Главные вкладки

    Материал по теме:
    Уголок для родителей

    Гончарова Марина Анатольевна

    Любая информация для родительских уголков ДОЛЖНА привлекать внимание и НЕ ДОЛЖНА пугать объемом.  Поэтому, подбирая и оформляя материал для уголка психолога, руководствуюсь следующими позициями: востребованность темы, краткость изложения и яркость оформления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    adaptaciya.doc581 КБ
    detskie_kaprizy.doc112.5 КБ
    kak_perezhit_1_sentyabrya.doc264 КБ
    nikogda_ne_sleduet_govorit.doc149 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           

               Ранний детский возраст (от года до трех лет), по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека.            В чем его необыкновенность? В скорости развития центральной нервной системы: масса мозга к полутора годам утраивается, а к трем – составляет уже две трети мозга взрослого.

               Умственное развитие связано с воспитанием и ранней социализацией. Дефицит общения со взрослыми и сверстниками и отсутствие целенаправленного воспитания оборачиваются невосполнимыми потерями.

                Если ребенка лишить активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнет отставать умственно, но и утратит желание постигать новое.

                «Я сам!» - так называют период второго года жизни. Потребность в самостоятельных действиях очень велика, и лишенный этой самостоятельности малыш будет протестовать капризами и неподчинением.

                 Любопытство – познавательная активность – одна из характеристик

    раннего возраста.

    Малыш познает и свои

    возможности, и

    свойства окружающих

    предметов. Не мешайте

    ему в этом! И будьте

    всегда рядом.

                                                                                                         

             Каковы  психологические преимущества пребывания ребенка в детском саду?* Во-первых,  обретение самостоятельности: освоение навыков самообслуживания – умения одеваться и раздеваться, кушать, убирать за собой, соблюдать личную гигиену.

     * Во-вторых, это детское окружение: приучение к взаимодействию с другими детьми на основе договоренности и учета общих интересов. Дети не просто привыкают друг к другу, а завязывают достаточно тесные отношения и учатся тому, что не умеют сами, без нудных наставлений и поучений взрослых, за счет разнообразных форм общения между детьми.  

     * В-третьих, еще одно преимущество детского сада  избавление от эгоцентрических установок. Дошкольники стремятся судить обо всем происходящем исключительно со своей позиции, отрицая всех остальных. Взрослые склонны потакать детям, умиляться самостоятель-ности их суждений. Сверстники же      достаточно

                                                   быстро корректируют

                                                   индивидуалистские

                                                   установки. Поэтому                                                                

                                                    в условиях детского

                                                    сада дети уже в четыре

                                                    года способны

                                                    учитывать позицию и

                                                    мнение другого

                                                    человека.

    КАК   НАДОвести себя родителям в первые дни посещения ребенком детского сада

    1. Настраивать на позитив – он дорос до детского сада!
    2. Создать спокойный климат в семье, щадить его ослабленную нервную систему.
    3. Не оставлять его в группе сразу на целый день – дать возможность привыкнуть к новым условиям.
    4. Не менять режим в выходные дни.
    5. Не кутать ребенка – он всегда в движении! Одежда должна соответствовать температуре в группе и на улице.
    6. Не наказывать за детские капризы, но и не потакать им. Отнеситесь к его выходкам спокойно – переключите внимание малыша или проигнорируйте, продолжая делать свое дело.
    7. При выраженных невротических реакциях обратитесь к специалистам – воспитателям, психологу, врачу и оставьте ребенка на день-два дома.

    КАК   НЕ   НАДОвести себя родителям в первые дни посещения ребенком детского сада

    1. В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде, воспитателях, детях и их родителях.
    2. Пугать и «наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
    3. Вмешиваться в его контакты с детьми в группе.
    4. Водить ребенка в шумные и многолюдные места, увеличивая нагрузку на нервную систему.
    5. Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
    6. Потакать всем капризам и прихотям.
    7. Строго наказывать и грубо обращаться.
    8. Давать с собой сладости и дорогие игрушки.
    9. Все время кутать и одевать не по сезону.
    10. Одевать в красивые наряды, в которых трудно свободно двигаться и одеваться самостоятельно.

    Предварительный просмотр:

    1. Замечательно! Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Чудно! Отлично! Здорово!

    1. У тебя хорошо получается. Это так красиво! Хорошая работа! У тебя обязательно все получится! Я знал(-а), что ты сможешь сделать это!

    1. Это лучше всего! Так держать! Ты это сможешь!

    1. Я очень тобой горжусь. Это твоя победа! Поздравляю! Сердечно рад(-а) за тебя!

