Роль семьи и детского сада в социальном становлении ребенка-дошкольника.
статья по теме

Семенова Анна Вячеславовна

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила, нормы поведения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_i_detskogo_sada_v_socialnom_stanovlenii_rebenka3.doc145.04 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В СОЦИАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Семенова Анна Вячеславовна - заведующая, 

Тихонова Ольга Сергеевна -  заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе

 Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

г. Санкт – Петербург, Россия

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила, нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям и сестрам.

Под понятием «социальные отношения» подразумевается:

           - Взаимоотношения между людьми, регулируемые с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях.

           - Общественное мнение, выражающееся в отношении общества к соблюдению или нарушению принятых норм.

           - Нравственная зрелость личности, которая предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней. 

Каждый из нас, беря на себя ответственность формирования личности будущего члена общества, должен помнить, что это формирование, иначе говоря, - социализация – это процесс освоения социально-культурного опыта человеком, готовящимся к самостоятельной жизни в обществе, результаты которого позволяют активно, компетентно ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности. Включает определенную систему ценностей, установок, знаний и умений, норм межличностного взаимодействия и правил поведения. В более узком понимании это процесс формирования готовности к успешному исполнению комплекса социальных ролей, свойственных члену общества.

Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит ответственным за себя и окружающий мир.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально-личностного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. В раннем детстве ребенок осваивает широкий круг предметных действий, «открывает» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно приводит его к взрослому как носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начинает выделять в них взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т.е. нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности дошкольника становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. В этом возрасте дети учатся владеть собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане, появляется произвольное владение поведением и собственными действиями. В возрасте 6 лет у дошкольников прочно закрепляется позиция «Я и общество».

Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста при правильном социальном развитии активно участвуют в жизни группы, своих родителей и близких людей. Они готовы всегда прийти вам на помощь. С величайшим интересом принимают участие в общих делах группы (уборка, расстановка мебели, игрушек, обсуждение новых игр, сценариев, праздниках, разрешении проблемных ситуаций и др.) и семьи (подготовка и проведение общесемейных мероприятий, уход за больными, поход в магазин, подготовка подарков, поздравлений, решение конфликтных ситуаций). Зачастую дети делают уместные замечания, пытаются разобраться в ситуации, которая, по их мнению, не соответствует тому социальному образу мира, который уже сложился в их понимании.

 По мере роста и взросления дети все больше погружаются в познание и постижение разнообразных закономерностей и связей между частями социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных отношениях и понимают причинно-следственные связи событий и многое другое; пути социального познания, освоение себя и окружающего мира приобретают специализацию.

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта государственного стандарта по дошкольному образованию и одним из основных направлений содержания основной общеобразовательной программы, предусмотренных федеральными государственными требованиями. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты, внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений у детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

          Социально-личностное развитие воспитанников предполагает:

          - развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

          - создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

          - формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь свое мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

          - воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

          - приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;

          - развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

          - формирование коммуникативной компетентности ребенка – распознание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

         - формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать правила, устанавливать новые контакты.

         Большую роль в успешном социально личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из родителей, администрации, педагогов, специалистов детского сада, которые совместными усилиями должны сформировать те «кирпичики», из которых будет построено будущее общество. Каким будет это общество, какие нравы будут в нем господствовать, какие ценности встанут в нем во главу угла зависит от того, что мы можем дать сейчас тем, кто нам доверяет, детям.

         Социальное воспитание должно подготавливать ребенка к социальной жизни не с точки зрения социальной техники, а с точки зрения социального идеала, в котором таится творческая, преображающая сила и проявляется цель, к которой стремится человечество. Ребенок должен приобщаться именно к универсальным, непреходящим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей, в некотором регионе и в некоторые промежутки времени.

Основными принципами социального воспитания являются:

- принцип природосообразности (изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии);

- принцип народности (учет национальной культуры, традиций и родного языка);

- принцип гуманности (признание индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия);

- принцип социальной ответственности общества за реализацию жизненного сценария человека (создание условий для развития одаренных детей; детей с отклонениями в поведении; детей-сирот; детей-инвалидов; детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве);

- принцип коллективности (формирование человека в коллективе, накопление опыта взаимодействия с окружающими, в целом – приобретение опыта адаптации и обособления в обществе);

- принцип диалогичности (духовно-ценностная ориентация подрастающего поколения, его развитие в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, на основе обмена ценностями – интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными; совместное продуцирование ценностей в быту и в образовательном учреждении).

Составляющим социального воспитания является взаимодействие трех процессов: образование детей, организация их социального опыта и индивидуальная помощь ребенку.

Образование предполагает систематическое обучение, просвещение, развитие, самообразование ребенка.

Приобретение ребенком социального опыта осуществляется посредством участия в жизнедеятельности социальных групп, членом которого он является, и взаимодействия с представителями окружающего общества.

