Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте.
методическая разработка по математике на тему

Борисюк Виктория Вячеславовна

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером.  Он предназначен  для обучения математике в разных странах, в работе с детьми начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Основные  особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

 

Числовые фигуры; количественный состав числа из единиц и меньших чисел – эти неизменные атрибуты монографического метода,  оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада.

Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а так же и самостоятельно.

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным особенностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В  мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki_kyuizenera.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

        Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером.  Он предназначен  для обучения математике в разных странах, в работе с детьми начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Основные  особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Числовые фигуры; количественный состав числа из единиц и меньших чисел – эти неизменные атрибуты монографического метода,  оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада.

Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а так же и самостоятельно.

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным особенностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В  мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерение.

С помощью цветных палочек,  детей  легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше»,  «больше – меньше на …». Научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух  меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета»,  «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Набор содержит 116 палочек. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют различную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например , в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых»  состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное семейство.

Палочки дают возможность выполнять  упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе; с палочками можно «играть» и на полу.

Для детей разных возрастов предполагаются следующие дидактические пособия:

Альбом-игра (для детей 2-3 лет) «Волшебные дорожки»

Альбом-игра (для детей 3-5 лет) «Дом с колокольчиком»

Игра «Посудная лавка» математикам 5-8 лет

Игра «Кростики» математикам 4-7 лет

Игра « На златом крыльце сидели»

Примеры игр:

Количественное сравнение

Игра “Где больше?”

Перед ребенком выкладывается два ряда палочек – в одном 4 палочки, в другом – 5. Ребенок определяет в каком ряду палочек больше, и как сделать равное количество палочек в каждом ряду (убрать лишнюю или добавить еще одну). Дополнительные задания: добавьте или уберите одну палочку, палочек стало больше (меньше)? покажи одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек; положи столько же палочек сколько у меня;


 Пространственная ориентация

Игра “Слева-справа”

Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи синюю палочку, справа от нее положи красную, справа – голубую, снизу желтую, сверху – оранжевую» – и т.д.

Соотношение числа и цвета


Чтобы ребенок научился соотносить цвет и число, в каждой игре закрепляйте за каждой палочкой определенное число: “возьми палочку белого цвета – это палочка 1”, “розовая палочка – это палочка 2”, “голубая палочка – это палочка -3” и т.д.

Игра “Числовая лесенка”


https://3.bp.blogspot.com/-ZgUWNuOeiO4/WCIaHam66RI/AAAAAAAACGw/7Y4FDnxcTA0sI4DOF2tApYPwUO6GoGxMgCLcB/s320/55058ea061d1d.jpg

Предложите ребенку взять палочку “1” и положить перед собой. Затем палочку “2” (розовая) положить под белую палочку так, чтобы получилась ступенька, под розовую положить палочку “3” (голубая). Далее предложите ребенку посчитать, сколько же ступенек получилось? Ребенок ставит пальчик на первую ступеньку и вместе с вами считает: “Один, два, три”, пальчик при этом “шагает” по ступенькам сверху-вниз (от верхней белой палочки к нижней голубой).

Затем посчитайте в обратном порядке: снизу- вверх (от голубой к белой палочке). Ребенок ставит пальчик на нижнюю ступеньку и «шагает», считаем: третья, вторая, первая. Постепенно количество ступенек в лесенке увеличивается и ребенком осваивается количественный и порядковый счет. Когда ребенок освоит цвета палочек и числа, которые они обозначают, ему можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Например, нашли палочку, обозначающую число 5, положили перед собой. Ребенок строит лесенку относительно числа “5” (вверх и вниз). Далее можно перейти к более сложной задаче – называнию смежных чисел. Задайте ребенку вопрос, “Между какими двумя ступеньками находится ступенька 6?” В случае затруднения предложите задание: сравнить два числа 5 и 6, определить, какое из чисел меньше, какое больше. Проверьте ответ с помощью палочки “1”. Поясните, что если рядом с желтой палочкой (палочка “5”) положить белую (палочка 1), то получится палочка “6”.

Еще ряд игр  с палочками Кюизенера, направленные на знакомство ребенка с основными математическими операциями (состав числа, умножение, деление).

Состав числа. Сложение и вычитание.

Положите перед ребенком голубую палочку «З». Под этой палочкой положите 3 белых палочки “1”, спросите ребенка: “Сколько единиц в числе три?” Теперь задание для ребенка – составить палочку “3” из двух палочек. Спросите: “Какое число меньше трех на один?”. Ребенок находит розовую палочку “2” и выкладывает ее под палочкой “3”. “Сколько палочек не хватает, чтобы получилось три?”. Ребенок находит палочку 1 и кладет ее рядом с розовой палочкой “2” под палочку “3”. К двум прибавили один – получилось три. Теперь составьте палочку “3” в обратном порядке – сначала  выкладываем палочку “1”, а затем к ней прибавляем палочку “2”. К одному прибавить два получается три. Обратите внимание ребенка на то, что вы составили число “3” двумя способами: 2+1 и 1+2. Далее можно перейти к изучению состава следующего числа (4,5, и т.д.). Подобным образом проводятся упражнения на вычитание. Например, составили число 4 разными способами (3+1, 2+2, 2+1+1 и т.д. ). Предложите ребенку от четырех отнять один (отодвинуть белую палочку) и проверить – сколько останется.


Несколько вариантов ваших вопросов ребенку на закрепление этого навыка:

 - из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или оранжевая;  

- из каких двух палочек можно составить красную? 

- какую палочку надо добавить к белой, чтобы она стала по длине, как красная?

-  из каких двух палочек можно составить фиолетовую?  

- на сколько голубая палочка длиннее розовой? 

- сколько розовых палочек уместится в оранжевой? 

- предложите ребенку с помощью оранжевой палочки измерить длину книги, карандаша и т.п.

- или решить вот такие примеры:

https://3.bp.blogspot.com/-t_bS81hxSP4/WCIbryInlMI/AAAAAAAACHA/WiEMxU3VFKEJcuFpShKUEfdT9wdyPKtLgCLcB/s320/548ab8702a031.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.

Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. ...

Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером.  Он предназначен  для обучения математике и   педагогами  разных...

«Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ Ханты-Мансийский автономный округ-Югра ГОРОД  ОКРУЖНОГО  ЗНАЧЕНИЯ  НИЖНЕВАРТОВСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ...

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста.

Мнение о том, что математическое мышление совсем не обязятально в жизни, что оно может пригодиться только на уроках математики, очень ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, ...

Палочки Кюизенера-средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24930180","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Палочки Кюизенера средство развития математических представлений дошкольников

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение ...

Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте

Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочк...