- Займите, пожалуйста, свои места.

(Дети рассаживаются)

1 часть

В.- Вспомните, что шьют в ателье?

(Варианты детей)

В.- Правильно одежду. А из чего шьют эти изделия?

В.- Из ткани, молодцы!

В.- Вот посмотрите, это, как будто бы, ткань, из нее можно сшить рубашки для мальчиков, а для девочек платья?

(Варианты детей)

В.- Можно. Но нужно сшить, те изделия, которых получиться больше. Уточните, какие изделия мы будем шить?

- (Каких получиться больше).

В.- Как вы думаете чего можно больше сшить из этой ткани рубашек или платьев?

(Версии детей)

В.- Как нам это узнать?

 (Версии детей)

Нам нужно измерить, а чем мы можем измерить?

(Версии детей).

Воспитатель договаривается с детьми, о том, что сегодня они будут измерять условной меркой: желтая мерка-это то, сколько ткани нужно на 1рубашку, а синяя - сколько ткани нужно на 1 платье. (Воспитатель на доске выставляет условные мерки).

В.- Что мы будем измерять желтой меркой?

(Сколько ткани нужно на рубашку.)

В.- Что обозначает синяя мерка?

(Сколько ткани необходимо на пошив одного платья.)

В.- Давайте сначала узнаем, сколько мы можем сшить рубашек, посмотрите, как  я это сделаю. Я беру желтую мерку - это что у меня?

- (сколько ткани нужно на одну рубашку)

В.- Прикладываю ее точно к началу ткани, (чтобы  края ткани и мерки совпали), там, где закончилась мерка, я ставлю метку и когда мы уберем мерку, то увидим, сколько мерок я отметила (1), чтобы не забыть я положу 1 желтую фишку на верхнюю полоску.

В. - Сколько мерок я отметила? (Одну).

В. - Сколько фишек я положила? (Тоже одну)

В. - Что мы с вами сделали?

(Отмерили одну мерку на ткани и отложили одну фишку).

В. - Будем дальше измерять?

-(Да)

(Будем)  

В. - Теперь, смотрите,  я прикладываю мерку так, чтобы край ее точно совпадал с нашей меткой, в конце мерки я снова ставлю метку. Мы с вами отмерили еще раз, значит нужно положить еще одну фишку. Сколько раз мы отмерили?

-(Два).

В. - Сколько фишек мы положили?

-(Две).

В. - А ткань, ребята, у нас закончилась?

-(Нет).

В. - Значит, мы дальше будем измерять.

В. - Скажите, куда мы будем прикладывать мерку?

-(Точно к нашей метке).

В. - Что будем делать дальше?

-(Поставим еще одну  метку).

В. - Что еще забыли? Раз мы отмерили еще одну мерку, значит нужно, что еще сделать?

-(Положить еще одну фишку).

В. - Сколько у нас получилось фишек?

-(Три).

В.- Ткань закончилась? Будем дальше измерять?

Аналогично проводится последнее измерение, после чего воспитатель спрашивает:

В. - Ткань закончилась. Будем еще измерять?

В.- Значит, наше измерение желтой меркой закончилось. Вспомним, что же мы измеряли желтой меркой?

-(Сколько сошьем рубашек).

ВЫВОД: если мерка уместилась четыре раза, мы сошьем четыре рубашки.

В. - Молодцы. Для чего мы это делали?

-(Чтобы узнать, каких изделий получится больше).

В. - Посмотрите, у вас тоже есть полоски, одна желтая, другая синяя, что это?

-(Мерки).

В. - Какой меркой будем измерять рубашку?

-(Желтой).

В. - А платье?

-(Синей).

В. - Для чего вам фишки?

-(Чтобы не забыть, сколько отмерим мерок).

В. - Какими фишками будите выкладывать рубашки? А платья?

- Молодцы.

В. - Что вы будите измерять сначала?

-(Рубашки).

В. - Мерку какого цвета вы возьмете?

-Как вы будите замерять?

Дети проговаривают последовательность действий, затем самостоятельно выполняют операции.

После того, как все дети закончат измерение, воспитатель спрашивает:

В. - Сколько рубашек можно сшить?

В. - Для чего мы это делали?

В. - А, как вы думаете, можем мы сказать сейчас, каких изделий получиться больше платьев или рубашек?

В. - Почему?

В. - Правильно, мы не знаем, сколько из этой ткани получиться платьев.

В.- Как мы это можем сделать?

Дети проговаривают последовательность измерения, воспитатель предлагает перевернуть ткань и измерить, сколько из нее можно сшить платьев.

ВЫВОД:  

В. - сколько мерок вы  отложили, сколько фишек положили? Значит, сколько платьев можно сшить?

-Два.

ИТОГ:

 В. - Сколько рубашек можно сшить из этой ткани?

В. - А сколько платьев?

В. -Чего больше платьев или рубашек?

В. - Значит, что мы будем шить?

-Рубашки.

В. - Почему?

-Потому, что их больше.

 В. – Молодцы!  

II часть

Воспитатель обращает внимание детей на мольберты, где расположены трафареты рубашек и платьев с нарисованными на них геометрическими фигурами, и предлагает украсить вещи: обвести красным все треугольники, синим – все круги.

Дети выполняют задание, анализируют себя и друг друга.

В конце занятия воспитатель благодарит всех детей за работу, отмечая успехи детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ.Календарно- тематическое планирование. Образовательная область «Познание» Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)

          Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образо...

"Спаспем Белоснежку" - образовательная область-"Познание" (развитие элементарных математических представлений).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Журавушка»город Ртищево Саратовской области. «Спасаем Белоснежку»Конспект непосредственно образовательной деятельно...

Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование элементарных математических представлений в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Познание» Формирование  элементарных математических представлений разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности образовательная область «Познание», развитие математических представлений в старшей группе Тема: «Кондитерская фабрика»

Предложенный конспект поможет воспитателю провести занятие в интересной игровой форме, развить познавательность, любознательность, воображение и творческую активность у детей....

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....

Образовательная область Познание. Развитие элементарных математических представлений для детей II младшей группы (возраст детей 3-4 года)

Тема: «Круг, квадрат, треугольник»Цели:Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.Развивать внимание, мышление, память, воображение.Зада...