Возможности интеграции математических представлений в повседневной жизни в ДОУ и дома
учебно-методический материал по математике на тему

Давидовская Наталья Александровна

Возможности интеграции математических представлений в повседневной жизни в ДОУ и дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_povsednevnoy_zhizni-vystuplenie.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ  РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ  САД № 9»

«СОЛНЕЧНЫЙ  ГОРОД»

Возможности интеграции математических представлений

в повседневной жизни в ДОУ и дома

 (педсовет)

                                                                     

Подготовил:                                                                                                воспитатель

                                                                             Давидовская Н.А.

                                                                         

г.Братск

2014г.

Возможности интеграции математических представлений

в повседневной жизни в ДОУ и дома

«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе»

                                                                         М. И. Калинин

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Формирование элементарных математических представлений у  дошкольников осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов в детском саду и дома.

         Представления, приобретаемые детьми в процессе обучения в совместной деятельности по математике, должны использоваться в различных видах деятельности и в жизни.

Рассмотрим возможность интеграции математических представлений у дошкольников в повседневной жизни в ДОУ и дома.

В режимных моментах.

Во время наблюдений на прогулке за сезонными изменениями природы.

Также на прогулке можно предложить детям поискать «клад», давая словесные указания, которые дети выполняют.  Начертив стрелки разным мелом (красным, синим) можно играть в игру «Кладоискатели». Дети должны ориентироваться по стрелкам.

В своей работе мы рекомендуем использовать стихи, потешки, считалки и загадки для развития элементарных математических представлений у детей.

Загадка служит исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.

Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова, связанные с развитием количественных представлений.

Пословицы и поговорки можно использовать с целью закрепления количественных представлений.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету. Они помогают запомнить простейшие математические понятия: справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память.

В работе с календарём природы (время года, месяцы, дни недели, время суток, числа).

Во время утренней зарядки (порядковый счёт, ориентировка в пространстве – лево - право).

Во время физминуток.

Во время дежурства по столовой посчитать детей, посуду, с правой стороны разложить приборы.

В совместной деятельности с педагогом.

С целью научить соизмерять предметы (примеривать), научить детей понимать слова «велико», «мало», упражнять в пересчитывании и отсчитывании предметов мы предлагаем сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды и обуви», «Магазин».

Можно изготовить с детьми «кондитерские изделия», «овощи», «фрукты»  или подобрать разных размеров одежду (блузки, варежки, пинетки, обувь). Предложите детям примерить покупки, и тогда дети увидят, что часть вещей не годится. Дайте понятие слов «велико», «мало» на конкретных примерах.

 

Широко можно использовать игры со строительным материалом. Например, «Построй ворота для машины».

        

Также мы используем занимательные игры-шутки, развивающие игры и задания. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию умственных способностей.

Для ориентировки в пространстве используем словесные указания: «Что находится впереди тебя, сзади, слева, справа».

В экспериментальной деятельности также применяются математические навыки. Дети учатся сравнивать, измерять.

В продуктивной деятельности дети передают форму предмета, называют геометрическую фигуру, которая напоминает данную форму (например, изображая рыбу говорят, что она похожа на овал, рисуя передник, что он похож на прямоугольник и т.д.)

Также можно широко использовать и занятия аппликацией, в процессе которых дети овладевают умениями вырезать фигуры, по-разному располагать их на плоскости.

У детей развивается глазомер и чувство симметрии, они раскладывают ритмично предметы на бумаге, составляют симметричные узоры из листьев и цветков, считают лепестки, листья растений и ягод.

Делая игрушки на ёлку или готовя подарок для малышей, дети подсчитывают их количество.

Также ведётся работа в тетрадях по математике.

Подвижные игры.

В самостоятельной деятельности детей работа может вестись по всем разделам.

Сюжетно-дидактические игры:

«Магазин одежды и обуви», «Магазин продуктов», «Прачечная», «Куклы собираются в гости», «Достань куклам конфеты», «Игры со строителем», «Построй ворота для машины», Подвижная игра «Каравай».  

Дидактические игры:

«Игротека», «Посади бабочку на цветок», «Математическое лото», «Мы считаем», «Играем всей семьей», «Из каких фигур состоит предмет», «Заполни пустые клетки», «Лабиринты», «Когда это бывает?», «Наш день».

Игры: «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь, что найдешь?».

Настольные игры:

«Формы», «Фигуры».

Игры на развитие умения обобщать, выделять отдельные признаки и противоположности: «Обобщение», «Четвертый лишний», «Пирамида – противоположности».

Головоломки

Домино,

Лото

Игры с логическими блоками Дьенеша.

