Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»
консультация (средняя группа) по теме

Лавришина Ирина Григорьевна

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rod_1.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического

слуха у детей»

В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги и слова. Но в период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и использования приобретенных навыков в самостоятельной речи дети не могут справиться с этой задачей, т.к. у них нет навыков свободного, почти неосознаваемого владения речевыми средствами.

Наша задача - развить, усовершенствовать речевые навыки, используя игры и упражнения, тренирующие речевой слух, память, развивающие четкость восприятия, точность воспроизведения слова.

Начинать работу необходимо с простых слоговых упражнений, где отрабатываемый согласный звук включался в прямые и обратные слоги «ба-бу-бо».

Отрабатывая произношение поставленного звука в слогах, мы развиваем у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду (этот слог отмечался ударом руки):

са-са-са,

са-са-са,

са-са-са

стра-стра-стра,

стро-стро-стро,

стру-стру-стру

скла-скло-склу,

спла-стла-скла,

спра-стра-скра

Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах можно использовать специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на игру; в ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

Считалки со связным текстом на определенный звук вводятся в игры детей, но нужно следить за правильным произношением звуков и умением детей отмечать ударный слог.

Кроки-кроки-крокичок,

Жил за печкою сверчок.

Ты за печкой не сиди,

Поиграть к нам выходи.

Стреко-стреко-стрекоза.

Изумрудные глаза,

Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети.

В игре «Договори слово» взрослый произносит первый слог, а ребенок- вто рой. Затем дети называют запомнившиеся слова полностью:

ши-на

ти-на

ми-на

ра-на

вет-ка

сум-ка

шут-ка

 мар-ка

Цель таких упражнений - выработать практический навык деления слов на слоги, учить правильно выделять в слове закрытый слог (помня о стремлении детей произносить «ла-пта», «па-рта»),

В играх «Магнитофон», «В слове слог договори, будь внимательным, смотри» и «Закончи слово, если получится» также вырабатывается навык деления слов на слоги, дается возможность дифференцироватъ поставленные звуки в сходных по звучанию словах.

После того как дети познакомились с ритмическим строением речи, слоговым составом слова, можно проводить и более сложные игры, которые ставят одно­ временно несколько задач. Так, в играх на автоматизацию звука отрабатывается не только произношение поставленного звука, но и развивается чувство ритма, быстрота реакции, слуховое внимание и память, проводится практическое деление слов на слоги.

Научившись правильно произносить слова из двух-трех слогов, не осложненных стечением нескольких согласных, дети могут перейти к освоению более сложного звуко-слогового состава. В игре «Подбери похожее слово» взрослый называет слово из двух слогов, а ребенок подбирает к нему слово из трех слогов с таким же окончанием. Если ребенок затрудняется, он может выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок:       елка-метелка,

лейка-наклейка,

пушка-хлопушка,

утка-минутка.

В игре «Эхо» дети повторяют за взрослым вторую половину слова:

   Взрослый                                           Дети

           раскла-душка                             душка, душка

неза-будка                                  будка, будка

приба-утка                                  утка, утка

Речевой материал, представленный в играх «Повтори по парам», «Какой новый звук появился?», «Послушай, запомни, назови» состоит в основном из слов, близких по звучанию. Это дает возможность с наибольшей эффективностью тренировать фонематический слух, концентрировать внимание детей на звуковом составе слова, порядке следования звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Роль дидактических игр»

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес ...

Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей по теме "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей".

Консультация для родителей по теме "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей" была подготовлена в рамках работы по самообразованию  " Воспитание нравственных ка...

Консультация для родителей на тему: «Роль дидактической игры в развитии речи детей»

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети – творцы настоящего и будущего....

Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»

В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги...

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитии речи и воспитании детей младший дошкольный возраста.

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитии речи и воспитании детей младший дошкольный возраста....