Всё, что может пригодиться родителям в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
статья по теме

Галиева Алла Николаевна

Предварительный просмотр:

ФГОС дошкольного образования

Уважаемые родители!

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что же такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться по ссылке: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и письме войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром.

Каково участие родителей?

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации». Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».



Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи

          Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР - это появление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями («волевого» поведения) в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения.      

       Вашему вниманию предлагаются  упражнения, которые помогают ребенку создать образ самого себя не только как умелого, сильного и волевого, но и как ответственного человека. Во-многом это способствует осознанию своих эмоциональных переживаний, осмыслению отношения к себе, стабилизации самооценки и связанных с ней эмоциональных переживаний. Детей по очереди просят закончить фразу:

«Было бы хорошо сейчас... (закончить фразу). Я знаю, что могу сделать... (перечислить). Лучше всего мне удается... (перечислить).

Я постараюсь изо всех сил... (что сделать?). Я готов сейчас же... (что сделать?). Я уже сегодня... (что хорошего сделал?) Оказывается, совсем не трудно... (что сделать?). В самом ближайшем будущем я готов... (что хорошего сделать?).

Я очень хочу для своих друзей... (что хорошего сделать?). Больше всего я люблю... (что именно?). Лучше всего мне удается... (что сделать?). Меня очень радует... (что?).

Я достаточно силен (умен, ловок), чтобы... (что сделать хорошего?).

Я уверен, что могу... (что сделать?). Я обязательно научусь в будущем... (чему?). Мои друзья особенно ценят во мне... (что?). Родители (воспитатели) часто хвалят меня... (за что?)».

          Другим направлением нивелирования тревожности и повышения уверенности в себе является обучение детей умению отвлекаться от неприятных и тревожных мыслей, бороться с каждодневными мелкими житейскими стрессами. Здесь необходимо научить детей не беспокоиться по поводу того, что выходит за рамки их контроля. Например, девочка разбила чашку и горько плачет. Мама может утешить ее такими словами:

Это не беда, что чашка разбилась. Такие неприятности иногда случаются с каждым из нас. Тебе не помогут слезы, потому что все уже произошло. Слезы и расстройства не сделают чашку целой. Давай не будем плакать, а лучше вместе уберем осколки. Может быть, этот неприятный опыт сделает нас впредь осторожнее». Здесь важно отметить, что фиксация на неприятных переживаниях, подкрепляемая укорами и замечаниями взрослых, усугубляют тревожность, мнительность и подозрительность ребенка.

Для коррекции тревожности и коммуникативных навыков предлагаем следующие игры:

Игра «На что похоже настроение?»

Цели. Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и т.п.

Игра «Настроение и походка»

Цели. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов. Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь - как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь - как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек». 

Игра «Слепой и поводырь»

Цель. Развитие внимания друг к другу, социального доверия. Нужна пара: один - «слепой», другой - его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья) У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

Упражнение "Тренируем эмоции"

Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Ведущий предлагает детям:

а) нахмуриться как:

осенняя туча,

рассерженный человек;

б) позлиться, как:

злая волшебница,

два барана на мосту,

голодный волк,

ребенок, у которого отняли мяч;

в) испугаться, как:

заяц, увидевший волка,

птенец, упавший из гнезда,

котенок, на которого лает злая собака;

г) улыбнуться, как:

кот на солнышке,

само солнце,

хитрая лиса,

будто ты увидел чудо.



Предварительный просмотр:

Веревочные узоры

Играть с детьми с СДВГ

В Англии эту игру называют "кошкина кроватка", на Гавайских островах - "сеточка", на Целебесе - "лесенка-лесенка". В нее играют дети эскимосов и индейцев, австралийцев и японцев, яванцев и шведов, французов и арабов. Впрочем, у каждого народа свои варианты этой игры.
Что же это за игра? Она, несомненно, известна и многим из наших читателей. Ведь это та самая игра с веревочкой, которую любят ребята младшего школьного возраста. Устроятся две девочки где-нибудь на скамейке, свяжут концы припасенной заранее веревочки. А потом снимают друг у друга с рук затейливые узоры, которые образуют веревочные переплетения. Вспоминаете?
Приводим здесь один из вариантов некогда популярной на Руси забавы. Игра эта прекрасно тренирует внимание и координацию движений.

