Консультация "Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения"
консультация по теме

Смирнова Ирина Алексеевна

Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию  нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rod._4.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал для педагогов представлен на персональном сайте:  http://nsportal.ru/smirnova-irina-alexeevna

в социальной сети работников образования: nsportal.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад компенсирующего вида №724

111401, Москва, ул. Металлургов, д.16                                    тел.(495)304-08-72

 e-mail: gou724@newmail.ru                                                             (495)304-03-00

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  

 «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»        

                                                                        Составила

                                                                         учитель-дефектолог

                                                                         Смирнова И.А.          

Москва, 2013 год

Зрение представляет собой сложную форму отражения окружающего мира. Снижение функций зрения  неизбежно приводит  к снижению скорости и точности восприятия. Восприятие у слабовидящих детей замедленное, фрагментарное, полнота обозрения нарушена, снижена наблюдательность.

В каком возрасте нужно показать малыша врачу, если высок риск наследственной близорукости? Обязательно – в 6 месяцев, потом в год, в 2, в 3 года. Все хорошо? Тогда следующий визит можно отложить до момента, когда пора будет идти в школу, и далее проверяться ежегодно. Если ген близорукости унаследован, болезнь может проявиться в любое время, даже в 12-13 лет, и важно подхватить ее в самом начале.

Как проверить зрение шестимесячного малыша? Вряд ли он даст себя спокойно смотреть. Здесь требуются определенные диагностические технологии и врачебные навыки. Если генетический риск велик, имеет смысл посмотреть один раз такого ребенка в условиях легкого медикаментозного сна. Это абсолютно безвредный наркоз, на границе сна и бодрствования. Зато есть возможность спокойно осмотреть всю зрительную систему: глазное дно, внутриглазные структуры, выявить оптические дефекты с точностью до десятых долей диоптрий. А значит, назначить правильную коррекцию и лечение.

Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию  нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения.  Здесь созданы специальные эргономические условия для максимальной коррекции, компенсации зрительных нарушений медицинскими, педагогическими методами и средствами, стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности каждого воспитанника.

Дети с нарушением зрения по состоянию зрительных функций, характеру глазной патологии, течению и прогнозу заболеваний органа зрения представляют весьма разнообразную группу. Поэтому при организации воспитательно-образовательного процесса и по назначению лечащего врача педагоги учитывают возраст, офтальмологический и сопутствующие диагнозы, период лечебно-восстановительной работы и индивидуальные особенности каждого ребенка. Вся коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на занятиях.

Лечебно-восстановительная работа включает в себя лечение, восстановление, развитие, охрану, стимуляцию остаточного зрения и улучшение зрения у детей, имеющих зрительную патологию. Работа проводится сёстрами-ортоптистками под руководством врача-офтальмолога. Лечебно-восстановительная работа – это ранняя всесторонняя диагностика зрительных функций, позволяющая выявить степень, характер и причины дефекта. Основными видами работы офтальмолога специального дошкольного учреждения является лечебно-восстановительная и профилактическая работа с родителями, организационная, методическая и др. Большинство направлений врачебной деятельности тесно связаны с коррекционно-педагогическим процессом. В тесном контакте с медицинским персоналом работают тифлопедагог и воспитатель. Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе абилитации и реабилитации детей дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада.

Лечебно-восстановительная работа предполагает:

- раннюю всестороннюю диагностику нарушения зрительных функций, позволяющую выявить степень, характер и причины дефекта;

- проведение лечебных и оздоровительных мероприятий, необходимых для восстановления нарушенных зрительных функций;

- комплексное медико-педагогическое воздействие, стимулирующее дальнейшее формирование зрительных функций;

- преодоление первичных, вторичных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Реализация этих задач требует необходимых педагогических, гигиенических и эргономических условий (искусственной освещённости, соответствующей специальным нормативам; особой аппаратуры; мебели, дидактических материалов и др.).

Врач направляет и контролирует выполнение специфических профилактических мероприятий в детском учреждении:

- соблюдение норм освещенности;

- правильный подбор и расстановка мебели;

- рассаживание детей на занятиях в соответствии с характером патологии;

- адекватный зрительным функциям подход при выполнении основных режимных моментов в плане охраны жизни и здоровья детей (организация игр, прогулок, передвижение внутри - и вне помещения, хранение опасных предметов и т. п.);

- соблюдение ограничений на физкультурных занятиях при некоторых заболеваниях;

- соблюдение режима зрительных нагрузок, выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления.