Индивидуальная помощь ребенку предполагает:

- помощь в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения дошкольником своих позитивных потребностей, интересов и аналогичных потребностей других людей;

- помощь в осознании ребенком своих ценностей, установок и умений;

- помощь в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении;

- помощь в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим. К социальным проблемам;

- помощь в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму;

- помощь в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме.

Таким образом, социализация рассматривается одновременно и как ведущий принцип, и как фундаментальная цель воспитания детей дошкольного возраста. Она пронизывает все виды  деятельности: игру, общение, познание окружающего мира.

И, говоря о важности этого направления работы с детьми, следует также сделать вывод, что успешной эта работа может стать только в условиях взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья является самой первой социальной группой, в которую попадает ребенок при рождении. Первая мамина улыбка, сильные большие руки отца, поднимающие его высоко вверх, бабушкины очки, которые так хочется померить, старая дедова машина, которую так интересно «ремонтировать», собака, которая утром лижет тебя в нос… Это и есть первые «социальные уроки». От того, как выстроены отношения в семье, какое место в ней занимает ребенок, какими ценностями живет эта семья, как воспринимают её члены окружающий социум, зависит социальное развитие малыша.

Семейное воспитание как основа социализации детей выполняет исключительно важную роль в духовно-нравственном и социальном формировании нового поколения и, по сути, определяет последующую судьбу общества в целом. Эффективность деятельности семьи как института социализации детей оценивается сегодня по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.

Родительское воспитание представляет собой единство трех компонентов:

-отношение к ребенку;

- представления о нем и способы воздействия (контроль, наказание, поощрение, предъявление требований т.д.);

- характер обращения с ребенком.

Зачастую родители уделяют своим детям время и выделяют пространство, но не знают и не понимают их. Родители, принадлежащие к различным слоям общества, тратят все больше времени на поддержания привычных жизненных стандартов. Эти обязанности отнимают родителей у детей физически и эмоционально; тем самым на детей обрушивается стресс, поскольку родители уже не в состоянии удовлетворить их потребности в эмоциональной пище.

Воспитанные в обстановке психической депривации (эмоционального отчуждения от привычного), лишенные в раннем возрасте общения, оставляемые родителями на долгие часы без внимания, дети утрачивают чувство психологической защиты. Потребность в общении ослабевает в своей основе, а интуитивное стремление к единению с окружающими уступает место рациональному, так что в дальнейшем они бывают в затруднении при необходимости вступать в какие-либо социальные контакты, оценивать состояние других людей, находить выход в проблемных ситуациях, касающихся человеческих отношений. Дальнейшее воспитание этих детей в обстановке педагогической запущенности усиливает у них эгоцентрические установки.

Среди обстоятельств, в которых воспитываются дети "группы риска", наиболее неблагоприятными являются следующие:

 - семья, где родители ведут асоциальный образ жизни, что ведет к смещению общечеловеческих моральных принципов перед глазами детей (сюжетно-ролевая игра «Папа и мама пьют водку»), первоочередной для ребенка становится задача: не научится жить, а просто выжить физически;

- семья, где один из родителей асоциален, а второй страдает, но примиряется с ситуацией. В этом случае перед ребенком встает дилемма, которую он должен решить: в какую сторону пойти, чьи жизненные принципы принять;

- неполная семья, где недостаток либо мужского, либо женского образца поведения формирует не достаточно четкую социальную картину;

- многодетная семья при всей своей положительной роли в обществе порой при определенных обстоятельствах (малообеспеченности, не всегда добрых намерениях родителей для рождения большого количества детей (материнский капитал, пособия, жилплощадь) может вести у детей, особенно старших, к синдрому недолюбленности, стремлению оторваться от этого «микрообщества»,;

- семья, где родители являются членами какой-либо секты, дети как правило воспитываются в неприятии остального общества, с малых лет они находятся в ограниченной среде, обделенные общением со сверстниками, взрослыми, получая взамен общечеловеческих знаний догмы, созданные в данной общине;

- в семье, где родители заняты бизнесом, как правило, времени на детей не хватает, воспитание малышей перекладывается на плечи гувернеров, воспитателей, что ведет к тому, что у детей недостаточно формируется образ модели семейных отношений, они скучают по родителям, постепенно привыкая к отсутствию их в своей жизни (для них папа – это тот, кто всегда на работе, а дома только разговаривает по телефону, а мама – неуловимая красавица, периодически звонящая по телефону: «Привет, Солнышко! Как дела? Я тебя люблю! Слушайся Анну Ивановну. Целую. Пока»);

- дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в неестественной для ребенка обстановке, переживают колоссальный стресс, их социализация затруднена полным отсутствием главной движущей силы в процессе – семьи; им не с кого копировать внутрисемейные отношения, им трудно понять, что значит материнская любовь, ласка, они с трудом воспринимают для применения на практике правила в обществе, зачастую такая ситуация может вести к нарушениям психики (это конечно касается детей-сирот от рождения), дети же, потерявшие родителей по разным обстоятельствам в более старшем возрасте, переживают психологическую травму, пожалуй, даже тяжелее, чем физическую; они обижены на всех, включая своих родителей, отвергают общение, замыкаются в себе.

