Памятка для родителей по правилам дорожного движения
методическая разработка

Новакова Елена Викторовна

 

 

Первостепенная задача всех родителей – обеспечить благополучие своих детей. Еще задолго до появления малыша на свет родители практически наизусть зубрят различные правила, которые позволят им вырастить счастливых и здоровых людей. Но, к огромному сожалению, очень малое количество родителей вспоминают о необходимости научить ребенка самому главному правилу – правилу поведения на дорогах. А ведь от этого зачастую зависит не только здоровье, но и даже жизнь ребенка. Вовремя выученные правила дорожного движения для детей спасли не одну тысячу детских жизней.

 Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок, так или иначе, соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок. Эти памятки вам помогут в этом нелегком деле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Аннотация к памяткам для родителей. 

 

Первостепенная задача всех родителей – обеспечить благополучие своих детей. Еще задолго до появления малыша на свет родители практически наизусть зубрят различные правила, которые позволят им вырастить счастливых и здоровых людей. Но, к огромному сожалению, очень малое количество родителей вспоминают о необходимости научить ребенка самому главному правилу – правилу поведения на дорогах. А ведь от этого зачастую зависит не только здоровье, но и даже жизнь ребенка. Вовремя выученные правила дорожного движения для детей спасли не одну тысячу детских жизней. 

 Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок, так или иначе, соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок. Эти памятки вам помогут в этом нелегком деле.

Памятка для родителей

                  « Правила Дорожной Безопасности для детей»

  Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам хорошо разбираться в них и всегда последовательно следовать им на дороге.

- Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны.

- Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону.

- Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара.

- Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.

- Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть.

- В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком).

- В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота

Ошибки, допускаемые при обучении детей правилам дорожного движения:

- Ошибочное мнение:

Обходи трамвай спереди, а автобус - сзади.

- Правильно: 

При выходе из маршрутного транспорта, если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части, следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, когда транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, и переходить проезжую часть в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

- Ошибочное мнение:

При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины - посмотри направо.

- Правильно:

Транспортное средство может появиться неожиданно, с любой стороны. Поэтому, прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть в обе стороны, затем еще раз налево и, только убедившись в своей безопасности со всех сторон, начинать переход проезжей части,

постоянно контролируя ситуацию поворотом головы  и по возможности не останавливаясь на середине.

- Ошибочное мнение:

Красный - стоп, желтый - приготовиться, зеленый - идти.

- Правильно:

 Красный и желтый сигналы светофора являются запрещающими, и только один - зеленый - разрешающий. Пешеход должен убедиться в том, что все машины остановились, и только тогда переходить дорогу. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый.

- Ошибочное мнение:

Дорожный знак « Дети»- это место перехода дороги детьми в месте его установки.

- Правильно:

Дорожный знак « Дети» информирует водителя о том, что впереди пешеходный переход. А в месте установки знака могут неожиданно появиться дети, так как рядом детское учреждение.

Памятка для родителей по ПДД

ГИБДД опубликовала памятку для детей и их родителей, которая предостережет их от аварий. В памятку для родителей Инспектора ГИБДД включили семь правил:

 1. Родителям необходимо постоянной напоминать детям о правилах поведения на дороге. Желательно приобрести обучающие детские книги и видеофильмы. Начинать знакомить нужно с самого раннего возраста, чтобы сразу откладывалось в памяти.

 2. Перед началом учебного года до 1 сентября, родителям требуется пройти с ребенком по маршруту от дома до школы, туда и обратно. Желательно несколько раз. Обратить его внимание на сложные и опасные участки на дороге, пешеходные переходы, светофоры, разметку на дороге и дорожные знаки.

 3. Во время передвижения на авто, обязательно используйте детские кресла и ремни безопасности.

 4. При перевозке маленьких детей, аккуратно и плавно совершайте маневры без резких движений. Не забывайте, что вы отвечаете за безопасность всех пассажиров.

 5. Во время езды на авто, когда мимо проезжаете детские сады, школы, различные детские учреждения заблаговременно снижайте скорость, будьте внимательней и не забывайте, что от детей ожидать можно все что угодно.

 6. Если собираетесь приобрести велосипед или мотороллер, не забудьте проинструктировать о правилах дорожного движения.

 7. Самое главное правило - самим показывать пример детям, не нарушать ПДД в присутствии детей и пользоваться данной памяткой для родителей.

Дети видят дорогу по-другому!

