Родительское собрание на тему "Игровой лабиринт"
консультация по теме

Лобанова Елена Геннадьевна

Подробный конспект родительского собрания в нетрадиционной форме о значении игры и игрушки в раннем возрасте. Даны четкие рекомендации о том, как и скакой целью выбирать малышу игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10gr_roditelskoe_sobranie_no3.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое собрание «Игровой лабиринт» от 24/02/2011

Задачи:

  1. Дать родителям знания о значении игры и игрушки в развитии ребёнка;
  2. Заинтересовать проблемой;
  3. Приобщить у игре ребёнка в условиях семьи;

Цель:

  1. Включить родителей в единое образоватеольное пространство;
  2. Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Участники мероприятия:

Воспитатели, родители, педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель, заведующая.

Собрание проходит в форме интерактивного ток-шоу «Игровой лабиринт», где весь процесс представлен в форме путешествия по лабиринту с остановками-тематическими этапамию.

Материальное оснащение:

Памятки для родителей по возрастным характеристикам, краски, листы бумаги формата А-4, кисти, фломастеры, геометрические фигуры и формы 4-х видов: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник.  Формы должны быть представлены в 3-х размерах: большие, средние и маленькие; набор кукол би-ба-бо для разыгрывания сказки «Колобок»; набор игрушек для показательной витрины (включает в себя все необходимые игрушки для развития ребёнка в раннем возрасте); памятные подарки-сувениры для родителей; техническое оснащение для показ слайдов и видеороликов; список игрушек – 15 наименований (по количеству родителей).

Ход проведения

ВОСПИТАТЕЛЬ 1

        МЫ пригласили вас отправиться в интересное путешествие «Игровой лабиринт». Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? По мнению психологов, ИГРА – это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И чем выше ступень развития человечества, тем роль игры объёмнее и важнее. Почему? А вот подумайте сами. К моменту рождения вашего малыша человечество придумало столько слов на разных языках, столько всевозможных вещей, машин, агрегатов, люди столько всего узнали и открыли, а отношения между ними так усложнились, что осваивать это становится всё сложнее и сложнее, и каждому новому поколению требуется всё больше времени на присвоение опыта человечества. Представляете, как трудно взрослеть нынешнему малышу!

        Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребёнок хочет стать её участником, но в полной мере, как взрослый, ещё не может этого сделать. А вот в игре он может всё. Может слетать к звёздам, опуститься на дно океана, сделать операцию, подоить корову… «Только понарошку», - возразите вы. Да, понарошку. Но в игре по-настоящему работают воображение, память, мышление, речь, по-настоящему надо строить отношения с партнёрами (даже если в их роли выступают простые игрушки). И не «понарошку», а по-настоящему малыши переживают события, которые лежат в основе его игры. Это формирует отношение ребёнка к окружающему миру, к людям. Поэтому взрочлым важно увидеть в игре личность малыша: заботливая ли «мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец».

        Своеобразным языком, говорящим об этом, и является игра. Для ребёнка она наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить.

        А какие же игрушки использует в своих играх ребёнок раннего возраста? Давайте посмотрим!

ВОСПИТАТЕЛЬ 2         

Обращает внимание присутствующих на витрину игрушек. Вкратце рассказывает, для чего нужны те или иные игрушки.

        А теперь представьте пожалуйста, что каждый из васотправляется в длительное путешествие со своим малышом. У вас на столе лежит список из 15 игрушек. Мы предлагаем вам взять с собой в путешествие только 5 наименований из списка, которые, на ваш взгляд, были бы наиболее необходимы и интересны вашему ребёнку. Учтите, что путешествие будет долгим и возможности приобрести что-то новое у вас не будет.

        Родители выбирают из списка 5 пунктов и отмечают их на бумаге.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

        Уважаемые родители! Вы наверное помните, что ранее мы раздавали вам анкеты «Зачем ребёнку нужна игра?». Мы обработали результаты ваших ответов и теперь можем вам показать и прокомментировать ваши представления на эту тему.

Далее идёт показ слайдов и комментарии психолога по каждому из вопросов анкеты.

