Конспект НОД «Цветик – семицветик»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Николаева Татьяна Петровна

Цель: Выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

·                    Совершенствовать знания детей о составе чисел в пределах 7 из двух меньших чисел.

·                    Продолжать учить детей умению ориентироваться на тетрадном листе используя графомоторные навыки.

·                    Учить моделировать углы, ориентируясь на своё тело.

Развивающие:

·                    Развивать умение понимать и выполнять учебную задачу.

·                    Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания, рассуждать.

·                    Развивать навыки контроля, правильно оценивать свою работу и работы других детей.

Воспитательные:

·                    Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, оказывать им посильную помощь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetik_-_semitsvetik.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Цветик – семицветик»

Цель: Выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать знания детей о составе чисел в пределах 7 из двух меньших чисел.
  • Продолжать учить детей умению ориентироваться на тетрадном листе используя графомоторные навыки.
  • Учить моделировать углы, ориентируясь на своё тело.

Развивающие: 

  • Развивать умение понимать и выполнять учебную задачу.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания, рассуждать.
  • Развивать навыки контроля, правильно оценивать свою работу и работы других детей.

Воспитательные:  

  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, оказывать им посильную помощь.

Методы и приёмы:

  • Игровой (игры, вопросы, пояснения, использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование ИКТ).
  • Словесный (напоминание, указание, художественное слово, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.
  • Практический

Оборудование: 

Мяч-мякиш, компьютер, проектор, экран, тканевые тёмные очки, мягкая игрушка: Цветик-семицветик, «Чудесная коробка».

Демонстрационный материал: схема-образец, диск СД с презентацией и музыкальным видеоклипом.

Раздаточный материал: 4 конверта – подсказки (набор числовых домиков, цветные карточки, графический диктант - листы в крупную клетку, набор геометрических фигур), цветные карандаши, горох, цветное тесто.

Индивидуальная работа: активизировать Илюшу П.

Предварительная работа с детьми: 

чтение сказки «Цветик – семицветик», отгадывание загадок, решение логических задач.

Словарная работа: развернутый угол.

Ход занятия:

Орг.момент:

Воспитатель: Дети, вы рады, что у нас так много гостей?

Поздоровайтесь с гостями. Они пришли к нам, посмотреть и послушать нас. А теперь улыбнемся, настроение у нас хорошее.

Раздаётся стук в дверь, входит воспитатель из соседней группы и сообщает детям, что почтальон случайно перепутал группу и отдал посылку не тем ребятам, которым она предназначалась. А предназначалось она вам! (показывает детям посылку с адресом: д/сад «Санаторный», группа «Солнышко» воспитатель с детьми благодарят Татьяну Михайловну, вскрывают посылку и читают письмо)

Вводная часть к теме занятия:

Воспитатель: «Дорогие дети, пишет вам волшебница, у меня есть волшебная книга, в которой живут сказки, но сегодня одна из сказок исчезла. Я узнала, что герой этой сказки она заблудился в стране Математики.  Помогите мне пожалуйста! Если вы согласны, то в этой посылке лежат конверты - подсказки,  которые вам помогут вернуть сказку в книгу.

Воспитатель: Смотрите здесь лежит диск….Присаживайтесь поудобнее сейчас мы посмотрим, какая сказка потерчялась. Дети смотрят видеоклип по сказке В.Катаева «Цветик - семицветик».

После просмотра видеоклипа:

СЛАЙД

Воспитатель: Вы узнали эту сказку? (да!) Как она называется? («Цветик-семицветик»).

СЛАЙД

Воспитатель: Правильно! Кто написал? (Валентин Катаев).

Воспитатель: А вы поняли, кто эта старушка, (ответы детей) ну конечно же она, та самая волшебница, которая написала нам письмо!

Кто главный герой сказки?

Какое желание девочки вам показалось важным, объясните, почему вы так думаете? (рассеяная, невнимательная)

Воспитатель: Вы хотите помочь волшебнице и вернуть сказку в книгу? (Да!)  И сможете преодолеть все препятствия?