Участвуют в игре двое. Инвентарь - шнурок длиной в полтора метра. Его концы нужно связать, чтобы получилась замкнутая петля. Участники этого нехитрого развлечения последовательно снимают с рук друг у друга восемь различных узоров.
Для удобства описания игры назовем партнеров А и Б. Слова "ближний", "дальний", "левый", "правый" описывают расположение участков шнурка относительно того участника, на руках которого в данный момент находится шнурок.
Первый узор - "колыбелька".
А продевает по четыре пальца каждой руки в петлю (большие пальцы остаются снаружи) и раздвигает руки. Затем указательным и большим пальцами правой руки берет ближний шнурок около левой руки и обводит его вокруг ладони и тыльной стороны левой руки (большой палец снова остается снаружи). То же самое проделывается и на правой руке. Теперь шнурок дважды проходит по тыльной стороне каждой руки и один раз - по ладони.
Далее А подсовывает средний палец левой руки под шнурок, проходящий по ладони правой руки, и разводит руки в сторону. Затем средний палец правой руки подсовывается под шнурок, проходящий по ладони левой руки (надо следить, чтобы при этом средний палец двигался внутри петли, образованной предыдущим движением). Теперь А разводит руки с стороны, и "колыбелька" готова (рис. 1).
Второй узор - "коврик". Теперь вступает в дело Б. Кончиками указательного и большого пальцев левой руки он захватывает идущие от средних пальцев А ближние шнурки в том месте, где они перекрещиваются. Точно так же указательным и большим пальцами правой руки Б берет дальние шнурки, идущие от средних пальцев партнера.
Затем, не выпуская шнурков, Б разводит руки (при этом правая рука удаляется от А, а левая приближается к нему (рис. 2) и продевает большой и указательный пальцы обеих рук снаружи-снизу под соответствующие боковые шнурки "колыбельки" (рис. 3).
Теперь Б остается развести руки в стороны и, сняв бечевку с рук А, раздвинуть большие и указательные пальцы. Получится "коврик" (рис. 4). Этот узор образован четырьмя петлями, пересекающимися посредине, и двумя боковыми шнурками. Теперь за дело снова берется А. Он может превратить "коврик" в "поле".
А сверху захватывает большим и указательным пальцами левой руки ближнее пересечение шнурков, идущих от больших пальцев Б. Аналогично большим и указательным пальцами правой руки А захватывает дальнее пересечение шнурков, идущих от указательных пальцев Б. Затем, не разжимая пальцев, А разводит руки (при этом правая рука удаляется от Б, а левая - приближается к Б), сверху-снаружи продевает их под крайние шнурки (рис. 5).
Теперь сжатые большие и указательные пальцы обеих рук располагаются рядом в центре бывшего "коврика" и высовываются из него вверх. И последняя операция: А разводит руки в стороны, натягивая шнурок, и раздвигает большие и указательные пальцы.
Перед вами - "поле" (рис. 6). Оно образовано петлями, соединяющими большие пальцы, петлями, соединяющими указательные пальцы, а также шнурком, проходящим по тыльной стороне указательных и больших пальцев.
Из "поля" можно сделать "перевернутую колыбельку". Это будет четвертый узор. Его исполнитель - Б. Он поворачивает левую руку ладонью вверх и подцепляет сгибом мизинца ближний шнурок, соединяющим указательные пальцы А, и вытягивает его поверх "поля" по направлению к А. Затем Б поворачивает правую руку ладонью вверх, подцепляет сгибом мизинца дальний шнурок, соединяющий большие пальцы А, и оттягивает его поверх "поля" в сторону от А (рис. 7).
Пригнув мизинцы к ладоням так, чтобы шнурки не выскользнули, Б поворачивает руку ладонью вниз и поддевает сомкнутые указательный и большой пальцы левой руки снаружи под ближний двойной шнурок, соединяющий большие пальцы А.
Такая же манипуляция проделывается и правой рукой (рис. 8). И в заключение нужно развести руки (следите, чтобы шнурки не соскользнули с мизинцев), раздвинуть большие и указательные пальцы. "Перевернутая колыбелька" готова. Она в точности такая же, как и первый узор, только перевернута "вверх дном".
Из "перевернутой колыбельки" можно снова сделать "коврик". На этот раз его изготовит А. Он берет "перевернутую колыбельку" с рук Б точно таким же способом, каким Б брал с его рук "колыбельку" - узор, с которого начиналась игра. Только на этот раз большой и указательный пальцы каждой руки (в них зажаты скрещения шнурков) А разводит в стороны и сверху-снаружи опускает в центр "перевернутой колыбельки" (рис. 9). Затем А разводит руки в стороны, раздвигает большие и указательные пальцы (они повернуты вниз), и снова получается "коврик". Отличие лишь в положении рук создателя этого узора (рис. 10).
Теперь на очереди "ромбик" - шестой узор.
Б снимает "коврик" с рук А точно так же, как А снимал первый "коврик" с рук Б, чтобы сделать "поле" (рис. 11).
В результате получаются петли на больших пальцах и на указательных пальцах, как и в случае "поля". Но узор выглядит совершенно иначе (рис. 12).
В центре ромб, а по углам четыре треугольника.
Седьмой узор - "рыба на блюде".
Его делает А из "ромбика". Он опускает указательный палец правой руки в дальний левый треугольник, а большой палец той же руки - в дальний правый треугольник и захватывает ими шнурки в том месте, где они скрещиваются. Соответственно большим и указательным пальцами левой руки А зажимает ближнее скрещивание шнурков. Затем, не отпуская шнурков, А поворачивает руки так, чтобы кончики указательных и больших пальцев были направлены вверх (рис. 13), разводит их в стороны, снимает узор с рук Б и натягивает шнурок. Получилась "рыба на блюде" (рис. 14). Она похожа на "ромбик", только в нем прибавилась двойная диагональ. Но если немного пофантазировать, то можно увидеть, например, селедку, уложенную на продолговатое блюдо.
И, наконец, в заключение "рыбу на блюде" можно превратить в "мостик".
Делается это так. Вначале Б выравнивает шнурки, образующие диагональ, так, чтобы они не перекрещивались. Затем он поворачивает левую руку ладонью вверх, сгибом мизинца подцепляет ближний из двух шнурков, образующих диагональ, и вытаскивает его наружу (по направлению к А). Затем Б поворачивает ладонью вверх правую руку и сгибом мизинца проделывает такую же операцию с оставшимся шнурком диагонали (этот шнурок вытягивается наружу в сторону от А) (рис. 15).
Далее он опускает большой палец правой руки в правый дальний треугольник, а указательный палец - в левый дальний треугольник и зажимает этими пальцами шнурки там, где они скрещиваются. Аналогичная операция повторяется большим и указательным пальцами левой руки с ближним скрещением шнурков. Далее Б поворачивает руки так, чтобы кончики больших и указательных пальцев были направлены вверх (рис. 16). И, наконец, Б разводит руки, снимает узор с рук А, натягивает шнурок и раздвигает большие и указательные пальцы обеих рук. Получилось нечто вроде подвесного "мостика" (рис. 17).

