ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
статья по теме

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание у детей нравственности средствами  татарской народной педагогикИ

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимает вопросы нравственного воспитания.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. А также воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

Веками образование и воспитание основывались на народных традициях и философских взглядах. И на сегодняшний день в интеграции духовного развития личности становится очевидным роль национальной культуры. Национальные ценности в современных условиях рассматриваются как уникальное явление, ведущее к истокам культуры народа, по существу, к истокам духовности.

Этнокультурные традиции унаследовали из поколения к поколению, от эпохи к эпохе социально-культурный опыт и знания, нормы нравственности и поведения. В традициях заключался и огромный социально-воспитательный потенциал. Их существование определялось выполнением различных функций, в том числе и нравственно-воспитательных.

Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном  творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т. д.

Народная педагогика способствует всестороннему развитию личности и включает  в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь  широкий  спектр выполняемых задач, народная традиция воспитания была в первую очередь   ориентирована на нравственное воспитание.

Факторы  народного воспитания: игра, слово, общение, традиции,  труд, пример, идеал.  Каждый из которых, способствует нравственному воспитанию. Через народные игры ребенку прививается  уважение  к национальным обычаям, формируются  качества личности, ценные  для данного  этноса, осуществляется приучение подрастающего  поколения  к правилам  и нормам поведения.

Татарское устное народное творчество, народные праздники, которые имеют огромное воспитательное значение в формировании личности ребенка, заслуживают специального педагогического изучения, с целью выявления интеграции физического и духовного развития личности в татарской педагогической мысли.

В изучении татарского детского фольклора внесли свой вклад ученые фольклористы Г. Рахим, Н. Исанбат, К. Насыйри, Р. Ягъфаров. Татарский детский фольклор включает в себя более двухсот десятков жанров, составляя обширную и оригинальную область традиционного народного творчества, и является уникальным по своей всесторонности средством формирования личности ребенка. Когда при помощи таких простейших жанров детского фольклора, как колыбельные песни, народные сказки, загадки, скороговорки, дразнилки, прибаутки открывается возможность воспитания в детях таких необходимых качеств, как чуткость, доброе отношение к людям, гуманность. Все это создает почву для дальнейшей тяги к искусству, призвано воспитывать в детях чувство патриотизма, закладывает основы интеграции  духовного составляющих личности, формирует уважение к языку, обычаям, традициям и культуре.

Колыбельные песни являются одними из важнейших элементов народной культуры, т.к. еще в колыбели начинается воспитание детей, в тоже время колыбельные песни отражают и социальные проблемы, надежды и мечты народа. Колыбельные песни открывали ребенку мир доброты, окружающих его людей и предметов. Их народ в свободной непринужденной обстановке использовал в своей воспитательной практике, поэтому эффект от такого воспитания был огромным.

Не менее действенными средствами интеграции физического и духовного развития личности выступали татарские народные сказки. Сказка по-татарски называется «әкият». 

Герои  татарских народных сказок и легенд воплощали в себе возвышенную нравственную программу, которую народ стремился осуществить в процессе воспитания новых поколений. Добрые, трудолюбивые персонажи сказок являлись своеобразными гуманистическими ориентирами, по которым направлялось воспитание и самовоспитание.

В интеграции физического и духовного развития личности такие сказки, как «Луна и Солнце», «Старик и ленивый джигит», «Батыр», «Камыр-батыр», «Четыре друга», «Козел и Баран», «Человек и Кошка», «Соловей» и др. являются бесценными.

Нельзя недооценивать роль пословиц в интеграции духовного развития личности. Через пословицы школьники получают первичные знания о здоровье, движении, природе и их взаимосвязи. По-татарски пословица называется «мэкаль».

В фольклоре русского народа пословица и поговорка трактуется так: «Поговорка  цветочек, а пословица  ягодка», а у татар: «Әйтем  сүзнең бизәге, мәкаль  сүзнең жиләге».

Пословицы содержат в себе хоть и маленький, но цельный рассказ.     К. Насыйри в пословицах видел произведения, раскрывающие богатый опыт жизненных наблюдений, мудрость и высокие нравственные чувства народа, социальные отношения, а также образную краткость его языка.

Пословицы по поэтической форме лаконичны, кратки, остроумны. Они содержат мораль, которые вырабатывалась многими поколениями. Поэтому народ в пословицах и поговорках видел советчика, помощника. Воспитательное значение заключается в приобщении ребенка к человеческой мудрости.

Широко представлены в фольклоре татарского народа пословицы, которые формируют и дают установку на регулярную двигательную активность, например, «Ходячий камень заблестит, лежащий – потускнеет», «В тени и камень мохом покрывается», «Долго прожить можно, лишь много двигаясь» и т. д.

  Народная песня является частью духовной культуры человека и человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни: в игре, учении, труде, в сфере свободного общения, в горе и радости, в будни и праздники. В песнях отражаются вековые ожидания и сокровенные мечты народа.

Г. Тукай в одной из своих статей, посвященных народному творчеству писал: «Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков. Пережив многие беды и напасти … сохранились в памяти людей. Ведь какую бы народную песню мы ни взяли, при тонком исследовании и изучении она, несомненно, откроет перед нами историю народа, его душу, мысли, чаяния»

Каждая народная песня несет в себе воспитательную силу. Так, в интеграции физического и духовного развития личности бесценны народные песни «Салкын чишмә», в которой восхваляется родник, «Матур булсын», в которой говорится о пожелании красивой жизни.

Песни, как уже было сказано выше, – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не, только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п.

Частушки по-татарски называются «такмак», их можно назвать импровизированной поэмой, выражающей иносказательным языком значение свадьбы, настроение и мечты людей, помогающей сблизиться и породниться родственникам жениха и невесты. В частушках отражаются элементы трудовых дел в хозяйстве, успехи культуры и обычаи народа. В них встречаются и образы, напоминающие мифы и легенды, волшебные сказки, также в частушках широко используются иносказания, загадки, считалки, красивые и образные обороты и выражения, диалоги и т.п. Кроме того, татарские народные частушки можно еще использовать и как средство интеграции физического и духовного развития личности. К частушкам, которые побуждают к двигательной активности, можно отнести «Апипа», «Аниса», «Хочется танцевать» («Биисе килә»), «Танцуй, танцуй Хайбулла» («Бие, бие, Хайбулла»), «Когда пляшем тыпыр-тыпыр» («Тыпыр – тыпыр биегәндә»), «Танцуй, танцуй себе, танцуй» («Бие, бие, биесәнә»), «Умение танцевать, откуда» («Оста бию нилектән»), «Наступай, наступай на след» («Бас, бас эзенә»), «Танцуют прекрасно» («Биюләре бик чибәр») и т.д.

К частушкам, которые подчеркивают значение солнца, воды и воздуха в жизни человека, относятся «Солнце, будь свидетелем» («Кояш, шаhит бул»), «Земля, земля, дай сил» («Жир, жир, көчем бир»), «Дождик лей, лей» («Яңгыркаем, яу, яу»), «Солнце выходи, выходи» («Кояш, чык,чык») и т.д. Как отмечает И. Надиров, частушки отражают безграничное воображение татарского народа, гибкость родного языка и его поэтическое богатство.

Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание, кроме того, способствуют формированию не традиционного мышления, а также позволяют оценить уровень мышления, находчивости и сообразительности.

Загадками широко пользовались дети и молодежь во время игр, праздников и отдыха, в перерывах между делом. Взрослые ими в своей среде почти не пользовались, загадки для них были педагогическим средством, необходимым в воспитании детей.

Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, – с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества. Каждый народ стремится донести в будущее, как метко сказал Г. Баширов, «свою самую яркую звезду», самое дорогое духовное богатство – веками накопленную мудрость. Родные слова, родные песни – это самые яркие звезды татарского народа, его самое дорогое духовное богатство. Красота слов, песен и игр создает интересную гармонию в татарской системе эстетического воспитания, представляющую собой вклад татарского народа в общечеловеческую эстетику и педагогику.

Нравственное  воспитание  невозможно  без  важного  фактора   народной педагогики  - примера, идеала, который призван показать ребенку, каким  должен быть  человек .  Ясно осознавал  народ значение  личного примера  в воспитании. 

Нравственное воспитание  подрастающего  поколения  не может быть абстрактным, оно  всегда  конкретно, национально. Нравственные нормы  и ценности в этнической  культуре  приобретает  свое  особое значение  и лишь  исторически  выработанный  механизм их воспроизводства  способствует эффективному  воспитанию. Поэтому  нравственное воспитание  должно  опираться  на  народные педагогические  традиции.

 

Литература:

1. Виноградова A.M. "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников".

2.Виноградова Н.Ф. "Воспитателю о работе с семьей".

Журнал "Дошкольное воспитание", № 2, 2003г.

3. Исанбат Н. Татарские народные пословицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Позитивность роли музея народного быта в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств "

Сценарий педсовета, проводимого в музеи "Русской избы", с использованием русского народного фольклора....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»...

Формирование культуры поведения у детей на традициях народной педагогики.

ФOрмирOвание культуры пOведения у стAрших дOшкольникOв на трAдициях нарOдной педагOгики.Дошкольное детство – вaжнейший период в нрaвственном стaновлении личности. Одним из нaправлений в нрaвстве...

Мастер-класс на тему: "Русские народные подвижные игры, как метод воспитания у детей нравственных и патриотических чувств.

Роль русских подвижных игр в формировании нравственно-патриотических чувств у дошкольников....