«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»
статья по математике (младшая группа) по теме

Андрианова Елена Владимировна
Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игровые приёмы и дидактические игры. Это позволяет мотивацию учебной деятельности сделать игровой. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.e.v.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Учиться, играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребёнка в сложнейший мир познания.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых во время непосредственно образовательной деятельности, а также,  в свободное время помогает детям усвоить программный материал.

Целью моей работы является: формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр.

Для себя я определила следующие задачи:

  1. Формирование у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.
  2. Формирование у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами.
  3. Формирование умения устанавливать количественные соотношения.

Содержание каждого этапа:

На подготовительном этапе нами была проведена диагностика с целью выявления уровня развития математических  способностей у детей младшего дошкольного возраста,  разработан системный комплекс НОД, связанный с формированием элементарных математических представлений у детей второй младшей группы (от 3 до 4) с использованием дидактических игр.

Проведённая нами диагностика показала следующие результаты:

  1. дети затрудняются самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметовпо цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т.д.);для решения поставленной задачи детям необходима активная помощь взрослого;
  2. не все дети умеют правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов:  «больше», «меньше», «столько же»;на вопрос, заданный после изменения расположения 3-4 предметов: "Их столько же или стало больше?" –не все дети дают правильный ответ;
  3. при определении отношений между группами предметов некоторые дети допускают ошибки, но исправляют их по просьбе взрослого.
  4. не все дети ориентируется в пространственных и временных отношениях, не  понимают смысла обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска).

Разрабатывая комплекс НОД, связанный с формированием элементарных математических представлений у детей мы учитывали полученные результаты  диагностики. А также то, что во второй младшей группе широко применяется образовательная деятельность, организованная в форме игр. В этом случае освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.

В своей работе мы использовали в основном методы и приёмы опосредованного педагогического воздействия:

  1. сюрпризные  моменты,
  2. игровые образы,
  3. игровые ситуации.

Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Основным этапом было проведение занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года.

Непосредственно образовательная деятельность была построена нами с учётом возрастных особенностей детей, составлена в игровой форме. В процессе её проведения, происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в непосредственно образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.

В процессе проведения НОД мы использовали следующие дидактические игры, которые условно разделили по дидактической цели игры:

 Игры путешествие во времени: «Когда это бывает», «Наш день»,«Что мы делаем?».

 Игры на ориентирование в пространстве: «Кто впереди, кто сзади», «Расставим игрушки», «Куда закатился мяч?»,

 Игры с геометрическими фигурами: «Какие бывают фигуры», «Волшебники» (палочки Кюизенера), «Геометрическое лото»,«Составь пару», «Подбери заплатку», «Найди все фигуры, как эта»(блоки Дьенеша).

Игры на развитие умения сравнивать предметы: «Спрячь зайца»,«Подбери гараж», «Одень куклу», « Подбери чашку к блюдцу», «Матрёшкины подружки», «Веселый поезд», «Подбери лыжи», «Весёлые дорожки».

 Игры на развитие внимания, мышления: « Разложи правильно», «Найди не такую фигуру, как у меня», «Сложи фигуру»,«Волшебные дорожки» (палочки Кюизенера).

В работе с родителями были подготовлены и проведены консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования элементарных математических представлений, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.

На заключительном этапе мы проанализировали результаты проведенной работы.

Конечный результат: использование дидактических игр способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников.

Дети научились выделять и называть форму, размет предметов, находить предметы по указанным свойствам, сравнивать и обобщать предметы. А также, путём практического сравнения и зрительного восприятия самостоятельно выявляют отношения равенства и неравенства по размеру и количеству, активно пользуются числами (1,2,3), словами «сначала - потом», «утром – вечером»; поясняют последовательность действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»1. Игры путешествие во времени.2. Игры на ориентирование в пространстве.3....

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством использования дидактических игр

      Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы  посредством использования дидактических игр     - Игры с...

Работа по самообразованию: "Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр".

Для развития детей большое значение имеет приобритения ими математических представлений, которые влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Удовлетвор...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Данная консультация разработана с целью повышения педагогической компетенции в развитии математических способностей детей....

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

                «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»...

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр...

"Формирование элементарных математических представлений у детей 2 младшей группы посредством дидактических игр"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...