Для наших детей дорога зачастую выглядит совершенно не так, как для нас. Ниже описаны наиболее яркие особенности психологического восприятия движущегося автомобиля детьми младшего возраста.

Детский глазомер.

 Детки, достигшие примерно трехлетнего возраста, уже вполне способны отличить стоящий на месте автомобиль от движущегося. Однако дать реальную оценку опасности движущегося в их сторону автомобиля ребенок не в силу из-за своих возрастных особенностей психики. Маленькие дети не могут реально оценивать ни дальность расстояния, на котором находится автомобиль, ни его примерную скорость движения. Ну а уж про то, что у любого автомобиля существует определенный тормозной путь, ребенок и подавно знать не может. В сознании практически любого малыша настоящий автомобиль ничем не отличается от игрушечного, который можно остановить немедленно.

Источники звука.

В строении слухового аппарата ребенка есть свои особенности. Из-за этого детки примерно до шести лет очень плохо определяют, откуда раздается тот или иной звук. И звук движущегося автотранспорта не стал счастливым исключением из этого правила – маленький ребенок очень часто не может определить шум подъезжающего автомобиля.

Избирательное детское внимание.

Возрастные особенности детской психологии таковы, что внимание ребенка исключительно избирательное. Именно из-за этого маленький ребенок не способен концентрировать свое внимание сразу на нескольких объектах дольше, чем на две – три секунды. Потом ребенок выхватывает из общей картины только один объект, на котором и концентрирует все свое внимание. Как правило, ребенок обращает внимание на тот объект, который ему интересен именно в данный момент, например, на мячик, выкатившийся на проезжую часть. Ребенок приближающейся машины просто – напросто не заметит, и, к несчастью, может приключиться беда.

Процесс торможения работы нервной системы.

У ребенка первых десяти лет жизни центральная нервная система развита не до конца, поэтому он реагирует на ситуации опасности совсем не так, как взрослые. Увидев перед собой машину, 9 из 10 малышей замрут от ужаса, прикрыв глаза ладошкой. В их мозгу сработает ложный стереотип, присущий всем деткам без исключения: «Если я не вижу опасности, значит, ее не существует, и со мной все будет хорошо»! К огромному сожалению, по подобному сценарию происходит две трети всех дорожно-транспортных происшествий с участием малышей.

Особенности зрения малышей.

Примерно до 7 – 8 летнего возраста у всех без исключения детей отмечается «туннельное зрение». При таком типе зрения мозг ребенка воспринимает только тот объект, который находится непосредственно перед ребенком. Боковое зрение просто-напросто отсутствует. И если шанс увидеть машину, которая движется навстречу малышу, он еще может заметить, то приближающийся сбоку автотранспорт он точно заметить не в состоянии.

Кстати говоря, именно поэтому для ребенка должно стать золотым правило дорожного движения, гласящее о необходимости перед переходом дороги посмотреть по сторонам – сначала в левую сторону, а затем в правую. Если ребенок не знает об этой необходимости, может случиться настоящая беда. Правила поведения детей на дороге должны учитывать все эти нюансы.

Неадекватная оценка опасности.

В силу своего возраста для ребенка все большое кажется очень страшным. Реакцию ребенка, прежде всего, вызывают габариты машины, а вот на его скорость кроха не обращает абсолютно никакого внимания. Медленно движущийся грузовик ребенок расценивает как намного большую опасность, чем мчащаяся на большой скорости легковая машина. Обязательно обратите внимание на эту особенность детской психики и постоянно обращайте внимание крохи на правильные критерии оценки опасности.

Низкий рост крохи.

Еще одним противником малыша на дороге является его маленький рост. С высоты своего роста ребенок зачастую просто физически не способен оценить реальную обстановку на дороге, особенно если на обочине около пешеходного перехода припаркованы автомобили. Дорога глазами детей выглядит совсем иначе. Да и водителю заметить столь юного пешехода сложнее, особенно если речь идет о грузовых машинах.

 

Учимся? Играем!

 Для детей проще всего познавать мир через игру. Так воспользуйтесь этой особенностью детской психологии и проиграйте с малышом все возможные ситуации, с которыми он может столкнуться на дороге.

 Макет улицы - готовая модель или изготовленная из нетрадиционного материала. Усложняется по содержанию в соответствии с возрастом детей. Поможет научить ваших детей:

- различать проезжую часть улицы и тротуар; формировать представление о назначении зелёного и красного сигналов светофора.(3-4 года)

- закрепить у детей представление о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора.(4-5 лет)

- формировать у детей представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицы переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках; познакомить с назначением "островка безопасности".(5-6 лет)

- научит детей соблюдать следующие правила дорожного движения и поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, переходить улицу в указанных местах на зелёный свет светофора, при красном и жёлтом свете стоять, не играть на проезжей части улицы, дороги.(6-7лет)

Материалы: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты).