Конечно, нельзя сделать вывод, что все дети, выросшие в семье, где родители посвящают большинство своего времени водке, наркотикам, чтению псалмов на собраниях секты или наоборот работе, приумножению своего капитала, что дети, воспитанные в детском доме, обязательно станут людьми, которым трудно будет жить в обществе. Дети пластичны, мудры и избирательны. Они умеют делать выводы из того, что видят. Главное их верно направить. А это уже дело не только семьи, но и педагога.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, длительно. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Успех в этой работе достигается только посредством взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с родителями имеет так же свои этапы:

- сбор информации о социальном положении семей;

- перспективное планирование взаимодействия с родителями по социально-личностному направлению работы с детьми;

- систематическая работа с родителями в этом направлении;

- проведение мониторингов и коррекционной работы с родителями.

Основой работы по социально-личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении является развивающая среда, она по сути своей социальна. Детский сад для ребенка – модель не только коллектива, но и общества в целом. И это мы обязаны использовать. Здесь есть и личностные отношения детей и взрослых, знакомых и не всегда, трудовые отношения, внутрисемейные, модели поведения в различных ситуациях, возможность получать знания о том мире, в котором он собирается жить, первые друзья, привязанности.

Методов социально-личностного развития детей много: это и сюжетно-ролевые игры, и введение определенных традиций в группе, и чтение художественной литературы, беседы, игротренинги, тематические мероприятия.

Замечательные результаты дает театрализованная деятельность, ибо сказано – «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры». Театр издавна считали отражением общества, он передавал отношения в этом обществе, а общество училось у него. Изучалось влияние театра на социальное-личностное рзвитие детей с ограниченными возможностями. Выводы показали, что влияние занятий театром на таких детей имеет положительный эффект.

Привлекая родителей к общей работе по социальному развитию детей, следует, прежде всего, донести до них свое желание работать вместе, разъяснить необходимость и важность совместных усилий в отношении социального становления ребенка. Следует отойти от традиционных технологий, формализма в работе с родителями воспитанников. Речь идет не о том, «кто кому должен» и «кто виноват», а о том, что заложником не сложившихся, разрушенных, осложненных отношений между родителями и педагогами был и остается ребенок.

Следует ввести ряд принципов эффективного взаимодействия родителей и педагогов:

- принцип первый (хорошо известный педагогам и плохо осознаваемый родителями): родители являются первыми воспитателями ребенка;

- принцип второй (мало осознаваемый педагогами и не известный родителям): детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей;

- принцип третий (смутно осознаваемый и родителями, и педагогами): какие педагоги – такие и родители, и наоборот, какие родители – такие и педагоги;

- принцип четвертый (вызывающий самое большое разногласие между педагогами и родителями): педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка.

Методы работы с семьей в отношении социально-личностного развития детей диктуются именно теми проблемами, которые видит педагог в осуществлении работы с ребенком в этом направлении: мониторинги, анкетирование, беседы, консультации, совместные мероприятия, информационные технологии, круглые столы, создание клубов по интересам, «Родительская школа» и пр. Самое главное - выйти с ними «на одну дорогу» во имя ребенка и для ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1..Гуров В.Н. Социальная работа дошкольного образовательного учреждения с семьей: Методическое пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2003. – 160с.

2.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 112с.

3. Майер А.А.,Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и детского сада в развитии ребенка

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного р...

Роль семьи и детского сада в формировании эмоционального отношения к миру

Какими будут наши дети – внимательными, заботливыми, добрыми, или напротив      - эгоистичными, бестактными, агрессивными  – зависит только от нас,...

Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...

«Роль семьи и детского сада в формировании социального, психического и физического развития детей»

консультация для родителей для помщи в формировании у родителей ответственности за здоровье иразвитие своих детей и свое здоровье, мотивации на здоровый образжизни....

Роль семьи и детского сада в развитии одаренности ребенка дошкольника

в статье рассматривается результативность работы педагогов с одарѐнными детьми в детском саду. Основной задачей в раскрытии одарѐнности ребѐнка является привлечение педагогами родителей в образователь...

Взаимодействие семьи и детского сада как социальных партнеров в воспитании детей

Актуальность проблемы социального партнерства семьи и детского сада не вызывает сомнений, так как эти социальные институты закладывают основу развития ребенка, определяют вектор его социализации....

Роль семьи и детского сада в социально-нравственном развитии детей

Ведущей идеей воспитателей  в данном направлении, является то, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви добра и благочестия....