«Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению»
консультация (подготовительная группа) по теме

Кулешова Наталья Владимировна

Понятие развития речемыслительной деятельности  включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_rechemysliteleoy_deyatelnosti.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Активизация  речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению»

       Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением всех психических процессов и функций человека.

       Эта проблема находилась в центре многих мировых и отечественных исследований. Во всех исследованиях речевого онтогенеза, особенно в исследованиях последних двадцати лет, звучит мысль о том, что критерием качества речи ребенка  любой возрастной группы,  следовательно, и критерием его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Иными словами, важно не то, сколько слов употребил ребенок в своем высказывании, а насколько действенным это высказывание является для собеседника и насколько отвечает целям вербального поведения ребенка.

      Понятие развития речемыслительной деятельности  включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.

       Медленно читающий, долго думающий, трудно запоминающий ребенок не может сосредоточиться на задании, выслушать его полностью, вдуматься в его смысл: что требуется выполнить и как это сделать? И это не потому, что он «неспособный», а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкции. Такого ребенка отличает неспособность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способность классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. Эти особенности приводят его к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от других, к потребности в помощи.

       В связи с этим перед педагогами, родителями встает задача, заключающаяся в том, чтобы своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребенку преодолеть трудности и не потерять интереса к учению. Если ребенок теряет потребность в познании, это ограничивает возможности его развития. Увлеченный чем-либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладится и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение.

       А как легкомысленны могут быть мамы и папы, отмахиваясь от проблем ребенка на том основании, что сами они были такими же и никто их не учил, и ничего — научились. Общеизвестна  способность бабушек и дедушек баловать внуков, но если бы они задумались о том, что, жалея ребенка, стараясь ему помочь, многое в его воспитании они могут поставить с ног на голову! Очень часто в процессе подготовки уроков они не учат ребенка искать решение, а сами за него это делают, оставляя малышу лишь механическую работу: переписать уже исправленный текст, сосчитать уже определенные величины, обвести рисунок и т. д. Родителям и родным следовало бы избегать такой «помощи».

       Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей, специфически человеческой формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове. Та трудность, которую мы переживаем при выражении мысли во внешней речи, вовсе не есть трудность только самой речи. Эта трудность является трудностью оформления данной мысли вербально, в словах. Оформить ее так, чтобы сделать понятной для другого, это значит сделать ее вполне ясной и для самого себя. Чем более неясной является для нас наша мысль, тем труднее выразить ее словами, и наоборот. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль, формируя таким образом рассуждающее (логическое) мышление.

Как активизировать речемыслительную деятельность  ребенка и можно ли использовать для этого педагогические приемы? Можно и нужно.

Для активизации мышления необходимо проводить такие виды работ:

      • развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия;

      • развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́х представлений;

      • формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;

      • формирование обобщенного познания;

      • развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями;

      • развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями).

Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:

      • отгадывание предметов по описанию.

      • сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;

      • подбор синонимов и антонимов к определенным словам;

      • подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник). Проводится с опорой на конструктивную деятельность;

      • подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);

      • толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);

      • объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;

      • пересказ рассказа:

     Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:

      • развивать подражательную деятельность в игровых и бытовых ситуациях;

      • проводить дидактические и подвижные игры;

      • разыгрывать сценки с ситуативным общением,  проводить ролевые игры (врач — больной, учитель — ученик, продавец — покупатель);

      • активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;

      • расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;

      • насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина);

      • создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.

       И главное, хотим вам напомнить:

никого ничему нельзя научить, можно только помочь научиться (научиться учиться);

чтобы добиться успеха в работе, надо сделать ее интересной, эмоциональной, наглядной; проводить ее систематически и системно; отмечать достижения ребенка (незнание не наказывается, стимулируется стремление к знаниям).

       Приятного вам общения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению

Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению...

Развитие мелкой моторики руки как важный фактор готовности к школьному обучению

В статье расскрывается значимость подготовки руки дошкольников к овладению письмом. Говорится о письме как особой графической деятельности, необходимой в школьном обучении....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

Консультация для родителей «Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению».

Консультация для родителей: «Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению». Развитие речи представляет собой сложный мн...