Главные вкладки

    Статья по теме:
    Гендерное воспитание

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Колосова Людмила Васильевна,

    зам.зав. по ВМР МБДОУ №312

    Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения

     с семьями воспитанников с использованием игры и игрушек

    Взаимодействие педагогического коллектива с родителями необходимо начать с изучения условий, которые созданы для игровой деятельности ребенка в семье.

    Из всего многообразия предлагаемых современной наукой методов, каждым педагогическим коллективом отбираются именно те, которые более всего отвечают целям  работы. Так, мы остановили свой выбор на методе анкетирования родителей. Главное — помнить, что не следует перегружать анкету сложными вопросами и формулировать их таким образом, чтобы каждый родитель смог без затруднений ответить на них. Полученные данные тщательно анализируются и на основе этого делаются соответствующие выводы.

    Анализируя  результаты анкетирования в ДОУ констатировали следующее:

    •        игровая база в большинстве семей достаточно богата и разнообразна, но появление каждой новой игрушки в семье, как правило, происходит случайно;

    • число родителей, задумывающихся при выборе игрушки о её педагогической ценности и значимости, весьма невелико;
    • родители хорошо помнят игры своего детства, но на вопрос «Играете ли Вы в них со своим ребенком?», подавляющее большинство родителей ответило: «Нет», хотя многие
      игры (особенно ролевые), остаются любимыми играми современных детей;
    • лишь немногие родители могут придумать, как использовать в игре ребенка бросовый материал или предмет-заместитель (пластмассовую бутылку, шерстяные перчатки и др.).

    Выбрать для современного дошкольника нужную, полезную, развивающую игрушку для родителей достаточно сложно, и при покупке новой игрушки большинство родителей, как уже отмечалось, не задумываются о ее педагогической значимости и ценности. Поэтому в детском саду педагогам приходится часто наблюдать, как дети приносят из дома для игр различных монстров, оружие и т.п. В индивидуальных беседах, на консультациях педагоги пытаются убедить родителей, что эти игрушки негативно влияют на психику ребенка, вызывая агрессивность, однако большинство родителей не прислушиваются к их мнению.

    Поэтому одной из задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является пропаганда среди родителей развивающих игр и игрушек.

    В результате многократных попыток решить эту проблему оказалось, что наиболее эффективным приемом в работе с родителями является знакомство их с «полезными» игрушками и обучение руководству игровой деятельностью с детьми через «Родительские игротеки», игровые практикумы, родительские собрания «Игра-не забава», «Из чего же сделаны мальчики…» и др.

     Первым этапом в проведении подобного рода работы является отбор детского сада педагогически целесообразных, развивающих детей игрушек, которые могут быть приобретены родителями.

    Вторым этапом является организация и проведение «рекламной» компании этих игрушек и игровых пособий в детском саду. Для этого организовываются своеобразные выставки, на которой воспитатели демонстрируют родителям игрушки и игры, представляющие наибольший развивающий эффект для детей данного возраста.

    На третьем этапе с родителями проводятся консультации по руководству игровой деятельностью.

    Воспитатели объясняют родителям значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка-дошкольника и как добиться понимания и признания права ребенка на игру в каждой семье. Предлагается памятка:

    • Вступать в совместную игру можно только по желанию ребенка.
    • Параллельно с ребенком, не включаясь в его игру, родители могут развивать свое направление сюжета (ребенок играет в шофера, папа в другом месте создает ремонтную мастерскую и т.п.).
    • В процессе игры важно развивать творчество ребенка, побуждая его придумывать различные сюжеты и воплощать их.
    • Практиковать многодневные игры, стремиться удерживать сюжет игры и взятые на себя роли и не «соскальзывать» на привычные отношения.
    • Выступая равным ребенку партнером в игре, признавать его право на переживание, эмоциональные реакции, чутко реагировать на социальные потребности.

    •        Не поучать детей во время игры и не давать им никаких указаний и оценок.

    • Учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, опыт.
    • Не критиковать детей, способствовать максимальному самовыражению в игре, поощряя его; взяв на себя роль, одновременно быть самим собой. Действуя в роли, раскрывать ее многофункциональность (мама ухаживает за ребенком, готовит обед, ходит на работу и т.д.), ее отношение с другими ролями (реальными и фантастическими).
    • Вводить договор и правило в совместную игру.
    • Договариваться о времени, условиях игры. Начинать и прекращать игру согласно договору (вторая половина шестого года жизни).
    • Широко использовать сюжетную игру и ее элементы в бытовых семейных ситуациях (например, автобус —космический корабль, а папа с сыном — космонавты).
    • Поддерживать и по возможности участвовать в коллективных играх детей.
    • Организовывать игры с различным материалом (водой, песком, глиной), развивающие игры.

