Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Баронова Вероника Вячеславовна

Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать.Желаю удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vas_roditeli_5.docx264.26 КБ

Предварительный просмотр:

Для вас, родители! 

  Приветствуем вас, уважаемые родители!

 Для дошкольника с ОНР важным является подготовка к восприятию информации  о  букве, особенно ее графического образа.  К моменту знакомства с буквой у ребенка должно быть достаточно развито зрительное восприятие  и узнавание предметов, сформированы знания о форме, цвете, последовательности и количестве предметов,   пространственное восприятие и представление, ориентировка в схеме собственного тела, в пространстве, дифференциация правой и левой стороны предмета и тела. Кроме того должны быть сформированы речевые средства, отражающие зрительно – пространственные отношения.

         Знакомя детей с буквой, логопед обычно  соблюдает такую последовательность:  «имя» буквы, т.е. ее название в алфавите, количество элементов, в какую сторону ( влево - вправо, вверх- вниз) «смотрят» элементы буквы, в каком положении относительно строки расположены элементы, какие звуки обозначаются на письме данной буквой, заглавная буква или строчная, похожи заглавная со строчной или нет ( как А и а, Б и б), на какие предметы или другие буквы она похожа. Задавая детям каждый раз одни и те же вопросы по каждой новой букве, я поняла, что их можно  определенным образом упорядочить, систематизировать и даже внести в таблицу (см.приложения №1 и №2 ниже). Одним из достоинств таблицы является то, что ребенок может самостоятельно рассказывать о букве, сравнивать две (или более) буквы. Составляя данную таблицу, я учитывала, что в детском саду дети   знакомятся только с  печатными буквами, у которых число графических элементов   ограничено ( в отличии от письменных букв, где число элементов (крючки , петли и др.) достаточно велико).

Приложение №1

1. « Имя» буквы в алфавите.        

( « имя» буквы М в алфавите - « эм»…и т.д.)

2. Какие звуки (звук) обозначаются

этой буквой на письме.

 ( твердый  и мягкий согласный                                                                                  

или гласный звук)

3.Над чертой / Заглавная или строчная                                                                                      

(большая или маленькая),                                                            =                                              

/ под чертой-                                                                                

похожи заглавная и строчная или нет.                               =

                                                                                                                 4.Количество элементов                                        1-2-3-…

( Сколько частей?)

5. Качество элементов

 ( прямые палочки, полукруг, круг или др.,

вертикальные, горизонтальные или др.)

Вопрос для детей – из каких частей состоит

буква?

6.В какую сторону « смотрят»                       верх

элементы (части) буквы:                             Л                  П

направо или налево. Элементы

находятся внизу   или наверху

 ( например,  у Ь полукруг внизу,                    низ

а у буквы Р – наверху).

                                                                             

7.Как расположены элементы  

буквы относительно строчки

на строчке, над строчкой, ниже строчки.  

8.На какие вещи, предметы похожа буква.                       Л

                                                                                                             Ш

                                                                                            Ж         А          

     

 Опорная схема для рассказа о букве  (для сравнения букв)

              C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2010-12 (дек)\сканирование0004.jpg

        Приведу пример рассказа о букве Аа по схеме.

Буква Аа в алфавите называется  « а». Этой буквой на письме обозначается гласный звук А. Заглавная и строчная буквы отличаются: заглавная буква состоит из 3 частей - палочек( две наклонные и одна лежащая), а строчная состоит из линий. И заглавная, и строчная стоят на строчке, у них нет частей, которые спускаются со строчки. Заглавная буква похожа на шалаш, крышу, домик…

   Сравнение двух букв: П и Ш по карточкам 2,3,4,5,6,7,8.

У букв П  и Ш  заглавная и строчная буквы одинаковые, отличаются только по росту. У буквы П три палочки, а у  Ш  - четыре. У буквы  П две  прямые вертикальные палочки, которые сверху соединены лежащей( горизонтальной) палочкой, а у буквы  Ш наоборот горизонтальная палочка внизу, а три вертикальные прямые палочки « смотрят» наверх .   Обе буквы « стоят» на строчке, никакие части не свисают вниз.  Буква П похожа на ворота, качели, турник, а буква Ш , в отличие от П, похожа на щетку, старую расческу, на которой мало зубчиков, на грабли.

Желаю удачи в подготовке детей к школе!

Подготовила учитель – логопед   ГОУ д/с №2035 Баронова В.В. Статья в журнале «Логопед в детском саду» №1 за 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям и педагогам "Как рассказывать детям сказки"

Благодаря этим советам сказка, услышанная детьми из уст взрослых может стать мощным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, источником новых художественных впечатлений детей....

Советы родителям "Зачем детям нужно рассказывать сказки"

Запомните, что дети – это ваша дальнейшая жизнь, а жизнь – это движение....

Консультация для родителей "Что и как рассказывать детям о войне и Победе?"

День Победы - хороший повод рассказать детям о войне. Данная консультация для родителей поможет подобрать правильные слова , чтобы рассказать о подвиге народа нашей страны....

Консультация для родителей «Детям о профессиях — рассказываем в сказке»

Дети растут быстро, и с каждым днем задают все больше и больше вопросов. И так хочется рассказать им все как можно интереснее и красочнее! В этот раз мы попробуем рассказать детям опрофессиях. Их очен...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛ РОДИТЕЛЕЙ «Как научить ребенка рассказывать, пересказывать, придумывать»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛ РОДИТЕЛЕЙ«Как научить ребенка рассказывать, пересказывать, придумывать»...

Открытое занятие на тему «Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии при изучении букв В, в»

Это занятие было подготовлено и проведено для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушением речи . В конспекте занятия предложены разные приёмы по профилактике оптической дисграфии....