Консультации и рекомендации родителям.
материал (старшая группа)

Пинькова Анна Владимировна

 

Здесь вы найдете материалы, которые помогут вам в решение возникших трудностей развития вашего ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Рекомендации родителям. Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.

      Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. У большинства из этих детей наряду с  нарушениями фонетико-фонематической  лексикой, грамматической стороны речи   в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

  1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов: моток- молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных : тарава-трава)
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
  3. Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон)
  4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан)
  5. Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)
  6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

  Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

      В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры :

  1. Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?» « Узнай музыкальный инструмент»
  2. Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
  3. Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает     ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

  1. Упражнения на развитие координации рук:

 пальчиковые гимнастики

«Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками -ногами).

«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

  1. Графические упражнения.

«Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

  1. Артикуляционная гимнастика

     «Весёлый язычок»

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений:  начало, середина,   конец;  перед,  за,   после; первый,  последний.  На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».
  2. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)

  1. Игры направленные на формирование чувства рифмы.

«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте. Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

Чудесные возможности мыльного пузыря.

Автор статьи: учитель-логопед Пинькова А.В.

  Рисование для ребенка — это радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать. Детское рисование, как один из видов продуктивной деятельности, заключает в себе большие возможности. Оно может быть не только самовыражением ребенка, но и выступать, как эффективное средство умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического, речевого и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции и не стоит забывать о речи.

Чистая, красивая и разборчивая речь во многом зависит от правильного дыхания. Выработка длинной, направленной и ровной воздушной струи требует много времени и усилий. Дети к однообразным упражнениям быстро теряют интерес, и они становятся малопродуктивными. Здесь к нам на помощь приходит любимый вид деятельности ребенка – рисование, а именно техника рисования мыльными пузырями.

Разве есть в этом мире ребенок, который не любит мыльные пузыри? Ведь это очень веселая забава, так интересно выдувать самый большой мыльный пузырь, стараясь перещеголять друзей в этом деле. А еще весело выпускать сразу много мыльных пузырей, а потом лопать их. Почему бы не предложить ребенку еще и нарисовать ими.

Рисование мыльными пузырями надолго сохраняют интерес ребенка к процессу дутья. Тем самым, играя, мы достигаем нашей цели: развитие целенаправленной, длительной воздушной струи.

 Пузыри можно купить в магазине, а можно легко сделать самим дома. Это отличное развлечение и одновременно средство коррекции речи детей.

Рецепт мыльных пузырей.

Самый простой и быстрый рецепт для приготовления раствора мыльных пузырей: возьмите стаканчики, налейте немного воды, растворите любую краску  добавьте жидкое мыло/шампунь. От того, сколько вы добавите краски, будет зависеть интенсивность цвета на бумаге.

Рецепт для приготовления крепких мыльных пузырей:

  • 300 мл воды (дистиллированной или кипяченной);
  • 100 мл шампуня;
  • 50 мл глицерина;
  • 4 ч. л. сахара.

Смешайте все ингредиенты, разлейте по стаканчикам и в каждый добавьте краску.

Способы рисования.

  • Возьмите коктейльные трубочки, стаканчик с цветным мыльным раствором и подуйте в него. Получившуюся пену с пузырями перенесите на бумагу. Когда она подсохнет, у вас получатся удивительные рисунки.
  • Можно опустить трубочку в мыльные пузыри и выдувать их непосредственно на бумагу. В этом варианте у вас получатся аккуратные отдельные пузыри на бумаге. Их потом можно дорисовать или сделать из них аппликации.
  • Еще один способ: подуйте трубочкой в стакан с раствором. Когда поднимется пена, приложите сверху стакана лист бумага. Получится красивый отпечаток.
  • Можно и просто выдувать цветные мыльные пузыри на бумагу через трубочку которая идет вместе с мыльными пузырями или связку нескольких коктейльных трубочек.
  • А еще можно создать цветную мыльную пену в стакане, а затем перенести ее ложкой на лист бумаги. Так им способом можно создавать различные образы.

Идеи для рисования мыльными пузырями:

  • Можно просто разукрасить в этой технике весь лист;
  • Дорисовать то, что видится на бумаге: цветы, животных, птиц и т.д;
  • Вырезать и использовать для аппликаций;
  • Можно сделать открытку или использовать как фон для других творческих работ.