         

ВОСПИТАТЕЛЬ 1

        А теперь я хочу предложить вам немного поиграть. Давайте все встанем в круг и познакомимся. Раскройте, пожалуйста, ладонь и загибайте каждый палец по очереди:

      -Этот пальчик дедушка

      -Этот пальчик бабушка

     -Этот пальчик папочка

      -Этот пальчик мамочка

                            -Ну а это наш малыш, а зовут его …

Здесь, каждый из играющих по очереди называет своё имя.

        Молодцы! Давайте ещё поиграем. Возьмёмся все за руки и поиграем во многим знакомую игру «Пузырь».

Воспитатель проводит игру, после чего все садятся на места.

Вопрос воспитателя:

Как вы думаете, для чего детям нудны подобные игры?

Ответ родителей:

Наверное, чтобы дети познакомились друг с другом

Ответ воспитателя:

Правильно! Но не только для этого. Подобные игры нужны детям в период адаптации в новом для него коллективе, они снимают внутреннее напряжение, позволяют детям быстрее привыкнуть друг к другу. Приведу пример – вы идёте с ребёнком на детскую площадку и наблюдаете следующую ситуацию: дети ссорятся друг с другом, кто-то забился в угол и боится играть. Организуйте детей, предложите им поиграть в такие игры и вы сами сможете увидеть возможный результат.

        А теперь мы предлагаем вам сделать первую остановку в нашем путешествии и называться она будет «ПРЕДМЕТНО-ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

 ВОСПИТАТЕЛЬ 2         

        А что же такое, спросите вы, предметно-орудийная деятельность? Это различные действия, манипуляции с предметами. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР – одна из сфер, которую так же осваивает человек, начиная от пустышки, погремушки, ложки и заканчивая сложнейшими машинами, космическими аппаратами и т.п. Без их освоения он не сможет нормально жить и развиваться. Именно в возрасте 3 лет ребёнок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. В начале он приучается использовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, лопатку, карандаш и .т.п.

        Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.

        Овладение предметно-орудийной деятельностью влияет на освоение других видов деятельности. Ведь она – основа, родничок, из которого берёт начало игра, труд, изобразительная деятельность и др. У более старшего ребёнка да и у взрослого из рук всё валится, если действия с предметами уже в раннем возрасте не стали заботой родителей. Пошёл ваш малыш в школу, старательно выводит первые буковки, цифры – усилий много, а результат не радует. Или призываете вы своё чадо к порядку, например, аккуратно одеться. Он, кажется, и старается, а всё на нём наперекосяк сидит. В общем, «неумеха». Причин тому может быть несколько, но одна из них кроется и в раннем детстве, в слабом развитии предметной деятельности.

        Какие же игрушки смогут помочь развитию данной деятельности?

Здесь воспитатель обращает внимание родителей на эти игрушки: матрёшки, пирамидки, вкладыши, каталки, совочки, черпачки, бусы, удочки и т.п.

        

        А теперь я предлагаю сделать следующую остановку в нашем путешествии на станции “СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ».

ВОСПИТАТЕЛЬ 1         

        Я хочу рассказать вам о сенсорных играх. Вообще, что такое сенсорика?

СЕНСОРИКА – это восприятие окружающего мира и, соответственно, сенсорные игры – это игры, позволяющие развить восприятие. Обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит лист бумаги и «испортить» его – наставить всевозможные кляксы разных цветов так, как душе угодно.

Справились?  Молодцы!

Теперь обменяемся листами с соседом и попробуйте из этих пятен создать какой-нибудь образ. Например, вот к этой большой черной кляксе пририсовать носик, ножки, иголки.

Кто получился? Правильно, ёжик. Словом, фантазируйте!

После того, как работы готовы, воспитатель задаёт вопросы:

        -Как вы думаете, для чего мы всё это делали?

На данном примере мы хотим показать вам, как весело и увлекательно вы можете дома нарисовать с вашим ребёнком. Такое занятие очень понравится ему, оно развивает цветовосприятие, художественный вкус, творческое воображение, прививает интерес к изобразительной деятельности. А вам понравилось?

Хорошо!