            В условиях детского сада дети много времени проводят вместе. Дошкольники одной группы становятся «своими». Они привыкли друг к другу и хорошо знают особенности каждого.

    • Отношения детей старшего дошкольного возраста это отношения сверстников, но одновременно это и отношения мальчиков и девочек. В их общении просматривается стремление объединяться по признаку половой принадлежности. В этом возрасте продолжает развиваться доброжелательная пристрастность ребенка к детям своего пола. Дети группируются по полу, половая идентификация приводит к общности интересов. Появляется специфическое чувство «мы» («мы – мальчики», «мы – девочки»),
    • В своих играх мальчики и девочки часто стараются строить сюжеты, в которых в явной форме выявлены профессии мужчин и женщин. Ориентируясь на взрослых, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика или девочку, как на будущих мужчину или женщину. Однополые группы в общении способствуют развитию способности видеть себя глазами сверстников.
    • Половая идентификация ребенка происходит под влиянием реальных жизненных впечатлений. Каждый ребенок заимствует типичное поведение от близкого взрослого того же пола, от героев книжек, фильмов. Все впечатления неизменно включаются в игровые отношения и проигрываются с большим вниманием и интересом.
    • Однополые объединения мальчиков создают условия для появления игровых сюжетов, отражающих мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. Мальчики изображают мужественные поступки и характеры. В то же время объединения девочек создают условия для игровых сюжетов, отражающих типичные женские поступки и характеры. Разные роли в играх не разъединяют детей. Напротив, в общении наблюдается так называемая доброжелательная пристрастность не только к представителям своего, но и другого пола.
    • Различные интересы мальчиков и девочек в играх проявляются более дифференцированно, чем в реальном общении. Во внеигровых ситуациях дети чаще действуют как ровесники, а не как мальчики и девочки. Этому способствует и практика воспитания детей в детском саду: дифференцировать подход к детям как к мальчикам и девочкам совсем не просто.

    Более подробно с вопросами руководства игровой деятельностью в условиях семьи родители и педагоги знакомятся в специальных пособиях программы «Из детства –в отрочество» и др. В каждой группе имеется «библиотечка для родителей»

    Михайленко Н., Короткова Н. Как играть с ребенком.- М.: Просвещение, 1990.

    Недоспасова В.А. Растем играя.- М.: Просвещение, 2002.

    Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте: Пособие для воспитателей детских садов.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.

    Предлагаем примерный алгоритм работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями с использованием игры и игрушек.

    • Разработка анкеты - опросника для родителей с целью изучения их отношения к совместной игре со своим ребенком, приобретению и использованию игрушек.
    • Создание на базе дошкольного учреждения условий для совместной игровой деятельности родителей со своими детьми.
    • Разработка схемы целенаправленного наблюдения педагога за свободной игрой матери с ребенком с целью определения характера сотрудничества между ними.

    •Установление взаимозависимости между характером сотрудничества в игре и отношением матери к своему ребенку.        

    • Разработка комплекса мероприятий по формированию у родителей интереса к совместной игре с ребенком.

    Изучение условий для игровой деятельности, которые созданы ребенку в семье может осуществляться с помощью анкеты-опросника для детей и родителей, «приглашения» в детский сад игрушек из дома и организация игр с ними, проведения специальных праздников с «участием» игрушек («Праздник игрушек», «Новогодняя елка», «Карнавал для игрушек» и т.п.).