Игры с палочками Кюизенера

Крестики-нолики,

Шашки и шахматы

В уголке экспериментальной деятельности.

В работе с родителями.

Важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В уголке для родителей можно:

- поместить консультации «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала», «Развитие математических способностей у дошкольников», «Математика для дошкольников», «Роль развивающей игры в развитии математических представлений».

- предложить родителям работу в специальных тетрадях с заданиями.

-устроить выставку книг (Т.И.Ерофеева «Математическая тетрадь для дошкольников», Е. В.Сербина «Математика для малышей», В.Волгина «Праздник числа», Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов «Развитие логического мышления детей»).

- разместить рекомендации для родителей:

Считайте ступеньки лестницы, тарелки, игрушки, машины во дворе и все, что захочет ребёнок. Ребенок гораздо легче научится считать, если на стенах будут висеть различные таблицы по математике и вы будете их использовать в повседневной жизни.

Для обучения счету подходит игра «Точечки». Разложив перед ребенком карточки одного цвета, попросите ребёнка найти карточку, на которой нет ни одной точки - пусто, ноль точек. После этого ищем карточку с одной точкой - одна голова, один стол. Можно поставить на каждую точку по пальчику. Или в разных местах комнаты положите различное количество игрушек. Например: 1 зайчик, 2 мишки, 3 кубика, 4 шарика. Попросите ребенка найти 3 игрушки, показывая карточку с 3 точками, вы можете не говорить слово «три», замените его словом столько же. Попробуйте разложить каждую игрушку на точку, закрыть точки игрушками, сразу будет видно, осталась ли точка не закрытой, или игрушке не хватило точки.

Обратный счет  очень легко ребёнок освоит, запуская воздушный шарик, как ракету. Надуйте шарик, но не завязывайте. Считайте от 10 до 0. Как только дошли до 0, скажите пуск и отпустите шарик. Он полетит. Эта игра очень нравится всем детям, и они легко учатся считать обратно.

Можно выполнять разнообразные задания: хлопнуть 3 раза, подпрыгнуть 5 раз.

          Игра в домино может привлечь и детей постарше, и даже собраться за этим занятием всей семье в полном составе.

             На прогулке, по дороге куда-либо считаем все вокруг. Предлагаем малышу пройти, например, семь шагов на носочках, а потом восемь на пяточках.

           Изучение геометрии можно начать с определения форм окружающих предметов: «Тарелка имеет форму круга. Мяч – форму шара». Следующим шагом может быть задание найти на кухне 2-3 предмета, имеющих форму круга, квадрата или треугольника. Из подручных материалов (спичек, спагетти, круп, кубиков, камушков, веточек, ниточек-ленточек) можно: составлять фигуры разнообразных форм и размеров, трансформировать одну фигуру в другую (добавлением и отниманием элементов.

Настольная игра, во всем её многообразии - лучшая игрушка на развитие логического мышления.

В настоящее  время просто находка для родителей  – это обучающие мультфильмы для детей на дисках. Среди них можно найти интересные материалы и по изучению математики в игровой форме для детей различного возраста.)

- предложить поделку из оригами.  (Оригами - особое искусство, занятия которым прекрасно развивают «геометрические» навыки.)

         - Чтобы работа по формированию элементарных математических знаний шла не только в детском саду, родителям можно предложить творческие работы (сделать с ребенком мини-книжку с загадками и пословицами, разучить математическую сказку и изготовить к ней персонажей).

Вызвать у ребенка  интерес к математике можно тем, чтобы показывать ему, как важна  математика в повседневной жизни.


СТИХИ, ПОТЕШКИ, СЧИТАЛКИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

 

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

(Сколько братцев было у пальчика-мальчика)

 Один, два, три, четыре, пять.

 Вышел зайчик погулять.

 Что нам делать, как нам быть?

 Нужно заиньку ловить!

 Снова будем мы считать

 Один, два, три, четыре, пять.

 Пять цыпляток у наседки

 Что за миленькие детки!

 Первый сынок - как яичный желток,

 Второй сынок - как яичный желток,

 Третий сынок - как яичный желток,

 Четвертый сынок - как яичный желток,

 Пятый сынок - как яичный желток.

ФИЗМИНУТКА

 Один, два, три, четыре, пять –

 Топаем ногами.

 Один, два, три, четыре, пять –

 Хлопаем руками.

 Один, два, три, четыре, пять –

 Не будем отвлекаться.

 Один, два, три, четыре, пять –

 Сядем заниматься.

ЗАГАДКИ

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.

(Варежки)

 

Семь ребят на лесенке заиграли песенки.