Настольно-печатные игры для детей старшего дошкольного возраста:

1. "Летит, плывёт, едет"
- Игра, которая в увлекательной форме знакомит детей с видами транспорта: наземным, воздушным, водным.

2. "Дорожные знаки"
- Игра познакомит детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств. Особое внимание уделено знакам, непосредственно относящимся к детям - участникам дорожного движения.

3. "Дорожная азбука"
- Хочешь узнать о знаках дорожного движения? Открой этот сборник игр и представь, что ты сидишь за рулём автомобиля. Проехав по дорогам всех игр, ты познакомишься с предупреждающими, а также предписывающими знаками.

4. "За рулём"
- Игра познакомит детей с настоящим и прошлым отечественного транспорта и научит его квалифицировать:
• транспорт города
• грузовые
• мототранспорт
• легковые
• спецмашины.

5. "Красный, жёлтый, зелёный"
- Игра способствует изучению правил дорожного движения.

Подвижные игры

1. "Цветные автомобили" (3-4года)
По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.

2. "Машины" (3-4года)
Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.

3. "Воробушки и автомобиль" (3-4года)
Цель: Приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

4. "Трамвай" (3-4года)
Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

5. "Светофор" (5-7лет)
Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор - два картонных кружка, одна сторона которых жёлтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная или зелёная).
Руководитель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись "переход", сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.

Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться…..(опасно).
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь……(открыт)".
Жёлтый свет - предупрежденье -
Жди сигнала для….(движенья).
Затем руководитель объясняет правила игры:
- Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда жёлтый - хлопают в ладоши, а когда красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

6. "Мы юные автомобилисты"
Инспектор ГИБДД (воспитатель), проверив знания детей правил дорожного движения, вручает каждому из них водительское удостоверение.
Получив права автомобилиста, дети старших и подготовительных групп двигаются по игровой площадке, соблюдая правила дорожного движения:
1. Придерживаться правостороннего движения
2. Правильно реагировать на сигналы светофора
3. Пропускать пешеходов (детей младшей группы с педагогом)

7. "Стоп" (старшая группа)
Участники игры двигаются в соответствии со словами и цветовыми сигналами ведущего: "Дружно шагай" - зелёный кружок,
"Смотри, не зевай" - жёлтый кружок,
"Стоп!" - красный кружок.

Дидактические игры

1. "Светофор" (3-5лет)

Цель:
- Закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах.
-Закрепить представление детей о цвете (красный, жёлтый, зелёный).

Материал: цветные картонные кружочки (жёлтые, зелёные, красные); макет светофора.

2. "Поставь дорожный знак" (5-6лет)

Цель:
-Учить детей различать следующие дорожные знаки: "Железнодорожный переезд", "дети", "Пешеходный переход", "Дикие животные" (предупреждающие); "Въезд запрещён", "Проход закрыт", "Движение на велосипедах запрещено" (запрещающие); "Прямо", "Направо", "Налево", "Круговое движение", "Пешеходная дорожка" (предписывающие); "Место стоянки", "Пешеходный переход", "Пункт медицинской помощи", "Телефон", "Пункт питания", "Автозаправочная станция", "Пункт технического обслуживания" (информационно-указательные); "Пункт первой медицинской помощи", "Автозаправочная станция", "Телефон", "Пункт питания", "Место отдыха", "Пост ГАИ" (знаки сервиса).
- Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного перехода, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрёстков.

3. "Теремок" (5-6лет)

Цель:
- Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.
- Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: "Железнодорожный переезд", "Дети", "Опасный поворот"; запрещающих знаках: "Въезд запрещён (велосипедисту, водителю)", "Движение на велосипедах запрещено", "Проход закрыт"; предписывающих знаках: "Обязательное направление движения", "Прямо", "Направо", "Налево", "Круговое движение", "Велосипедная дорожка"; информационно-указательных знаках: "Место стоянки", "Пешеходный переход"; знаках сервиса: "Пункт первой медицинской помощи", "Телефон", "Пункт питания", "Автозаправочная станция", "Техническое обслуживание автомобилей".
- Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: картонные круги с изображением дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в ней окошком; палочка.

4. "Угадай, какой знак" (5-6лет)

Цель:
-Учить детей различать дорожные знаки.
-Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
-Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

5. "Виды перекрёстков" (5-6лет)

Цель:
-Познакомить детей с видами перекрёстков.
-Учить правилам перехода улицы.
-Развивать внимание и наблюдательность.

Материал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрёстков. 

Обучение правилам дорожного движения намного интересней для детей, если включить в процесс обучения чтение художественной литературы, стихов, загадок пословиц и поговорок.

Стихи о правилах дорожного движения.

Если свет зажёгся красный,

 Значит, двигаться опасно.

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт!»

С. Маршак

Три цвета есть у светофора,

 Они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет.

Жёлтый – будь готов к пути.

А зелёный свет – иди!

С. Маршак

Делаем   ребятам

Предостережение:

Выучите срочно

Правила движения,

Чтоб  не  волновались

Каждый  день  родители,

Чтоб спокойно мчались

Улицей   водители!

Ю. Яковлев

Моя улица

Здесь,  на посту, в любое время,

Дежурит ловкий постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним  на мостовой.

Никто на  свете так не  может

Одним движением  руки

Остановить  поток  прохожих

И  пропустить грузовики.

С. Михалков

Шагая осторожно,

За улицей следи –

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там ее переходи!

И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить зевая!

Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно,

За улицей следи –

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там ее переходи!

С. Михалков

Там, где шумный перекресток,

 Где машин  не сосчитать,

Перейти  не  так уж  просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Н. Сорокин

Где кататься детворе?

На спортплощадке во дворе!

Нет машин, асфальт прекрасный,

Там и ездить безопасно.

Велик, ролики, скейтборд...

Это все дворовый спорт.

Я гоню мяч со двора:

Ну какая здесь игра?

Скучно мне играть в футбол -

Очень просто забить гол.

Глупый мальчишка

играет в футбол

Хочется очень забить ему гол!

Гонит по улице мяч со двора...

Разве для улицы эта игра?

Здесь не футбольное поле

с травой,

Мчатся машины по мостовой.

Стой! Ты рискуешь,

дружок, головой!

Лишь во дворе,

хоть вприпрыжку, хоть вскачь,

Можешь гонять

в безопасности мяч.

Загадки по правилам дорожного движения.

Чтоб тебе помочь

Путь пройди опасный,

Горим и день, и ночь –

Зелёный, жёлтый, красный.

(Светофор)

Днём и ночью я горю,

Всем сигналы подаю.

Есть три цвета у меня –

Как зовут меня, друзья?

(Светофор)

Посмотрите, силач, какой –

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.

(Милиционер-регулировщик)

Пословицы и поговорки по ПДД

Тише едешь - дальше будешь.

Опасайся бед, пока их нет.

Гляди в оба, да не разбей лоба.

Ехал прямо, да попал.

                                                  Родители помните!!!

 Безопасное поведение детей на дороге во многом зависит именно от личного примера  родителей, так давайте же не будем подвергать жизнь своего ребенка, да и свою собственную, напрасным рискам. Соблюдайте правила дорожного движения, учите ребенка следовать им. Безопасность и жизнь вашего ребенка на 90 % зависит именно от окружающих его взрослых людей, особенно от родителей.

               

                            Сохраним жизнь и здоровье наших детей!!!

Литература:
1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1983.
2. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. - М.: Просвещение, 1985.
3. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.

Интернет ресурсы:

http://www.gibdd.ru/about/social/pravo-peshehoda/

http://dskv90.mskobr.ru/obwenie/blog/irina_skripkina/konsul_taciya_dlya_roditelej_po_pravilam_dorozhnogo_dvizheniya/

http://teremokyar.ru/vse-dlya-roditeley/По%20ПДД/

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=гибдд%20для%20детей&stype=image&lr=2&noreask=1&source=wiz





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей о правилах дорожного движения

Данный материал содержит советы родителям о формировании безопасного поведения ребенка на улице, в транспорте....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения

памятка для родителей по формированию у ребенка дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил безопасного поведения....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения

Познавательная памятка по ПДД позволит родителям обратить внимание на важность знаний детьми в дошкольном возрасте дорожной грамоты. Поможет родителям в доступной форме объяснить малышу законы дорог....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения

1.При переходе через дорогу взрослый обязан держать ребенка за руку.2.Переходить дорогу с ребенком только в специально отведенных местах (по пешеходным и подземным переходам), на разрешающий сиг...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения "Что надо знать родителям"

Информация для родителей о необходимости использования правил дорожного движения...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....