        А теперь мы прибыли на следующую станцию нашего путешествия и хотим вам представить следующую разновидность сенсорных игр – это игры с геометрическими формами и фигурами.

ВОСПИТАТЕЛЬ 2         

        Для начала, я хотела бы показать вам образец строительного материала – геометрические фигуры на нашей витрине. Детям второго-третьего года жизни доступно сооружение несложных построек их кубиков, кирпичиков, конуса, шара. Действуя со строительным материалом, дети практически получают конкретные представления  о различной форме, величине предметов, приобретают элементарные пространственные ориентировки. Очень важно сначала договориться с ребёнком, что вы будете строить – дорожку, башню, домик и т.п. Затем, беря какую-нибудь фигуру, необходимо проговорить её название, величину, цвет. Затем, по построенному образу, можно попросить ребёнка построить что-то самому. Важно понимать, что ребёнку необходим образец, поскольку его мышление пока отличается от мышления взрослого. Это мы можем возвести постройку, опираясь на наши абстрактные представления, а у ребёнка мышление наглядно-образное.

        После того, как ребёнок освоил постройки из геометрических объёмных форм, мы постепенно можем переходить у плоским фигурам – треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Но здесь так же важно по-прежнему давать образец. Таким образом, от объёмных построек мы переходим к технике аппликации. В процессу подобных занятий ребёнок учится моделировать окружающий мир.

        А теперь я хочу вам предложить самим сделать аппликацию из предложенных вам геометрических фигур 3-х размеров. Разбейтесь, пожалуйста, на подгруппы из 3-4-х человек и сложите любой рисунок на столе.

После того как работы сделаны, воспитатель задаёт вопрос для окружения:

        - Договорились ли вы друг с другом, что будете строить?

        - Проговорили ли вы, какие фигуры и какого размера вам понадобятся?

Ответы родителей могут быть самыми разными, кто-то договаривался, кто-то нет. Воспитатель даёт понять, что, занимаясь с ребёнком, очень важно заранее договариваться и в процессе работы надо называть фигуру, форму, цвет, размер.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

        А теперь мы вам покажем видеоролик с игровым занятием на сенсорику. Данное занятие направлено на развитие восприятие цвета.

Идёт показ видеоролика.

После показа воспитатель предлагает проследовать на следующую станцию путешествия – «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ».

ВОСПИТАТЕЛЬ 1         

        Как вы думаете, для чего ребёнку нужны пальчиковые игры?

Дело в том, что в кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, которые непосредственно связаны с речевым центром в головном мозге. Возбуждая эти самые окончания, мы стимулируем речевой центр, и, как следствие, быстрее и качественнее происходит развитие речи. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

        Давайте сейчас вместе поиграем в такие игры.   См. приложение 1.

После пальчиковых игр воспитатель говорит:

-Очень хорошо!

А теперь давайте отправимся на следующую станцию – «ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ СКАЗКУ»

ВОСПИТАТЕЛЬ 2

        Я хочу предложить вам разыграть сказку «Колобок».

Воспитатель даёт набор кукол би-ба-бо.

        Я буду колобком, а вам раздам остальных персонажей и мы вместе разыграем эту сказку.

 После разыгрывания представления воспитатель задаёт вопрос:

        Как вы думаете, для чего ребёнку нужны театрализованные спектакли?

Ответ родителей:  

        -Это позволяет развивать воображение ребёнка.

        -Лучше развивает речь.

        -Ребёнок учится концентрировать внимание.

Воспитатель:

        -Правильно! Конечно же, спектакль с использованием игрушек помогает вашему малышу полнее воспринимать содержание художественного произведения, создаёт яркие образы, обогащает впечатления, развивает внимание, мышление, память, речь.

        А теперь я приглашаю вас проследовать на следующую станцию нашего путешествия, которая будет называться «СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА».

ВОСПИТАТЕЛЬ 1

        Сюжетно-отобразительная игра появляется у ребёнка примерно в первой половине второго года жизни (при правильной поддержке взрослых). Что же представляет собой СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА? Это обыгрывание доступных пониманию ребёнка сюжетов из жизни. Теперь ему интересно не просто катать машинку или колесо, а сажать куклу или зайчика и катать их, кормить мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушку в постель, баюкать, причёсываться самому и причёсывать игрушки расчёской, есть самому и кормить ложкой куклу и т.п. Помогите своему малышу перенести жизненный опыт в игру. Покажите, как и во что можно играть.

