Кружковая работа в ДОУ. Формирование навыков конструирования и решения творческих задач у детей дошкольного возраста с помощью игры В.Воскобовича «Геоконт»
проект по математике (средняя группа) по теме

Примерное планирование с развивающей игрой В. Воскобовича "Геоконт" по формированию конструктивного и творческого мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geokont_dlya_detey_4-5_5-6.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков конструирования  

и решения творческих задач у детей дошкольного возраста

с помощью игры В.Воскобовича «Геоконт»

Дайте ребенку что – нибудь в руки,

 чтобы он начал думать.

(народная мудрость)

Так давайте дадим ребенку не просто «что-нибудь» в руки, а что-нибудь поумней.

 Для начала познакомимся с авторскими развивающими играми Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Это «Геоконт», «Геовизор», «Прозрачный квадрат», «Чудо – цветик», «Квадрат Воскобовича», «Прозрачная цифра», «Кораблик Брызг – брызг», «Конструктор букв» и еще очень много интересного. К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового Леса.

Фиолетовый Лес представляет собой некое сказочное пространство , в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Например, «Волшебная восьмерка» - это арена Цифроцирка и знаменитый фокусник Филимон Коттерфильд. «Чудо – соты» - это Чудо – острова, Пчелка Жужжа и ее друзья. «Геоконт» - чудесная Поляна Золотых Плодов, Малыш Гео, Ворон Метр и Паук Юк.

 Развивающие игры Воскобовича имеют еще ряд особенностей.

Широкий возрастной диапазон игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда ученики средней школы.

Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.

Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»

«Геоконт».

Описание игры.

Игра «Геоконт» представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. каждый «гвоздик» имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый «луч», второй «гвоздик»).

«Геоконт» -  оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные несимметричные узоры.

 В комплект игры «Геоконт» входит методическая работа «Умелые лапки». это сказочная история о Пауке Юкке и его внучатах – паучатах, игровые задания, схемы.

Методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» открывает цикл сказочных историй Фиолетового Леса. В ней «Геоконт» становится Чудесной Поляной Золотых Плодов. Сказка «оживляет» геометрические понятия, делает их  интересными и понятными для дошкольников. Ее сюжет построен таким образом, что ребенок, выполняя задания, помогает сказочным преодолеть возникающие на их пути препятствия.

Развивающая суть игры.

Игра «Геоконт» развивает сенсорные и познавательные способности дошкольников. Самостоятельное конструирование геометрических фигур, когда задействуются зрительный и осязательно – тактильный анализаторы, способствуют формированию представлений об эталонах формы. В игровой деятельности развиваются мелкая моторика пальцев, память, речь, пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать, сравнивать. Дошкольники знакомятся  с таким свойством, как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение). Использование схем в игровой деятельности способствует формированию символической функции сознания. Построение фигур на листе бумаги по координатам игрового поля готовит детей к освоению простейшего программирования. С помощью координатной сетки дошкольники могут рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле.

Игра «Геоконт» и сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я , дядя Слава» погружают ребенка в мир геометрии, он осваивает основные геометрические понятия: «луч», «прямая», «точка», «отрезок», «угол», «многоугольник» и т.д.

Методические рекомендации.

Игра «Геоконт» используется для математического развития дошкольников, знакомства их с предметным миром, формирования навыков конструирования и решения творческих задач. Кроме того, сказочная среда помогает опосредованному восприятию дошкольниками основной обучающей задачи. Например, в процессе игры перед детьми возникает «препятствие» (задание, вопрос, задача и т.д.). Олицетворением этого препятствия является натянутая в поле «Геоконта» резинка («паутинка») любого цвета. В случае правильного решения задачи она «исчезает».

Младший дошкольный возраст. Осваивая игру «Геоконт», дети младшего дошкольного возраста просто натягивают резинки на «гвоздики». Затем конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу. Малышей знакомят с персонажами сказки и рассказывают ее упрощенный вариант.

Старший дошкольный возраст. Дети старшего дошкольного возраста не только конструируют геометрические фигуры или предметные формы, но и выполняют более сложные развивающие игровые задания, знакомятся с понятием «луч», «прямая», «кривая», «отрезок». Дошкольники рисуют план игрового поля, запоминают координаты точек, переносят на план придуманные и построенные на «Геоконте» фигуры. Игровая деятельность с «Геоконтом» строится на основе сказочного сюжета.