    1. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя. Ты справился(-лась) лучше, чем всегда. Ты на правильном пути!

    1. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо!

    1. Большое тебе спасибо! Ты – чудо!

     

            

     

    1. Молчанием. Ребенку дошкольного возраста очень трудно выдержать бойкот. Для этого ему потребуется напряжение всех психических сил.
    2. Говорить: «Я тебя больше не люблю!» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание. Его опасно применять в этом возрасте.
    3. Физически. Этот способ может казаться наиболее эффективным, но порождает только страх и ответную жестокость и агрессию.
    4. Кричать на ребенка. Крик воспринимается ребенком как словесное битье.
    5. Чрезмерно. Не забывайте о том, что поощрений при воспитании должно быть гораздо больше, чем наказаний.
    6.  Длительно по времени. Это вызовет перенапряжение нервной системы ребенка, последствия чего в этом возрасте непредсказуемы.
    7. Спустя продолжительное время после проступка. Ребенок дошкольного возраста не поймет причину наказания.
    8. Упрекать и припоминать все грехи. Этим вы убедите его в его неисправимости и закрепите его плохое поведение.

            

            

    Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности

    Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года жизни

    Период упрямства

    и капризности начинается примерно с полуторагодовалого возраста и заканчивается

     к 3,5 – 4 годам

    Если дети по достижении

    4-х лет еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации упрямства и истеричности, как удобных способах манипулирования своими родителями. Не поддавайтесь нажиму ради своего спокойствия.

    Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже вещь вполне нормальная

    Мальчики упрямее девчонок

    В кризисный период  приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!

    Девочки капризничают чаще

    Что могут сделать родители?

    Не пытайтесь во время приступа делать внушения ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.

    Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

    Истеричность и капризность требуют зрителей. Не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая девочка, ай-я-яй!».  Ребенку только это и нужно.

    Постарайтесь схитрить: «А какая у меня есть игрушка, книжка, штучка!», «А что это там?». Подобные маневры заинтересуют и отвлекут ребенка.

    Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести!

    Не придавайте большого значения упрямству и капризности – примите это как необходимость

    Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете!

            

    Упрямство, истерики, отказ от выполнения просьб и требований…

    «Не хочу! Не буду! Не пойду!»

    «Дай! Купи! А мне надо эту!»

    «Нет! Я сама. Я самее тебя.»

    «И не закрою я уши. И не пойду я гулять.»

    Проявите терпение и выдержку! Нельзя поддаваться требованиям ребенка, которые он предъявляет в виде слез, криков, истерик и припадков. Если ребенку удалось добиться своего с помощью одного из этих способов, он будет прибегать к нему все чаще и чаще…


    Предварительный просмотр:

    ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

    « Ж И В Ч И К О В »

                С быстрыми, активными детьми проблем обычно меньше, чем с копушами. Быстро схватывают, быстро делают. Но дальше-то чем ему заняться?   На активную работу у живчика вместо предусмотренных 15 минут уйдет 5 – 7.  А остальные на что пойдут?  Поэтому лучше заранее предупредить учительницу о такой особенности вашего непоседы, чтобы она предусмотрела для него дополнительные задания. Или объяснить самому первокласснику, что он может сделать, если другие ребята еще не закончили работу:

    - проверить сделанное (объяснить, как);

    - почитать учебник;

    - поднять руку и сказать, что уже закончил;

    - попросить еще задание.

                Он не замечает, что делает плохо, когда вертится, вскакивает, отвлекает одноклассников. Чтобы он изменил свое поведение, его нужно не наказывать, а заставить услышать взрослого и запомнить услышанное. Потому что активный ребенок мгновенно забывает сказанное: в одно ухо влетает, из другого вылетает. Окрики, наказания, увещевания, подкупы – не работают. Надо придумать игру (подсчет замечаний, например).

    Быстрый первоклашка не должен пребывать в праздности. Кружок, помощь по дому, решение головоломок, спорт… здесь главное -

    ВЫДЕРЖКА И ВЫДУМКА. Плюс ТЕРПЕНИЕ И ЛЮБОВЬ!

    ЖИВЧИК НЕ ЗАМЕЧАЕТ СВОЕГО ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ.

    НАКАЗЫВАТЬ

    И ПОРИЦАТЬ ЕГО БЕССМЫСЛЕННО.

    ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ 

    « К О П У Ш »

             Они медленно едят, медленно одеваются, медленно соображают… они все делают медленно. Первое время в школе для такого ребенка – сильнейший стресс и испытание. Копуша не в состоянии попасть в школьный темп. И не удивительно, если такой ребенок начнет совершать неадекватные поступки даже будучи всесторонне подготовленным к школе.

