Опыт работы по методике А.Н. Зайцева
материал по математике (подготовительная группа) на тему

Фалькова Ирина Степановна

   Вокруг  ребёнка целый мир, наполненный цифрами и числами: деньги, автомобильные номера, номера домов и квартир, телефонов. А возраст – свой, мамин, папин, бабушкин и дедушкин. Двузначные и трёхзначные числа буквально ворвались в жизнь ребёнка. А мы говорим: «Рано, не поймёт!» Ещё как поймёт, убедилась я на практике, т.к. работаю по методике А.Н. Зайцева с 1994года. Впервые об этой  методике мы  прочитали в журнале «Дошкольное воспитание». В статье говорилось о том, что в результате простых ,интересных занятий с использованием специальных таблиц, ребёнок задолго до школы учится свободно ориентироваться в мире двузначных чисел, складывает и вычитает их. В то время у нас была подготовительная к школе группа и мы  решили попробовать. Кустарным способом была изготовлена таблицу и в свободное от занятий время мы с детьми начали «путешествовать» по ней. Во время этих игр – путешествий около таблицы собирались все дети, всем было интересно. А результаты превзошли все мои ожидания. Материал оказался доступен всем без исключения детям. У детей нет ощущения, что они учатся, т.к. всегда ставится игровая задача (кто быстрее найдёт число …, кто первый определит … и т.п.) Т.е. дети учатся играя, без принуждения. Такой подход особенно важен к детям дошкольного возраста. Ребёнок не чувствует перегрузок и переутомлений. Не возникает стрессовых ситуаций, т.к. ребёнок чувствует уверенность в своих силах. Он видит, слышит число, может подойти к числовому ряду. Восприятие идёт через двигательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_zaytsevu.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

   Вокруг  ребёнка целый мир, наполненный цифрами и числами: деньги, автомобильные номера, номера домов и квартир, телефонов. А возраст – свой, мамин, папин, бабушкин и дедушкин. Двузначные и трёхзначные числа буквально ворвались в жизнь ребёнка. А мы говорим: «Рано, не поймёт!» Ещё как поймёт, убедилась я на практике, т.к. работаю по методике А.Н. Зайцева с 1994года. Впервые об этой  методике мы  прочитали в журнале «Дошкольное воспитание». В статье говорилось о том, что в результате простых ,интересных занятий с использованием специальных таблиц, ребёнок задолго до школы учится свободно ориентироваться в мире двузначных чисел, складывает и вычитает их. В то время у нас была подготовительная к школе группа и мы  решили попробовать. Кустарным способом была изготовлена таблицу и в свободное от занятий время мы с детьми начали «путешествовать» по ней. Во время этих игр – путешествий около таблицы собирались все дети, всем было интересно. А результаты превзошли все мои ожидания. Материал оказался доступен всем без исключения детям. У детей нет ощущения, что они учатся, т.к. всегда ставится игровая задача (кто быстрее найдёт число …, кто первый определит … и т.п.) Т.е. дети учатся играя, без принуждения. Такой подход особенно важен к детям дошкольного возраста. Ребёнок не чувствует перегрузок и переутомлений. Не возникает стрессовых ситуаций, т.к. ребёнок чувствует уверенность в своих силах. Он видит, слышит число, может подойти к числовому ряду. Восприятие идёт через двигательную активность. Вот как это происходит.

Отыскивая нужное число, ребёнок подходит к таблице, движется вдоль неё. Если надо выполнить сложение, он идёт в сторону увеличения (вправо), если вычитание – в сторону уменьшения чисел (влево). Образ каждого числа представлен в виде набора кружков, которые складываются в пирамиды. Образ числа на таблице «Стосчёта» представлен исчерпывающе со всех сторон, а это очень важно. Исследуем любое число, например число 56.

Называя число 56, ребёнок воспринимает его в савокупности следующих признаков:

1.он слышит звуки, т.е. звуковой образ. Каждый раз называя числа, ребёнок их проговаривает, следовательно развивается его речь и ритмика (она сменяется от десятка к десятку);

2.ребёнок видит, сколько предметов (5 красных и 6 синих кружков) представлено, т.е. количественный образ числа;

3.ребёнок видит, как круги скомпонованы: 5 десятков и 6 единиц, т.е. компоновочный образ числа;

4.ребёнок видит, как число выражается цифрами, т.е. графический образ числа.

Сочесть 4 образа числа: звуковой, количественный, компоновочный и графический – является основополагающим шагом, т.к. переработка информации через образы более доступна и происходит быстрее.

