Опыт работы по теме: "Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста", который презентовался на конкурсе "Лесенка успеха-2014"
учебно-методический материал по математике (младшая группа) по теме

Быкова Марина Ивановна

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Методы организации работы  по направлению «Познавательно-речевое развитие» область «Познание» способствующие обеспечению ранней социализации  ………………………………….………………………………..11

Заключение ……………………………………………………………….……20

Литература……………………………………………………………………24

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx170.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 «Никитка» города Белово»

Методы обеспечения ранней социализации детей  дошкольного возраста

Описание  опыта  работы

                                                                               Автор – составитель:

М.И. Быкова

Белово 2013год

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Методы организации работы  по направлению «Познавательно-речевое развитие» область «Познание» способствующие обеспечению ранней социализации  ………………………………….………………………………..11

Заключение ……………………………………………………………….……20

Литература……………………………………………………………………24

 

Введение

«Детство — каждодневное открытие мира.

Нужно, чтобы это открытие стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества.

Чтобы в детский ум и сердце входили

красота настоящего человека,

величие и ни с чем несравнимая

красота Отечества»

 В.А. Сухомлинский.

Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик).

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Следовательно, основной функцией современного детского сада будет целенаправленная социализация личности ребёнка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, используя разнообразные формы и методы организации воспитательно-образовательной деятельности.

В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сделать вывод, что основное внимания разработчиков направлено  на решение проблем социализации детей дошкольного возраста:

● поддержки разнообразия детства;  

●  сохранения  уникальности  и  самоценности  дошкольного  детства  как важного этапа в общем развитии человека;

 ●  полноценного  проживания  ребёнком  всех  этапов  дошкольного

детства, амплификации (обогащения) детского развития;  

●    создания  благоприятной  социальной  ситуации  развития  каждого

ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;  

●  содействия  и  сотрудничества  детей  и  взрослых  в  процессе  развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

●  приобщения  детей  к  социокультурным  нормам,  традициям  семьи,

общества и государства;

● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

● формирования познавательных интересов и познавательных действий

ребёнка через его включение в различные виды деятельности;  В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, любознательным, интеллектуально-развитым ребенком. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Анализ психолого-педагогической литературы  по выбранной теме позволяет сделать вывод, что чем выше уровень интеллектуального развития ребенка, тем легче его адаптация в новой жизненной обстановке, социуме.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах,  лучше подготовлены к школе. Направление «Познавательно-речевое развитие», область «Познание» - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей, таких интегративных качеств личности как:

  1.  «Любознательный,  активный»:

  • проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх;
  • интересуется предметами ближайшего окружения, их назначение свойствами;
  • задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя;
  • участвует в обсуждении,  разговорах во время  рассматривания предметов;
  • проявляет интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

2. «Эмоционально отзывчивый»:

  • умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим;
  • откликается на эмоции близких людей и друзей;
  • делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

3. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия      со    взрослыми и сверстниками»:

  • умеет в быту, самостоятельных играх, посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • делает попытки решать спорные вопросы, убеждать, доказывать, объяснять;

4. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдений элементарных общепринятых норм и правил поведения»:

  • готов соблюдать элементарные правила в совместных играх, может общаться спокойно без крика;
  • умеет планировать последовательность действий,
  • умеет соблюдать правила игры;
  • использует в общении с взрослыми «вежливые» слова, умеет вежливо выражать свою просьбу.

5  Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:

  • использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты;
  • способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делает простейшие обобщения;
  • способен использовать простые математические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

6.«Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности»:

  • испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач и познавательно-исследовательской деятельности;
  • в диалоге с воспитателем умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого;
  • способен удержать в памяти при выполнении каких-либо действий несложные условия;
  • способен принять задачу на  запоминание.

7.«Физически развитый, овладевший основными  культурно-гигиеническими навыками»:

  • проявляет интерес к участию в совместных играх и физкультурных упражнениях;
  • упражняются в счете и  ориентировке в пространстве.

   Наблюдения  показали, что организуемая работа по направлению «Познавательно-речевое развитие», области «Познание» позволяет детям успешно проходить социальную адаптацию.

В чём же заключается обеспечение  ранней  социализации  в процессе организации направления «Познавательно-речевого развития» области «Познание»?

Л.С. Выготский в своих работах подчеркивает, что ребенок в раннем возрасте сенситивен во всем.

Ранний возраст  - самое благоприятное время для развития познавательной активности, для накопления представлений об окружающем мире, социальной действительности, о разных взаимодействиях в социуме.