        Ребёнок подражает действиям взрослых. К концу второго – началу третьего года жизни он уже берёт на себя определённую роль в игре, но не заявляет о ней. Отдельные бытовые сценки переплетаются с ситуациями вымышленными, иногда сказочными, но в основе их всегда лежит собственный детский опыт. Вы без труда узнаете, как мальчик копирует в игре отца, как девочка выразительно передаёт типичные жесты и интонацию мамы, старшей сестры.

        Всё это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Ребёнок на верном пути познания, ведущем от мира вещей к миру людей, социальным отношениям.

А теперь мы хотим показать вам видеоролик с примером сюжетно-отобразительной игры.

Идёт показ ролика.

После показа ролика говорит СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

        -Вот и подошло к концу наше путешествие.

        А теперь возьмите пожалуйста ваши списки игрушек, которые вы брали с собой в путешествие и посмотрите, соответствует ли ваш выбор тем основным воспитательным задачам, о которых мы вам сегодня рассказали.

        Ещё обратите пожалуйста внимание на памятки с нормами возрастного развития ваших детей. По ним вы можете ориентироваться в вопросах развития вашего ребёнка. И последнее – воспитатели приготовили для вас памятные сувениры о нашей встрече.

        Благодарим за внимание !!!

Далее идёт раздача сувениров, прощание.

Приложение 1

ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ

  1. «Пальчики здороваются»

Большими пальцами дотронуться «поздороваться» со всеми пальцами-братьями, затем, то же с другой рукой.

  1. «Лесенка»

Мы по лесенки шагаем и ступеньки все считаем.

И ступеньки все считаем.

Раз, два, раз, два

Ох, поднялись! Красота!

(По столу шагают средний и указательный палец одной руки, затем другой руки, затем вместе. После счета – ручки вверх.)

  1. «Фонарики»

Ладошки раскрыть – фонарики зажглись.

Ладошки согнуть – фонарики погасли.                

  1. «Моем руки»

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!     (имитируем мытьё)

Брызги вправо, брызги влево

Мокрым стало наше тело    (пальцы сжать в кулачок, и резко выпрямить пальцы)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро   (имитируем вытирание)

  1. «Месим тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём!

Тесто жмём, жмём, жмём!    (сжимаем и разжимаем калаки) 

Пироги мы испечём!        (имитируем лепку снежков)

  1. «Флажки»

Я  в руках флажок держу

И ребятам всем машу.    (взмахи ладошек вверх-вниз)

  1. «Пароход»

Пароход плывёт по речке,

И труба дымит как печка.   (ладошки соединены, большие пальцы кверху - трубы )

  1. «Цветок»

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!    (Имитируем бутон – закрыт / раскрыт)

Солнышко садится –

Цветочек спать ложиться.    (ладошки вместе / врось)

  1. «Ворота»

Ворота крепко мы запрём     (ладошки ребром)

Не сможет волк проникнуть в дом.

  1. «Зайчик»

Кто там скачет на лужайке?   (V из пальцев – указательный и средний)

Это длинноухий зайка!

  1. Человечек»

Маленькие ножки шагают по дорожке!

Топ-топ, топ-топ.

Шагают по дорожке.

  1. «Пчела»

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Над цветочком я кружу.   (круговые движения указательными пальчами) 

  1. «Семья»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Ну а это наш малыш

И зовут его ………..   (имя ребёнка)

  1. «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять    (разгибаем пальцы)

Вышел пальчик погулять  

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять    (сжимаем пальцы в кулак) 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание на тему "Игровой лабиринт"

Подробный сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме о роли игры и игрушки у детей раннего возраста. Даны четкие рекомендации о том, как правильно выбрать ребенку игрушку и с какой целью....

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительское собрание «Игровая развивающая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

     Современные родители чаще в интернете ищут ответы на вопросы, как воспитывать и развивать детей. Но, несмотря на огромное количество там рекомендаций, на...