Русская народная игрушка "Матрёшка" в жизни ребёнка
консультация (младшая группа) по теме

Лысихина Лариса Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_s_matryoshkoy.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГДОУ №86 Фрунзенского района

 

Русская народная игрушка

«Матрёшка» в жизни ребёнка

Исполнитель: Лысихина Лариса Ивановна

г. Санкт-Петербург

2010 г.

МАТРЁШКА, КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Матрешка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно  в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает    развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети в начале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку со взрослым, учится таким понятиям, как большая - маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На  форме матрешки может быть    изображены  персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание  и упорство.

ИГРА С МАТРЕШКОЙ

Для игры желательно иметь полный комплект матрешки. Воспитатель предлагает сесть детям на стульчики и на небольшом  расстоянии ставит стол. Дети рассаживаются по удобнее, и воспитатель ставит на стол большую матрешку. Воспитатель говорит: «Посмотрите, какая   красивая матрешка  к нам пришла!». Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Воспитатель спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета сарафан, платок. Полюбовавшись матрешкой, воспитатель поднимает матрешку и удивленно говорит: «Она тяжелая! Давайте откроем матрешку». Открывая верхнюю часть матрешки, воспитатель с детьми произносит следующие слова:

«Матрёшка, матрёшка, откройся немножко».

Процесс открывания матрёшки намеренно слегка затягивается, чтобы сильнее заинтересовать ребёнка. Открыв большую матрёшку и увидев в ней следующую, дети удивляются и любуются. Новая матрёшка становится рядышком с первой. Воспитатель  обращает внимание детей на то, что они разные. Воспитатель спрашивает, какая из матрёшек выше; какого цвета платок у той матрёшки, которая выше и у той, которая ниже. Затем воспитатель берёт матрёшку поменьше и предлагает посмотреть, не спряталось ли там что-нибудь. Дети снова говорят:

«Матрёшка, матрёшка, откройся немножко».

Появляется следующая матрёшка. Так продолжается до тех пор, пока не вынем все матрёшки. Воспитатель расставляет все матрёшки на столе. Он обращает внимание детей на то, что матрёшки разного размера. После этого воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые сарафаны и какие яркие платки у матрёшек?! У них есть глазки, носики, и ротики». Воспитатель предлагает детям показать глазки, носик и ротик у себя. Рассматривая матрёшек, дети немного устали и воспитатель предлагает им встать в кружок и немного подвигаться. Воспитатель поёт песенку и показывает движения.

                «Эх, матрёшки хороши, хороши, хороши,        

                  Вместе пляшем от души, спляшем от души        (делаем пружинки)

                  Ручками похлопаем хлоп, хлоп, хлоп!

           Ножками потопаем топ, топ, топ!

                   Ручками помашем раз, два, три!

                  Вместе с вами спляшем от души!»                (делаем пружинки)

Воспитатель своими действиями побуждает детей повторять за ним.

После небольшого отдыха воспитатель  предлагает детям напоить матрёшек чаем. Дети усаживают матрёшек на стулья вокруг стола. Далее воспитатель предлагает поставить каждой матрёшке чашку и тарелочку в соответствии с цветом платка. При этом он читает рифмовку:

«Пете, куколки наш чай.

  Чай душистый золотистый.

  Вкусный сладкий – вот какой.

  Для гостей чаёчек мой!».

Попив чай, матрёшки говорят спасибо и обещают ещё раз прийти к ребятам в гости, а сейчас они устали и хотят немного отдохнуть.  

Цель занятия была познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой, научиться различать большое и маленькое, цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка.

Кто не знает своего прошлого -  тот не имеет будующего...

Проект "Русская культура в жизни ребёнка"

Тема данного проекта выбрана не случайно. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными игра...

«Русские народные сказки в жизни ребёнка»

Проект «Русские народные сказки в жизни ребёнка». Актуальность проектаРусская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но...

Долгосрочный проект в младшей группе №3"Карапузики " на тему: «Русские народные сказки в жизни ребёнка»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГОАВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГОДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»(АОУ детский сад № 10...

План-конспект круглого стола с родителями на тему "Нужна ли русская народная сказка моему ребёнку?"

Организация данного круглого стола направлена на то, чтобы помочь родителям детей инофонов приобщить их к русскому языку через русские народные сказки, помочь адаптироваться детям к социальной среде....

Роль и значение русского народного творчества в жизни ребёнка дошкольного возраста.

Народное творчество позволяет ребёнку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы как игра, сказка, пение, пляска....

Анкетирование "Русская песня в жизни ребёнка"

Анкетирование "Русская песня в жизни ребёнка"...