    Обучение родителей педагогическим технологиям игровой деятельности с ребенком в условиях семьи становится возможным при следующих условиях:

    • предоставления родителям возможности выбора того вида игр и игрушек, которые для них (а не для ребенка) представляют интерес;
    • создание условий в детском саду для полноценной игровой деятельности тем детям, которые лишены этой возможности дома;
    • организация обмена опытом родителей по руководству игровой деятельностью в семье и демонстрация игрушек, которые соответствуют уровню развития ребенка;
    • проведение консультаций для родителей по вопросам приобретения и изготовления игрушек, которые для детей данного возраста представляют определенную педагогическую ценность. Разъяснение родителям последствий негативного воздействия отдельных видов игрушек на психику и развитие ребенка;
    • проведение работы по развитию у родителей умения создавать с помощью игрушки ситуацию совместной деятельности с ребенком (принятие родителями определенной роли и
      действия в ней, изготовление атрибутов для игры, внесение дополнений по ходу сюжета и т.п.);
    • создание в детском саду условий для приобретения родителями педагогически ценных игрушек, настольно-печатных игр. Организация среди родителей конкурсов на лучшую
      технологию по их использованию с демонстрацией фото— и видеоматериалов.

    Мы надеется, что педагоги, познакомившись с содержанием работы с родителями по социально-личностному развитию детей, смогут организовать эту работу с учетом возможностей и интересов своего педагогического коллектива.

    Спасибо!


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ №312

    Уважаемые родители!

    Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе. Собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит.

     Просим вас искренне ответить на  вопросы.

    1.        Как   Вы    считаете,    в   чём   заключается   роль   семьи    в    воспитании
    мужских/женских качеств в ребёнке?        

    1. Какова роль матери в полоролевом воспитании ребёнка?        
    2. Как отец влияет на полоролевое развитие ребёнка?        
    3. Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как
      полноценного члена общества?        

    5.        Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и
    правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние,
    излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т.п.)        …….

    6.        Что бы Вы хотели узнать о полоролевом воспитании мальчиков/девочек? …………………….

    Памятка ДЛЯ родителей.    

    1. Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я».
    2. Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
    3. Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял
      только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом, а делом.
    4. Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всего в любви
      нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была
      взаимной.
    5. Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между
      собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не
      должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.
    6. Договоритесь между собой, как вы будете воспитывать ребёнка и выдвинете
      единые требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а
      что нельзя - он будет разрываться между вами, а это может привести к
      неврозу или антисоциальному поведению.
    7. Помните, что отец — это   опора и защита в семье. Он воспитывает в детях
      самостоятельность,   дисциплинированность,   организованность,   уважение   к
      старшим и слабым, мужественность, чуткость.
    8. Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье.
      Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и
      равновесие, уверенность в свои силы.


    Предварительный просмотр:

    Девочки и мальчик и - особенности полоролевых  игр

     в практике современного дошкольника

    Как разобраться в играх для мальчиков и девочек?

    Представьте, что у шестилетнего сына вашей подруги – день рождения, и вы отправились в торговый центр за подарком. Вы вертите в руках роботов, нажимаете на курок игрушечного пистолета и вздрагиваете от оглушительного «Трах!»… Нет, такое у него уже есть. У этого человека-паука какой-то непраздничный вид. Гоночная радиоуправляемая машинка? Восторг! Но что скажет мама, по чьим туфлям эта машинка не раз пронесётся с ветерком? И снова изучение игр и игрушек на стеллажах и ярлычков с ценами… А еще говорят, что игры для мальчиков сейчас выбрать проще простого! А как угодить девочкам?

            Представления о социальной роли девочек и мальчиков, к сожалению, часто довольно стереотипны. И игры, которые предлагают считать  нормой, могут помешать полноценной самоидентификации будущих девушек и юношей. Впрочем, далеко не все игры для девочек и для мальчиков подчеркивают гендерное различие детей. Многие игры для детей-девочек могут нравиться и мальчикам, и наоборот. Вот несколько игровых жанров, которые обычно нравятся и мальчишкам, и девчонкам.

    Игры приключения Думаете, от дерзких сорванцов в девчонках ничего нет? Предложите им пройти красочный детский квест или даже игры для девочек гонки! Сюжеты и графика игр приключений для девочек могут немного отличаться от того же в играх для мальчиков, но игровые действия в принципе очень похожи.

    Игры бродилки. Для девочек они могут быть интересны чуть больше, для мальчиков, из-за отсутствия в играх-бродилках напряженной сюжетной линии. Задача игр-бродилок для девочек и мальчиков даже дошкольного возраста обычно простая: нужно просто гулять по игровому миру, собирать монетки или предметы и избегать опасностей для своего персонажа.

    Игры с любимыми персонажами. Конечно, у девочек и у мальчиков — свои герои: девочка вряд ли полюбит Спайдермена, а не всякий мальчик захочет отправиться на поиски приключений с нежной Белоснежкой. Но персонажей вроде Микки-Мауса или Спанч-Боба ребята любят, пожалуй, одинаково!