(Ноты)

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики все тук, да тук, да тук.

ВЕЛИЧИНА

 Маленькие ножки бегали по дорожке,

 Большие ноги шли по дороге.

 Как на Ванин день рождения

 Испекли мы каравай.

 Вот такой ширины,

 Вот такой ужины,

 Вот такой нижины,

 Вот такой вышины.

 Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.

ЗАДАЧИ-ШУТКИ

 1.У бабушки Даши внучка Маша,

 кошка Пушок, собака Дружок.

 Сколько у бабушки друзей.

 (Три)

 2.У трех братьев по одной сестре

 Сколько всего детей в семье.

 (Четыре)

 3.Как-то вечером к медведю

 На пирог пришли соседи:

 Еж, барсук, енот, «косой»

 Волк с плутовкою лисою,

 А медведь никак не мог

 Разделить на всех пирог.

 От труда медведь вспотел

 Он считать ведь не умел!

 Помоги ему скорей - посчитай-ка всех зверей!

На большом диване вряд

 Куклы Танины стоят:

 Две матрешки, Буратино и веселый Чиполлино.

 Помоги Танюшке сосчитать игрушки.

 Посадила бабка в печь пироги с капустой печь,

 Для Наташи, Коли, Вовы пирожки уже готовы,

 Да еще один пирог кот под лавку уволок.

 Да в печи 4 штуки-пироги считают внуки.

 Если можешь, помоги сосчитать им пироги.

 


ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Словесная игра «Это правда или нет»

 Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас,

 Конь рогатый на лугу, летом прыгает в снегу.

 Последней осенью медведь любит в речке посидеть.

 А зимой, среди ветвей, «га-га-га» пел соловей.

 Быстро дайте мне ответ: «Это правда или нет?»

 Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает.

 Когда это бывает?

 Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет.

 Когда это бывает?

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает.

 Когда это бывает?

ЗАГАДКИ

 l. Hoг нет, а хожу, рта нет, а скажу,

 Когда спать, когда вставать.

 (Часы)

 2. Мы день не спим, мы ночь не спим.

 А день и ночь стучим, стучим.

 (Часы)

 3.Двенадцать братьев друг за другом ходят,

 Друг друга не обходят.

 (Месяцы)

 

СТИХИ

 Зоя Александрова «Новая столовая»

 В гости в первый день недели

 К нам синицы прилетели.

 А во Вторник посмотри

 Прилетели снегири.

 Три вороны были в среду,

 Мы не ждали их к обеду.

 А в Четверг со всех краев

 Стая жадных воробьев.

 В пятницу в столовой нашей

 Голубь лакомился кашей.

 А в субботу на пирог,

 Налетело семь сорок.

 В воскресенье, в воскресенье

 Прилетел к нам гость весенний

 Путешественник-скворец.

 Вот и песенке конец.

 

С.Баруздин  «Часы»

 Часы ведут секундам счет,

 Ведут минутам счет.

 Часы того не подведут.

 Кто время бережет.

 За часом час, за годом год,

 Часы всегда идут вперед.

 Все надо делать по часам,

 Тогда доволен, будешь сам.

 Кто жить умеет по часам,

 Того не надо по утрам

 Будить по 10 раз.

 ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

 Вот какая стрекоза, как горошины глаза,

 Влево, вправо, назад, вперед,

 Ну, совсем как вертолет.

 Мы летаем высоко, мы летаем низко,

 Мы летаем далеко, мы летаем близко.

Агния Барто «Самолет»

 Самолет построим сами,

 Понесемся над лесами,

 Понесемся над лесами,

 А потом вернемся к маме.

 Зайцы спрятались в лесу,

 Под кустом сидят в снегу.

 На сосне сидит синица

 Под сосной сидит лисица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД экскурсионного занятия по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития. «Дома на нашей улице»

Конспект экскурсионного занятия "Дома на нашей улице" по формированию у детей с ЗПР математических представлений...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений в повседневной жизни»

В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП.    Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешн...

интеграция "Математические представления +физическая культура"

Учебный календарно-тематический план по «Познавательному развитию», раздел «Математические представления»с интеграцией образовательной области «Физическое развитие»...

Выступление на педсовете. Из опыта работы. Планирование работы по формированию элементарных математических представлений в повседневной жизни

Из опыта работы. В зависимости от педагогических задач по математике планируется работа в повседневной жизни. Математику рекомендуется связать максимально с окружающей жизнью. На протяжении всего дня ...

Консультация для родителей «Математика в повседневной жизни ребенка. Учим математику дома»

Консультация для родителей«Математика в повседневной жизни ребенка. Учим математику дома»...