Воспитатель: А кто мне скажет, почему цветок так назвали?

Дети: Потому, что у него 7 лепестков и все они разного цвета.

Воспитатель: Правильно, у этого волшебного цветка, лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, вспомните, а где ещё встречается такое сочетание  цветов или цифры 7?

Дети: В радуге - 7 цветов, в неделе – 7 дней, в музыке – 7 нот, в сказках.

Воспитатель: Вот и 1 конверт с подсказкой от Умелого карандаша. Здесь написано, чтобы узнать, кто из героев этой сказки заблудился, мы можем узнать, когда выполним графический диктант. Есть у кого то вопросы? По этому заданию. Начинаем от указанной на листке точки. Все готовы? (Читает графический диктант).

СЛАЙД

Воспитатель: А сейчас чтобы узнать правильно ли вы выполнили задание, посмотрите на экран и  сравните его с образцом! (на экране образец-цветок). А что получилось у вас? (цветок) 

Воспитатель: А кто, мне напомнит цель нашего путешествия по стране «Математика»?

Ответы детей: Помочь волшебнице найти сказку.

Воспитатель: А вы поняли, почему сказка исчезла? Кто заблудился в стране «Математика»?

Ответы детей: Цветок заблудился!

Воспитатель:  Дети, а как Вы, думаете, с радуги далеко видно? (Да!..) Давайте её построим, может мы увидим Цветик - семицветик? (Давайте!..)

Гимнастика для глаз и  координация речи с движением: «Радуга»:  

Мы глаза сейчас закроем 1.2.3.

В небе, радугу построим 7,6,5,4,3,2,1

Вверх по радуге пойдём 1,2,3  

Вправо влево повернём 1,2,3

А потом скатимся вниз, жмурься сильно, но держись.

Воспитатель: Вы не видели Ц-С.? Зато ваши глазки отдохнули!

Воспитатель: Тогда мы откроем следующий 2 конверт-подсказку и будем двигаться дальше. (В конверте 6-этажные домики с пустыми окнами, без жильцов)

Воспитатель: В эти дома надо поселить жильцов, так чтобы на каждом этаже было только 7. Чтобы выполнить это задание, надо вспомнить правило. Кто его расскажет?  

Ответы детей: Чтобы найти неизвестную часть, надо из целого числа вычесть известное.

Воспитатель: И будьте внимательны, может здесь и поселился Ц-С? Все справились? А теперь, поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга!....

Воспитатель: Правильно ли он решил? У тебя другое мнение? Ты считаешь что он(а) не права?

Прием столкновение мнений:

Воспитатель: Сколько мнений в группе?  (2).

Воспитатель: Что возникает? (вопрос?) Какой -?

Ответ детей:  Кто прав?

Воспитатель: Как это узнать?

Ответы детей: Надо проверить!

Воспитатель:  Давайте разберёмся, (вспоминают правило, делают сверку по линейке).

        Кто оказался прав? ….

Воспитатель: Нашёлся Цветик-семицветик?......

Ответ детей: Нет!

Воспитатель: А давайте у жильцов этих домов спросим, они теперь кто друг другу?  (Соседи) Правильно, вставайте кругом.

Динамическая пауза: Дети встали вкруг, воспитатель кидает мяч, а они называют соседей числа (от 0 до 10). Нет, соседи тоже Ц-С не видали!

Воспитатель: Тогда давайте сядем за стол и посмотрим в следующем 3 конверте - подсказку, где нам его искать? Открыть конверт!

Воспитатель: Вначале, нам предлагают ответить на вопросы про углы! Согласны? (Да!) А заодно поглядим, может Ц-С, в каком-нибудь уголке спрятался?

Воспитатель: Как называют фигуру, у которой 3,…4,..5.. углов!

        У какой фигуры нет углов?

Воспитатель: Дети, как вы думаете величина угла у квадрата и треугольника одинаковая  или разная?

Воспитатель: Да, вы правы углы бывают разной величины. Вот квадрат и вот треугольник.