    Математические игры, игры с цифрами. Иногда помочь с математикой могут игры для девочек-магазины, где нужно рассчитывать бюджет и делать покупки с умом. Сомневаетесь, есть ли смысл учить девочек математике с детства? А вот, например, первая в мире женщина-профессор математики Софья Ковалевская осваивала математику с самых ранних лет. Если верить легенде, на её комнату не хватило обоев, и детскую маленькой Сони пришлось обклеить листами с лекциями известного механика и математика XIX века

    …Выйдя из магазина, мы не можете избавиться от мысли, что есть какие-то способы поиска девчоночных и  мальчиковых игр и игрушек. Перебираем в уме жанры игр: бродилки и стрелялки, гонки, логические игры….

          Нейропсихологии физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование тендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку. так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном, учреждении.

             Игры нашего детства не были особенно затратны. Коробки мелков могло хватить на пол-лета, футбольный мяч служил несколько сезонов, а для игры в бадминтон можно было просто стряхнуть пыль с папиной ракетки. Игры для мальчиков в XXI веке во многом напоминают игры их родителей, за исключением одной мелочи: когда родители были детьми, о домашних компьютерах даже не мечтали.  Опрос детей показал, что они сейчас отдают предпочтение компьютерным играм. Родителям  обычно нравятся такие игры из-за их  простоты доступа и относительно низких рисков для безопасности компьютера. Детские игры онлайн привлекательны для мальчиков ещё и тем, что флэш-игры  могут быть интерактивными: это значит, что с их помощью можно играть в командные игры с другими детьми или даже общаться друг с дружкой.

    Однако содержание игр  дошкольников с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что приводит к отсутствию у детей, специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки — нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

    Решение этой задачи осложняется тем, что, начиная с рождения, отмечается более раннее созревание девочек, и в настоящее время учеными накоплен ряд интересных фактов о половых различиях в здоровье, моторике, в развитии зрительной системы, речевых способностей детей. Актуальными являются разработка и использование в работе с детьми дифференцированных, форм воспитания девочек и мальчиков с учетом этих различий: Но выявлено, что в группах ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками. В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11 % -с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит  задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.

            Но как это сделать?  

    И мы решили провести родительское собрание в нетрадиционной форме.

    Мы пригласили к. разговору по данной проблеме наших родителей, На родительское собрание детьми были сделаны необычные приглашения, проведена предварительная работа: наблюдения за сюжетно-ролевыми играми девочек и мальчиков, оформлен коллаж с помощью детей «Из чего же, из чего же сделаны наши...», проведены «секретные совещания настоящих мужчин», рисование «Девочки-маленькие хозяюшки»; анкетирование родителей «По проблемам полоролевого воспитания». подготовлены атрибуты для игр.

    На собрание были также приглашены воспитатели ДОУ,

    Разговоры - размышления в виде игровых заданий «Родительские
    заботы», «слово-эстафета», соревнований команд родителей «мальчики» и
    «.девочки» были интересны и полезны для всех присутствующих. Дети
    приняли участие в викторине про, сказочных мальчиков и девочек, а в
    конце совместно с родителями показали спектакль «Теремок». Решено
    было открыть для девочек «Клуб маленьких леди» и провести «Рыцарский
    турнир» среди мальчиков и  пап.

    Для того чтобы помочь родителям и воспитателям в решении сложной и значимой проблемы по половому воспитанию детей, благодаря систематической-и целенаправленной paботe по данному направлению появляется полоролевая (гендерная) компетентность, которая позволит родителям и педагогам воспитывать девочек  и мальчиков с учетом их индивидуальных особенностей.

    Приложение:  Материал собрания.

    Ребёнку для гармоничного развития его личности необходимы и мать, и отец в равной, степени.

    Значение отца в формировании половой роли детей обеих полов заметно больше. Поскольку отец чаще оценивает детей и действует более решительно, то дети как бы более чувствительны по отношению к отцу. Они относятся с большим вниманием к тому, что он говорит и что он делает, чаще прислушиваются к его замечаниям и следуют рекомендациям. Таким образом, именно отец существенно влияет на их самосознание.