Обычно под обучением понимается передача знания, умений и навыков, что подразумевает определённый уровень «зрелости» тех психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, произвольность и др.), без которых невозможно освоение. Такая по существу «школьная» модель обучения представлена в дошкольном возрасте, что неправомерно. От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни. Взрослые передают ребёнку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведёт к развитию специфически человеческих способностей. Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к другим людям) формирует интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе. Складывается всё более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальное мышление, у ребёнка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение, ребёнок стремится воздействовать на окружающих, оказывает на них влияние, брать под свою защиту и помогать им; передавать свои знания, опыт другому. Открывая свое «я» через познавательные ценности, ребёнок выделяет себя из мира. Он начинает осознавать, что не похож на других. В то же время возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких. Пробуждаются первые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни и смерти, к бессмертию.

       К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношений к природе. Здесь ребёнок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознаёт их непреложный характер. Условие формирования этих ценностей – любознательность ребёнка, которая может быть направлена взрослым к объектам, всё более и более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребёнка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явления, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый даёт каждому ребёнку почувствовать себя «ответственным лицом», причастным к происходящему. В результате формируются начала экологического сознания. По мере расширения ориентировки ребёнка в природных явлениях он овладевает представлениями о живом и неживом. О причине и следствии, о пространстве и времени и др.. Знакомясь с предметами, созданными руками человека, он начинает отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от воображаемого и т.п.  

Переживая целую гамму чувств  от соприкосновения с природой,  миром предметов и людей, ребенок испытывает радость и ликование, сосредоточие и умиротворение, испытывая  высшее эстетическое наслаждение, ребёнок становится духовно чище, совершеннее и нравственнее, происходит становление  его отношений с другими детьми, взрослыми, с природой, идёт его социализация.

Современная система  дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному интеллектуальному развитию и социальному воспитанию детей.

В решении  глобальной проблемы – социализации личности ребенка – продолжается поиск нового содержания, который идет в нескольких направлениях: нахождение новых аспектов в содержании;   активизация роли самого ребенка в процессе его социализации;  взаимосвязь национального и планетарного начал личности; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;  

       Перечисленные направления  реализуются в вариативных программах воспитания для детского сада, таких, как «Истоки» (науч.ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидрук), «Детство» (под ред. Т.И. Батаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович), «Я – человек» (С.А. Козлова), «Открой себя» (Е.В. Рылеева), «Радуга» (сост. Т.Н. Доронова) и др..

Анализ вариативных программ,  пособий для детского сада, которые   предлагают  разнообразные формулировки целей и задач  по обеспечению ранней социализации воспитанников в процессе реализации направления «Познавательно-речевое  развитие», области «Познание» была намечена цель нашей работы – влияние методов в процессе реализации направления «Познавательно-речевого развития» области «Познание» на обеспечение ранней социализации воспитанников.

          Реализация данной цели стала возможной  при решении данных задач:

- совершенствовать методы организации работы  по направлению «Познавательно-речевому развитие» области «Познание» способствующие ранней социализации воспитанников;

- усовершенствовать  систему применения  различных видов деятельности по направлению «Познавательно-речевому развитию» области «Познание».

Методы организации работы  по направлению «Познавательно-речевое развитие» область «Познание» способствующие обеспечению ранней социализации

          Понимание педагогами значимости  и сущности  обеспечения ранней социализации в процессе формирования элементарного математического представления и  формирования  целостной картины мира, расширение кругозора  играет определенную роль.

Принятие новых федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольных учреждений на изменения в содержании образовательной работы, основным методом которой  является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребенок общаются и действуют на «равных», а одной из главных задач является формирование предпосылок личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, что и приводит к  развитию ранней социализации  детей  в процессе организации познавательного развития.

Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников и формирование целостной картины мира, расширение кругозора составляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию, и свои источники:

- научные исследования и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);

- программно-инструктивные документы («От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , методические указания и т.д.);

- методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);

- передовой коллективный и индивидуальный педагогический опыт по формированию элементарных математических представлений и формированию целостной картины мира, расширение кругозора у детей в детском саду и семье, опыт и идеи педагогов-новаторов.

Через поставленные цель и задачи  в детском саду реализую принципы  интеграции при организации образовательного процесса.

На протяжении  нескольких лет в нашем детском саду сформировалась определённая система  работы по этому вопросу. Мы отметили для себя, что на успешную, раннюю социализацию дошкольников влияет содержание воспитательно-образовательного процесса  и методы системного, комплексного воздействия.

В своей работе я  применяю следующие  формы работы:

  • НОД (непосредственно  образовательная деятельность);
  • Совместная игра воспитателя с ребенком;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • праздники и развлечения;
  • групповые и подгрупповые занятия;
  • тематические дни;
  • недели творчества;
  • выставки рисунков и поделок;
  • создание книг – самоделок и пр.;        
  • экспериментальная деятельность;
  • минутка доброты.