Вот и все. Вариантов игры в веревочку много. Ребят надо научить этой полезной игре, тренирующей наблюдательность и координацию движений.

Они будут с удовольствием проводить время за этой нехитрой забавой.



Предварительный просмотр:

Подвижные игры 

"Будь внимателен" 1 
(Для дошкольников)
Ребенок выполняет гимнастические упражнения по словесной команде, например: по команде "Зайчики!" - прыжки на месте; "Птицы" - взмахи руками; "Лягушки" - присесть и скакать вприсядку и так далее. Команды должны быть разнообразными и подаваться с различными интервалами.

"Волшебное слово" 1 
Ребенок повторяет упражнения за ведущим, но только в том случае, если тот говорит: "Пожалуйста!".

"Подхвати палку" 1 
Играющие, рассчитавшись по номерам, стоят в кругу (или сидят за столом). Ведущий придерживает пальцем гимнастическую палку (или карандаш). Внезапно он называет один из номеров и одновременно отпускает палку. Вызванный должен подхватить ее, пока она не упала. Поймавший становится ведущим.

"Кричалки-шепталки-молчалки" (Шевцова И.В.) 2 
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку" - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчалками".

"Гвалт" (Коротаева Е.В., 1997) 2 
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

"Менялки" (Автор неизвестен) 2 
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: "Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т.д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

"Броуновское движение" (Шевченко Ю.С., 1997) 2 
Цель: развитие умения распределять внимание.
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

"Час тишины и час "можно"" (Кряжева Н.Л., 1997) 2 
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением.
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
"Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их "не слышит").

"Передай мяч" (Кряжева Н.Л., 1997) 2 
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

"Сиамские близнецы" (Кряжева Н.Л., 1997) 2 
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Скажите детям следующее: "Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д." Чтобы "третья" нога действовала "дружно", ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут "срастись" не только ногами, но спинками, головами и др.

"Сиамские близнецы" 9 
Сиамские близнецы - это два человека, некоторые части тела у которых общие. Игрокам предлагается разбиться на пары и стать такими близнецами: свободными должны остаться правая рука одного и левая другого. После этого они должны на время выполнить простые задания:
- зажечь свечу с помощью спичек,
- вдеть нитку в иголку,
- завязать шнурок на ботинке.
Побеждает пара, которая смогла это сделать быстрее остальных.