    Отец и сыновья. Положительный воспитательный эффект наступает тогда, когда между сыном и отцом есть эмоциональная связь. Отсутствие отцовского влияния на мальчиков трудно чем-либо компенсировать. Отцы немало могут сделать, если будут' помнить, что мальчик - это будущий муж и отец.

    Папа учит сына проявлять теплые чувства и заботу о мaмe; сестре, бабушке. Именно отец может и должен воспитывать в сыне чуткость: учить не обижать и не обижаться, не предавать, не делать больно, вести себя достойно мужчины. Он настраивает ребёнка на проявление доброты, внимания и сострадания. Отец способен увлечь сына техникой, научить мастерить, ремонтировать, передать ему свои интересы. Но при этом не забывать, что ребёнок - это личность со своим темпераментом, типом нервной системы, складом ума, характером и у него могут сформироваться свои интересы, но при этом мягко направлять ребёнка в «нужное русло».

    Отец и дочери. Формированию половой роли дочерей отец помогает, выступая как   представитель   противоположного   пола.   Большинство   отцов   относятся   к дочерям долее мягко и не особо настаивают на их самостоятельности, перекладывая, таким образом, воспитание девочки в материнские руки. Чаще папа восхищается дочкой и не видит их недостатков. Отец поддерживает женственное поведение дочери и соответствующие игры. С другой стороны, проявляя внимательное отношение к матери, отец помогает формированию в дочери женского начала.

    Мама, и сын. Чаще всего у них очень тесная психологическая и эмоциональная связь. Мама склонна защищать своего мальчика от любых «нападок.» (даже от строгих требований отца) - вне зависимости от того, справедливы они или нет. Для мамы её сын - самый лучший, самый умный, самый красивый, добрый и...самый, самый, самый.

    Строгость   отца   компенсируется   мягкостью   матери   и   ребёнок   развивается

    гармонично. Если мать эмоционально холодна, не проявляет  чувств к своему ребенку.

    то   ребёнок   пытается   любыми   способами   привлечь   её   внимание   -   капризами, плаксивостью, агрессивностью, кривлянием и т.п.

    Если же, наоборот; возникает- гиперопека и мама «топит» ребёнка в своей заботе и любви, то вырастает женоподобный, инфальтивный мальчик, «маменькин сынок», который более комфортно чувствует себя в женском обществе, не способный на решительные действия и принятие самостоятельных решений.

    Мама и дочь. Мамы относятся к дочерям более требовательно, чем папы. Женская роль в семье и обществе более четкая, ясная, поэтому и ориентиры даются соответствующие - приобщение к ведению домашнего хозяйства, подготовка к роди матери, жены и т.п. Да и девочки лучше социализируются в нашем обществе и поэтому у них меньше проблем с поведением и самоопределением.

    Отец ~ опора и зашита в семье. Отец идёт впереди, учит долгу перед родными и обществом. Он спокоен, рассудителен. Он учит любить женщину, уважать старость. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, ответственность, чувство долга и чести.

    Мать - любовь, доброта, хороший эмоциональный климат в семье. Мать создает атмосферу доброты, благожелательности, понимания, взаимоуважения, любви. К ней  можно прийти и рассказать о своих проблемах, слабостях, переживаниях и она выслушает, пожалеет, пожурит, поругает, обнимет, поцелует, прижмет к груди и даст чувство уверенности, защиты и силы для дальнейшего развития.

    Данная информация для некоторых родителей была открытием, поводом для размышлений о выработке единых требований к воспитанию ребенка.

    • ДороноваТ.Н. Девочки м мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. -М.: Линка-Пресс, 2009.
    • Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
    • Осипова Л.В, Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Изд-во Скрипторий 2003», 2008.
    • Интернет.


    Комментарии

    Таганова Ольга Николаевна

    Абсолютно с Вами согласна, что это актуально. Но главное, по моему, из вашей работы видно, что это ваы действительно делаете.

    Материал для педагогов городской ассоциации.Естесственно, лучше рассказать, что есть, а теорию можно и книгах прочесть. Но мы не изобретаем велосипеды, а используем методические рекомендации Дороновой Т.Н.
    Оксана Павловна Буюкли

    Я тоже использую методические рекомендации Дороновой Т.Н.; а тесты и анкеты для родителей, диагностику беру из методического пособия А.М.Щетининой, занятия составляю сама. Я была в г.Урае на семинаре, там есть садик с эксперементальной площадкой по гендерному воспитанию. Интересно.