Воспитатель: Давайте разберёмся на примере относительно своего тела.

Воспитатель: Покажите мне локоть левой руки поставьте руку на стол, а правую руку положите на стол так, чтобы пальцы правой касались локтя другой руки. Какой угол получился (прямой!)

                          Теперь покажите острый угол! Вы показали прямой и острый угол. Какой из них больше (прямой). 

Как называется угол, который больше прямого (тупой!). А как показать тупой угол. (Правильно).

Как называется угол, который больше тупого (развёрнутый!).

Но знаете, дети треугольники тоже бывают разные. Они могут называться, как и углы… (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольник.) Давайте вспомним, что геометрические фигуры различаются не только по величине углов, но ещё и по другим свойствам. Кто скажет по каким?.. (форма, цвет, размер) Мы с вами все углы проверили, но Ц-С нет ни в одном углу..

Воспитатель: конверт №4. Вам предлагают из  цветного теста слепить любую геометрическую цифру или фигуру и разместить её на цветной картонке. Сверху их надо выложить горошком. Вам интересно?  Кто мне скажет, что нам понадобится для лепки?  Салфетка, доска для лепки, стека.          (очки)

Воспитатель: Все справились? А я придумала игру: «Наши ручки - это глазки». По считалочке выбирается ведущий, он надевает очки и называет любую цифру от 5-10. Вы считаете вслух до заданного числа, (воспитатель подводит его к любой работе ребёнка). Дети произносят: «Наши ручки - это глазки» и если ведущий правильно называет геометрическую фигуру или цифру, то ведущим становится тот, чья эта работа.

Воспитатель: игра: «Наши ручки это глазки». Хотите поиграть?.  

Воспитатель: Складывайте в эту коробочку ваши цифры и геометрические фигуры  на картонках, а  в группе подпишем её и вы, как только захотите, будете играть.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ой, слышите, музыку. А посмотрите, какой необычный цветок расцвел на нашем окне. (Обращает внимание детей на цветик - семицветик).

Воспитатель: Дети, он мне тихонько прошептал, что пошёл в страну математику, чтобы узнать: «Кто лучше всех на свете» и заблудился. Цветик - семицветик сейчас вам споёт. (Цветик – семицветик узнал, кто лучше всех на свете, и поёт песенку детям: «Лучше всех на свете, цветы и дети», поэтому он опять хочет в сказку).

Воспитатель: Что же нам теперь с ним делать? А может, быть мы его себе оставим? Дети предлагают отправить посылкой цветик – семицветик волшебнице в сказку.

Воспитатель: Я согласна! А чудеса мы с вами сможем сделать сами. Надо только сильно этого захотеть! 

Рефлексия: 

Воспитатель: Вам понравились наши приключения?

Вы хорошо справились с заданиями в конвертах!

Напомните мне, какое задание было в 1 конверте, 2, 3, 4.  

Какое задание было самым сложным?

А что нового вы сегодня узнали? О чём вы расскажите сегодня родителям!

  «Чудесная сюрпризная коробка»: А сейчас приятный сюрприз! Где наша чудесная сюрпризная коробка. Правило вы, конечно - же, помните? (Дети делают свой выбор, объясняя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе....

Конспект - развлечение "Цветик - семицветик или необычное путешествие."

Дети совершают путешствие в сказочные города : Город мастеров, Музыкальный городок, Город красок, Книжный город....

Конспект занятия "Цветик-семицветик"Состав числа 7, палочки Кьюзенера, блоки Дьенеша. (Подготовительная группа)

Систематизировать знания о числе семь и цифре 7. Продолжать знакомить с образованием числа 7 из двух меньших чисел. Закрепить знания о последовательности дней недели....

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

конспект составлен для проведения итогового занятия по формировавнию элементарных математических представлений в средней группе ДОУ...

Конспект занятия "Цветик-семицветик в мире доброты"

Цель: углубление представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность; научить отличать доб...

Конспект занятия "Цветик - семицветик"

Конспект занятия "Цветик - семицветик"...