"Зеваки" (Чистякова М.И., 1990) 2 
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

"Колпак мой треугольный" (Старинная игра) 2 
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: "Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак". После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

"Слушай команду" (Чистякова М.И., 1990) 2 
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: "Положите правую руку на плечо соседа") и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

"Расставь посты" (Чистякова М.И., 1990) 2 
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

"Король сказал..." (Известная детская игра) 2 
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова "Король сказал". Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов "Король сказал" можно добавлять и другие, например, "Пожалуйста" или "Командир приказал".

"Запрещенное движение" (Кряжева Н.Л., 1997) 2 
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

"Запрещенное слово" 20 
Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем малышу мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка?) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить "абракадабра".

"Слушай хлопки" (Чистякова М.И., 1990) 2 
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

"Замри" (Чистякова М.И., 1990) 2 
Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в кругу останется всего один игрок.

"Давайте поздороваемся" (Автор неизвестен) 2 
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечиками;
3 хлопка - здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

"Веселая игра с колокольчиком" (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999) 2 
Цель: развитие слухового восприятия.
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколъчик друг другу нельзя.

"Слалом-гигант" 4 
Из стульев делаются две параллельные "трассы" слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

"Гонка за лидером" 4 
Двое участников состязания стоят за кругом из расставленных стульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт, игроки бегут змейкой, вперед спиной, стараясь догнать соперника. Победитель выявляется через пять кругов. Если до этого кто-то три раза задел за стул, то считается побежденным.

"Запомни ритм" 4 
Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними - паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем - нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.

"Машинка" 4 
По той же схеме, что и в игре
"Запомни ритм", осваивается пантомимическая модель, состоящая из последовательных групп движений, каждой из которых придумываются условные обозначения (два "квадрата", две "гармошки", один "квадрат").

"Повтори за мной" 4 
Игра на основе игр
"Запомни ритм" и "Машинка". Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что их сложно повторить. Если соперник не сумел точно воспроизвести задание, автор должен сам повторить свои действия, в противном случае он же и выбывает. Если автор воспроизвел свою модель, то выбывает соперник. Если же последний справился с заданием, то уже он предлагает следующему свой образец для повтора.

"Мяч в круге" 4 
Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

"Волейбол без мяча" 4 
Две команды по шесть человек имитируют игру в волейбол по правилам (на три паса), но без мяча, а за счет обмена взглядами и соответствующих движений.

"Скамья запасных" 4 
Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

"Восковая скульптура" 4 
До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".

"Живая картина" 4 
Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.

"Автомобиль" 4 
Дети выступают в роли деталей автомобиля ("колеса", "дверцы", "багажника", "капота" и т.п.), из которых водящий собирает автомобиль.

"Сила честности" 4 
Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола столько раз, сколько сможет, но "честно", т.е. не сгибаясь, полностью касаясь грудью пола и подымаясь на вытянутые руки. Как только "честный" отжим не получается, игрока сменяет партнер по команде, а сам он становится в конец строя. Побеждает команда, первой набравшая 100 "честных" отжиманий. То же можно предложить с качанием пресса.

"Съедобное – несъедобное" 17 
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

"Подскажи молча" 4 
Там, где по условиям игры дети подсказывают друг другу, это разрешается делать, но только молча. Выкрикнувший подсказку штрафуется или наказывается вся команда.

"Продолжи ритм" 4 
Каждый участвует в непрерывном воспроизведении освоенного ритма, имея право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузы или сделавший лишний хлопок выбывает.

"Скалолазы" 4 
Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается "сорвавшимся" и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

"Личный подвиг" 4 
Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание - подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.

"Кукловод" 15 
Цель игры: активизировать двигательную память ребенка.
Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т.д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один - "кукловод", другой - "кукла".
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

"Шариковые бои" 16 
В тазик с водой опустите несколько теннисных шариков. Такое же количество дайте ребенку. С расстояния 0,5-1 метр (в зависимости от возраста) предложите ему сбивать "мокрые" шарики "сухими". Если "мокрый" сбит, его нужно вытащить, если нет, то "сухой" шар остается в тазике. Игра заканчивается, когда в воде не останется ни одного шарика.

"Рубка дров" 16 
Попросите ребенка представить, что ему необходимо нарубить дрова. Пусть покажет, какой толщины кусок бревна, который он собирается разрубить. Бревно можно поставить на воображаемый пень и, подняв топор высоко над головой, приступить к работе. Всякий раз, когда ребенок с силой будет опускать топор, он должен громко выкрикивать: "Ха!". Через некоторое время спросите, сколько чурок он нарубил. Игра "Рубка дров" поможет переключиться ребенку на активную деятельность после малоподвижных занятий, выплеснуть накопившуюся агрессивную энергию.

