Деловая игра для родителей "Знаете ли вы права ребенка"
методическая разработка по теме

Максимчик Ирина Мечиславовна

 

У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра       «Знаем ли мы права ребенка»

Цель: Способствовать выявлению и закреплению знаний по правам ребенка.

Задачи: 1. Закрепить знания Конвенции «О правах ребенка»

               2. Вызвать интерес родителей к игре.

Участники игры: родители.

Жюри: Заведующий и старший воспитатель ДОУ, воспитатели.

ХОД ИГРЫ

В игре участвуют три команды родителей.

1. Ведущий проводит викторину.

Задания и вопросы викторины (каждой команде дается текст Конвенции о правах ребенка)

Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:

* У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью.

(В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения.  Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации, и принимает необходимые меры по защите его прав).

* Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. (В соответствии со статьей 9, ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит  интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)

Выберите правильный ответ.

2. Уважаемые родители! А сейчас, приступим ко второму туру нашей игры, посвященной правам наших детей. Как известно, любая игра начинается с разминки, которую мы с вами уже сделали. А сейчас я вам предлагаю тест, который содержит вопросы по Конвенции о правах ребенка. Тест состоит из восьми вопросов, на каждый из которых даны три варианта ответов. Вам предстоит выбор одного из вариантов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл, т.е. реально каждый вопрос может принести команде 8 баллов. Я читаю вопрос, вы проставляете вариант ответа: (У каждой команды по тесту)

1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка?

а) Ф.М.Достоевскому;

б) А.П.Чехову;

в) А.М.Горькому.

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) в 1968 г.;

б) в 1982 г.;

в) в 1989 г.

3. Какие различия могут определить неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет;

б) национальная принадлежность;

в) состояние здоровья.

4. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

а) педагог;

б) родители;

в) члены правительства.

5. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации;

б) на иностранных спонсоров;

в) на государство.

6. Государства должны защищать ребенка от экономической

эксплуатации и работы:

а) которая не указана в официальных справочниках;

б) которая может мешать образованию и вредить здоровью;

в) которая не соответствует интересам и склонностям

ребенка.

7. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка:

а) чувства страха перед наказанием;

б) осторожности в реализации своих желаний;

в) чувства достоинства и значимости.

8. ООН считает ребенком человеческое существо от рождения до:

а) 16 лет;

б) 18 лет;

в) 19 лет.

(Тесты собираются и отдаются жюри, результаты сообщаться в конце игры)

3. От второго тура нашей игры плавно переходим к третьему.

Условия таковы: каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:

* Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть. Заодно мы увидим, как наши родители знают детскую художественную литературу.

* Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению. Конвенция о правах ребенка, о которой мы сегодня говорим, лежит у вас на столах. Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие-

либо ассоциации. Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции. Каждый правильный ответ - 1 балл. Если команда ошибается, за нее может ответить другая команда и заработать себе дополнительный балл.

***

1. "И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! - Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. - Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду."(Г.Х. Андерсен"Новое платье короля")

Статья 13 (команда зачитывает). - Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. И не надо ему говорить, как любят некоторые взрослые: "Мал еще, помалкивай!" Ну и что, что мал, ведь, бывает,- и взрослые ошибаются! Но в статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, которые любят дразнить, обзывать других людей. Вот видите, не любят страны - участницы, когда дети грубят.

***

2. "Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод

Тайно бросить в бездну вод". Статья 16 (зачитывают).

- Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей - это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

***

3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

- Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?" (Ш. Перро "Золушка")

  Статья 31. -   Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры - это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры - это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию... И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

***

4. - Ничего! Ничего! - сказала фрекен Бок. - У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми". (А. Лингрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше")     Статья 19.

- Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.

***

5. "Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры. (Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок")       Статья 8. 

- Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребе нок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопоухие, "шустрики" и "копуши", веселые и плаксы... И если этим они отличаются от других - не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким, какой он есть! Я хочу рассказать вам одну историю. Жил когда-то в стране Дании странный мальчик: длинный, нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком. Теперь его знает весь мир, и все дети мира любят его сказки. Его имя Ганс Христиан Андерсен. И сказку про гадкого утенка он написал, вспоминая свое детство. А он ведь был вовсе не плохой, этот гадкий утенок, просто он был не такой, как все.

***

6. "Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу:

"Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!" (р.н. сказка "Царевна-лягушка") Статья 16.

- Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрослым, особенно родителям, не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: "С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!"

***

7. "Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. - Иди; - говорит, - и без подснежников не возвращайся". (С. Маршак "Двенадцать месяцев") Статья 20.

- Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.

***

8. - Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя все равно съем! - Выходи лучше сама! - сказала Лиса".  (Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка")     Статья 23.

- Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства - члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещали выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых - говорить и т.д.

9. - Рубите ей голову! - Крикнула Королева. - Пусть выносят приговор, а виновата она или нет - потом разберемся!" (Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес")  Статья 40. 

- Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.

10. Последний вопрос, Команда, ответившая первой, получит дополнительное очко.

"На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу". (А.Толстой "Золотой ключик, или приключение Буратино").   Статья 28.

- Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!

  • Пока наше жюри оценивает и подсчитывает общее количество баллов, мы подведем итоги предыдущих туров. (Результаты первых двух туров зачитывает ведущий) А теперь слово нашему жюри.

Слово жюри. Подведение итогов игры.

- Послушайте правильные ответы (зачитываются вопросы теста и называются правильные варианты ответов).

Подводятся общие результаты игры.

- Независимо от того, чья команда набрала большее количество баллов, я думаю, всем было полезно вспомнить о том, что нужно уважать и защищать права детей. Очень рада нашему общению с вами. А сейчас я вас приглашаю на церемонию награждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с родителями на тему: «Учите ребенка быть добрым»

Цель: показать важность воспитания доброты в детях. Задачи:  1. Объединить усилия детского сад и семьи по воспитанию в детях доброты, чуткости, отзывчивости. 2. Способствовать повышению...

Деловая игра на педсовете. "Факторы успешной социализации ребенка дошкольника."

Цель.Конкретизация и уточнение понятий и представлений педагогов о  Федеральных государственных  стандартах в сфере дошкольного образования,  основных направлениях социально-личностного...

Деловая игра с родителями "Знать и понимать ребенка"

Цель – решение вопросов воспитания детей, связанных с учётом особенностей ребёнка и условий его жизнедеятельности, признание права ребёнка «быть самим собой».Задачи:1.    Повысить ...

Деловая игра: «Организация коррекционно-речевой работы с ребенком старшего дошкольного возраста в домашних условиях».

Для эффективной работы логопеду необходимо наладить тесный контакт с родителями детей. Поэтому, после первичного обследования ребенка  приглашаю родителей для сбора анамнеза и уточнения раннего р...

Деловая игра с педагогами ДОУ по теме «Ребенок и его здоровье»

Проведение педсовета в виде деловой игры...

Методическая копилка Деловая игра для педагогов "Знатоки дорожных правил!"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Олонский детский сад»     Деловая игра для педагогов  «Знатоки дорожных правил!»...