              Учителя чаще всего стараются посадить такого медлительного увальня с быстрым ребенком в надежде на то, что он подтянет копушу. Происходит же все наоборот: медленный ребенок еще больше замедляется!  Присутствие быстрого товарища становится для него дополнительным стрессом.

                 ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Практически – ничего. Главное – не превратить ребенка в невротика. С созреванием нервной системы он и сам начнет потихоньку ускоряться. Чтобы с первых дней в школе такой малыш не превратился в невротика, нужно постараться автоматизировать некоторые необходимые в школьной жизни действия: запасной карандаш или ручка – в пенале, таблица сложения заранее выучена наизусть, чтение – пусть медленно, но много. И главное – СПОКОЙСТВИЕ И ЕЩЕ РАЗ СПОКОЙСТВИЕ. Плюс ТЕРПЕНИЕ И ЛЮБОВЬ! 

            

    КОПУША – НЕИЗБЕЖНЫЙ СТРЕСС ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ – УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ.

    С ЭТИМ НУЖНО СМИРИТЬСЯ. УСКОРИТЬ КОПУШУ НЕВОЗМОЖНО.

            

    НАПУТСТВИЯ  В  ДОРОГУ

    «ПЕРВОКЛАССНЫМ» РОДИТЕЛЯМ

                       

    Из бессмысленных напутствий рождается привычка пропускать любые слова взрослых мимо ушей.

    ЛЮБЫЕ!

    ПОНУЖДЕНИЕ НЕОБХОДИМО,

    ПРИНУЖДЕНИЕ РАЗРУШИТЕЛЬНО!

    Любой ценой уходите от конфликтов с новоиспеченным первоклассником!

    ЕМУ И ТАК ОЧЕНЬ ТРУДНО!

    НАШИ АМБИЦИИ –

    ГАРАНТИЯ НЕВРОТИЗАЦИИ НАШИХ ДЕТЕЙ

    Дети могут вырасти благополучными, если их не поощряют, но не могут –

    ЕСЛИ ИХ НЕ ЗАМЕЧАЮТ

    В борьбе с ребенком победителей не бывает.

    Проигрывают все!

    В школьных делах ребенок должен слушать не маму, а учительницу.

    Это – нормально!

    ЧТО ТАКОЕ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

    Умение устанавливать деловые и дружеские контакты с детьми и взрослыми, соблюдать нормы и правила поведения, сочувствовать и сопереживать другим людям.

    Социально-эмоциональная готовность

    Умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, способность понять и принять задание или задачу, правильно оценить результат.

    Волевая готовность

    Мотивационная готовность

    Положительное отношение к школе, желание идти в школу, правильное представление  об учении и школе.

    Выработка определенного отношения к самому себе, к взрослым и сверстникам, к учению в школе.

    Личностная готовность

    Интеллектуальная готовность

    Определяется зрелостью познавательных психических процессов – памяти, внимания, мышления. Проявляется, как желание узнавать новое, преодолевать трудности, достигать результата.

            

      Скоро  ваш  большой  малыш  впервые  наденет  ранец  и  переступит

        школьный  порог.  Как  сложится  его  школьная  жизнь?

        Все  родители  хотят  одного  и  того же –

        чтобы  их  первоклассник стал  успешным

        учеником. И  все  родители  не  хотят

        одного  и  того  же – проблем

        с  учебой, поведением

        и  здоровьем.

    Что еще  нужно  сделать?

    Что  уже  можно  предусмотреть?

                     Как  можно  избежать  и  как  достичь?

            


    Предварительный просмотр:

            «Ты -  лентяй!»,  или  «Ты  такой  

               толстый!»  или    «ты –  такой   тупой!».    

            Иначе  ребенок   оправдает    ваши  

                                    худшие   опасения.

                «Я   прекрасно   знаю,  что  у  тебя

                на  уме!».   Нет,  вы  этого  знать  

                не  можете.  Дети  -  самые  

                непредсказуемые  существа  на  свете.

                Для  их  мышления  не  существует

               шаблонов.

                                             Не  принижайте  себя:  «Ах,

                                             я   такая  бестолковая!».   Ребенок

                                             вам  поверит  и  переубедить  его

                                             будет   достаточно  сложно.

            «Как  жаль,  что  ты  не  похож

               на  своего  брата  (сестру,  друга)!»

               Разве  вы  забыли,  что  зависть

               не  культивируют?  Избегайте  

               нелестных  для  ребенка  сравнений.

              Он  -  сам  по  себе  -  индивидуальность.