Перспективное  планирование занятий с детьми 4 – 5 лет

Недели

1 занятие

2 занятие

1 неделя

Задачи: Учить натягивать резинки разного цвета, конструировать квадраты большого и маленького размера.

*На «Геоконте» взрослый последовательно натягивает резинки разного цвета. дети, повторяя его действия, натягивают на своих «Геконтах» резинки точно такого же цвета.

*На «Геоконте» взрослого – Чудесной Поляне Золотых Плодов – появляются «паутинки» Юка. Например, квадраты большого и маленького размера. дети называют признаки различия между ними и самостоятельно делают на своем «Геоконте» точно такие же фигуры. Если задание выполнено, то «паутинки» Юка исчезают.

Задачи: Закреплять умение конструировать квадрат в разных частях «Геоконта».

*На Чудесной Поляне Золотых Плодов появилась «паутинка»квадрат маленького размера в верхнем левом углу. детям предлагается сделать на своем «Геоконте» точно такой же, но в верхнем правом углу (нижнем левом и правом углу)

2 неделя

Задачи: Учить конструировать предметные формы по образцу взрослого и придумывать свои.

*На «Геоконте» взрослый от лица Малыша Гео конструирует предметные формы (предметы мебели, одежды, посуды). детям предлагается сделать точно такие же фигуры на своем «Геоконте», а затем придумать свои.

Задачи: Развивать умение находить предметы похожие на геометрические фигуры, придумывать и конструировать контуры предметных форм.

*Малыш Гео построил на своем «Геоконте» квадрат (треугольник, прямоугольник или предметную форму по схеме Г3 – Ф3 – Ц – К3 – Ж3 – Ц). Дети называют предметы, на которые эта фигура похожа.

*На Чудесной Полянке Золотых Плодов появились «паутинки» - контуры различных предметов. Это постарались маленькие паучата. дети придумывают и конструируют на «Геоконте» контуры предметных форм.

3 неделя

Задачи: Развивать умение определять по цвету резинки и действовать с ними.

*Паук Юк сплел «паутинки» красного, желтого, оранжевого цвета. А чтобы они исчезли, детям надо назвать соответствующие волшебные слова из Заклинания семи Лучей («кохле – охле – желе»). Точно также можно поиграть с «паутинками» холодных цветов (фиолетового, голубого, синего, зеленого).

Задачи: Учить строить квадраты всех размеров – от самого маленького, до самого большого.

* Перед Малышом Гео стоит трудная задача: построить квадраты всех размеров – от самого маленького до самого большого. детям предлагается помочь Гео и выполнить это задание на своем «Геоконте».

4 неделя

Задачи: Развивать умение строить геометрические фигуры в разных частях «Геоконта», соотносить предметы с формой.

*На «Геоконте» появляется маленький квадрат в нижнем левом углу. Это проделки Паука Юкка. Он хочет сделать из этой паутинки прямоугольник в нижнем правом углу поля игры. Потом – трапецию в верхнем левом углу, треугольник слева и т.д. Детям надо определить Паука и сделать точно такие же фигуры на «Геоконте».

*Детям показывается картинка с изображением предмета, необходимого Малышу Гео в его путешествии. дети должны определить форму предмета (круглая, треугольная, квадратная и т.д.) и построить на своем «Геоконте» соответствующую геометрическую фигуру.

Задачи: Учить достраивать симметричный узор на второй половине «Геоконта», придумывать свой узор.

*Малыш Гео сумел выложить на «Геоконте» «бабочку», «кошку», «пингвина», «стул», «чайник». Детям предлагается достроить симметричный узор на второй половине.

*Малыш Гео решил сплести на Чудесной Полянке Золотых Плодов красивый ковер. Дошкольники придумывают узор ковра и воспроизводят его на «Геоконте»

Перспективное планирование занятий с детьми 5 – 6 лет

Недели

1 занятие

2 занятие

1 неделя

Задачи: Учить конструировать четырехугольники и треугольники, называть их.

*Паук Юк собирается сплести из паутинок разные четырехугольники, дети помогают Малышу опередить Паука: строят на своем «Геоконте» соответствующие геометрические фигуры и называют их.

*Теперь Паук Юк собирается сплести из паутинок все треугольники. Дети помогают Малышу Гео построить эти геометрические фигуры.