Рисуйте, наслаждайтесь и развивайтесь. Желаю творческих успехов!

.



Предварительный просмотр:

Готовимся к успешному обучению в школе вместе!

Фонетический разбор (фонетический анализ, звуковой анализ) — разновидность языкового анализа, фонетическое упражнение, используемое не только в период обучения грамоте в детском саду, но и в процессе изучения всего курса русского языка. Фонетический разбор заключается в делении слова на слоги, определении места ударения, установлении звукового состава слова и характеристики каждого звука.

О значимости умения выполнять фонетический анализ писали многие ученые. Так, А. Н. Гвоздев отмечал, что "хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов очень сложно маленькому школьнику без помощи взрослого. Важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной, поэтому мы начинаем развивать умение проводить такой сложный анализ еще в детском саду.

Дети, не овладевшие навыком фонетического анализа, очень часто допускают в письменных работах ошибки, приводящие к искажению слова.

Приведем примеры таких ошибок:

  • 1) замена и перестановки букв (зайцик, окчщ рапу с, мартёшка);
  • 2) пропуски букв на месте гласных звуков, в том числе и ударных (плъма, корбль, рабта);
  • 3) пропуски букв на месте согласных звуков или их стечения (учасок, десво);
  • 4) слияние слов на письме (Посадилдедрепку);
  • 5) раздельное написание частей одного слова (с тол, на рисовал)]
  • 6) пропуски, наращения или перестановки слогов в словах (ракандаш);
  • 7) недописывание (сокращение) слова (мышк, квариум).

Поскольку подобные ошибки занимают значительное место в письменных работах школьников, то их своевременное устранение заметно повысит уровень орфографической грамотности учеников. Это подчеркивает важность раннего начала формирования умения ребенка выполнять фонетический анализ.

Существует определенный алгоритм проведения анализа.

1. Произнесите и послушайте слово.

Очень важно произнести слово четко, достаточно громко и ясно.

2. Определяем последовательность звуков в слове. Называем первый звук, второй, третий…

Несмотря на то, что вычленение каждого звука происходит из полного слова и контролируется по ходу звукового анализа, нужно еще раз последовательно произнести все звуки слова (прочитать). При последовательном назывании звуков в слове, происходит анализ каждого звука.

3. Рисуем под словом схему

Рисуем схему с количеством квадратиков, соответствующим количеству букв в слове.

ДОМ                

МЕСТО  

4. Последовательно анализируем каждый звук, рассуждая вслух. Фиксируем полученный результат цветом.

Например:

Слово ДОМ

Первый звук Д. Он согласный, твердый, поэтому обозначаем его синим цветом (проговорив это вслух, ребенок на схеме фиксирует цветом обозначение данного звука)

Второй звук О. Это гласный звук, поэтому обозначаем его красным цветом

Третий звук М. Это согласный твердый звук, поэтому обозначаем его синим цветом.

Слово МЕСТО

Звук М согласный мягкий, поэтому обозначаем его зеленым цветом

Звук Е гласный, поэтому обозначаем его красным цветом

Звук С согласный твердый, поэтому обозначаем его синим цветом

Звук Т согласный твердый, поэтому обозначаем его синим цветом

Звук О гласный, поэтому обозначаем его красным цветом.

5. Еще раз прочитываем все слово целиком, но по зарисованной схеме, проверяя правильность выполнения анализа, наличие всех звуков.



Предварительный просмотр:

Как правильно делить слова на слоги?

Научить детей делить слова на слоги  – очень важная задача для взрослых. Владение подобным навыком пригодится первокласснику в освоении школьной грамоты. Дети не всегда могут воспроизвести слова со сложной слоговой структурой, переставляют, заменяют, пропускают звуки и слоги, например: «снегиик» («снеговик»), «висипед» («велосипед») и т.п. Навык деления слов на слоги поможет ребёнку справиться с этой проблемой и будет способствовать улучшению дикции. Предлагаем использовать специальные игры, начиная с 2-3 лет.

Вам помогут упражнения-игры.

Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги

Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:

  1. Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться. Посчитайте вместе количество колебаний на каждое слово. Ребёнку также будет интересно самому придумывать слова и подсчитывать количество слогов в них. Поэкспериментируйте: назовите короткие односложные слова, а затем придумайте длинные, от которых пламя будет колебаться много раз.
  2. Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове хлопать в ладоши. Пусть слова посоревнуются, какое из них соберёт больше аплодисментов.
  3. Пробуем на ощупь. Положите горизонтально выпрямленную руку себе под подбородок. Пусть то же самое проделает ваш маленький учёный. Произносите односложные и многосложные слова. На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот раскрываться.
  4. Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог. Спросите малыша, сколько шагов понадобится, чтобы произнести разные слова. Вначале проделывайте упражнения вместе с ребёнком. А затем пусть учится использовать шаг для измерения количества слогов самостоятельно.
  5. !Когда ребёнок усвоит понятие «гласный звук», ему важно запомнить следующее правило: «Сколько гласных звуков в слове, столько же и слогов».

Письменные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги

Тренировать навык нужно и на письме:

  1. Предложите в словах расставить красным карандашом над буквами, обозначающими гласные звуки, точки. Посчитайте, сколько точек получилось над каждым словом. Столько же и слогов в этих словах.
  2. Попробуйте разделить слова на слоги, расставив вертикальные линии карандашом.

Игры для ознакомления детей со слогами

Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:

  1. «Друзья». Используйте для этой игры вырезанные из бумаги карточки с буквами или магнитную азбуку. Расскажите, что буквы ищут своих друзей, а когда находят, обнимаются. Покажите, как навстречу друг к другу бегут буквы «Н» и «А», как они обнимаются. Произнесите при этом слог «НА». Покажите другие примеры. Помогите ребёнку самому составить пары из букв (слоги).
  2.  «Перестановка». Учитесь менять слоги местами в словах так, чтоб получались новые слова. Сразу при обучении этой игре используйте наглядные материалы: слоги, написанные на бумаге или выложенные из магнитной азбуки. Со временем можно учить ребёнка проделывать задание на слух. Примеры слов: сос-на, бан-ка, вес-на, ни-тка, ши-на, ло-жа, чай-ка, ра-но, сы-ро, ска-ла, ды-ра, лы-жи.
  3. «Подбери слово». Игра для тех, кто уже хорошо усвоил понятие слога. Ребёнок должен сам придумывать слова, содержащие столько слогов, сколько скажет (покажет с помощью пальцев, магнитных цифр, палочек, прохлопает, простучит и т. д.) взрослый.
  4. «Путаница». Для этой игры подготовьте заранее карточки с напечатанным и написанными на них слогами. С их помощью выкладывайте слова, но слоги меняйте местами (ло-мо-ко — молоко, рень-ва-е — варенье, ла-пи — пила и т.п.). Пусть сын или дочь догадается, в каком порядке их следует расставить. Со временем можно учиться проделывать это упражнение на слух.
  5. «Новичок». Называете пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом. Ребёнок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука — ру-баш-ка, корка — кор-зин-ка, розы — мо-розы, мушка — кор-мушка, ребёнок — же-ребёнок.
  6. «Лишний слог». Для этой игры подготовьте заранее карточки с напечатанным или написанными на них словами и картинки «подтверждение». Предложите прочитать слово и найти лишний слог. то-лож-ка, на-чай-ка, ко-ра-но Со временем можно учиться проделывать это упражнение на слух.

У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь один день, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями. Пусть обучение он воспринимает как приятное совместное времяпрепровождение, и тогда результат не заставит себя ждать.

Учитель-логопед Пинькова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация и рекомендации родителям "Осанка в подвижных играх"

quot;Формирования правильной осанки у детей в играх и упражнениях"...

Консультация "Несколько рекомендаций родителям по формированию у детей чувства патриотизма"

Предложила родителям консультацию "Несколько рекомендаций родителям по формированию у детей чувства патриотизма"...

Консультации и рекомендации родителям

Консультации психолога в помощь родителям...

консультации и рекомендации родителям

консультации и рекомендации для  родителей "Нравственно-патриотическое воспитение детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В данной разработке представленны материалы для работы с родителями по формировнаию нравственно-патриотического воспитания детей....

Консультации и рекомендации родителям «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самоелучшее. Они отдают его в кружки, учат вежливости, манерам и многомудругому, но большинство совсем безответственно подходят к такомуважн...