Для реализации данных форм работы используем  следующие методы:  

  • игровые методы,
  • наглядно – демонстрационные методы (демонстрация наглядных пособий, слайдов, опытов, трудовых приемов,  самостоятельное наблюдение детей),
  • метод показа действий,
  • методы стимулирования (убеждение, упражнение, поощрение, наказание),
  • вопросно-ответный метод (беседа),
  • метод невербального воздействия (мимика, жесты, поза, движения, интонации голоса),
  • практические методы (экспериментирование),
  • словесные методы (рассказ, пересказ, объяснение),
  • проектный метод (моделирование проблемных и игровых ситуаций).

Для решения поставленной цели подобрала  следующие средства реализации:

  • Головоломки. Головоломки с палочками.
  • Разнообразные лото.
  • Рамки вкладыши.
  • Игры на классификацию.      
  • Мозаики.
  • Строительные наборы
  • Игры на составление узоров.
  • Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры
  • Лабиринты.
  • Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов*.
  • Настольно-печатные игры.
  • Занимательные вопросы.
  • загадки, считалки.
  • задачи в стихотворной форме.
  • стихи-шутки, задачи-шутки.

 При организации  образовательного процесса я учитывала следующие принципы:

1.  Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-игровую, познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

2.  Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

3.  Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.

4.  Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

5.  Принцип психофизической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.

6. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.

Для того чтобы были реализованы задачи  необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Для эффективного решения образовательных задач очень важно изменить и модернизировать предметно – развивающую среду. В игровой комнате я отвела специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ), где сконцентрировала все игры и пособия  и назвала это –«Уголок занималки».

«Уголок занималки» - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Я организовала его, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, полку, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие познавательного содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

«Уголок занималки» – дает не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосферу в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Я пришла к выводу, что нужно создавать именно такие условия для познавательной деятельности, при которых дошкольнику с легкостью раскроется: мир человеческих отношений в представлениях о добре и зле, о своём и чужом, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости и т.д., свой внутренний мир, о желаемом и возможном. О том, что значит думать, предполагать, знать. В таких условиях формируются истоки рождения высших психических функций, зачатки социальных норм поведения, но зрелые формы, которых появятся позже, в школьные годы. Ребёнок, играя, преодолевает трудности, контролирует выполнение действий, оценивает результаты. Конечно, все эти действия, характеризуют высокий уровень произвольности поведения, свойственные зрелой личности. В дошкольном возрасте они только начинают формироваться, выступают в своих начальных формах и, главное, ещё не представляют собой целостной системы, определяющей поведение ребёнка.

Созданию уголка предшествовал  подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок я поместила разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления «Большой - маленький»; «Один- много», «Логическое домино»; «Цвет и форма»; «Увлекательная геометрия»;  головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение, дидактический игры: «Найди, кто живёт в воде», «Мы – капельки», «Вода – не вода». Большое  количество оформленных альбомов о животных и растениях («Обитатели нашего леса», «Верные друзья – наши домашние животные»,  и т.д.),  «Красная книга», подбор иллюстраций о животном и растительном мире, коллажи, гербарии, набор  детских   познавательных энциклопедий «Все обо всем» (И. Грем), «Планета Земля» (С. Паркер), «Иллюстрированная энциклопедия о природе России»: «Бабочки», «Птицы», «У воды», « Растения»  (С.Шустов),      «Лесные хоромы» (М. Михайлов);  рассказы, сказки, пословицы, загадки. Здесь же в уголке   для работы с детьми используются практические методы обучения и воспитания детей: экспериментирование,  опыты.

Организацию уголка я осуществляла с посильным участием детей, что создаст у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

 Материалы все интересны и занимательны.

Всю работу в уголке я  организую с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагая  ребёнку игру, ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекаю  малоактивных детей, заинтересовываю  их игрой и помогаю  освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Мое руководство  направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Таким образом, развивающая среда  позволяет создать оптимальные условия  не только для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, но и для   воспитания заботливого отношения     к природе.

С целью приобретения  детьми практических навыков  создана Методическая разработка: «Обучение детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей младшего возраста раздела образовательной программы: область «Познание»»

Цель моей методической  разработки – способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста как основы познавательной активности и ранней социализации.

Отсюда вытекают следующие задачи:

1. Сохранения  уникальности  и  самоценности  дошкольного  детства  как важного этапа в общем развитии человека;

2.  Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

3.  Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

4.  Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

5.  Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

6. Формировать  гуманное отношение к природе и её окружению.

7.   Создания  благоприятной  социальной  ситуации  развития  каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

8. формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

В разработке представленный занимательный, игровой  материал, направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей.

 К концу дошкольного периода ребёнок, при условии полноценного социального воспитания: избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

даёт как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику;  регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и тому подобное); отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.