Задачи: Развивать умение преобразовывать одни геометрические фигуры в другие, конструировать предметные фигуры по образцу взрослого.

*Перед Малышом Гео стоит трудная задача: выложить на «Геоконте» прямоугольник и разделить его сначала на 4 равные (а затем неравные) части. На какие геометрические фигуры разделили фигуру?

*Дети конструируют на «Геоконте» различные предметные фигуры по образцу взрослого, по картинке, по заданной теме (например, «одежда», « посуда», «транспорт»), по собственному замыслу.

2 неделя

Задачи: Разрабатывать план как уменьшенное, смоделированное отношение между предметами.

*Дошкольники рисуют план «Геоконта» на листе бумаги, отмечая центр и лучи.

Задачи: Закреплять умение конструировать по памяти и по замыслу.

*На Чудесной Поляне Золотых Плодов появляется «паутинка» необычной формы (  ). Детям надо ее заполнить, чтобы помочь Малышу Гео построить точно такую же. Когда «паутинка» исчезает, дети воспроизводят ее на своем «Геоконте».

*Малышу Гео нужны в путешествии различные предметы, например, чашка. Взрослый предлагает свой вариант (   ). дети придумывают и делают другие «чашки». Чья «чашка» лучше и почему?

3 неделя

Задачи: Развивать умение конструировать многоугольники, многоугольники разные по величине, называть их.

*Паук Юк собирается сплести из паутинок разные многоугольники и запутать Малыша Гео. Дети помогают Малышу опередить Паука: строят на своем «Геконте» соответствующие фигуры и называют их (   )

*На поляне – паутина треугольной формы (четыре концентрических треугольника от самого маленького до самого большого). Дети «плетут» точно такую же на своем «Геоконте». Игра продолжается с «паутинкой» прямоугольной, квадратной формы и т. д.

Задачи: Познакомить детей с понятиями «луч», «отрезок, «прямая», «кривая». Учить строить ряд отрезков разных по длине.

*Дети знакомятся с такими понятиями, как «луч», «отрезок», «прямая», «кривая» с помощью сказки (главы 3,7,9,10,11…).

*Паук Юк распределил все паутинки по длине. Надо помочь Малышу построить точно такой же ряд. Детям предлагается выложить на «Геоконте» ряд отрезков- от самого короткого до самого длинного.

4 неделя

Закреплять умение обозначать пространственные отношения  на плане, конструировать по координатам.

*Дети узнают об «именах» гвоздиков и наносят их на свой план «Геоконта».

*Взрослый загадывает фигуру и называет ее координаты – перечисляет «имена» гвоздиков ( схему можно взять из сказки или придумать). дети конструируют ее на своем «Геоконте».

Развивать умение переносить схему на план, придумывать фигуру и чертить на своем плане.

*На Чудесной Поляне появляется паутина любой формы. Дети помогают Малышу Гео сохранить ее изображение, то есть перенести схему на план «Геоконта».

*Дети придумывают фигуру, чертят ее схему на своем плане. Затем кто – нибудь один «загадывает» свою фигуру, называя ее координаты. Остальные дети конструируют эту фигуру на «Геоконте». Что получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемы агрессивности у детей дошкольного возраста через игру и работу с семьёй.

В работе хорошо отражены два пункта:1. Игра, как средство преодоления агрессивности ребёнка дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование навыков личной гигиены через игровую деятельность у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Перед воспитателями детского сада сто...

Представление опыта по теме: «Игры «Да – нет», как средство формирования навыков логического мышления, внимания, памяти, воображения у детей дошкольного возраста».

Формирование мыслительных процессов дошкольника - одна из важнейших задач дошкольного образования. От владения процессами мышления, умение усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зав...

ММО инструкторов по физической культуре "Совершенствование процесса физического образования и воспитания детей дошкольного возрастас помощью применения инновационного оборудования"

Мастер- класс на тему: "Физическое развитие дошкольников посредством использования координационной лесенки. Развитие многонейронного аппарата у детей"...

Использование игровой терапии для решения актуальных задач развития детей дошкольного возраста

Консультационный и презентационный материал, отражающий возможности использования игровой терапии в ДОУ....

Консультация для родителей «Формирование математических представлений и развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста посредством плоскостного моделирования»

Методический материал (буклет) в помощь родителям. В домашних условиях с детьми дошкольного возраста можно формировать у детей математические представления на основе плоскостного моделирования....