Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"
материал (средняя группа) по теме

Кинсан Лариса Тежендыевна

Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское  собрание на тему: «Роль семьи в речевом  развитии ребенка 3- 4 лет».

Цели: создать  условий  для  речевого  развития  дошкольников;  формировать  педагогическую  культуру  родителей.

Задачи:  познакомить  родителей   с  содержанием  работы  по развитию  речи  детей  среднего дошкольного  возраста; привлечь  родителей  к  обмену  опытом  речевого  развития детей  в  семье.

План  проведения  мероприятия

  1. Вступительная  часть.
  2. Практикум.
  3. Педагогический  всеобуч «Характеристика  речи  детей  четвертого  года  жизни».
  4. Развлекательно-  игровая  часть.
  5. Заключительная  часть.

Ход  мероприятия

1.Подготовительный  этап

Подготовка  материалов  выставки  (художественная  литература  для чтения детям, дидактические  речевые  игры, подборки  упражнений  по  логоритмике , иллюстративный  материал  для  обогащения  словаря, карточки  для  составления  рассказов  по  серии  картин  и т. п.)

Оформление  карточек  с  факторами  успешного  речевого развития  ребенка.

Диагностика  речевого  развития  детей.

2.Вступительная  часть

Воспитатель  открывает  собрание  кратким  вступительным  словом  для  объявления  темы  собрания, разъяснения  целей  и порядка  совместных  действий  участников  собрания.

3. Практикум

Обсуждение  факторов  успешного  речевого  развития  ребенка

Родителям  предлагается  выбрать  из  перечня  факторов  наиболее  значимые,  прокомментировать  свой  выбор.

Эмоциональное  общение  родителей  с  ребенком  с  младенческого  возраста.

Общение  ребенка  со  сверстниками.

Строение  артикуляционного  аппарата.

Речь  взрослых-  образец.

Развитие  мелкой  моторики  рук.

Чтение  детям  художественной  культуры.

Игра  ребенка  со  взрослыми и сверстниками.

Разбор  проблемных  ситуаций.

Вопрос

-  Предположите, как  будут  отвечать  дети  четырех  лет  на  следующие  вопросы. Выберите  наиболее  удачный.

. Что  нарисовано на  картине? (Перечислить  изображенные  предметы.)

.  Что   делают  на  картине?  ( Описать  картину.)

.  Про  что  (о  чем )  рассказал  художник  своей  картиной?  (Истолкуйте  картину.)

Ситуация 2

Саша  непрерывно  задает  вопросы: «Что  это  у  тебя?  Какая  это машина?  Какой  дядя  тут  сидит?»  Не  дослушав  ответ,  он  убегает.  Прибегая,  снова  задает  вопросы.

Вопрос

-  В  каком  возрасте  вел  себя  так  ваш  ребенок?  При  каких  обстоятельствах  у  дошкольника  появляется  потребность  задавать  в опросы?  ( Примерный   ответ.  Вопросы   « кто?  что?  какой?»  характерны  для  детей  3-4  лет. Они  носят  цепной  характер.  В  них  больше  отражается  потребность  ребенка  быть  в  контакте  со  взрослым, удерживать  его  внимание, нежели  познавательная  активность.  Поэтому  нередко, не  дослушав  ответ,  ребенок  убегает.

Потребность  задавать  вопросы  возникает  у  детей  при  встрече  с  чем- то  неизвестным,  попытке  понять  что-  то  новое.)

Ситуация 3

Дошкольник  совсем  не  задает  взрослому  вопросов  или  задает,  но  очень  редко.

Вопрос

-  Какими,  на  ваш  взгляд, могут  быть  причины?  ( Примерный  ответ.  Это  может  быть  вызвано  отсутствием  необходимых  знаний  у  ребенка,  устойчивого  избирательного  интереса  к  чему-  либо.  Возможно,  прежде,  когда  ребенок  обращался  к  взрослому  с  вопросами, он  встретился  с  раздражением  или  критикой  взрослого,  что  задело его  самолюбие.)

Ситуация 4

Павлик  рано  научился  говорить.  Сейчас  ему  6  лет.  У  него  хорошо  развита  речь. Правда  он  не  рисует, не  лепит и  не  стремится к  этому.

Но  его  родители  считают, что  он  будет  хорошо  учиться, ведь  он  так  по-  взрослому  рассуждает!

Вопрос

-  Оцените  позицию  родителей. Можно  ли  предвидеть  результаты  учения?  ( Примерный   ответ. В  продуктивных  видах  детской  деятельности  ребенок  учится  ставить  цель, прилагая  усилия  для  достижения  результата, сравнивать  его с  целью. Занятия  рисованием  и  лепкой  способствуют  развитию  мелкой  моторики  руки , что  создает предпосылки  к  овладению  письмом.)