Дошкольное образовательное учреждение предоставляет образовательные услуги – помощь семье в социальном воспитании и развитии ребёнка-дошкольника.

Семья как среда формирования личности, моральных и нравственных качеств.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс социального воспитания ребёнка, уход от практики дистанционирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства социального развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо придерживаться единых действий и способов  социального воспитания детей, которые будут  являться ориентиром для воспитателей в работе с семьёй воспитанников.

Заключение

Систематическая и целенаправленная работа по обеспечению ранней социализации    через направление «Познавательно-речевое развитие», область «Познание»   показала, что   у  детей дошкольного возраста  происходит не только познавательное развитие, но и обогащение  мира эмоциональных состояний, развитие  воображения, отзывчивости, образного восприятия окружающего и внутреннего мира.  У детей появляются   представления о природе и человеке как о равноправных партнёрах. Дети стали чаще проявлять  инициативность и самостоятельность в разных  видах  деятельности  –  игре,  общении,  конструировании  и  др.  Способны выбирать  себе  род  занятий,  участников    совместной  деятельности. Воспитанники стали увереннее  в  своих  силах,  открыты  внешнему  миру, положительно  относится  к  себе  и  к  другим. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,  участвует  в  совместных  играх.  Способны  договариваться, учитывать  интересы  и  чувства  других,  сопереживать  неудачам  и  радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. Дети проявляют любознательность,  задают  вопросы,  касающиеся близких  и  далёких  предметов  и  явлений,  интересуются  причинно-следственными  связями  (как?  почему?  зачем?),  пытаются  самостоятельно придумывать  объяснения  явлениям  природы  и  поступкам  людей.  

Эффективность выбора методов обеспечения ранней социализации подтверждают данные мониторинга.

Работа с детьми провожу на принципах обучающего обучения и направлена на развитие ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей.  Приоритет в обучении отдаётся  пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. У детей повысился интерес к занятиям, они стали увереннее и доброжелательнее  в общении со сверстниками и взрослыми.

Наряду с  обучающими компонентами   применяла и воспитывающие   компоненты.

Для оценки уровня ранней социализации детей в процессе организации направления «Познавательно-речевое развитие», область «Познание»  заполнены диагностические карты. Чтобы раскрыть  динамику формирования интегративных качеств воспитанников при изучении данного раздела,  я провела систему мониторинга  работы по этому вопросу. В своей работе я использовала пособие оценки достижения детей  под редакцией Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.

Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.

Результаты показали, что за период с сентября 2012года по сентябрь 2013года средний балл по образовательным областям повысился в среднем на 10%-30%.

Средний балл по образовательным областям детей второй младшей группы 2012-2013г

Средний балл по образовательным областям детей второй младшей группы 2012-2013 года

Анкетирование, проведенное среди родителей, показало, что дети стали более спокойными, научились высказывать свое мнение, у них появились новые друзья, желание оказывать помощь родителям, желание ухаживать за домашними животными.

Одним из показателей успешной социализации является активное участие детей в жизни ДОУ. Воспитанники  моей группы участвуют в выставках детского творчества, посещают спортивные секции, танцевальные кружки.

В свою работу с детьми мы вложили идею В.А.Сухомлинского о том, что  «ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений  - одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста», а также его высказывания: «малыша необходимо вводить в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он   открывал для себя что – то новое, рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к источникам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю».

Литература

1.Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей. - Якутск: Бичик, 1995. - 64 с.
2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 96 с.
4. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003.
5. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Педагогика, 1976. - 558 с.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
7. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П.Елисеева; Под ред. М.М. Ермолинской. - Мн.: Лексис, 2004.
8. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. - 2001. - №4. - С.34.
9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников в дошкольных образовательных учреждений. - М.: Аркти, 2004. - 80 с.
10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
11. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С.98-101.
12. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: Владос, 2003. - 224 с.
13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. - 384 с.
14. Матюхина В. Возрастная социальная психология // Дошкольное воспитание. - 1993. - №10. - С.62.
15. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2004. - 192с.
16. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. - М.: АРКТИ, 1999. - 103 с.
17. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320с.
18. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
20. Мухина В.Я. Спиваковская А.С. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М.: Изд-во Московского университета, 1986.
21. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: Владос, 2002. - 608 с.
22. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия / Сост. А.В.Мардахаев. - М.: Академия, 2003. - 384 с.
23. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
24. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководителей и методистов. - М.: Айрис Пресс, 2004.
25. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. - 2004. - №3. - С.69-71.
26. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т.В.Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
27. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.1. - М.: Апрель-пресс, 2000. - 304 с.
28. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 291 с.
30. Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. - М.: Университетское, 2000.
31. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 - 5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 80 с.
32. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
33. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999. - 360 с.