Медицинская коррекция подразделяется:

- Профилактическое лечение (медикаментозное – общее применение медикаментозных препаратов); местное применение - мази, закапывания, электрофорезы. Лечение направлено на стабилизацию патологических процессов, по возможности устранение осложнений, развивающихся на фоне основного заболевания и предотвращения возникновения новых заболеваний.

- Основная (аппаратная) коррекция направлена на повышение остроты зрения и предусматривает оптическую коррекцию, стимуляцию остаточного зрения, плеоптическое, физиотерапевтическое лечение, а также хирургическое вмешательство.

1. Плеоптика.

Цель - повышение остроты зрения:

- прямая окклюзия;

- локальный засвет макулы;

- лечение на офтальмологических аппаратах.

В это период ребенок попадает в положение слабовидящего и находится в стрессовом состоянии, поэтому психолог, педагоги, родители должны поддержать его, объяснить необходимость окклюзии.

2. Ортоптика.

Цель - развитие бинокулярного зрения:

Методы - с помощью «сенаптофора», «мускулотренера» и других офтальмологических аппаратов. На этом этапе возможно и хирургическое вмешательство по назначению врача.

3. Стереоптика.

Цель - выработать стереоскопическое зрение (умение видеть на расстоянии, различать глубину пространства).

Стимуляция остаточного зрения должна проводиться с самого раннего возраста. Врач и тифлопедагог обучают родителей способам стимуляции остаточного зрения, помогают ребенку пробудить желание пользоваться зрением. При адекватном поведении ребенка и отсутствии противопоказаний для активации зрения можно применять также лазерную плеоптику, электромагнитостимуляцию, рассматривание подвижных контрастно-частотных объектов.

Также для детей со зрительной патологией необходим своевременный, правильный и рациональный подбор очков.

Целью коррекционно-образовательной работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к школе. Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и тифлопедагога. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы.

Содержание коррекционно-образовательной работы в специальном дошкольном учреждении строится с учетом общеобразовательной программы «От рождения до школы» и коррекционной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» под редакцией Л.И. Плаксиной.

Тифлопедагогу необходимо знать о ребенке все: его уровень подготовки, способности, возможности обучения, генетические факторы, круг интересов, социальное окружение, характерологические особенности и другие показатели для того, чтобы эффективно организовать воспитательно-образовательную работу. Кроме того, необходимо изучить диагноз зрительного заболевания, структурно-функциональные нарушения зрительного анализатора, этиологию слепоты или слабовидения, психофизические вторичные отклонения в его развитии.

Все перечисленные данные помогут всесторонне изучить возможности ребенка и организовать коррекционную направленность как воспитательно-образовательного, так и коррекционно-восстановительного процессов.

Основными задачами воспитательно-образовательного процесса являются:

 – Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением.

– Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов.

 – Обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Основные направления работы тифлопедагога.

  • Тифлопедагогическое обследование детей:

- Изучение медицинских и офтальмологических карт.

- Наблюдение за детьми.

- Исследование зрительного восприятия.

  • Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий. Длительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и варьируется от 15 до 30 минут.

 Виды коррекционных занятий:

Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия по следующим видам:

  • формирование предметных представлений,
  • формирование восприятия сенсорных эталонов,
  • формирование восприятия сюжетных изображений,
  • развитие социально-бытовой ориентировки,
  • развитию осязания и мелкой моторики,
  • формирование навыков ориентировки в пространстве.

Работа с родителями:

Выступления на родительских собраниях. Индивидуальные консультации и рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций. Выставки специальной литературы, игр и пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.

Данная  презентация отражает взаимодействие  всех служб дошкольного учреждения при  работе  с детьми имеющими нарушения зрения - как первичный дефект,  так и вторичные отклоне...

Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...

сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.

В сообщении раскрываются особенности логопедической работы  с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...

«Оздоровительная направленность образовательного процесса в учреждении для детей с нарушением зрения как условие сохранения физического и психического здоровья»

В статье говорится о том, что приоритетной задачей  учреждения, в котором работает автор, на  сегодняшний день  является создание здоровьесберегающей среды, и внедрение в образовательны...