"Подушечные бои" 16 
Вы можете сами поиграть с ребенком или предложить, если есть возможность, под вашим контролем "сразиться" с другими детьми. Небольшие подушки кидают друг в друга, издавая победные крики. Игра поможет детям непосредственно за событием, вызвавшим агрессию, выплеснуть гнев, а не подавлять его и не загонять вглубь.
Разрядиться поможет и громко спетая ребенком любимая песня, прыжки со скакалкой, "догонялки" с домашними животными (если есть), настольные игры - футбол, хоккей. Можно поломать игрушки (те, что не жалко), разорвать бумагу или газету, устроить соревнование "Кто громче крикнет, выше прыгнет, быстрее добежит", пометать дротики в мишень.

"Клубочек" 16 
Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Скажите ему, что этот клубок не простой, а волшебный. Как только он начнет его сматывать, то сразу же успокоится. Когда игра станет для ребенка привычной, он сам будет просить дать ему "волшебные нитки", почувствовав, что огорчен, устал или злится. Размер клубка постепенно может становиться все больше и больше.

"Археология" 16 
Опустите кисти рук в тазик с песком (его можно заменить крупой, предварительно прокалив ее в горячей духовке) и засыпьте их. Предложите ребенку осторожно "откопать" ваши руки. При этом нельзя дотрагиваться до кистей. Как только он закончит раскопки, поменяйтесь с ним ролями.

"Летает – не летает" 17 
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

"Море волнуется" и другие игры типа "Замри - отомри". 4

"Съедобное - несъедобное", "Черное с белым не носить", "да" и "нет" не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций. 4

Игры типа "Угадай мелодию". 4

"Попрыгаем как..." 9 
Выбирают водящего. Остальные игроки делятся на две команды и строятся в две шеренги по одному за линией старта. По сигналу начинается игра. Участники должны по очереди пропрыгать всю дистанцию как:
- кенгуру,
- лягушка,
- воробей.
Ни в коем случае нельзя переходить на другой вид прыжков. Ошибившийся выбывает из игры или с команды снимаются очки. Побеждают набравшие больше очков.

"Выразительные движения" 9 
Делятся на две команды. Из одной выходит игрок и пытается лишь одними движениями показать разные эмоции:
- радость,
- испуг,
- злость,
- удивление.
Вторая команда должна угадать, что было изображено.

"Перенести стул" 9 
Игроки выполняют следующее задание - перенести с места на место стул:
- как будто это мешок с золотом,
- как будто это наполненный до краёв чан с водой,
- как будто игрок идёт по минному полю.

"Привет!" 9 
Всем известно, что слово "привет" можно заменять жестами - пожать руку, снять шляпу, даже потереться носами. Участникам предлагается поздороваться жестами, которые могли бы быть у туземцев:
- племени людоедов У-ху-ху,
- племени прыгающих дикарей Ай-яй-яй,
- племени танцующих дикарей Ля-ля-ля.

"Взаправдашнее падение" 9 
Здесь каждому участнику игры предлагается выполнить простое задание - упасть словно:
- он подскользнулся на банановой кожуре,
- его ранили в грудь,
- его ударило током.

"Галерея неудачников" 9 
Выбирают водящего, который даёт остальным участникам задание изобразить, замерев на месте:
- вратаря, поймавшего шайбу зубами,
- гимнаста, забывшего выйти из пируэта,
- метателя диска, который по ошибке метнул бумеранг.
В итоге получится целая галерея с названием "жертвы спорта". Водящий выбирает победителя.

"Выразительная походка" 9 
Походка человека может многое сказать о её владельце. Здесь участника просят изобразить походку человека, который:
- оказался совсем один ночью в глухом лесу,
- купил себе ботинки на размер меньше,
- со всей силы пнул коробку, а в ней оказался кирпич.
Остальные должны угадать изображаемую ситуацию.

"Живой прибор" 9 
Эта игра выявляет талант к пародированию. Суть - как можно точнее изобразить бытовые приборы:
- утюг,
- будильник,
- телефон.
Остальные должны угадать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"

Цель:Способствовать формированию представления о роли классической музыки у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Актуальность театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей по театрализации. О видах театра. О том,для чего они нужны и чем важны....

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.»

                                    Консультация для родителей на тему «Художественно-эстети...

Консультация для родителей. «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста»

      Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, па...

Советы родителям по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста

Ваш ребенок становится взрослее, его интересует все окружающее, он не перестает задавать вопросы. Уважительно относитесь к его любознательности, отвечайте ему вниманием. Взрослый, умеющий ответить на ...