«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Хохонина Ольга Дмитриевна

       Семейное воспитание общее название  процессов  воздействия на детей   со стороны  родителей и  других членов семьи   с целью  достижения  желаемых  результатов.  Влияние семьи на ребенка  сильнее всех  других воспитательных  воздействий. Современная семья развивается  в условиях качественной новой  противоречивой  общественной  ситуации. С одной  стороны, наблюдается  поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются  и реализуются  комплексные  программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят  к обострению семейных проблем. Это, прежде всего , падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического , а порой и физического выживания, усилило социальную  тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере  знанием  возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Все это, как правило,  не  приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится  внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит  к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_bez_foto.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Хохонина Ольга Дмитриевна,

Воспитатель МДОУ д/с «Ландыш»,

89878367343

Доклад на тему: «Семейное воспитание.  Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».

                                         

       Семейное воспитание общее название  процессов  воздействия на детей   со стороны  родителей и  других членов семьи   с целью  достижения  желаемых  результатов.  Влияние семьи на ребенка  сильнее всех  других воспитательных  воздействий. Современная семья развивается  в условиях качественной новой  противоречивой  общественной  ситуации. С одной  стороны, наблюдается  поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются  и реализуются  комплексные  программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят  к обострению семейных проблем. Это, прежде всего , падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического , а порой и физического выживания, усилило социальную  тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере  знанием  возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Все это, как правило,  не  приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится  внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит  к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

         Во второй младшей общеразвивающей группе, где я работаю, разработан проект «Семья и детский сад» целью которого является  создание условий для комфортной адаптации и гармоничного развития детей. 

Были определенны следующие задачи:      
1. Использовать новые организационные способы привлечения родителей вновь поступивших детей к сотрудничеству с детским садом.

Вместе с родителями  проходило обсуждение годового плана работы, специфики работы  и задач на предстоящий учебный год, предполагаемых тем родительских собраний, консультаций, наглядной пропаганды. Участие в конкурсах совместно с детьми эстетической направленности. 

Для вовлечения родителей  в совместную с детьми деятельность с целью расширения воспитательной среды, улучшения взаимоотношений используются такие формы работы как:

- участие родителей  в подготовке традиционных мероприятий (Новогодний утренник, День защиты детей);

-семейные праздники: «День мамы»- 8 марта. С приглашением  мам воспитанников.

«День отца» - 23 февраля, 3,4 классы , с приглашением отцов учащихся.

2. Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.

Большое значение имеет психолого-педагогическое  просвещение родителей.

Целью консультативной работы является решение основных задач семьи, к которым  относятся:

- создать  максимально благоприятные условия для роста и развития ребенка,

- стать социально-экономической  и психологической защитой  ребенка,

- воспитать  чувство  собственного достоинства, ценности собственного «я»,

- научить полезным прикладным навыкам и умениям.

Таким образом , родители являются первым и основным учителями ребенка до его поступления в детский сад и выполняют  эту роль в дальнейшем.

Самые распространенные  темы консультации:

«Что должен уметь ребенок 3-4 лет».

«Возрастные особенности детей второй младшей группы».

 «Роль семьи в воспитании детей».

 «Как воспитывать самостоятельность?».

Индивидуальные и групповые беседы:

«Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

«Чаще читайте  детям».

«Как провести выходные с ребенком»

3. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

 Наиболее действенным в содержании взаимодействия  педагогов с родителями его воспитанников является  проявляемая забота о развитии ребенка.

Во время проведения индивидуальных бесед, анкетирования были выяснены способы и методы воспитания детей в семье, методы поощрения и наказания, реакции родителей на капризы, возможные проявления истеричного поведения, просьбы и требования детей.

4.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Организационное родительское собрание было посвящено проблемам адаптации  детей к детскому саду. Была проведена Деловая игра с родителями по вопросам нравственного воспитания детей, Круглый стол темой которого было обсуждение методов воспитания гиперактивных детей. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». Совместно с родителями проводятся праздники для детей, развлечения, чаепития. 

5. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

Знакомство родителей с новыми дидактическими  играми; играми на развитие коммуникативных качеств, развитие мелкой моторики; пальчиковыми играми. Создан каталог игр.

Разработана система наглядной информации.

Консультация «Подвижная игра - как средство физического развития личности»

Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

Консультация «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»

           Бывают  ситуации, когда необходима корректировка воспитания в семьях отдельных  учащихся. Например – оказание родителям психолого-педагогической  помощи в решении трудных проблем семейного воспитания. Чтобы  установить с чего  начинаются эти проблемы,  с родителями проводится анкетирование на тему «Определение детско-родительских отношений»,  в анкетирование включены такие вопросы : какие взаимоотношения в вашей семье; считаете вы  свою семью  дружной; какие семейные традиции  способствуют  укреплению вашей семьи; бывают ли в вашей семье  конфликты;  а на такой  вопрос анкетирования «Ваши дети бывают  свидетелями семейных конфликтов?» родители зачастую отвечают «Да». Каждый ребенок  по своему реагирует на семейные конфликты; переживают, пытаются померить, становятся озлобленными и неуправляемыми. Учитывая эти  индивидуальные особенности   детей, нужно  строит   работу  с родителями.

Особое внимание следует  уделить  индивидуальной работе с неблагополучными семьями , у нас  таких неблагополучных семьей нет.

Особое место  в воспитательном процессе играет  организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными  организациями родителей.  Продуктивной является работа  с родительским комитетом.

Родительский комитет избирается  на родительском  собрании группы в начале учебного года на один год.

 Я думаю, посещение семьи, как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, воспитатель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать  как вторжение в личную жизнь  семьи, что может  осложнить взаимоотношения педагога с семьей. Но у нас такая  форма работы практикуется .

Эффективна и такая форма, как памятка для родителей, которая приглашает их к обсуждению и  решению проблем воспитания детей:

-создание благополучной семейной атмосферы;

-воспитание  трудолюбия  у детей в семье;

-о воспитании доброты.

Успешность или неуспешность    взаимодействия детского сада и семьи во многом определяется  правильно  избранной позиции педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании физически здорового ребенка»

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста.Роль и важность воспитания в физ...

презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"

Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...

Родительское собрание "Роль семьи и детского сада в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребенка, через знакомство с программой "Истоки"

Ддуховно-нравственное воспитание ребенка, привитие ему правильных ценностей в жизне в ответе и семья и детский сад.Только вместе мы воспитаем гармоничную личность....

Воспитание семейных ценностей: партнёрство семьи и детского сада.

Статья  о важности семейного воспитания. Проект "Моя семья"...