         Преимущество обучения детей по методике Зайцева заключается в том, что вся сотня представлена целиком. Каждый ребёнок считает на том уровне, который ему доступен. Нет задержки в развитии способных детей. Занятия с детьми показали, что методика Зайцева обеспечивает наглядность, доступность, быстроту запоминания, свободу деятельности, достижение  «потолка возможностей» .

          Работу по ознакомлению со «стосчётом» была разбита на3 этапа. На 1 этапе необходимо познакомить детей с числами от 1 до 100, научить детей хорошо ориентироваться на таблице, т.е. быстро находить заданное число. Для этого использовались дидактические игры: «Кнопочки», «Считаем попеременно», «Капризная указка», «Куда мы попали?», «Сколько тебе лет?» , «Какое число закрыто?» и т.д.

           На 2 этапе дети знакомятся с составом двузначных чисел. Для этого с помощью родителей были изготовлены математические наборы. Набор представляет собой палочки, связанные по 10 штук в десятки и ещё 10 штук  россыпью – это единицы. Обучение происходит в игровой форме. На этом этапе я использую дидактические игры «Отложи число», «Соедини правильно» и «Напиши число». Последняя игра не только помогает детям определять количество десятков и единиц в двузначных числах, но и упражняет детей в штриховке. Благодаря использованию этих игр, дети занимаются с интересом.

            Переходим к 3 этапу – к сложению и вычитанию двузначных чисел в пределах 100. Начинаем обучение с самого простого, учимся прибавлять и отнимать 1, затем 10. Чтобы не складывать сухие числа, придумываем задачи из повседневной жизни, например о том, как ходили в магазин. Или считаем, на сколько лет папа старше мамы. Такие задачи из жизни дети решают с удовольствием, т.к. они находят эмоциональный отклик в их душе. С опорой на таблицу «Стосчёта» мы рассказываем сказки. Дети отыскивают на таблице все числительные, которые встречаются в тексте, выполняют сложение и вычитание.

             Для подведения итогов своей работы и проверки уровня усвоения знаний детей, раз в месяц проводится итоговое занятие. .Эффективным приёмом проверки знаний детей является использование рабочих листов. Дети любят выполнять практические задания . Лист бумаги делится на 3 – 4 части, каждая из которой обозначается цветовым сигналом или цифрой. На таком листе размещаются задания из разных разделов математики. Задания могут быть разными по своей сложности, исходя из индивидуальных особенностей развития ребёнка. Анализ рабочих листов позволяет выявить уровень усвоения  программного материала каждым ребёнком.

             Многолетний опыт работы показал, что дети хорошо знают геометрические фигуры, владеют количественными операциями, умеют сравнивать предметы по величине, неплохо решают задачи, но испытывают затруднения, когда перед ними ставятся задачи на выполнение основных логических действий. Зачем маленькому ребёнку логика? Оказывается при собеседовании  в 1 класс ребёнок должен показать умение логически мыслить: анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать. Значит ни в коем случае нельзя упускать этот благоприятный период в жизни ребёнка, дошкольный возраст, иначе потери потом будут трудно восполнимы.

             Помимо всем хорошо известных дидактических игр на классификацию, сериацию необходимо отметить ещё одну серию игр, которая создаёт дополнительные условия для развития мышления у детей. Это игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». Дети играют с удовольствием, у них поднимается настроение. Можно использовать задания из этой игры в начале занятия, как «умственную гимнастику», либо в конце, как поощрение. Дети не теряют интерес к игре, т.к. при построении игровых заданий последующие задания не повторяли предыдущие. Сложность заданий постоянно возрастает, например за счёт увеличения количества клеток игрового поля. Каждое задание имеет разные способы решения. Это позволяет развивать у ребёнка инициативу в поиске решения, интеллектуальную гибкость, возможность посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон. Игра позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, отталкиваясь от уровня их развития. Если ребёнок затрудняется, то задание можно упростить, если предоставить ему возможность перемещение гусеницы и муравья совершать не мысленно, а реально, т.е. обозначить их движением пальца или карандаша.

              Проанализировав результаты работы, мы пришли к выводу, что без специального педагогического руководства имеющиеся у детей потенциальные возможности используются не полностью. Если это воздействие будет производиться по определённой системе и в увлекательной форме, то можно превратить процесс обучения  в увлекательный и ненавязчивый.

Методика А.Н.Зайцева проста. Она показала, что дети намного умнее, чем мы о них думаем. Необходимо добавить к этой методике свою любовь и фантазию и тогда дети учатся  играя, весело и с удовольствием.