Ситуация 5

В  детском  саду  наблюдали за  развитием  фонематического слуха у детей. У некоторых  из них  были  выявлены  характерные  недостатки. Гриша: «рыба»-  «лыба», Саша: «шишка»- «сиска», Петя: « садись»- «дись», Вова: «сахар»- «хасир».

Вопрос

- Какие  недостатки в речи  детей выявились? Чем  это  можно  объяснить?  Что  следует  делать  взрослым, чтобы  исправить  эти  недостатки  в речи  дошкольника? ( Примерный  ответ. У  Гриши и  Саши--  замена  труднопроизносимых  звуков  на  легкопроизносимые;  у  Пети-  пропуск  первого  слога; у  Вовы-  перестановка  звуков и  их  замещение. Несовершенство  речи  скорее  всего  объясняется  несформированностью  у  детей  фонематического  слуха, недостаточной  дифференциацией  звуков.

   Взрослым  важно  демонстрировать  ребенку  правильный образец  речи, развивать  фонематический  слух  с  помощью  специальных  игр и  упражнений.)

Педагогический  всеобуч  «Характеристика  речи  детей  пятого  жизни»

   Предлагаем вам  несколько  советов.

Речь  не  передается  по  наследству, малыш перенимает опыт  речевого  общения  у  окружающих  его  взрослых  (и  прежде  всего  родителей), т.е. овладение  речью  находится  в  прямой  зависимости  от  окружающей  ребенка  речевой  среды. Поэтому  очень  важно, чтобы  дома  он  слышал  правильную, грамотную  речь.

     Родители  должны  знать, что  важной  стороной  речевого  развития  является  правильное  произношение  звуков. Ошибки  в  произношении  - основа  многих  школьных  трудностей. Кроме  того, дети с нечеткой  речью  не  уверены в  себе, неохотно  вступают в  общение  со  сверстниками  и  взрослыми.

     Обратите  внимание: ребенок  4- 5 лет  должен  правильно  произносить  все  звуки. Если  это  не  так, не теряйте  времени. Не  надейтесь  на то, что речевые  недостатки  исчезнут  сами  собой. Самое лучшее- обратиться  за  помощью к  логопеду.

    Не  забывайте, что  решающее  значение  для развития разговорной  речи  дошкольника  имеет  его  общение  с вами. Постарайтесь во время  совместных  прогулок с  детьми обращать  их внимание  на  значимые  для  человека  объекты: магазины, школы, больницы, библиотеки. Расскажите  ребенку, для  чего  эти учреждения, кто в них  работает. Во время  прогулки  в  парке, сквере, на речке  привлекайте  внимание  малыша  к  красоте  окружающей  природы, растений  и  животных,  насекомых.  Не  уходите  от  ответов  на  вопросы  ребенка. Знакомя  с  новыми  предметами, вещами, называйте  их  правильно.

       Советуем  завести  дома  детскую  библиотеку,  где  можно  вместе  с  ребенком  рассматривать  иллюстрации в  книгах, энциклопедиях  для  детей.

   Необходимо  знакомить  малышей  с  фольклором,  рассказывать и  читать  сказки, загадки,  песенки,  потешки. Они  не  только  приобщают  ребят  к  национальной  культуре,  но  и  формируют  нравственные  качества:  доброту, честность, заботу  о другом  человеке,  развлекают  и  забавляют,  вызывают  желание  высказаться,  поговорить  о  героях  сказки.

   Поддерживайте  это  стремление, пусть  ваш  ребенок  знакомую  сказку о  сестренке, бабушке, своей  любимой  игрушке. Это  первые  шаги в  овладении  монологической  речью.

В процессе  обучения  детей  правильному  произношению, обогащения  словаря, выработки  грамотной  и  связной  речи  участвуют  не  только  воспитатели  группы, но и  узкие  специалисты  детского  сада-  музыкальный  руководитель.

   Процесс  закрепления  речевых  навыков  происходит  на  специальных  занятиях  по  развитию  речи, а  также во  время  праздников,  развлечений, в  течение  дня  во  всех  режимных  моментах.

Заключительная  часть.  

Игры

Взрослым  и  детям  предлагается  образовать  круг  и  закончить  встречу  общим  танцем  или  иной  игрой.  Дети  и  родители  уходят в  группу.

Подведение  итогов  родительского  собрания.  Принятие  решения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Родительское собрание на тему : "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Материал представляет собой  конспект выступления на собрание в форме практикума и будет полезен воспитателям детских садов....

Родительское собрание. «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей....

Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей....